рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Традиции числовой символики

Традиции числовой символики - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: сумбур вместо музыки, балетная фальшь, великая дружба   «В Эпоху Барокко Музыка Обладает Двоякой Сущностью: Искусства...

 

«В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла и науки.... Музыкальная наука... определяется как «звучащая математика», «математическое знание», как «дочь математики», «математическая наука, создающая гармоническое пение» [5, с. 128]. «Музыкальная математика - учение о числах и пропорциях. Число управляет гармонией мира, оно же - главный регулятор музыки» [5, с. 130].

«Чтобы понять все тонкости баховской математики, необходимо иметь представление о традициях христианской нумерологии. Согласно одной из них, любое многозначное число при необходимости сводят к одноразрядному сложением его цифр, например, 444 >12 >3. В нуме-

 

[64]

 

рологии эта операция называется извлечением цифрового корня» [8, с. 7-8]. При анализе смысла этим методом используют символическое значение цифр от 1 до 9. Эти значения в настоящее время хорошо известны и описаны в работах А. Бородина [1], М. Друскина [4], М. Лобановой [5], Ю. Петрова [8] и других авторов. Этот метод прост и понятен каждому. Педагогический опыт автора показывает, что даже дети легко ее воспринимают.

Другая традиция связана с нумерацией букв латинского алфавита (латинская гематрия), используя которую можно любое имя, слово или название предмета сопоставить с числом, тем самым превратив его в числовой символ. Искомое число определяется суммированием номеров всех входящих в это слово букв. По этой нехитрой методике с именем Иисуса Христа ассоциируются, по меньшей мере, четыре числа: J. CHR. - 37, JESUS - 70, CHRISTE - 79, CHRIST - 112. У числа 37 есть и производный от него спутник 73, вероятнее всего, означающий смерть Христа. Словам CREDO, DEUS, GLORIA соответствуют числа 43, 47 и 59. Значение словосочетаний часто вычисляется из их аббревиатур. А. Швейцер пишет, что рукописи Баха буквально испещрены надписями SDG - 29 (Soli Deo Gloria - Единому Богу слава!) и J J - 18 (Jesu Juva - Иисус, помоги!). Последняя аббревиатура обозначалась также двумя девятками по номеру начальных букв.

Бах, конечно, знал о своем числе 14 (BACH) и о его чудесном свойстве обращаться в результате прибавления инициалов - 41 (J. S. Bach). Полное написание двух имен и фамилии композитора выражается числом 158, сумма цифр которого равна 14! Корневая пятерка сохраняется и при написании фамилии Баха с одним инициалом (J. Bach - 23). В этот поистине магический ряд не вписывается только монограмма J.S.B. - 29, зато ее значение совпадает с упомянутой выше аббревиатурой SDG» [8, с. 8].

Символика целого ряда священных чисел унаследована христианской нумерологией эпохи барокко от византийских греков. Поэтому их необходимо анализировать, используя греческий алфавит (греческая гематрия). Некоторые из этих чисел имеют отношение к инвенции B-dur, которую нам предстоит проанализировать: 54 - Божий суд, 888 -Иисус, 777 - Крест Господень, 444 - Святое причастие. Существует обширная литература, в которой анализируются символические значения цифр и многоразрядных чисел.

 

[65]

 

Символика больших чисел значительно сложнее символики цифр и дает подчас настолько неожиданные результаты, что им трудно поверить. Если в средние века символы больших чисел, найденные монахами в сосредоточенной тишине их молелен, легко принимались на веру, то в наше время они, безусловно, нуждаются в обосновании.

Дело в том, что бессознательное каждого человека хранит огромное количество числовой информации, накопленной прежде всего при отработке сложных двигательных навыков. Совпадение числовой информации, воспринимаемой с музыкой, с числом, соответствующим успешному выполнению такой программы, может вызывать сложные положительные эмоции, например, создавать впечатление гармонии и совершенства. Совпадение с опытом, соответствующим срыву выполнения важного для обеспечения жизнедеятельности навыка, соответственно, должно создавать сильную негативную реакцию.

Такие соответствия, несомненно, могут быть субъективными, однако коллективное бессознательное человечества содержит значительное число общих для всех людей навыков. Поэтому воздействие таких числовых символов может вызывать у различных людей сходные переживания. Эти программы находятся в бессознательном в спящем состоянии. Пробуждение одного из элементов такой программы может возбудить ее всю. Поэтому воздействие символов больших чисел способно производить очень сложную глубинную реакцию. Выявление символов больших чисел значительно сложнее описания символов цифр, но оно способно дать и гораздо более важную информацию. Это еще раз подтверждает правоту приведенных выше слов Гераклита о том, что «скрытая гармония сильнее явной».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: сумбур вместо музыки, балетная фальшь, великая дружба

И барсова между социальным заказом и музыкой больших страстей годы в жизни шостаковича в рубцов в н салманов фрагмент из книги.. марк арновский инакомыслящий..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Традиции числовой символики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения
[127]   Определение путей воплощения композиторского замысла — едва ли не самая сложная задача, которая стоит перед наукой в искусстве. В самом деле, на каких основаниях мы в

М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое
[7]   Пытаясь определить те психические силы, которые обеспечивают творческий процесс музыканта (композитора или исполнителя - безразлично), мы неизбежно сталкиваемся с конфл

А. ШОПЕНГАУЕР О сущности музыки.
Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.  

Е. ДУКОВ Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков
[142]   Охотно верю, что предложенное название статьи отпугнет не одного читателя и мало кто рискнет читать ее дальше. Что-то чуждое и занудное, вероятно, почудится нормально

А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки
[19]   Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью н

О. ЗАХАРОВА Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы
Введение   [4]   В сравнении с другими аспектами боль­шой проблемы «музыка и язык» (звук и слово) «риторический» аспект обладает специфическими преимущ

О НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Произведения устного творчества не имеют постоянного и неизменного напева. Время стирает в памяти народа попевки, рожденные в древности. Архаичные напевы, которые занимали объем трихорда или тетрах

ПРИЗНАКИ РОДСТВА В КОМИ И УДМУРТСКОЙ МУЗЫКЕ
  В далекие времена коми и удмурты имели общий единый язык, распевали одни песни. Какие же изменения произошли в пермской народной музыке, с тех пор как коми и удмурты образовали само

Таре Music
  Звуковыми объектами предшествующих эпох были исключительно так называемые музыкальные звуки, то есть те, которые могли быть извлечены либо человеческим голосом, либо каким-нибудь из

Некоторые плюсы и минусы
  Подрывает ли Таре Music основы того, что мы привыкли называть музыкой? Нет, и ни в коей мере. Появление электронной и конкретной музыки можно, вероятно, считать наиболее ра

Что такое «сочинение музыки»?
  У читателя может создаться впечатление, что речь идет о вещах, лежащих где-то на границе музыки, если уже не за ее пределами. Однако вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость опре

Музыка и машины
  Новые возможности монтажа увеличили степень контролируемости процесса сочинения музыки, но сам этот процесс сильно усложнился. Более сложный и требующий новой коор

Музыка и живопись
  В заключение немного вставимся на проблеме синтеза двух видов искусств — живописи и музыки. Всякое произведение живописи является размещением в двумерном пространстве (на х

Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке
Николай Теплов   Акробатство в музыке[1]   Как часто приходится читать музыкальные рецензии приблизительно такого содержания: «молодой скрипач на бис с

В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха
  Сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было - Бог. Иоанн 1,1     Музыка есть арифметическое упражнен

Жанровые особенности инвенции
  Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием «preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы

Мотивная символика в инвенции
  Тема инвенции необычна. Главное мотивное зерно инвенции -характерная мелизматическая фигура из пяти звуков, «символ пребывания в радости» (по Яворскому). Все развитие инвенции основ

Числовая символика в инвенции
  Экспозиция.Перейдем теперь непосредственно к анализу инвенции B-dur. Ее тема занимает три такта. В каждом (число 1 - Единый Бог) заключены две пары мотивов (

Символика больших чисел в инвенции
Экспозиция.KS темы (оба голоса) равен 73. Это число в разных источниках трактуется по-разному. По Праутчу это число Бога Вседержителя (Zebaoth) [12, с. 14]. Ю. Петров счи

Николаус АРНОНКУР. Музыка языком звуков. Главы из книги
МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ   [4]   От средневековья до Французской революции музыка была одной из важнейших основ нашей культуры и жизни. Ее знание считалось

А. МАЙКАПАР. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики
Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии Бетховена... Событие это стало совершенно уникальным и необычайно интересным с точки зрения проблем интерпретации и воздействия музыкального исполне

Н. ХАЗАНОВА. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса.
1.МУЗЫКА ПОДОБНА МИРУ   Прежде всего обращаемся к личности, чей трактат «Музыка», созданный около 1300г., предвосхитил и подготовил зарождение музыкальной эстетики Ренессанса

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги