рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество М.Равеля

Творчество М.Равеля - раздел Искусство, Tворчества М.равеля Содержание Введение Стр.3 Глава 1. Обзор Фортепианного Тв...

Tворчества М.Равеля Содержание Введение стр.3 Глава 1. Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля. Основные стилевые направления и некоторые особенности музыкального языка. 1. Своеобразие импрессионизма композитора стр.2. Связь с классическими традициями стр.3. Романтические черты стиля.стр.4. Народно национальные истоки стр.5. Мелодико-гармонические особенности музыкального языка.стр.13 6. Круг образов стр.7. Оркестральность.стр.16 Глава 2. Анализ фортепианных произведений, их исполнительские и методические аспекты. 1. Античный менуэт стр.2. Павана в честь усопшей инфанты стр.3. Игра воды стр.4. Сонатина стр.5. Слуховые пейзажи стр.25 6. Моя матушка Гусыня.стр.26 Заключение стр.31 Библиография стр.32 Введение.

На рубеже 19 20го веков развитие искусства становится особенно сложным и изменчивым.

Постепенно мельчавшее и академизировавшееся романтическое направление уступает место развивающемуся импрессионизму. Новое течение, зародившиеся в живописи во второй половине 19-го века, подхватывается другими видами искусства. Особенно важную роль импрессионизм сыграл в формировании французской музыки. Новое искусство решительно выступало против академической традиции, утверждало эстетические принципы, продолжавшие развиваться и в начале 20-го века. К числу представителей музыкального импрессионизма принадлежали Клод Дебюсси и Морис Равель.

Данная работа посвящена разбору фортепианного творчества М.Равеля крупнейшего композитора французской музыкальной культуры. Творчество Равеля - одно из сложнейших явлений в истории искусства. Органично связанное с традициями композиторов предшествующих поколений, оно вместе с тем открыло эпоху нового - современного искусства. Вслушиваясь в музыку Равеля, мы вступаем в яркий самобытный мир, в котором происходит процесс интенсивного развития.

Стремление к опоре на традицию сочеталось у него с неослабевающим интересом к новому. В музыке Равеля живет дух истинной человечности. В его искусстве проявилась гармоничность художественного гения. Безупречность мастерства, уравновешенность пропорций, чистота стиля - все это необходимая форма высказывания того, что было выношено в глубине его души. Благодаря своеобразию и мастерству письма, неповторимой сущности его искусства, которое было понято далеко не сразу, композитор заслужил имя величайший музыкант Франции.

В данной работе рассматривается стилевое многообразие музыки Равеля тема очень объемная и сложная. В рамках данной работы будут освещены лишь некоторые важные аспекты этой темы. В первой главе будет подробно изложено развитие фортепианного творчества композитора и рассмотрено стилевое многообразие его сочинений. Вся вторая глава посвящена обзору и анализу произведений раннего творчества композитора Античный менуэт, Павана в честь усопшей инфанты, Слышимые пейзажи - пьесы для двух фортепиано, Сонатина, Игра воды, цикл пьес Моя матушка Гусыня, с пожеланиями для исполнителей пианистов. Рекомендации помогут наиболее правильно интерпретировать произведения Равеля, также более качественно их исполнять.

Глава 1

Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля. Основные стилевые направления и некоторые особенности музыкального языка

Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народны... В Менуэте обращает на себя внимание особый характер скрытого лиризма. Сюита Гробница Куперена отчетливо показывает, что обращение композитор... И вместе с тем становится знаком тесной связи равелевского пианизма с ... На прежний замысел наслоился новый, привнесенный годами войны.

Заключение этой первой части несколько смущенное, умиленное, напоминает по аналогии чувства, некоторые страницы Детских сцен Шумана. Вторая часть менуэт без трио. Впрочем, она не носит этого названия. Равель лишь указал в движении менуэта.

Играйте так, будто в потускневшем зеркале вам явились скользящие тени в дымке и неясных очертаниях красок. Задерживаете лишь верхние тематические звуки сопровождающим гармониям придайте характер pizzicato. Мелкие ноты, на которые нужно лишь намекнуть, почти скрытые, слегка арпеджированные гармонии, передайте словно скользя. В последних тактах выражена нежная печаль, однако, не грусть. Финал очень пылкий. Равель находит, что его никогда не играют достаточно быстро. Играйте его с кипучим темпераментом.

С яркостью выполняйте оттенки. В plus lent придайте звучанию оттенок сожаления, но пусть целое остается стремительным и причудливым. Вся эта пьеса живая, лучистая, полная внутренней радости и исключительно волевая. К этому можно добавить замечание М. Лонг Обычно первую часть играют слишком быстро. Равель, однако, указывает Modere. Чтобы не растерять непосредственную свежесть произведения, следует хранить аристократическую сдержанность даже в самых страстных порывах.

Менуэт Равель советовал играть в темпе менуэта из сонаты Es dur ор. 313 Бетховена. Следует обратить особое внимание на частое повторение пометы rallentando. У Равеля это прежде всего ослабление звука эффект замедления должен идти скорее от нюанса и ослабления звучания, чем от действительного изменения движения. В третьей части, порывистой и блестящей есть только одна трудность, однако, весьма реальная это- нервная, четкое исполнение характерной для не ритмической формулы не так-то легко точно сыграть эти две ноты но фоне арабески в партии левой руки. Сонатина Равеля, подобно Паване пользовалась огромной популярностью.

Она навсегда завоевала симпатии слушателей и прочно вошла в учебно-педагогический репертуар и концертную практику пианистов. 5. Слышимые пейзажи 1895-1897гг. Искания молодого композитора отражает две пьесы для двух фортепиано в 4 руки под общим названием Слышимые пейзажи. В непривычном и даже вычурном названии пьес сквозит влияние Сати. Пьесы небыли изданы в оригинальной версии.

Позднее Равель воспользовался их материалом. Некоторые аккорды пьесы Среди колоколов вошли, по свидетельству Корто, в Долину колокольных звонов Отражения, а Хабанера в переложении для оркестра была включена в Испанскую рапсодию. Первая пьеса Хабанера как бы неразрывно с южным ночным пейзажем. В начале Хабанеры наплывы танцевальной мелодии словно доносятся издали. Они переданы причудливом сцеплением аккордов с педалью на доминанте. Педаль на cis дает устойчивый ориентир для слуха, а аккорды реющие звучности, как бы смещенные в пространстве.

Такого эффекта Равель добивается, выделяя аккордами, звучащими в высоком регистре, призвуки обертоны. Возвращаясь к педали, нужно отметить е важную роль она выдерживается в средних голосах на протяжении всей пьесы и таким образ становится звуковой осью всех мелодико-гармонических перемещений. Гармонизация темы бесконечна богата ладовостью - оттенки fis moll гармонического, натурального, с IV и одноименного мажора миксолидийского и гармонического.

Хабанера первое обращение Равеля к испанской теме, которую он не оставлял на долго. При всей утонченности типично импрессионистского замысла, Хабанера вполне жанрово конкретна. Отчетливы в ней контуры ритмики танца, которую Равель нигде не размывает. Пьеса Среди колоколов наполнена поэзией звучаний подслушанных чутким ухом. Серебристые перезвоны, гул колоколов, сумеречные голоса колоколен крайние разделы, растворяются в покое тихого вечера.

Средний раздел островок лирики, где композитор отдается выражению личных чувств, собственному эмоциональному высказыванию. Хабанера исполняется в приглушенном звучании верхний рубеж динамического диапазона всего лишь mf и требует от исполнителя умения слышать и воплощать тончайшие динамические градации. Исполнителю также следует обратить внимание на инструментовку этой пьесы. Мерцающие краски начальных аккордов первой партии, на фоне как бы засурдиненного cis во второй, требующего также исполнительской чуткости в ритмическом и интонационном отношении.

Характерный ритм Хабанеры т.15-18 и аналогичные стоит повторить - авторская ремарка bis ad libitum. В пьесе Среди колоколов, для создания эффекта колокольного звона, стоит применять густую педаль в этой пьесе очень важно выбрать точный баланс для получения единого, цельного, богатого обертонами звучания. Стоит также обратить внимание на темповые соотношения. Среднюю часть не стоит играть слишком медленно. 6. Моя матушка Гусыня 1908-1910гг. Моя мать Гусыня гимн детству, его целомудренным восторгом, его безграничному дару фантазии.

М. Лонг Равель подошел к детской теме очень индивидуально. В противоположность Бизе, воплощавшему в своих Детских играх типические сцены из жизни ребенка, теснейшим образом связанные с бытом, с миром окружающей действительности. Равель тяготеет к образам необычным, исключительным. В этом смысле он ближе к Дебюсси. Но в отличии от автора Детского уголка, Равель не стремиться к проникновению во внутренний мир ребенка, к характеристике его душевных переживаний.

Композитор находит одну из интереснейших граней детской темы, где смог ярко проявиться его дар музыканта живописца, мастера острой характеристики. Это область сказок. Все пять пьес цикла посвящены различным сказочным образам, почерпнутым из популярных во Франции детских сказок Ш. Перро. Здесь нежные аккорды Паваны, под звуки которой заснула Спящая красавица простодушно изысканное движение мелким шагом робких терций волнения и неудачи Мальчика-с пальчик.

Хрупкий, нереальный перезвон вымышленных музыкальных инструментов Азии, сопровождающий сложный обряд омовений Дурнушки - императрицы пагод лукавая выразительность бесед Красавицы и Чудовища, затем трогательная красота Волшебного сада, насыщенного ароматами звучаний. При написании Матушки Гусыни Равель должен был рассчитывать на детские, весьма ограниченные пианистические возможности. Он нашел выход, обратившись к ясности и простоте мелодической линии.

В его пьесах нет и намека на упрощение, примитивизацию. Каждый прием строго отобран, лаконично выразителен. Пьесы поразительно просты по фактуре и вместе с тем очень утонченны. В пьесе Павана красавице, спящей в лесу Равель обращается к старинному, исконно французскому контрапункту. Баюкающая мелодия Паваны оплетается тонкой вуалью мелодических подголосков, неожиданно создающих изысканную гармонизацию. Е свежесть во многом достигается диатонической ладовостью. Мальчик-с-пальчик рассказывает о детях, заблудившихся в лесу. Мелодические линии на расстоянии терции движутся ладово независимо друг от друга.

На них наслаивается новая мелодия. Перед репризой возникает щебетание птиц- виновников того, что дети не смогли найти дороги домой. В Дурнушке - императрице пагод условная китайская экзотика сказки передана пентатоникой черных клавиш. Разумеется, она весьма условна, в духе XVIII века. Самое удивительное, что и в фактуре вступления, и в теме узнаются излюбленные Равелем секундово квартовые и секундово квинтовые ходы. В среднем эпизоде Равель показывает выползающего Зеленого змея в изгибах бесконечного канона, а затем в репризе сочетает эту тему с пентатоникой первой темы. Пьесе Диалоги Красавицы и Чудовища придан характер вальса.

В этом вальсе чудеса происходят не только с Чудовищем, превращающимся в Принца. Равель творит чудеса с гармонической вертикалью. В изяществе и мнимой простоте линии фактуры скрыт терцдецимаккорд. Верный точному изображению перипетий сюжета, Равель воссоздает вздохи влюбленного Чудовища, соединяет его тему с кокетливой темой Красавицы и рисует превращение Чудовища в прекрасного принца, позволяя себе в этот момент неприкрытую роскошь гармонических красок.

Волшебный сад это апофеоз, сочиненный на ритмической основе сарабанды. Восходящее движение аккордов постепенно захватывает верхние регистры c1 до g4 и заканчивается глиссандо и колокольными перезвонами, славящими героев сказки и их добродетели. Вся торжественность звучания апофеоза зиждется на строгой диатонике ладовых последований.

Пьесы Матушки-Гусыни образуют определенную последовательность музыкальных номеров, связанных тонально малые и большие терцовые тональные связи между пьесами и обрамленных танцевальными движениями паваной и сарабандой. Нельзя не обратить внимания на классицистскую сторону композиторского письма Матушки-Гусыни. Сказки XVI-XVIII веков Равель воплощает с помощью выразительных средств того же времени ритмики старинных танцев, контрапункта, ладов.

Матушка-Гусыня известна также в оркестровой версии, сделанной Равелем в 1012 году. Скромным оркестровым составом он неполный парный, без труб и тромбонов, с несколько увеличенной ударной группой Равель чудесно расцветил музыкальную ткань пьес. Мягкое звучание низкой флейты и засурдиненных струнных придают Паване благородный колорит блеклости гобелена. В пьесе Мальчик-с-пальчик шум крыльев и щебет птиц передан высокими искусственными флажолетами струнных их звучание воспринимается особенно резко в контрасте с плавностью линий пьесы, в частности, с мелодией английского рожка в нижнем регистре.

В Дурнушке императрице пагод Равель мобилизирует оркестровые ресурсы увеличенную группу ударных и щипковых инструментов для воплощения этой необычной китайской сценки. Кокетливая вальсовая мелодия Красавицы поручена кларнету, а вздохи влюбленного Чудовища контрафаготу. Чудо превращения Чудовища в принца сопровождается чудесами оркестровки глиссандо арфы и флажолетами солирующей скрипки.

Торжественная поступь сарабанды в апофеозе превосходно воплощена в сочном звучании струнной группы. Словом, в оркестровой версии сочинения небольшой оркестр используется предельно виртуозно. Внешне скромные пьесы Матушки-Гусыни не остались лишь экспериментом, стоящим в стороне от общей эволюции творчества композитора. Напротив, этот эксперимент дал весьма многообещающие результаты. Отказавшись от фигуративной фактуры, Равель активизировал мелодическую линию.

Знакомство с оркестровой партитурой, где тембровые эффекты разработаны с надлежащей виртуозностью и мастерством, поможет исполнителям пианистам в поисках нужного колорита звучания. А. Корто советовал пианистам использовать партитуру, как драгоценное пособие при изучении этих интересных пьес. Заключение Данная работа имеет методическую направленность. В ней даются рекомендации, которые помогут исполнителям пианистам наиболее точно передать замысел композитора. На уроках в общеобразовательной школе можно использовать разделы из I главы, где дается характеристика стиля композитора 1 Своеобразие импрессионизма, 4 Народно- национальные истоки, 6 Круг образов, а при знакомстве с произведениями композитора, ученикам могут быть предложены образные характеристики представленные во II главе диплома.

Список литературы. 1. Алексеев А. Французская фортепианная музыка. М 1961. 2. Алексеев А. История фортепианного искусства. ч. III М 1982. 3. Альшванг А. Произведения Дебюсси и Равеля.

М 1963. 4. Альшванг А. Французский музыкальный импрессионизм. М 1945. 5. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX в. Л 1990. 6. Корто А. О фортепианном искусстве. М 1965. 7. Крейн Ю. Морис Равель. Сов. музыка, 1957 12. 8. Крейн Ю. Стиль и колорит в оркестре. М 1967. 9. Лонг М. За роялем с М. Равелем. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 9. сост. Мильштейн Я.И. М 1981. 10. Мартынов И. Морис Равель М 1979. 11. Музыка XX века, Очерки ч. I кн.2 ред. Житомерский Д.В. М 1977 12. Равелиана.

Сов. музыка, 1976. 13. Равель в зеркале своих писем. Сост. Марсель Жерар и Рене Шалю. М 1988. 14. Смирнов В. М. Равель и его творчество. Л 1981. 15. Статьи и рецензии композиторов Франции. Л 1972. 16. Ступель А. М. Равель. Л 1968. 17. Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М 1971 18. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М 1976 19. Цыпин Г. Морис Равель. М 1959.

– Конец работы –

Используемые теги: Творчество, Равеля0.044

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество М.Равеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал… Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных… Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину…

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и… Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно… Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его…

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря… Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные… Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный…

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье — за малым вычетом тех… Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. … Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в…

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами… Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской… Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.…

жизнь творчество Владимир Высоцкий
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала: Высоцкий… Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или…

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным… Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было… Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена…

Творчество Айвазовского
Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и… Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в… Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX…

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…

Жизнь и творчество певцов казахской оперы
Вокальные данные Куляш были отмечены деятелями искусства на смотре художественной само-деятельности городской молодежи и в 1930 г. она была принята… В течение двух лет К. Байсеитова, продемонстрировав певческо-артистическое… Шуга в испол-нении К.Байсеитовой (Б.Майлин и И.В.Коцык) продемонстрировала свой высокий талант, а созданный образ…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Творчество народных певцов-композиторов Казахстана С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом,… Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в… До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел…
  • Диплом Авторское музыкальное самодеетельное творчество История и Современость Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к… В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно.Но если раньше что-то неизменно могло…
  • Творчество Тинторетто (библейские сюжеты) Б. Р. Виппер Тинторетто (1515 – 1594) – младший современник Веронезе и Тициана, один из величайших живописцев венецианской школы позднего… Имя Тинторетто можно поставить в один ряд с такими именами, как имя Леонардо… Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) – общепринятое название эпохи, следовавшей в истории…
  • Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…
  • Жизнь и творчество Андрея Рублева Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”,… В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в… Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и,…