Мотивная символика в инвенции - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба
Тема Инвенции Необычна. Главное Мотивное Зерно Инвенции -Хара...
Тема инвенции необычна. Главное мотивное зерно инвенции -характерная мелизматическая фигура из пяти звуков, «символ пребывания в радости» (по Яворскому). Все развитие инвенции основано именно на ней. Она имеет сходство с начальными мотивами протестантских хоралов «Es ist gewisslich an der Zeit» («Это время настанет») BWV 732 и «Jesu, meines Herzens Freud» («Иисус - радость моего сердца») BWV 361.
[62]
Самое яркое сходство, даже тождество этот мотив имеет с началом органной хоральной прелюдии BWV 732 «Lobt Gott, ihr Christen, allzugleich,in seinem hoechsten Thron» («Хвалите Бога на Его высочайшем престоле все, вы, христиане»).
Эти характерные мелизматические мотивы звучат в четырехголосных баховских вариантах того же хорала (BWV 375 и 376). Они проходят в теноре в прямом и обращенном виде:
Можно ли назвать это цитатой хорала? Мелодия хорала нигде не проходит в более или менее протяженном виде. Она слегка просвечивает в мелодическом рисунке темы.
[63]
Однако для цитаты этого маловато. Скорее это - намек. Что же означает такой намек Баха на хоралы? «Барокко разработало целую систему намеков, ввело принцип аллюзии в поэтику творчества.... Мастерство тут состоит в том, что ссылаются на какое-либо понятие, историю или обстоятельство, не называя их, но туманно на них указывая» [5, с. 76].
Трехтактная двухголосная тема содержит еще несколько намеков. Второй мотив темы верхнего голоса - фигура юбиляций (прославлений) - «Lobt Gott». Это - перебор по звукам трезвучия, абрис которого - фанфарный символ «царствования» (по А. Швейцеру). Основной вид этого символа мы слышим в нижнем голосе. Вероятно, все эти мотивы - намек на тему речи в соответствии с содержанием хоралов, где говорится о Небесном Царстве, о Сыне Божием, о Творце всего сущего, о Рае и о жертве Христа, открывшего людям путь в Небесное Царство Отца. Однако самое внимательное вглядывание и вслушивание в музыкальную ткань инвенции не позволяет прочесть ее как речь с точки зрения мотивной символики. Здесь нужен другой инструмент. Им является числовая символика.
И Барсова Между социальным заказом и музыкой больших страстей годы в жизни Шостаковича В РУБЦОВ В Н Салманов фрагмент из книги... Марк АРНОВСКИЙ Инакомыслящий...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Мотивная символика в инвенции
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения
[127]
Определение путей воплощения композиторского замысла — едва ли не самая сложная задача, которая стоит перед наукой в искусстве. В самом деле, на каких основаниях мы в
М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое
[7]
Пытаясь определить те психические силы, которые обеспечивают творческий процесс музыканта (композитора или исполнителя - безразлично), мы неизбежно сталкиваемся с конфл
А. ШОПЕНГАУЕР О сущности музыки.
Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.
А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки
[19]
Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью н
О НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Произведения устного творчества не имеют постоянного и неизменного напева. Время стирает в памяти народа попевки, рожденные в древности. Архаичные напевы, которые занимали объем трихорда или тетрах
ПРИЗНАКИ РОДСТВА В КОМИ И УДМУРТСКОЙ МУЗЫКЕ
В далекие времена коми и удмурты имели общий единый язык, распевали одни песни. Какие же изменения произошли в пермской народной музыке, с тех пор как коми и удмурты образовали само
Таре Music
Звуковыми объектами предшествующих эпох были исключительно так называемые музыкальные звуки, то есть те, которые могли быть извлечены либо человеческим голосом, либо каким-нибудь из
Некоторые плюсы и минусы
Подрывает ли Таре Music основы того, что мы привыкли называть музыкой? Нет, и ни в коей мере.
Появление электронной и конкретной музыки можно, вероятно, считать наиболее ра
Что такое «сочинение музыки»?
У читателя может создаться впечатление, что речь идет о вещах, лежащих где-то на границе музыки, если уже не за ее пределами. Однако вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость опре
Музыка и машины
Новые возможности монтажа увеличили степень контролируемости
процесса сочинения музыки, но сам этот процесс сильно усложнился.
Более сложный и требующий новой коор
Музыка и живопись
В заключение немного вставимся на проблеме синтеза двух видов искусств — живописи и музыки.
Всякое произведение живописи является размещением в двумерном пространстве (на х
Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке
Николай Теплов
Акробатство в музыке[1]
Как часто приходится читать музыкальные рецензии приблизительно такого содержания: «молодой скрипач на бис с
Жанровые особенности инвенции
Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием «preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы
Традиции числовой символики
«В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла и науки.... Музыкальная наука... определяется как «звучащая математика», «математическое знание», как «дочь ма
Числовая символика в инвенции
Экспозиция.Перейдем теперь непосредственно к анализу инвенции B-dur. Ее тема занимает три такта. В каждом (число 1 - Единый Бог) заключены две пары мотивов (
Символика больших чисел в инвенции
Экспозиция.KS темы (оба голоса) равен 73. Это число в разных источниках трактуется по-разному. По Праутчу это число Бога Вседержителя (Zebaoth) [12, с. 14]. Ю. Петров счи
Новости и инфо для студентов