рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин. Основы филологии О Научном Смирении Не Пугайтесь Названия Этого Раздела. Я Не Имею В ...

О НАУЧНОМ СМИРЕНИИ

Не пугайтесь названия этого раздела. Я не имею в виду ваш м о -ральный облик. Я имею в виду ваш подход к источникам и к их кон­спектированию.

Вы видели на примере конспект-карточек, что я, будучи еще незре­лым филологом, посмеялся над каким-то исследователем и в два счета с ним разделался. До сих пор я убежден, что поступил тогда правильно и в любом случае мы квиты, потому что и он в два счета разделался со значительной темой. Но подобный случай, во-первых, достаточно нетипичен, а во-вторых, я все же и этого ученого законспектировал и вроде бы прислушался к его суждению. И не только из тех соображе­ний, что надо учитывать все сказанное по нашей узкой тематике, но и потому, что не всегда наилучшие идеи приходят от наикрупнейших знатоков вопроса.

Вот, к примеру, случай из моей практики: аббат Балле.

Чтобы рассказывать по порядку, следует познакомить вас с неко­торыми аспектами той моей давнишней работы. В течение года мой диплом буксовал из-за одной неувязки. Дело в том, что сегодняшняя эстетика считает перцепцию прекрасного интуитивной. Но для свя­того Фомы категория интуитивного не существовала. В нашем веке многие исследователи пытались доказать, что Фома в каких-то выска­зываниях подразумевал интуитивность, но они насиловали материал. При этом перцепция предметов вообще являлась для Фомы моментом столь стремительным и мгновенным, что непонятно, как могло осу­ществляться наслаждение эстетическими качествами, которые чрез-220


рцчайно сложны: игра пропорций, взаимосвязь между сущностью ве­щей и тем образом, которым эта сущность организует материю, и так далее.

Выход из противоречия т а и л с я (я нашел его д л я себя за м е с я ц до з а -щиты диплома) в открытии, что эстетическое созерцание опиралось на гораздо более сложное действие — суждение. Но у Фомы не говорится об этом открытым текстом. И тем не менее он говорит об эстетическом созерцании таким образом, что невозможно не прийти именно к этому выводу. Цель интерпретации часто сводится к процессу выуживания из автора ответа на вопрос, который ему пока не задавали, но если бы задали, автор не мог бы отвечать никаким другим образом. Иными сло­вами: сопоставляя различные утверждения, надо демонстрировать, как из логики исследуемой мысли сам собою вытекает единственно мыс­лимый ответ.

Авторы, бывает, не высказываются напрямую лишь по причине, что смысл кажется им слишком очевидным. Или, в случае святого Фомы, иное: для него было неестественно размышлять на эстетические темы, он затрагивал эти вопросы лишь мимоходом, подразумевая их одно­значность.

Из-за этого я находился в тупике. И никто из читаемых мною кри­тиков и ф и л о с о ф о в не помогал из него в ы й т и . В то же в р е м я единствен­ным по-настоящему оригинальным аспектом моего исследования была именно эта проблема — вкупе, разумеется, с разгадкой, которую пред­стояло отыскать. В тщетных поисках озарения я натолкнулся на каком-то развале в Париже на брошюрку, которая меня очаровала, в первый момент, своим прекрасным переплетом. Раскрыв книжку, я увидел, что ее автор — некий аббат Балле, называется она «Идея прекрасного в философии Фомы Аквинского», Лувен, 1887. Ее не было ни в одной библиографии. Автор — малоизвестный исследователь девятнадцатого века. Разумеется, я купил эту брошюру (стоила она недорого). Читаю, вижу, что на аббата Балле жалею и этой суммы, что он повторяет общие места, ничего от себя не добавляет. Тем не менее я решил дочитать до конца. (Из научного смирения, но я тогда не знал, что это так называ­ется; я научился научному смирению именно на этом эпизоде.) Аббат Балле изменил мою жизнь, подумать только, ну и казус.

Короче говоря, я читал из чистого упрямства. И в один прекрасный момент, в какой-то скобке, более чем походя, этот аббат, абсолютно не


понимая масштаба своего открытия, что-то произносит насчет теорИи суждения в применении к понятию красоты. Эврика! Вот что я искал так долго. И где нашел? У этого ничтожного аббата! Он умер сто лет назад, за сто лет никто о нем не вспомнил, и тем не менее он с того света озарил ум одного из потомков, который захотел в него внимательно вчитаться.

Вот вам пример научного смирения. Полезное можно перенять о т -куда угодно. Часто мы не настолько талантливы, чтоб уметь перенимать полезное от тех, кто бездарнее нас. Или кто только кажется бездарнее, а на самом деле его одаренность надо уметь рассмотреть. Кому-то к а -жется бездарным, а нам наоборот... Надо уметь уважительно вслуши­ваться. Поменьше оценочных суждений. Тем более когда чей-то стиль мышления отличается от нашего, или отличается идеология.

У заклятого противника можно взять блестящие идеи. Все зависит от настроения, от погоды, от степени усталости. Может, попадись мне аббат Балле на год раньше, я бы его открытия не разглядел. Но на этом случае я научился не пренебрегать никакой, даже самой ничтожной, возможностью.

Зовя это научным смирением, мы, возможно, прослывем лицемер­ными: уничижение паче гордости. Давайте без моральных ярлыков! Уничижение так уничижение, гордость так гордость, почаще приме­няйте это на практике.

•щ

Цит. по: Эко У. Как написать дипломнуюработу. Гуманитарные науки. СПб., 2004. С. 204207.

М. Эпштейн. Знак пробела:О будущем гуманитарных наук

О НАУКЕ. МАССА ЗНАНИЯ, ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ

* * *

Знание — это овеществленное, «прошлое» мышление, как фа­брики, станки и другие средства производства, в терминах эко­номики, есть прошлый труд. Всегда есть опасность, что в научно-образовательных, академических учреждениях, профессионально занятых выработкой и распространением знаний, запас прошлой


мьгели начнет преобладать над энергией живого, «незнающего» мышления. Основная задача научной и академической работы обыч­но определяется как исследование (гезеагсЬ): «тщательное, система­тическое, терпеливое изучение и изыскание в какой-либо области знания, предпринятое с целью открытия или установления фактов или принципов»1.

Исследование — важная часть научного труда, но далеко не един­ственная. Любая частица знания есть результат мышления и предпо­сылка дальнейших мыслительных актов, которые от познания сущего ведут к созданию чего-то небывалого. Как уже говорилось, мышление приобретает форму знания, когда адаптирует себя к определенному предмету. Но следующим своим актом мышление распредмечивает это знание, освобождает его элементы от связанности, приводит в состоя­ние свободной игры, потенциальной сочетаемости всего со всем и тем самым конструирует ряд возможных, виртуальных предметов. Неко­торые из них, благодаря искусству, технике, социально-политической практике, становятся предметами окружающей среды, которую мыш­ление таким образом адаптирует к себе.

Обращаясь к конкретному содержанию научной работы, следует определять ее достоинство как мерой охваченного знания, так и мерой его претворения в мысль, точнее соотношением этих двух мер. Долж­на ли научная работа содержать ссылки на все наличные источники? В принципе, больше ссылок лучше, чем меньше. Но лучше и концеп­туальный охват большего материала, чем меньшего. А когда охваты­ваешь большой материал, тогда и ссылок на конкретные его разделы приходится меньше. Жизнь ученого коротка, а возможности науки беспредельны, вот и приходится соразмерять проработку деталей с широтой замысла. То, что Фолкнер сказал о писателе Томасе Вулфе: он самый великий из нас, потому что потерпел самое грандиозное из поражений, — можно отнести и к ученому2. Разве не поражение — по­пытка Эйнштейна силой мысли создать общую теорию поля, для кото-1 УеЬ5Г.ег'5 Ы е у Уог1с1С о 1 1 е § е БхИопагу, З г с 1 ес1.СкуеЬпа1 (ОН): М а с п т П -1 а п , 1997. Р. 1141.

2 «Тома Вулфа я поставил на первое место, потому что он пытался сделать наибольшее. Он попытался включить в свои книги всю вселенную и потерпел н е у д а ч у . Е г о п о р а ж е н и е б ы л о с а м ы м славным». {Фолкнер У.Интервью Синтии Г р е н ь е // Статьи, речи, интервью, письма. М . : Радуга, 1985. С.224).


рой у него — да и у самой науки — не было и нет достаточно знаний') Такое большое поражение стоит многих маленьких побед.

Науку делают не всезнайки, а люди, которые остро переживают нехватку знаний, ограниченность своего понимания вещей. Чистой воды эрудиты, которые знают свой предмет вдоль и поперек, не так уж часто вносят творческий вклад в науку, в основном ограничиваясь публикаторской, комментаторской, архивной, библиографической деятельностью (безусловно, полезной и необходимой). Во-первых, п о -скольку они знают о своем предмете все, им уже больше нечего к этому добавить; во-вторых, знать все можно только о каком-то ограниченном предмете, а большая наука требует сопряжения разных предметов и о б -ластей. Можно, например, знать все о жизни и творчестве А. Пушкина или Ф. Достоевского, Б. Пастернака или М. Булгакова. Но нельзя знать всего о пастернаковском стиле, видении, мироощущении, о его месте в русской мировой литературе — это проблемные области, требующие концептуального, конструктивного мышления. Беда многих чистых эрудитов в том, что они не ощущают проблемы, они стоят твердо на почве своего знания и не видят рядом бездны, которую можно перейти только по мосткам концепций, мыслительных конструктов. Наука н а -чинается там, где кончается з н а н и е и начинается неизвестность, про-блемность. Такой взгляд на науку идет от Аристотеля. «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать и недоумеваю­щий и удивляющийся считает себя незнающим» («Метафизика», кн. 1, гл. 2). В идеале ученому нужно приобретать сколь можно больше знаний, но не настолько, чтобы утратить способность удивления.

В науке есть разные слои и уровни работы: (1) наблюдение и с о -бирание фактов, (2) анализ, классификация, систематизация, (3) ин­терпретация фактов и наблюдений, поиск значений, закономерностей, выводов, (4) генерализация и типология, создание обобщающей кон­цепции или характеристики (например, данного писателя, эпохи, тен­денций, национальной или мировой литературы и т.д.), (5) методоло­гия, изучение разных методов анализа, интерпретации, генерализации, (6) парадигмалыюе мышление — осознание тех предпосылок, позна­вательных схем и «предрассудков», на которых зиждется данная дис­циплина или ее отдельные методы, и попытка их изменить, установить новое вИдение вещей (то, о чем пишет Т. Кун в «Структуре научных революций»).


Было бы идеально, если бы на всех этих уровнях наука двигалась синхронно и параллельно: нашел новые факты — дал новую интерпре­тацию — создал новую парадигму. Но в том-то и суть, что научные ре­волюции происходят иначе. Многие известные факты начинают про­сто игнорироваться, потому что они мешают пониманию иных, ранее не замеченных фактов, само восприятие которых делается возможным только благодаря новой парадигме. А она в свою очередь уже меняет восприятие и ранее известных фактов — или даже меняет сами факты! Так, по словам Т. Куна, «химики не могли просто принять [атомисти­ческую] теорию Дальтона как очевидную, ибо много фактов в то вре­мя говорило отнюдь не в ее пользу. Больше того, даже после принятия теории они должны были биться с природой, стараясь согласовать ее с теорией. Когда это случилось, даже процентный состав хорошо извест­ных соединений оказался иным. Данные сами изменились»1.

Если такое происходит в точнейших науках, то что же говорить о гуманитарных, где парадигмы гораздо более размыты, не организуют так жестко профессиональное сообщество: новые видения вспыхива­ют у разных авторов, не приводя к научным революциям, а научные революции не мешают живучему прозябанию самых традиционных отраслей «нормальной» науки (архивные, библиографические изыска­ния...).

История науки показывает, что множество идей, обновлявших на­учную картину мира, возникало не в ладу с известными тогда фактами, а в резком столкновении с ними. Вот почему философ и методолог н а -уки Поль Фейерабенд формулирует правило контриндукции, «реко­мендующее нам вводить и разрабатывать гипотезы, которые несовме­стимы с хорошо обоснованными теориями и фактами»2. К сожалению, гуманитариям это правило контриндукции известно еще меньше, чем ученым-естественникам, хотя именно гуманитарные науки способны к более частным парадигмальным прорывам, отстранениям и озарени­ям, ввиду неустойчивости и размытости их собственных парадигм. И далее Фейерабенд настаивает: «контрправило», рекомендующее раз­рабатывать гипотезы, несовместимые с наблюдениями, фактами и экс-1 Кун Томас. Структура научных революций (1962). Гл. 10. М.: АСТ, 2002. С. 178.

2 Фейерабенд Поль. П р о т и в методологического п р и н у ж д е н и я / / Избран­
ные труды по методологии науки. М: Прогресс, 1986. С. 160.
15"325 225


периментальными результатами, не нуждается в особой защите, так как не существует ни одной более или менее интересной теории, кото­рая согласуется со всеми известными фактами»1. Такое несоответствие фактов и концепций динамизирует поле науки, позволяет обнаружи­вать новые факты и пересматривать старые.

Итак, ограничивать научную или академическую деятельность сферой познания, т. е. накопления и умножения знаний (фактов, зако­номерностей, наблюдений и обобщений), — значит упускать то целое, частью которого является знание. Правильнее было бы определить задачу научных и академических учреждений не как исследование, а как мыслезнание, интеллектуальную деятельность в форме познания и мышления, т. е. (1) установление наличных фактов и принципов и (2) производство новых понятий и идей, которые могут продуктивно использоваться в развитии цивилизации. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление — трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь могут быть претворены в предметы, свойства, возможности окружающего мира. Мышление перерабатывает известные факты, превращает их в фикции, чтобы некоторые из этих фикций могли стать новыми фактами.

