рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыка в церкви

Музыка в церкви - раздел Искусство, Церковная Музыка Церковная Музыка Музыка Христ. Церкви. Вплоть До 17 В. Церк...

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА музыка христ. церкви. Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма в рамках церк. культуры были созданы высокие художеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной.К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия.

Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии литургич. речитатив. Важную роль в становлении осн. форм христ. богослужения сыграли т. н. агапы, или вечери любви, на к-рые собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощная.Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным гл. служба обедня, недельным с центр, воскресным богослужением, годовым с неподвижными и подвижными праздниками циклами, или кругами.

Раннехрист. пение было одноголосным.Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов. Разделение церкви на зап. католическую и вост. православную официально закреплено схизмой 1054. В Зап. Европе возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии римская, миланская амвросианская, староиспанская мозарабская, старофранцузская галликанская, кельтская британо-ирландская.

Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный рим. хорал см. Григорианское пение. Все канонизиров. песнопения делились на 2 большие группы, принадлежащие мессе и оффицию. Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора 1545 63, запретившего ряд песнопений, в т. ч. тропы и мн. секвенции. Тропы стали одним из источников литургической драмы.Тексты и напевы церк. служб содержались в спец. книгах см. Антифонарий, Градуал, а также Liber usualis.

До 9 в. католич. церк. пение было одноголосным. В 9 13 вв. возникли разл. формы многоголосия органум, дискант, гимелъ и др. Однако вплоть до 15 16 вв. многоголосие понималось как обработка одногол. григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Ars antiqua сложились осн. формы и жанры ср век. многогол.Ц. м. органум, мотет не являлся сугубо церк. жанром, рондель, кондукт, клаузула, гокет.

В эпоху Ars nova появились многогол. месса и изоритмич. мотет см. Изоритмия Филипп де Витри, Г. де Машо. Месса и мотет оставались ведущими жанрами в Ц. м. композиторов нидерландской школы 15 нач. 16 вв 2-я пол. 16 нач. 17 вв. рубежный период в истории Ц.м особенности к-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора.Олицетворением строгого церк. стиля, классич. образцом эстетики римской школы хор. пение а сарреИа, прозрачная полифония, опора на традиц. жанры стало творчество Палестрины.

Новый, конц. стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й пол. 16 в. звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре, К. Меруло, А. и Дж. Габриели. На рубеже 16 17 вв. Ц. м. испытала влияние нарождающегося оперного стиля в церк. композициях-появились генерал-бас А. Банкьери, Л.Виадана, сольное ариознб- речитативное пение, возросла роль инстр. начала была создана самостоят, инстр. лит-ра прежде всего органная.Вершина новой Ц. м. в нач. 17 в. произв.

К. Монтеверди. В 18 нач. 19 вв. с развив тием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церк. жанров нередко произв. утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоят, конц. композициями. Про-изв, в разл. церк. жанрах были созданы композиторами венской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, Торжественная месса Бетховена.К ним примыкают мессы, Stabat mater ряд Salve Regina и др. церк. соч. Ф. Шуберта.

Романтич. трактовку получили церк. жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 18 19 вв. григорианский хорал в церк. композициях почти не использовался. Реакцией на засилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии а сарреllа эпохи Палестрины и рим. хорала Объединение св. Цецилии в Германии, Схола канторум во Франции. Эти тенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в т. ч. в его Реквиеме.В 20 в. к церк. жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др. В результате Реформации 16 в. наряду с папской католич. церковью возникли обладающие автономией протестантские кальвинистская, англиканская, лютеранская.

Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами.Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтири с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов наиб. полно они представлены в т. н. Генфской Женевской псалтири 1562. Эти мелодии легли в основу многогол. хор. обработок Л. Буржуа, К. Гудимеля, К. Ле Жена, К. Жанекена в 4-гол. хоральном складе, с сати Нгтив в сопрано в Нидерландах эти напевы обрабатывали Клеменс-не-Папа, Т. Сузато, Я. П. Свелинк.

Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе 1534. Перевод Псалтири на англ. язык осуществили Т. Стерн-холд и Дж. Хопкинс. Они же и нек-рые др. композиторы были авторами и новых мелодий.В елизаветинскую эпоху 2-я пол. 16 в. Дж. Булл, К. Тай, Т. Таллис, Т. Морли, У. Брд создали много-гол. обработки псалмов, родственные произв.

Гудимеля и Ле Жена. В Англии появился и специфически нац. церк. жанр антем Т. Морли, У. Брд, О. Гиббоне, Г. Прселл, Г. Ф. Гендель, но вместе с тем создавалась музыка в традиц. католич. жанрах на лат. тексты месса, мотет. Первые переводы с латинского на нем. язык песнопений мессы и оффиция принадлежат Т. Мюнцеру.М. Лютер предложил новый порядок проведения службы он отказался от большинства служб часов, от оффертория и канона в мессе, расширил общинное пение.

В монастырях, Домских соборах, городах с лат. школами сохранилась лат. литургия с заменой отд. разделов нем. песнями общины. В небольших городах была введена месса, состоящая лишь из нем. духовных песнопений см. Протестантский хорал.В 16 17 вв. появились многочисл. сб-ки многогол. обработок хорала И. Вальтер, Л. Озиандер, Л. Зенфль, X. Л. Хаслер, М. Преториус, И. Г. Шейн, С. Шейдт и др. вплоть до И. С. Баха. На протяжении 16 17 вв. осн. жанром многогол. протестантской музыки оставался мотет. В 18 в. он уступил ведущее место кантате.

В странах нем. языка также получил распространение жанр страстей И. Бурк, Я. Галлус, Г. Шютц, Р. Кайзер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Теле-ман, И. Маттезон, И.С.Бах. Нем. композиторы 17 18 вв. обращались и к католич. церк. жанрам такова, напр месса H-moll Баха одна из крупнейших вех в истории Ц. м. В протестантском ритуале 17 18 вв. особенно существ, роль принадлежала органисту. Звучание органа прелюдирование на хоральные темы подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу по ходу литургич. действа исполнялись разл. пьесы прелюдии, фантазии, фуги, ричеркары, токкаты.

Нем. мастера 17 в. С. Шейдт, Г. Бм, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, опираясь на традиции орг. обработок григорианского хорала, создали свои формы композиций на хорал.В эпоху Просвещения церковь утратила ведущее значение в обществ, жизни. В 19 в. возникло движение за возрождение старых традиций Ц. м. был обнаружен ряд памятников протестантской музыки.

Нем. протестантские песнопения собраны в изд. Evangelisches Kirchengasangbuch Hаnnоvег u. а 1952. На Руси Ц. м. получила распространение вместе с принятием христианства по визант. образцу см. Византийская музыка в кон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м. как и византийская принципиально отличалась от зап европейской и была исключительно вокальной.Е певч. жанры отражают сложность и богатство визант. гимнографии стихира, тропарь, кондак, икос, акафист, канон, припевы, антифон, славословие, величание, киноник, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Б. ч. распевов подчинялась системе осмогласия.

Знаменный распев основа др рус. Ц. м. господствовал в течение 11 17 вв. поныне сохраняется у старообрядцев.Время подъма др рус. певч. культуры 16 в. В Москве, Новгороде и др. городах большую роль стали играть певч. школы, появились новые распевы большой знаменный, путевой распев, демественный распев, а также многогол. строчное пение.

Известны имена распевщиков 16 в. Иван Нос, Фдор Крестьянин, Маркел Безбородый, И. Т. Лукошко и .др. В 17 в. возникли новые авторские и местные распевы Усрльский, Баскаков, Смоленский, Кирилловский, Опекалов, Киевский распев, Болгарский распев. Греческий распев.Развитию хор. пения способствовали 2 хора государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков с 16 в на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С сер. 17 в. под влиянием укр. и польск. культур распространилось многогол. партесное пение Среди авторов В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин, Н. Калашников. Классич. тип рус. духовного концерта во 2-й пол. 18 в. был создан М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским. С нач. 19 в. центром духовной музыки стала Придв. певч. капелла, позднее также Синодальное уч-ще церк. пения.Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки гармонизации др рус. распевов А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. По-тулов, Г.Ф.Львовский.

К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Новаторскими произв. стали Литургия и Всенощная Чайковского первые в рус. Ц. м. монументальные циклич. произв отличающиеся единством стиля.В кон. 19 нач. 20 вв. в творчестве А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина проявились новые принципы обработки старинных распевов.

Их соч. приобрели черты, близкие рус. нар. многоголосию. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение Рахманинова.

– Конец работы –

Используемые теги: Музыка, Церкви0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыка в церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роковая музыка Музыка души
Приятного чтения... Терри Пратчетт...

Музыка в церкви
Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии литургич. речитатив. Важную роль в… Раннехрист. пение было одноголосным.Со временем участие женщин в обществ,… Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный рим. хорал см. Григорианское пение. Все канонизиров.…

Разработка урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной "Музыка"
Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать… Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое… Чувства и пе­реживания, которые вызывают произведения музы­кального и изобразительного искусства, отношение к ним…

Музыка Древней Греции и Египта. Интервалы в музыке
О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам письменной литературы (художественной и научной) и изобразительному искусству.… В Афинах эпохи Кимона и Перикла утвердился строй рабовладельческой демократии,… Музыка играла важную роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан в греческих полисах Афинах,…

Искорка музыки Рахманинова внутри нас
Итак, почему же Рахманинов? Действительно, сложно ответить, почему для нашей с вами беседы я выбрала именно этого великого композитора. На… Так почему всё-таки Рахманинов? А вот и не знаю. Хотя я думаю, что этот ответ… Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду, существующему более четырёхсот лет. Основателем рода был Иван…

Контрапункт в условиях хроматической тональности (на материале белорусской музыки II половины XX века)
Фуга №2 Заключение Список использованных источников Приложение А Аннотация В данной работе рассматривается специфика взаимодействия… В работе разъясняются понятийные категории с научных позиций, утвердившихся в… Цель выпускной работы, заключающаяся в установлении специфики функционирования контрапункта в условиях хроматической…

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как отражение эпохи
Жанровый диапазон творчества Шостаковича очень велик.Он автор симфоний и инструментальных ансамблей, крупных вокальных форм (оратория, кантата,… Как ни широко разнообразие жанров у Шостаковича и как ни велико его мастерство… Оно всегда ощутимо и в общем замысле, и в каждом его музыкальном «слове» будь то мелодия, гармония, оркестр. Вместе с…

Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения
Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное… Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него… А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними…

Патристика. Отцы церкви
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период между победой католической церкви в Римской Империи и варварским… Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто бы… Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две…

Философские воззрения в мире музыки
В эстетике и искусствознании характерен взгляд на музыку как вид искусства, музыку как общественное, социальное, коммуникативное явление. Вместе с… Сегодня уже ясно, что мыслить музыку только видом искусства… Воплощение одной из составляющих этой неслиянной слиянности - мира - в музыке предопределено возможностью музыки…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская музыка Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа. В середине 1 тысячелетия нашей эры в… Крупным мастером-композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий… С 18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью.
  • О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове Оно обосновывалось суждением, что тенденция к созданию композиции, образованной столпообразными объемами, зарождается, как считалось, уже в… Выделение центральной главы на высоком восьмиугольном постаменте, при… Хотя эволюционное развитие русской архитектуры не вызывало в своем логическом построении сомнений, атрибуция его…
  • Музыка и сквозное действие в театрализованном представлении. Музыкально-шумовая партитура досугового мероприятия Ни одна книга не может заменить самой музыки. Она может только направить внимание, помочь понять особенности музыка ной формы, познакомить с… Не следует торопиться с выводами. При повторных прослушиваниях наверняка… Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции. В одних…
  • Особенности сонатной формы в вокальной музыке Вокальные формы имеют продолжительную историю (примерно с IX века). Они возникли раньше, чем инструментальные и оказали на них влияние. Особенностью… Сонатная форма Сонатная форма является наивысшим достижением музыкального… Средний раздел … представляет собой разработку, то есть тонально неустойчивую часть, развивающую, разрабатывающую…
  • История Христианской Церкви На сайте allrefs.net читайте: "История Христианской Церкви"