В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха
В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба
Сначала Было Слово,
И Слово Было У Бога,
И ...
Сначала было слово,
и слово было у Бога,
и слово было - Бог.
Иоанн 1,1
Музыка есть арифметическое упражнение
души, которая исчисляет себя, не зная об этом.
Г. В. Лейбниц
[58]
Человеческое общение выработало два качественно различных способа передачи смысла. «Первый использует слово. Оно является знаком, символом, условно обозначающим некий предмет или понятие. Еще для передачи информации используется число. Число описывает количество. Количество безусловно». [6, с. 3] Оба эти способа обычно используют совместно, но в разных методах общения их относительная роль меняется.
В обыденной речи преобладающим способом передачи смысла является слово. Количественные методы такие, как громкость речи, частота произнесения слов, интонация, лишь дополняют их значение. В письменном тексте, в особенности в научном, передающем лишь логический уровень постижения мира, роль количественных методов сводится почти к нулю. В художественном тексте их роль возрастает. В стихах они выходят на первый план, а в молитвах и заклинаниях количественный метод становится главенствующим.
Инструментальная музыка, во всяком случае, европейская, генетически восходит к молитвенному пению. В ней количественные методы передачи информации являются главными. «Высота звука, его громкость и тембровая окраска, ритм, звуковысотная последовательность в мелодии - все это количественные характеристики. Они определяются числом. Тот факт, что именно количество определяет главную информацию в музыке, делает ее понятной всем людям, независимо от того, на каком языке они говорят и к какой культуре принадлежат. Именно число определяет магию звучания. Не случайно основателем евро-
[59]
пейской музыки считается Пифагор, учение которого было построено на мистическом значении чисел» [6, с. 4].
Однако музыка хранит связь со словом, с текстом песен и молитв, от которых она произошла. Эту связь часто бывает не просто проследить, потому что она таится в глубинах истории культуры и проявляется подчас лишь на бессознательном уровне. Но тем сильнее оказывается ее влияние. Гераклит говорил, что «скрытая гармония сильнее явной» [цит. по: 9, с. 34].
Еще в большей степени это относится к количественной характеристике музыки. Числовую символику можно найти в смутных и неоднозначных учениях древних мистиков. Для уха современного рационалистически мыслящего человека язык числовой символики подчас звучит странно. И тем не менее она работает.
Процессы музыкального творчества И. С. Баха объяснимы в большой степени через инструмент мотивной символики и через раскрытие хоральных цитат. Пользуясь семантическим методом, А. Пирро, А. Швейцер и Б. Л. Яворский достигли ярких результатов. Однако нередко этого оказывается недостаточно. Для выявления глубинных смыслов музыки Баха часто приходится привлекать числовую символику. Этот метод, в частности, применял в своих работах Ю. П. Петров [7, 8].
Отношение к числовой символике в настоящее время меняется от полного неприятия к столь же полному и безоговорочному использованию. Числовая символика имеет давние, даже древние традиции. Обращение к ним как к способу постижения смысла в наше время вызывает большой интерес. Поскольку это сложный и тонкий инструмент, трудно говорить о его непогрешимости и универсальности. Однако убедительная доказательность и подтвержденная мотивированность многих исследований чрезвычайно привлекательна. Такой метод позволяет раскрывать новые смыслы и потаенные глубины, доказывая неисчерпаемость творческих процессов гениев. Попробуем разобраться, как с помощью анализа этих двух характеристик - количественной, выраженной в числовой символике, и семантической, выраженной в ассоциациях со смыслом определенных текстов, - можно прочесть содержание инвенции № 14 И. С. Баха. Посмотрим, каким окажется ее смысл при анализе этим комплексным методом.
И Барсова Между социальным заказом и музыкой больших страстей годы в жизни Шостаковича В РУБЦОВ В Н Салманов фрагмент из книги... Марк АРНОВСКИЙ Инакомыслящий...
М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения
[127]
Определение путей воплощения композиторского замысла — едва ли не самая сложная задача, которая стоит перед наукой в искусстве. В самом деле, на каких основаниях мы в
М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое
[7]
Пытаясь определить те психические силы, которые обеспечивают творческий процесс музыканта (композитора или исполнителя - безразлично), мы неизбежно сталкиваемся с конфл
А. ШОПЕНГАУЕР О сущности музыки.
Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.
А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки
[19]
Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью н
О НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Произведения устного творчества не имеют постоянного и неизменного напева. Время стирает в памяти народа попевки, рожденные в древности. Архаичные напевы, которые занимали объем трихорда или тетрах
ПРИЗНАКИ РОДСТВА В КОМИ И УДМУРТСКОЙ МУЗЫКЕ
В далекие времена коми и удмурты имели общий единый язык, распевали одни песни. Какие же изменения произошли в пермской народной музыке, с тех пор как коми и удмурты образовали само
Таре Music
Звуковыми объектами предшествующих эпох были исключительно так называемые музыкальные звуки, то есть те, которые могли быть извлечены либо человеческим голосом, либо каким-нибудь из
Некоторые плюсы и минусы
Подрывает ли Таре Music основы того, что мы привыкли называть музыкой? Нет, и ни в коей мере.
Появление электронной и конкретной музыки можно, вероятно, считать наиболее ра
Что такое «сочинение музыки»?
У читателя может создаться впечатление, что речь идет о вещах, лежащих где-то на границе музыки, если уже не за ее пределами. Однако вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость опре
Музыка и машины
Новые возможности монтажа увеличили степень контролируемости
процесса сочинения музыки, но сам этот процесс сильно усложнился.
Более сложный и требующий новой коор
Музыка и живопись
В заключение немного вставимся на проблеме синтеза двух видов искусств — живописи и музыки.
Всякое произведение живописи является размещением в двумерном пространстве (на х
Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке
Николай Теплов
Акробатство в музыке[1]
Как часто приходится читать музыкальные рецензии приблизительно такого содержания: «молодой скрипач на бис с
Жанровые особенности инвенции
Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием «preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы
Мотивная символика в инвенции
Тема инвенции необычна. Главное мотивное зерно инвенции -характерная мелизматическая фигура из пяти звуков, «символ пребывания в радости» (по Яворскому). Все развитие инвенции основ
Традиции числовой символики
«В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла и науки.... Музыкальная наука... определяется как «звучащая математика», «математическое знание», как «дочь ма
Числовая символика в инвенции
Экспозиция.Перейдем теперь непосредственно к анализу инвенции B-dur. Ее тема занимает три такта. В каждом (число 1 - Единый Бог) заключены две пары мотивов (
Символика больших чисел в инвенции
Экспозиция.KS темы (оба голоса) равен 73. Это число в разных источниках трактуется по-разному. По Праутчу это число Бога Вседержителя (Zebaoth) [12, с. 14]. Ю. Петров счи
Новости и инфо для студентов