рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Классицизм

Классицизм - раздел Искусство, Классицизм Классицизм (От Лат. Classicus Образцовый), Художественный Стиль И...

Классицизм Классицизм (от лат. classicus образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи.

Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями.

В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило " как всеобщий разум " (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч 2 изд т. 1, с. 254), " как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.

Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни.

Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени.В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение какихлибо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.

Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера государственная жизнь или религиозная история, их герои монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи т. н. "малый жанр" пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки К. зарождаются уже во 2-й половине 16 в. в Италии в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы.

Однако на всём протяжении 17 в. К развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в 18-начале 19 вв. Архитектуре К. в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей.

Основой архитектурного языка К. становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков.

Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом.

Интерьеру К. свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов: широко используя перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи, К. принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального.В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура.

Градостроительство К. генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города"; в конце 18 1-й трети 19 вв. складываются новые приемы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры К. соответствует строгая разграниченность пространственных планов в скульптуре и живописи.

Пластика К в которой преобладают замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи К. преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем К когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (например, коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), световоздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластическими объёмами, действие разворачивается, как на сценической площадке.

Величайшим художником и теоретиком французского К. 17 в. был Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита.Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге) воплощающий мечту о золотом веке. В архитектуре принципы К. складываются в отмеченных ясностью в отмеченных ясностью ордерных членений и композиции постройках Ф. Мансара, в восточном фасаде Лувра, созданном К. Перро (), наиболее чистом по стилю образце К. 17 в в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя.

Со 2-й половины 17 в. французский К. вбирает в себя всё больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др планировка парка А. Ленотр). Закреплению доктрин К. способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре.

В 17начале 18 вв. К. распространяется также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса еще сохраняются отголоски Ренессанса, а в произведениях К. Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант К. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Классицизм0.042

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Классицизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русский классицизм
Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно… II. Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма.…

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга
Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим… Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего… Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого…

Архитекторы эпохи классицизма. Воронихин А.Н.
Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец и мать были… Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого… Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы - М.Ф.Казакова, предсказавшего ему большое…

Французский классицизм
Малерб откликнулся на это событие “Молитвой за короля, отбывающего в Лимузин”: Пред грозным именем склонятся замки в страхе, И стены и врата… Роль поэта – превозносить деяния монарха и давать урок его подданным.… Очистив наш язык от грубости и скверны, Он вкус образовал взыскательный и верный, За лёгкостью стиха внимательно…

Эстетика эпохи классицизма XVII века
Взамен же ей предлагается новая форма бытия опора индивида на общество, сознательное стремление служить ему. Однако я считаю, что мы можем… Тем самым эпоха Возрождения кажется мне ещё не до конца познанной во всей… А значит, имеет смысл говорить об общих основах классицизма, имея в виду французскую живопись и поэзию XVII века, и…

Классицизм в 18 веке
Однако социально-политическая ориентация просветительского К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против… С просветительским К. тесно связана литература Великой французской революции,… Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к…

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга
Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр.Церкви Иоанна Предтечи Каменный о-в Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных… А.Д. Захаров1761-1811Капитально перестроил здание Адмиралтейства.Жан Тома де… Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора особняк Лаваль…

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга
Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр.Церкви Иоанна Предтечи Каменный о-в Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных… А.Д. Захаров1761-1811Капитально перестроил здание Адмиралтейства.Жан Тома де… Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора особняк Лаваль…

Московский Ранний Классицизм
Об этом я и попытаюсь рассказать в своем реферате, анализируя здания, построенные в 20 веке и относя их к основным развивающимся стилям в это время.… Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не… Он сыграл важную роль в становлении модерна в России. “Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и…

Русская живопись от классицизма к авангардизму
Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма торжество общественных начал над личными,… Абсолютизм выражал идею твердой власти , пропагандировалась вечность абсолютистского строя. Хотя полной зрелости…

0.047
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Героическая тема в литературе русского классицизма Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы.Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в… Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало… Только мечтатели и люди простодушные могут утверждать, что человечество создаст все лучшее, если разучится воевать Я…
  • Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм) Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При… Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического… Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих…
  • Классицизм и барокко Во-вторых, данные направления сложны и двойственны по своей природе, что делает этот вопрос одним из самых актуальных в культурологическом… В-третьих, барокко и классицизм представляют выдающийся вклад в мировую… В Европе Новое время обнаруживает себя в становлении и усилении капиталистических тенденций, а в Англии капитализм…
  • Классицизм (Франция, XVII век) Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран Италии, Испании, Фландрии,… В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические… И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Как последовательная система классицизм складывается в…