Реферат Курсовая Конспект
Числовая символика в инвенции - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба Экспозиция.Перейдем Теперь Непосредственно К...
|
Экспозиция.Перейдем теперь непосредственно к анализу инвенции B-dur. Ее тема занимает три такта. В каждом (число 1 - Единый Бог) заключены две пары мотивов (число 2 - Бог Сын), причем одна направлена вверх, обозначая небесное, другая же - вниз, к земле. Природа Бога Сына также двойственна: Бог - человек, Дух — плоть. В третьем такте (число 3) обе пары мотивов устремлены вверх - к Духу, к небесной природе. Итак, перед нами первые три священные числа: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Святая Троица.
[66]
В каждом мотиве по пять звуков. Пять - число «согласия», одушевленное или чувственное число. В ряде источников оно называется числом «смешения», «Священного брака», соединения духа и невинности, Бога и Марии. Количество всех звуков в верхнем голосе - 60. 6—число Творения, совершенное число, усиленное умножением на 10. У пифагорейцев оно символизировало Вселенную. Таким образом, число 60 - сотворенная Вселенная. Символы «царствования» дают основание определить это число как Царство Божие. В басу 13 звуков - число Святой Троицы. Итак, экспозицию темы можно трактовать как образ Небесного Царства.
Связующее построение, проходящее в тактах 4-5, диалогично. Мотив в прямом восходящем движении имеет завершающий интервал кварты - символ истовой веры, стойкости в вере. Ответный мотив в обращении имеет завершающий интервал квинты - символ пустоты, неуверенности, сомнения. Эти диалогические мотивы секвенционно проходят 4 раза - число Земли, Евангелия, а также - символ креста. Это может означать искушение, сомнение в вере. Первоначальная тема возвращается без изменений в двойном контрапункте октавы.
Первый раздел разработки. В девятом такте (число 9 - свершение) начинается разработка. Она состоит из трех разделов, или полифонических комплексов. В тактах 9-11 главная тема разительно меняется. Благодаря модуляционным обострениям тема становится нервной, угловатой, приобретая сходство с извивистым змееподобным мотивом греховности из Прелюдии c-moll WTK I том.
Второй голос темы также меняет направление движения с восходящего на нисходящее. При этом он не поддерживает мелодию в ее движении вверх, а, наоборот, противоречит ей. В каждом его такте восемь звуков (8 -число смерти). Тема в целом представляет собой каноническую модулирующую секвенцию с неровными сдвигами звеньев, что производит впечатление беспорядочных блужданий, разброда, шатаний, сползания вниз. Этот
[67]
эпизод (такты 9-11) можно интерпретировать как «прегрешение» - искажение образа Небесного Царства. Тема наиболее обострена в одиннадцатом такте (число 11- число греха по Блаженному Августину).
Второй раздел разработки.Следующий раздел начинается с двенадцатого такта (12 -число церкви, апостолов) и продолжает развивать первый мотив темы. Он завершается здесь октавным скачком вверх (октава - 8 - символ смерти). Интервал октавы обычно трактуют как восклицание, возглас, жест «воздевания рук». Первый мотив повторяется семь раз по ступеням восходящей секвенции, стремясь к небу. 7 - число Трона Господня, 7 даров Святого Духа, 7 таинств. Этот раздел представляет собой каноническую секвенцию, активно направленную вверх по квартам (C-F-B- Es) - символам креста, истовой веры. Создается образ грешника, возносящего моление о спасении к Трону Господа.
Третий раздел разработки.Переходом к репризе является мотивный комплекс в виде секвенции в параллельном движении в дециму (число 10 - десять заповедей), который проводится десять раз. Оба голоса сливаются, что говорит о достигнутом единодушии. Несколько дидактический характер этого эпизода напоминает фугетту из III части «Klavieruebung» на тему хорала «10 заповедей», где тема проходит также десять раз.
Интересен момент перехода в раздел «10 заповедей». В верхнем голосе такта 13 внезапно меняется направление основного мотива с восходящего на нисходящее, как бы указывая грешнику на Скрижали Закона. Любопытно, что этот смысловой поворот приходится на такт 14 - число BACH.
Таким образом, Бах принимает непосредственное участие в событиях инвенции. Такую интерпретацию неумышленно подтверждает В. Голованов, отмечая: «в данном случае Бах демонстрирует юным музыкантам пример одного из видов сложного контрапункта- контрапункта, допускающего удвоения в нижнюю дециму. Это единственный из всех двухголосных инвенций Баха пример такого разряда сложного контрапункта» [3, с. 75].
Реприза(такты 16 - 19) в два раза меньше экспозиции. Она «сжата» за счет стреттно-канонического проведения основной темы в обоих голосах. При этом основная тема инвенции проходит целиком только в
[68]
нижнем голосе (число звуков - 60). В верхнем же голосе тема прерывается синкопой и восклицанием. Какой в этом смысл? Измененная часть темы имеет 14 звуков. Так Бах вплетает свой голос в прославление Бога.
Кода занимает полтора такта. В ней отчетливо проявляется принцип зеркала. «Зеркальное отражение, принцип симметрии... являются символами единства. Зеркало служит эмблемой самопознания и в то же время имеет... дидактическое значение» [цит. по: 5, с. 127]. Заканчивается инвенция октавным унисоном. При этом вспоминаются слова, собственноручно записанные Бахом в 1725 году, которые подходят к данному случаю: «В конце будет виден один звук. Символ. Все хорошо, когда един конец» [цит. по: 5, с. 124-125].
Можно сделать вывод: на материале инвенции B-dur И. С. Бах учит своих учеников числовой символике. Первый ряд чисел от 1 до 14 лежит, можно сказать, на поверхности. Даже порядковый номер инвенции - 14 (BACH) указывает на использование в ней числовой символики.
Однако в ней содержатся и другие числа, спрятанные поглубже от «верхнего» числового уровня. Число ударов по клавишам, называемое по-английски key-stroke, широко используется в музыковедческой литературе. В России этот прием впервые применил Ю. Петров. В дальнейшем будет применяться по его методу аббревиатура KS.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
И Барсова Между социальным заказом и музыкой больших страстей годы в жизни Шостаковича В РУБЦОВ В Н Салманов фрагмент из книги... Марк АРНОВСКИЙ Инакомыслящий...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Числовая символика в инвенции
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов