рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественный стиль

Художественный стиль - раздел Литература, Художественный Стиль Выполнил Ст.гр. Вм-51 Чернов А.Д. Пров...

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ВЫПОЛНИЛ СТ.ГР. ВМ-51 ЧЕРНОВ А.Д. ПРОВЕРИЛ ДОЦЕНТ ПЕТРОВА В.Г. Язык художественной литературы иногда ошибочно называ¬ют литературным языком; некоторые ученые считают его одним из функциональных стилей литературного языка.Однако в действи¬тельности для художественной речи характерно то, что здесь могут использоваться все языковые средства, и не только единицы функцио¬нальных разновидностей литературного языка, но и элементы просто¬речия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалек¬тов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстети¬ческим целям, которых он стремится достичь созданием своего произведения.

В художественном тексте разнообразные средства языкового выражения сплавляются в единую, стилистически и эстетически оп¬равданную систему, к которой неприменимы нормативные оценки, прилагаемые к отдельным функциональным стилям литературного языка. То, как в художественном тексте сочетаются разнообразные языковые средства, какие стилистические приемы использует писа¬тель, как он «переводит» понятия в образы и т. д составляет предмет стилистики художественной речи. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы этой научной дисциплины отражены в трудах академика В. В. Виноградова, а также в работах других советских ученых — М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура и др. Так, В.В. Виноградов отмечал: " Понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде " Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.

Вспомним хорошо всем известные "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Мир художественной литературы – это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент.

Вся окружающая действительность представлена через видение автора.Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Проанализируем небольшой отрывок из произведения Н. Толстого "Иностранец без питания": «На выставку Лера отправилась только ради ученика, из чувства долга. "Алина Крюгер.

Персональная выставка. Жизнь как утрата. Вход свободный". В пустом зале бродил бородач с дамой.На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал. Лера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. В буклете про Алину было сказано: "Художница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного". Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Наверное, с этим рождаются.

Бывая в гостях, Лера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист.Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы трубят в пионерские горны, в небе самолет со знаками Зодиака на борту.

Читаешь: "Художник рассматривает холст как культ мгновения, где упрямство деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней". Думаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держится на кофе и сигаретах, интимная жизнь чем-нибудь осложнена.» Перед нами не объективное представление выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо виден автор.Текст построен на соединении трех художественных планов.

Первый план – это то, что видит на картинах Лера, второй – искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Эти планы стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркивается книжность, сложность описания. А третий план – это авторская ирония, которая проявляется через показ несоответствия содержания картины и словесного выражения этого содержания, в оценке бородача, автора, умеющего писать такие искусствоведческие тексты.Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами.

Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию.Приведем начало романа В. Ларина "Нейронный шок": «Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников.

Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности». В этих двух предложениях автор показал не только отрезок индивидуальной человеческой жизни, но и атмосферу эпохи огромных изменений, связанных с революцией 1917 г. Первое предложение дает знание социальной среды, материальных условий, человеческих отношений в детские годы жизни отца героя романа и его собственных корней. Простой, грубоватый люд, окружавший мальчика (биндюжник – просторечное название портового грузчика), тяжелый труд, который он видел с детства, неприкаянность сиротства вот что встает за этим предложением.

А следующее предложение включает частную жизнь в круговорот истории.Метафорические словосочетания (Революционный вихрь выдул приволок закинул ) уподобляют человеческую жизнь некой песчинке, которая не может противостоять историческим катаклизмам, и в то же время передают стихию всеобщего движения тех, "кто был никем". В научном или официально-деловом тексте такая образность, такой слой глубинной информации невозможны.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности.В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления.

Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.Например, Л.Н. Толстой в "Войне и мире" при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в "Записках охотника" И.С. Тургенева и в рассказах М.М. Пришвина, В.А. Астафьева; а в "Пиковой даме" А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т.п. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту.

Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

Приведем небольшой пример: «В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, нынче бог миновал – ни одной битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой. – Батюшки светы, – лениво изумился хозяин, – вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать, черт!» (Окуджава Б. Похождения Шипова). На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.

Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают – как конкретно-чувственные представления.Таким образом, стили функционально дополняют друг друга.

Например прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой "Все мне видится Павловск холмистый " Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

Так, Л. Петрушевская, чтобы показать неустроенность, "заморочки" семейной жизни героини рассказа "Поэзия в жизни", включает в состав одного предложения несколько простых и сложных предложений: В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, не знающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли.

Это предложение воспринимается как бесконечная жалоба несчетного количества несчастных женщин, как продолжение темы печальной женской доли. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения.

Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа: «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю Чистый ампир-с Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать» (Окуджава Б. Похождения Шипова). Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина, Шипов употребляет элементарные французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме.

Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Для художественного стиля характерно использование большого количества стилистических фигур и тропов (оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении). Например: 1. Тропы: • эпитет – образное определение; • метафора – употребление слова в переносном значении для определения предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами; • сравнение – сопоставление двух явлений, предметов; • гипербола – преувеличение; • литота – преуменьшение; • перифраза – замена однословного названия описательным выражением; • аллегория – иносказание, намек; • олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. 2. Стилистические фигуры: • анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения; • эпифора – повторение слов или выражений в конце предложения; • параллелизм – одинаковое построение предложений; • антитеза – оборот, в котором резко противопоставлены понятия; • оксюморон – сопоставление взаимоисключающих понятий; • бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон); • риторические вопросы и обращения. Таким образом, по разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

Литература 1. Виноградов.

В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика.

М 1963 2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев. 1994 3. Поспелов Г.Н. Проблема литературного стиля. М 1970 4. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ.М 2001.

– Конец работы –

Используемые теги: художественный, стиль0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественный стиль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Христианский канон и художественный стиль
В византийско-православном варианте канон превратился в канон-символ, для которого была существенна не только внешняя форма, но и выражение… Таким образом, в византийско-православном искусстве все время происходит… Это создает своеобразие и восприятия такого образа, когда у воспринимающего возникает внутренне антиномическое…

Формирование художественного стиля. Художественный стиль и культурная эпоха: связь понятий
Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью европейской, а во… Античность как единый культурный тип , стиль античности, как нечто общее,… Этому процессу способствовали особые этнические и географические условия.Античное искусство возникло из трех основных…

Художественный метод в творчестве Кафки
Новизна исследования заключается в изучении и обобщении современного уровня проблемы. Метод исследования - метод системного анализа. Сфера… Личность невероятно утонченной психической организации, Кафка был предельно… Преследуемый материальными заботами, прозаической необходимость нести тяжкое и тоскливое бремя чиновничьей службы,…

Деловой стиль
Типы документов различаются специ¬фикой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно и своей формой… Наиболее существенные признаки деловой документации. 1. Специфика культуры… Различение этих двух типов норм деловой речи помогает понять направленность и этапы мыслительной работы над текстом…

Факторы, формирующие стиль руководства
Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую… Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных… Индивидуальный стиль управления выходит из разных соотношений в реализации таких качеств руководителя как…

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” в… Наша диссертация является первым исследованием, направленным на выявление… Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе “Герой нашего времени”. Целью также является…

Спортивный стиль
Велосипедный спорт привел к созданию обтягивающих шорт из лайкры - велосипедок. А современные женские колготки и лосины из лайкры напоминают… Характерными для спортивного стиля стали рукава покроя «реглан». Один раненый… Одежда спортивного стиля может быть и свободной, и плотной. Часто встречается сочетание разных форм. Например,…

Деловой стиль речи
Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами.… Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем… Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов,…

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу
Боевое искусство, когда-то бывшее для бойца самоцелью, превратилось в средство или промежуточную ступень на пути осознания просветлённого духа.… Бессмертие понимается как передача собственного духовного тела через родовое… Однако следует признать, что во всех подобных случаях тайцзицюань служит хотя и эффективным, но всё же вспомогательным…

Стиль менеджмента
Сегодня уже ни для кого не секрет, что в рыночной экономике предприятие само принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов… В настоящих условиях предприятия приобретают все черты самостоятельности,… Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Командный стиль работы как фактор эффективности совместной деятельности Процессы командообразования в организациях из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению, поскольку для того,… Чтобы понять, как формируется и действует команда и определить ее преимущества… Функциональный, или механистический подход к использованию человеческого фактора К числу активно обсуждаемых проблем…
  • Деловой стиль письменной речи Так, в разговоре можно сказать: "С сегодняшнего дня я в отпуске". В заявлении же требуется написать: "Прошу считать меня находящимся в отпуске с… Официально-деловой стиль вполне равноправен с другими стилями и играет важную… Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи. Две особенности…
  • Стихи Р. Киплинга — герои, темы, стиль Конечно, нашлись у него и противники (главным образом эстеты из лагеря Оскара Уайльда) , но и они не смели отрицать дарование всеобщего любимца, а… Если же руководствоваться критериями жизни — это репортер, знакомый со всем… Его идеи, увлекшие многих, были весьма просты: Империя превыше всего, англосаксы призваны нести свет цивилизации…
  • Готика и романский стиль Наряду с этим расцвет феодализма вел к строительству монументальных сооружений - замков. Они возводились в суровом стиле из мощных каменных плит,… Вокруг башни - двор с постройками. Этот опыт был перенесен и на монастырское… Храм мог быть трехнефным или пятинефным. Апсида -полукруглое или граненное завершение ориентировалась на восток. Храм…
  • Япония : древние традиции и современный стиль жизни Однако в лице тех, кто правил в то время расой Ямато, европейские государства и Америка встретили искуссных ниндзей, филосовская система которых… Все высокое общество Японии – князья, министры, чиновники, дворяне, ниндзи –… Но и этот простой народ европеизировался лишь временно , по нужде.За порогом своего дома ничего модернизированного в…