рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика льна в народных песнях

Работа сделанна в 2000 году

Символика льна в народных песнях - раздел Искусство, - 2000 год - Люди Возделывали Лен Еще В Эгейский Период.на Территории Современной России ...

Люди возделывали лен еще в Эгейский период.На территории современной России он известен со 2 тысячелетия до н.э. «Лен 2000 лет до н.э. культивировали славяне из Вологды – при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской области, относящемуся к началу 2-го тыс. до н.э найдены семена льна культурного, которые удалось прорастить.» Древние письменности свидетельствует об изготовлении славянами льняного полотна в 9-10 веке до н.э. Восточные авторы описывают славян одетых в светлые льняные одежды.

Кроме одежды из льна делали канаты, сети и масло. Процесс выращивания и обработки был очень длительны и состоял из следующих этапов: • Весной его сеяли, изначально только мужчины, в более поздней период на поле допускались и женщины.В более древний период женщины сеяли лен на небольшой делянке рядом с огородом. Дальнейшей обработкой занимались исключительно женщины. • В конце лета его выдергивали с корнями и ставили в маленькие снопики для просушки. • Далее отделяли семечки с коробочками и выжимали из них масло. • Затем стебли вымачивали и сушили, следя, чтобы лен не был подморожен. • Затем его мяли, т.е. топтали ногами. • После лен трепали: женщина била по подвешенному пучку специальной дощечкой – трепалом. • Последняя операция - чесание льна с помощью деревянных гребней с частыми рядами зубцов.

Подготовленный таки образом лен называли МОЧКА. Из нее пряли нити, затем ткали полотно, которое впоследствии красили в к-л. цвета.Из описания видно, что процесс был очень трудоемкий, в нем были занятии все женщины в семье.

Безусловно, это отразилось в фольклоре и верованиях. Лен, как и хлеб, сеяли изначально мужчины.Во многих районах лен сеяли обязательно в новой льняной рубахе, а в Московской губернии «сеяли лен без порток». Они выходили на поле с мешками, стараясь как можно сильнее ими раскачивать, и делать широкие шаги, раскачиваясь при этом, как должен был раскачиваться на ветру волокнистый лен. Отождествление движений сеятелей с будущими движениями льна есть не что иное, как проявление карпогонической магии (то есть сельскохозяйственной магии) Народ видел связь не только человека и природы, но и одних явлений с другими: считалось, что если сеять лен на «молодой» месяц, т.е. который будет нарастать, то лен получится долгий волокнистый; а если на полной луне, то он будет полный в зерне.

Итак, давайте обратимся к фольклорным текстам, в которых упоминается это растение.В песенной традиции лен чаще всего находится в связи с женскими образами, поскольку именно женщины проводили за его обработкой большую часть времени.

Плясовая песня Ох, мочка клочется, Мне прясть не хочется, Что-то дело не спорится, Вертено из рук валится. Эх, прялочку взяла Да во поседушку пошла, Прялочку под лавычку, Сама плясать пошла. Записана от Козловой А.С 1886 г.р с. Б.Болдино Большеболдинского района Нижегородской области, 20.08.1967 г. Гусаровой Т.В. Перед нами песня поздней формации.В ней речь идет об этапе прядения из кудели ниток.

Часто девушки брали с собой на вечера в избу, где гуляла молодежь, прялки и там должны были выполнить определенную часть работы, которое им поручала мать. Именно этот эпизод отражен здесь. Здесь лен используется лишь как часть быта, окружающая девушку и не несет никакого особого символического значения. Часто присутствие льна в песнях говорит о любовной символике.Поскольку лен и связанные с ним продукты труда в наибольшей степени принадлежать к женщинам, то и символика льна отражает события и переживания в жизни лирической героини. • Вытаптывание или приминание льна означает расставание с девичеством Посела я ленку При дороге при ярку Припев: Ой лен, мой лен, Лен кудрявый зеленой.

Мне сказали, что мой лен, Он побит и привален. Кто по полюшку ходил, Кто мой лен привалил По дороженьке по той Вот три молодца прошли Как мне первого просить Походочку изменить? Второго мне просить Тонкопрядицею быть. Уж мне третьего просить Чисто щегольно ходить. Русская народная песня.В этом тексте речь идет о следах, которые символически оставляют три парня на объекте труда девушки.

Одна и та же тропинка, по которой прошли все троя – сватовство. Лен здесь выступает символом, с помощью которого лирическая героиня иносказательно может описать происходящие события. Кроме того, следует обратить внимание на цветовую характеристику растения, которая постоянно повторяется в припеве.С одной стороны, в народной поэзии зеленый цвет выражает «идею вечной жизни», то есть круг «жизни» самого растения.

Подразумевается, что лен, после того, как его обработают, «переродится» в виде полотна и будет существовать уже в этой форме. С другой стороны, эта цветовая характеристика принадлежит и жизни лирической героини. Поскольку лен не является самостоятельным персонажем а играет как бы подчиненную роль, для передачи сюжета.В такой контексте лен – часть мира девушки, в том числе и эмоционального. И здесь зеленый цвет указывает на ее молодость, незрелость ее чувсвт и моровиззрения.

Она еще не полноценный член общества, поскольку принадлежит родителям и не имеет собственной семьи. Притаптывание льна – разрыв с прошлым устройством мира лирической героини. В семейных обрядах этому растению так же уделяется особое внимание. Льняное семя клали в сундук с приданным невесты. Здесь оно символизировало достаток и крепкое хозяйство, которое будет держаться на плечах обоих супругов.Здесь интересно рассмотреть следующий текст: Сею, вею, сею, сею, вею, Сею, вею беленький леночек – 2 р. Рассеваю, рассеваю, Рассеваю, его умоляю – 2 р. - Уродися, уродися, Уродися, беленький леночек – 2 р. Тонок, долог, тонок, долог, Тонок, долог, белый волокнистый – 2 р. Золотистый, золотистый, Золотистый, белый коренистый – 2 р. Стал леночек, стал леночек, Стал леночек скоро поспевати – 2 р. А я млада, а я млада, А я млада - горе горевати – 2 р. С кем я буду, с кем я буду, С кем я буду лен выбирати ? Записана от Аладьиной Александры Ивановны, 1932 г.р с. Насоново Белгородская обл Валуйский р-нс.Насоново В этом тексте можно проследить мотив одиночества, переплетающийся с символикой льна. В начале тест строится как повествование о трудовом процессе и росте льна, и лишь к шестому двустишию можно наблюдать психологический параллелизм, влияние природы, а точнее «жизненного цикла льна на жизнь девушки.

Лен поспел и девушке необходим спутник.

Лирическая героиня вырастила лен «тонкий, белый, волокнистый, долгий», в этих эпитетах характеристика самой девушки как будущей хозяйки, а не только самого растения.

С другой стороны, учитывая прием психологического параллелизма все качества льна можно перенести на девушку, то есть невеста она красивая и хорошая в хозяйстве. Так же можно вспомнить семена льна, которые клали невесте в сундук приданным. Иными словами в этих строках выражается мысль: все готово: приданное, и лен, который требует уборки 2 парами рук, девушка уже одна не справиться.Что касается цветовых характеристик: белый цвет связывается культуре с дневным светом, чистотой.

Эпитет «белый» в русском фольклорном значении представляется как прекрасный. Сам символ белого цвета чрезвычайно близок русскому национальному мышлению. Выдающийся филолог А.А.Потебня предположил, что выражение «Белая Русь» первоначально выражало значение «вольная, свободная». Таким образхом выходит, что пока лен белый – он символ девичества, свободы, непорочности. Вообще желтый или золотой цвет – отражение солярной символики.Для древних славян золото – символ зрелости хлебов, так как солома отождествлялась с солнцем.

И мы в цветовой характеристики снова видим сближение льна с хлебами. Золотой лен здесь - символ зрелости, готовности переродится в новом качестве. Для растения – это нить, а символическое значение - это готовность лирической героини выйти замуж, то есть умирание в старой социальной роли и перерождение в новой. Таким образом жизненный цикл героини и растения полностью отождествляются.Очень близок к предыдущему тесту по символике Свадебная песня Верхнемамонского района: Беленький мой Леночек Повей, ветерочек, Ой, ляли, ой, лёй ляли, Повей, ветерочек.

Ой, веет повевает, К земле приклоняет, Ой, ляли, ой, лёй ляли, К земле приклоняет. Ой, белая Марияда Венок совивает Ой, ляли, ой, лёй ляли, Венок совивает.А вот тебе, Мария, На головушку клала, Ой, ляли, ой, лёй ляли, На головушку клала. с.В. Мамон Воронежской области, Нестерова Вообще на сватовстве песен не пели, но если со свадьбой торопились, то могли заиграть те, что исполнялись на своде и пропое. «Придуть, посватаюсь, садяца за стол и играють ету песню (Нестерова) Здесь стоит обратить внимание на сходную цветовую характеристику льна и невесты, это подчеркивает их сближение на уровне образов.

Мы видим в тексте в строках Ой, веет повевает, К земле приклоняет Мотив приминания льна, о котором упоминалось раньше. Эта песня свадебная, обращенная к невесте, и не остается никаких сомнений, что этот образ означает прощание с девичеством.

Так же следует выделить в песнях о льне описание этапов его обработки, постепенный переход от одного виду деятельности к другому. Вообще, цикличность характерен для древних ритуальных песен.Для примера можно рассмотреть следующий текст: — Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сеяти? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён полоти? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён брати? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён колотить? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён стлать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сымать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мять? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён толочь? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён трепать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мыкать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён прясть? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мотати? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мыть? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сновать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён ткать? - Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён шити? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён надевати? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! — Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён скидовать? — Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! Пред нами хороводная песня, что уже говорит о ее принадлежности девичьему кругу, поскольку именно молодые девушки основные участницы хоровода.

Хоровод - собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями Композиция построена в форме диалога, Это одна изх традиционных форм лирической песни.

Особенно широкое применение диалогическая композиция получила в хороводных лирических песнях, что обусловлено характером их исполнения в связи с определенными игровыми действиями.

Однако диалогическая композиция иногда встречается также в голосовых любовных и семейно-бытовых песнях.

В этом тексте перед нами весь процесс обработки и использования льна. Диалогичная форма композиции и элементы комментирования предполагаемых действий говорит о происхождении песни из обрядовых текстов, которые сопровождали магические действия. И раз подобные магические действия связывались со льном, то это растение имело очень важное значение для жизни людей.

Кроме того в этой песни мы можем найти соотнесение образа льна с мировым древом.

Со ссылками на В. Н. Топорова Н. Велюс интерпретирует представления о льне у литовцев и связанные со льном мотивы в литовских песнях. «Становится понятным, почему в этих песнях лен или конопля вырастают у моря, в местах, где дерево наделено свойствами мирового дерева. Наконец, композиция таких песен основывается на развитии льна и включает перечисления, такие как “Я посеяла лен, лен взошел, вырос, зацвел ”, которые напоминают композицию ритуальных песен, относящихся к концепции мирового дерева». Итак, в этом тексте описывается весь «жизненный цикл» растения с момента как люди его выращивают до момента, когда люди начинают его использовать.

Уже упоминавшаяся ранее взаимосвязь человека и растения здесь выступает не в форме психологического параллелизма, а на сюжетном уровне текста.

Эпитеты, употребляемые относительно льна «белый» - о значение этого цвета было уже сказано выше, «частый» - характеризует не только его физические свойства, то есть, что он очень густо растет, но и характеризует его: лен хороший, пригодный для дальнейшей обработки.

Такой его описание соответствует хорошему состоянию дел в хозяйстве, достатку семьи.

Список используемой литературы 1. БЭС, А.Р. Рогаш, ст. Лён. 2. С. Беговатова Священный, чистый, таинственный…// Российский лен-2004: Итоги Всероссийской ярмарки-выставки. – Вологда, 2004. – С. 15-16 3. Стельмашук Г.В Лебедев С.В. Русь Белая, Русь Свободная. //Новый Петербург. 1998. № 23, 24, 25, 30. 4. Сысоева Г. Этнографическое содержание Мамонской традиционной свадьбы / Свадебные песни Верхнемамонского р-на. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное из-во, 1999. – 125с. 5. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. 6. С. Г. Лазутин Поэтика русского фольклора / Учеб. пособие для студентов филологических специальностей 7. Б. Н. Путилов Фольклор и народная культура / Монография 8. Гусарова А. Лён мой зеленой…/ Электронное периодическое издание Открытый Текст http://opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/ folk/?id=2130.

– Конец работы –

Используемые теги: символика, льна, народных, песнях0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика льна в народных песнях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество народных певцов-композиторов Казахстана
С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом,… Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в… До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел…

Украинская символика
Тризуб символізує туж саму трійцю життєтворчих енергій , що й хрест та шестикутна зірка , тобто Мудрість , Знання і Любов(або Вогонь, Воду й Жит-… На відміну від однозначного слова «колір»,сло-во «барва» багатозначне . В… У давніх аріїв було три барви (варни): біла - старшина , жреці - правителі , яких звали рахмани (брахмани) ; червоно -…

Кукла- народная игрушка
Введение В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.… Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и… Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она…

Дубина народной войны
Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных… В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все… И каждый раз на борьбу с врагом поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и…

Українська народна пісенність
Вірите чи ні, що ні одного народу простих пісень я не люблю так, як вашого. Під їх музику я душею спочиваю. Стільки в них краси і грації, стільки дужого,… У народній пісні майже немає розповідної основи, уся увага зосереджена на відтворенні внутрішнього світу людини (…

История народного хозяйства
Германские колонии по В-В договору отошли Японии, но США и Китай были против. Тихоокеанский бассейн проблемы между США и GB. 1902г договор между… Решено, что величина флота соотносится как 5 5 3 1.75 1.75 США GB Япония… GB намеревались сделать Германию рынком сбыта своих товаров. США хотели получить кредиты.Парижская комиссия определила…

Инструментарий для обработки информации в народном хозяйстве
В частности, излучательная способность, влажной почвы значительно меньше, чем сухой. Излучательная способность влажной почвы зависит от степени… Чем выше влажность грунта, тем ниже его излучательная способность.Такой… Этим методом можно также определять степень засоленности почвенной влаги, поскольку концентрация растворенных в воде…

Народные и языческие праздники Древней Руси
Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и… Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они… С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской,…

Сексуальная символика в культуре
Как бы не вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде всего во внутренних делах семьи,… Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет… Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна по…

Символика романа У. Голдинга «Повелитель мух»
Это произведение было задумано как пародия на благопристойную викторианскую литературу, а в частности на роман Р. М. Баллантайна “Коралловый остров”… Т. е зло выступает как нечто внешнее по отношению к природе человека. Голдинг… Герои Голдинга не только не укрепляются в джентельменстве и цивилизации, но и превращаются в первобытное племя…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Состояние и переспективы развития народного хозяйства Украины Агропромышленный комплекс делится на агропромышленные предприятия и агропромышленные территориальные комплексы. По территориальными масштабами и… Функциональная структура АПК отображает его внутренние комплексные связи,… Их территориальная структура состоит из региональных и зональных элементов.
  • Гидроксикарбонильные соединения. Дикарбоновые кислоты Ендиолы имеют кислую реакцию и в щелочной среде образуют соли, называемые редуктонатами. Редуктонаты являются сильными восстановителями, поэтому в… Отличительной чертой 1,4- и 1,5-гидроксикарбонильных соединений является… Поэтому различают: 1,2- или a-дикарбонильные соединения, 1,3- или b-дикарбонильные соединения, 1,4- или…
  • Народные неортодоксальные верования в творчестве Короленко Как видно из всей мировой истории, в эпоху смуты в обществе как никогда сильно обнажаются различные болезненные явления. Люди, потеряв старое… Вообще, религиозная секта — это один из типов религиозных объединений (в… С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному…
  • Українська народна пісенність Вірите чи ні, що ні одного народу простих пісень я не люблю так, як вашого.Під їх музику я душею спочиваю. Стільки в них краси і грації, стільки дужого, молодого чуття й сили”. Увесь… У народній пісні майже немає розповідної основи, уся увага зосереджена на відтворенні внутрішнього світу людини (…
  • Народные традиции в воспитании детей Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.Великие… У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда… Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа. А сколько детских сказок, загадок,…