рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Юрий Васильевич Бондарев, "Горячий снег"

Юрий Васильевич Бондарев, "Горячий снег" - раздел Литература, Юрий Васильевич Бондарев Горячий Снег Юрий Васильевич Бондарев Родился 15 Ма...

Юрий Васильевич Бондарев Горячий снег Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького.Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов На большой реке вышел в 1953 году. Широкую известность принесли писателю повести Юность командиров, вышедшая в 1956 году, Батальоны просят огня 1957 год, Последние залпы 1959 год. Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев.

В последствии вышли в свет его произведения Тишина 1962 год, Двое 1964 год, Родственники 1969 год, Горячий снег 1969 год, Берег 1975 год, Выбор 1980 год, Мгновения 1978 год и другие.С середины 60-х годов писатель работает над созданием фильмов по своим произведениям в частности, он был одним из создателей сценария киноэпопеи Освобождение.

Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Его произведения переведены на многие иностранные языки. Среди книг Юрия Бондарева о войне Горячий снег занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещ в его первых повестях Батальоны просят огня и Последние залпы.Эти три книги о войне целостный и развивающийся мир, достигший в Горячем снеге наибольшей полноты и образной силы. Первые повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может ещ не задуманному, но живущему в глубине памяти писателя.

События романа Горячий снег разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения.

От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.В Горячем снеге время стиснуто даже плотнее, чем в повести Батальоны просят огня. Горячий снег это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман Горячий снег отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из е решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего вс обретает особую весомость, значительность.

В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не вс читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей.

Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи частица великой армии, они народ, народ в той мере в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа.В Горячем снеге образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещ небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности.

Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов.Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа.

Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог всей книги, быть может более всего питает эпическое, романное начало повествования. Для Юрия Бондарева характерна устремлнность к трагедии, природа которой близка событиям самой войны.Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника, как тягчайшее для страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя о другом времени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии.

Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших е сил. Умирают герои Горячего снега санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый еэдовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие И во всех этих смертях виновата война.

Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего жертвы войны. В романе выражено понимание смерти как нарушение высшей справедливости и гармонии.Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвеннобелым, истончнным жуткой красотой смерти, удивлнно смотрело влажно-вишнвыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссечнную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу.

В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалнная боль осколков, когда он пытался подняться к прицелу.

Ещ острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам механизм его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел.В Горячем снеге, при всей напряжнности событий, вс человеческое в людях, их характеры открываются не отдельно от войны, а взаимосвязанно с нею, под е огнм, когда, кажется, и головы не поднять.

Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников бой в Горячем снеге нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей. Существенно и весомо прошлое персонажей романа. У иных оно почти безоблачно, у других так сложно и драматично, что былая драма не остатся позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда.События прошлого определили военную судьбу Уханова одарнный, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сержант.

Крутой, мятежный характер Уханова определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды Чибисова, едва не сломившие его он провл несколько месяцев в немецком плену, отозвались в нм страхом и многое определяют в его поведении.Так или иначе в романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только к концу романа.

Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая отом, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова.Весь этот ретроспективный материал входит в роман так естественно, что читатель не ощущает его отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного пространства, отдельных глав оно слилось с настоящим, открыло его глубины и живую взаимосвязанность одного и другого.

Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а сообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и историзм. Точно так же поступает Юрий Бондарев и с портретами персонажей внешний облик и характеры его героев показаны в развитии и только к концу романа или со смертью героя автор создат полный его портрет.Как неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого и собранного Дроздовского на самой последней странице с расслабленной, разбито-вялой походкой и непривычно согнутыми плечами.

Такое изображение требует от автора особой зоркости и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения их реальными, живыми людьми, в которых всегда остатся возможность тайны или внезапного озарения.Перед нами весь человек, понятный, близкий, а между тем нас не оставляет ощущение, что прикоснулись мы только к краешку его духовного мира и с его гибелью чувствуешь, что ты не успел ещ до конца понять его внутренний мир. Комиссар Веснин, глядя на грузовик, сброшенный с моста на речной лд, говорит Какое встаки война чудовищное разрушение.

Ничто не имеет цены. Чудовищность войны более всего выражается и роман открывает это с жестокой прямотой в убийстве человека. Но роман показывает также и высокую цену отданной за Родину жизни.Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь.

Война, е жестокость и кровь, е сроки, опрокидывающие привычные представления о времени именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается вс это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским.А вскоре так мало времени проходит Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слз лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слз. Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. .Личность Зои познатся в напряжнном, словно наэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением женщины.

Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения.

Но е доброты, е терпения и участливости достат на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, е главные события, е суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью. Один из важнейших конфликтов в романе конфликт между Кузнецовым и Дроздовским.Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко, и легко прослеживается от начала до конца.

Поначалу напряжнность, уходящая ещ в предысторию романа несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский вс это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.В финале пропасть эта обозначается ещ резче четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный в нм горечь и горе утрат.

Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его он уцелевший, раненный командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжких винах Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны.Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка. Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчиннными ему людьми, истинны, содержательны и обладают замечательной способностью развития.

Они на редкость не служебны в отличие от подчркнуто служебных отношений, которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский.Во время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет сво хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он ещ и духовно взрослеет в этом бою, становится справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми свела его война.

Отдельного повествования заслуживают отношения Кузнецова и старшего сержанта Уханова командира орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, а по военной смекалке и решительному характеру мог бы, вероятно, быть превосходным командиром.Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы застам Уханова и Кузнецова в конфликте это столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной с другой сдержанной, изначально скромной.

С первого взгляда может показаться, что Кузнецову предстоит бороться и с бездушием Дроздовского, и с анархической натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив друг другу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов и Уханов становятся близкими людьми.Не просто людьми вместе воюющими, а познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А отсутствие авторских комментариев, сохранение грубого контекста жизни делает реальным, весомым их братство.

Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряжнность достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стол на рубеже реки Мышкова.Их близость оказывается более возвышенной это близость мысли, духа, взгляда на жизнь.

Например, потряснный гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности и подозрительности он помешал сложиться между ними дружеским отношениям такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть. Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчту Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что вс это, казалось, должно было произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого, полюбить Разделнные несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели не только военной, но и духовной.

Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений.Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов. План. 1. Биография. 2. Место и время действия романа Горячий снег. 3. Анализ произведения. а. Образ народа. b. Трагедийность романа. с. Смерть как величайшее зло. d. Роль прошлого героев для настоящего. е. Портреты персонажей. f. Любовь в произведении. g. Кузнецов и люди. а. Зоя. б. Дроздовский. в. Уханов. h. Близость душ Бессонова и Кузнецова. 4. Цель жизни героев романа.

Список использованной литературы. 1. Ю.В. Бондарев, Горячий снег. 2. А.М. Борщаговский, Одно сражение и вся жизнь.

– Конец работы –

Используемые теги: Юрий, Васильевич, Бондарев, Горячий, снег0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Юрий Васильевич Бондарев, "Горячий снег"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Юрий Васильевич Бондарев, "Горячий снег"
В последствии вышли в свет его произведения Тишина 1962 год, Двое 1964 год, Родственники 1969 год, Горячий снег 1969 год, Берег 1975 год, Выбор… Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных премий… События романа Горячий снег разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии…

Юрий Васильевич Емельянов. Хрущев. Смутьян в Кремле
Хрущев Смутьян в Кремле... Хрущев...

Гоголь, Николай Васильевич - один из величайших писателей русской литературы
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого… Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке… Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и…

Суворов Александр Васильевич
Однако сын с самых юных лет отдавал предпочтение военной службе и готовился к ней – закаливал организм, старательно учился всему, что может… Карьера его, однако, поднималась медленно. В 18 лет – капрал, в 22 – сержант и… Однажды в окружении он буквально прорубил со своими конниками дорогу через боевые вражеские порядки. После войны…

Свиридов Георгий Васильевич
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов… Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов… Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов…

Имидж Юрия Лужкова
Во время учебы одновременно работал в домоуправлении. Был комсомольцем, в 1954 году стал бойцом первого студенческого отряда, осваивавшего целину в… Был депутатом Верховного Совета РСФСР (1987-1990). В 1987 году стал первым… В апреле 1990 года стал исполняющим обязанности председателя горисполкома Моссовета.

К. Пауствоский "Снег"
Бабушка Аня рассказывала, как она одна с сыном, моим дядей, пережила трудное время, как работала в госпитале, ждала дедушку Лаврентия. Спасибо им за… В романах и повестях Быкова, Астафьева, Бондарева, Бакланова главный герой… Воззвания и стихи, полные патриотических мотивов, боевые марши и лирические песни, художественные очерки – все это…

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…

город Горячий Ключ
История курорта начинается с глубокой древности. По данным исследователей, человек жил в долине Псе-купса еще 300 тыс. лет назад.Это подтверждают… В 5 км от станицы Саратовской найдены ручные рубила. На реке близ ста­ницы… Что-то похожее на дольмен было найдено у станицы Са­ратовской. В захоронении обнаружен скелет, покрытый красной…

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ с рисунками
Они отравили Елену, а после ее смерти бросили в темницу Телепнева-Овчину-Оболенского и умо¬рили голодом. Власть перешла к трем самым знатным… Другой чуть не убил на глазах у Иоанна его лю¬бимца — боярина Воронцова. Иоанн… Бояре с тех пор стали бояться Иоанна, но власть по-прежнему оставалась в их руках. Чтобы ослабить боярство, Иоанн…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Свиридов Георгий Васильевич Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов… Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов… Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов…
  • биография Юрия Ивановича Пименова Изображая Москву, Пименов отразил изменения в ее облике с 1930-х по 1960-е годы. Помимо станковых работ, художник работал как театральный декоратор,… Он изобразил одно из любимых мест москвичей в центре города – площадь… В 1930-е годы женщина за рулем автомобиля – редкое явление в советской стране. Этот образ был воспринят…
  • ФОРМА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ НА уборку снега в ГБОУ НПО На сайте allrefs.net читайте: "ФОРМА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ НА уборку снега в ГБОУ НПО"
  • Сергей Васильевич Рахманинов В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»). Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий … Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого… В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея…
  • Снег на листьях или психотехнология успеха На сайте allrefs.net читайте: "Снег на листьях или психотехнология успеха"