Цит. по: Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 4651.

' Там же. С. 164.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Чувакин. Основы филологии

Филология слово практическая деятельность знание область науки возникновение филологии как деятельности и как.. я проспал тот миг когда она проходила мимо моего.. дома..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
Учебное пособие Под редакцией А.И. Куляпина Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений

И как знания
Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пр

Что такое современная филология?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, оттолкнем­ся от определения филологии, сформулированного на рубеже 1960—1970-х годов С.С. Аверинцевым. С некоторыми вариаци­ями оно публиковалось в «Бол

Образования. Цели и задачи курса
«Основы филологии» Вместе с философией, историей, искусствоведением, культу­рологией, педагогикой, психологией и другими науками фило­логия образует область гуманитарных н

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения. » В каком отношении к первым филологическим профессиям на­ходится профессия учителя риторики? • Что тако

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии <...> Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филоло­гия» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означ

Русской культуры
<...> 3. Эволюция концепта 'Слово' была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о с л о в е (конечно, называть их «нау­ками» можно лишь с большой долей условности). Поск

Комплексное знание
(V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) До середины XIX в. филология сохраняет статус практиче­ски ориентированного знания и деятельности и имеет комплекс-ныйхарактер

Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии
Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала

Середина XIX - середина XX в.
В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в осн

Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии
В середине XX в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939-1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных предста

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первона­чального развития. Какие задачи различают эти три направле­ния филологии? Н

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
Глава V СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО 1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык ка

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики
<...> § 14. Теперь у нас есть некоторые основания для того, чтобы попытаться найти определение с о в р е м е н н о й р и т о р и к и . Риторика — это т е о р и я и мастерство целесо­

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета
<...> Никто не приходит в Интернет в двухмесячном возрасте и не погружается в виртуальный мир настолько, чтобы полностью утратить нужду в мире реальном и контакт с этим окружающим миром (речь

II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким
прототипом / 2 / Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоцион

Почему естественный язык является объектом современной филологии?
Естественный человеческий язык всегда был в центре вни­мания филологии. В XX в. он признается объектом филологии. Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857-1913) - одного из величайших лингви

Естественный язык как объект современной филологии
«Мы существуем... в языке и при языке», — пишет герману ский философ XX в. М. Хайдеггер (1889-1976). Именно поэт-му язык — одно из наиболее сложных и трудно определяемых науке явлений. Для

Естественный язык и другие знаковые системы
Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что я з ы к — это универсальная з н а к о в а я система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержа­

Аспекты изучения языка в филологических науках
Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понима

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему естественный язык является объектом современной филологии? Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из у

Филологии?
Текст всегда признавался объектом филологии.Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древним

Современной филологии
Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный во

Текст в мире текстов
Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов — отдельную область реально­сти, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалоги

Аспекты изучения текста в филологических науках
В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для

У. Эко. Поэтика открытого произведения
Это необходимо подчеркнуть, потому что, когда речь идет о произ­ведении искусства, наше западное эстетическое сознание требует, ч т о -бы под «произведением» понималось нечто, созданное определенно

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?
Термин кото Ьдиепз входит в терминологический ряд, от­крываемый кото заргет 'человек разумный': кото /аЬег 'чело­век — создатель орудий труда'

Понятие Ьото ^ и е п » как объекта современной филологии
В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект. Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель»

Понятие творческой личности покрывает творческуюлич­ность автораи творческую личность читателя.
Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первон

Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках
В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото Ьциепз как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение термина Ьото Ьяиепз. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык - это мир лежащий между миром внешних явлений и внутренним мир0м человека». Какое значение оно

Т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости
ДИСКУРС КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ Ся Выше указывалось, что дискурс, в широком смысле слова, являет-сложным единством языковой формы, з

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить
1. ГОВОРЯТ ВСЕ <...> В лингвистике недостаточно иметь теорию о языке. Ведя разго­вор о разговоре, держа речь о речи и письменно изъясняясь о письме, я нахожусь в

Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя
Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследовани

Их задачи
Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте. Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Научный дискурс традиционно привлекает к себе внимание линг­вистов." Участниками научного дискурса являются исследователи как представители научной общественности, при

Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 — Филология (бакалаври­ат) введена новая учебная дисциплина — «Основы филологии». «Основы филологии» является

Текст как объект современной филологии
Текст как традиционный объект филологии. Общефилоло­гическая значимость текста на современном этапе развития фи­лологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные,

Ното ^ и е п » как объект современной филологии
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммун

Методология филологии
Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги