рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика больших чисел в инвенции

Символика больших чисел в инвенции - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба Экспозиция.Ks Темы (Оба Голоса) Равен 73. Это Число В Раз...

Экспозиция.KS темы (оба голоса) равен 73. Это число в разных источниках трактуется по-разному. По Праутчу это число Бога Вседержителя (Zebaoth) [12, с. 14]. Ю. Петров считает его обращенным числом 37 (J. CHR.), что, по всей вероятности, означает грядущую смерть Христа. Еще одна трактовка числа 73 - дьявол (Diabolos). Казалось бы, как в такой светлой гармонии звуков и чисел появляется дух зла? «Великая антиномия барокко порождает двойственные, напряженные формы. «Соединение несоединимого» - закон «теории остроумия» [5, с. 54].

Барочное мышление построено на антитезах. «Игра добра и зла проявляется везде» [5, с. 55]. Выражение идеи в ее внутреннем противоречии было характерным способом барочного мышления, известным в старинных эстетических теориях под названием «concepto» (кон-

 

[69]

цепт) [8, с. 15]. Появление духа зла вполне логично - кто же другой мог искушать прародителей?

Связующее построение, проходящее в тактах 4-5, содержит KS 52 -Satan. Это число подчеркивает момент искушения и указывает на носителя зла. Возвращение первой темы дано без изменений -KS 73. Сумма трех разделов экспозиции - 198 (73 + 52 + 73).

Применив извлечение цифрового корня, мы получаем число 9 (198 >18> 9). Как уже было сказано, в девятом такте инвенции - в начале разработки - происходит большое изменение как облика темы, так и ее смыслового развития. Именно на этот рубеж формы приходится число KS экспозиции 198 → 18 → 9 (18 — J.J., 9 — свершение). Число 198 является двойным повторением восклицания «Jesu Juva» 198 = 99 х 2 (2 - число Бога Сына). Кроме того, число 99 имеет значение «Himmelreich» - Царство Небесное.

Таким образом, Бах подчеркивает важность переломного девятого такта и призывает помощь Иисуса в последующих событиях. Примечательно, что к этому моменту оба голоса содержат KS с числами Иисуса Христа: KS нижнего голоса - 101 Salvator (Иисус - спаситель), KS верхнего голоса 97 - производное от числа 79 - Christe, означающее, вероятнее всего, смерть Христа во спасение людей. Возможно также, что число 97 указывает на Псалом № 97 «Сила и владычество Господа, царствие Господне».

Любопытно, что число 198 приобретает еще одно значение, указывающее на смысл искажения темы. При операции с этим числом возникает число 11 - число греха (грешника?) по Блаженному Августину (198 = 18 х 11). Появление его не случайно, так как с девятого такта начинается разработка с неприятными коллизиями.

 

Разработка.Первый раздел разработки - такты 9-11 - можно определить как «прегрешение». Он чрезвычайно интересен своими числами. Первое, что бросается в глаза, - ясно декларируемые три построения по восемь звуков, несмотря на то, что мелодии голосов меняются местами - 888 - Иисус, по греческой гематрии. Затем очевидны два числа KS верхнего голоса 48 — INRI и KS всего этого раздела 84. INRI - четыре буквы, которые Пилат велел начертать на доске и прибить к столбу, на котором был распят Христос. Это аббревиатура

[70]

латинских слов: Iesus Nasarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назарей, царь иудейский). Обращение числа 84 означает в данном случае воскресение Христа. Здесь также возникает аналогия с Псалмом № 84 «Тоска по Храму, молитва и упование».

KS нижнего голоса 36 - Lamm (Агнец). Все это указывает на искупительную жертву Христа. Схождение темы вниз, решительные нисходящие шаги восьмых, угловатость и негармоничность мелодики могут выражать сошествие в ад Иисуса после Его смерти.

Во втором разделе разработки такты 12, 13 содержат KS 62 - Crux (крест). Кроме того, тональный план секвенции этого раздела образует три хода по квартам - символ веры. Схематически можно вывести число 444 - Святой Евхаристии (Причастия). Эти числа подчеркивают смысловой аспект двутакта как стремление к спасению.

Третий раздел разработки - «10 заповедей» - имеет KS 120, что рассматривается как 12 - число церкви, 12 апостолов. Поделенное между голосами, оно дает 60 - число Сотворенной Вселенной. Сумма KS всех трех разделов 266 - числовой корень 14 (BACH). При операции с этими числами 266/14 = 19 (БЩ) «Аз есмь альфа и омега». Но этим участие Баха в восхвалении Бога не ограничивается. Мы встретимся с числом 14 еще не раз. В частности, сложив KS экспозиции и разработки, получаем число 464 [стрелка] 14. Это число KS имеет несколько значений. Ранее уже говорилось, что рукописи Баха испещрены надписями SDG - «Soli Deo Gloria» > 29. 464 = 29 х 16. Число 16 имеет корень 7 - трон Господень, 7 даров Святого Духа. Кроме того, 16 = 24 (2 - символ Бога Сына, 4 - символ креста). Еще одно значение числа вытекает из соотношения 464 = 58x8 (58[стрелка] Geist - Дух. 8 [стрелка] смерть). Просматривается смысловой ряд: прегрешение против Царства Божия искупается молением и исполнением 10 заповедей. Спасение от духовной смерти - в прославлении Единого Бога и в предстательстве Его Сына, принесшего крест как символ искупления. Число 14 в данном случае означает изложение этого от лица Баха.

Реприза-кодаимеет KS 128= 27 (2 - Бог Сын, 7 - трон Господень). KS верхнего голоса - известное нам число 60, а в KS нижнего голоса появляется, наконец, действующее лицо, которого наверняка уже

[71]

ждали: 68 - Virgo (Дева). Справедлив вопрос: почему же имя Пресвятой Богородицы появилось только в конце инвенции? Тайное, скрытое, это число тихо присутствует во всей инвенции. 68 раз повторяется первая мелизматическая интонация темы. Присутствие Богородицы скрыто в количестве тактов - 20. Казалось бы, это указывает на Бога Сына (число 2), однако основной метрической единицей инвенции является полутакт, а полутактов в ней 40 (Maria).

Рассмотрим раздельно репризу и коду. Граница между ними приходится на середину девятнадцатого такта. В верхнем голосе репризы тема проводится не полностью - не 60, а 36 звуков. Число 36, помимо значения агнец (Lamm), имеет еще одно значение: S.S. - аббревиатура слов «Sanctus Spiritus» - Святой дух. Изложение темы прерывается восклицанием (синкопированный октавный скачок). Заключительная часть темы изменена. В ней 14 звуков (BACH). Если мы вспомним, что KS репризы-коды 128, то легко выведем его корень 128 [стрелка] 11, то есть число греха. Не значит ли это, что, вплетая свой голос в молитву, Бах не забывает о том, что и сам грешен?

KS коды - 18 - «J.J.» Это число интересно разделено по голосам. В верхнем - 10 звуков (10 заповедей), в нижнем - 8 (число смерти). Можно интерпретировать такое число 10/8 как своеобразное резюме: соблюдение 10 заповедей есть спасение от гибели. Кроме того, верхний голос записан как две группы звуков - 5 и 4, что образует число 54 -Божий суд. Исследователь числовой символики в музыке Ю.П. Петров впервые обратил внимание на то, что И. С. Бах графически записывает числа путем интервалов и отрезков гамм [8, с. 16-23]. В нижнем голосе подобным образом записано число 52 - Satan. Таким образом, свершается Божий суд над сатаной.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба

И Барсова Между социальным заказом и музыкой больших страстей годы в жизни Шостаковича В РУБЦОВ В Н Салманов фрагмент из книги... Марк АРНОВСКИЙ Инакомыслящий...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика больших чисел в инвенции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения
[127]   Определение путей воплощения композиторского замысла — едва ли не самая сложная задача, которая стоит перед наукой в искусстве. В самом деле, на каких основаниях мы в

М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое
[7]   Пытаясь определить те психические силы, которые обеспечивают творческий процесс музыканта (композитора или исполнителя - безразлично), мы неизбежно сталкиваемся с конфл

А. ШОПЕНГАУЕР О сущности музыки.
Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.  

Е. ДУКОВ Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков
[142]   Охотно верю, что предложенное название статьи отпугнет не одного читателя и мало кто рискнет читать ее дальше. Что-то чуждое и занудное, вероятно, почудится нормально

А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки
[19]   Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью н

О. ЗАХАРОВА Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы
Введение   [4]   В сравнении с другими аспектами боль­шой проблемы «музыка и язык» (звук и слово) «риторический» аспект обладает специфическими преимущ

О НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Произведения устного творчества не имеют постоянного и неизменного напева. Время стирает в памяти народа попевки, рожденные в древности. Архаичные напевы, которые занимали объем трихорда или тетрах

ПРИЗНАКИ РОДСТВА В КОМИ И УДМУРТСКОЙ МУЗЫКЕ
  В далекие времена коми и удмурты имели общий единый язык, распевали одни песни. Какие же изменения произошли в пермской народной музыке, с тех пор как коми и удмурты образовали само

Таре Music
  Звуковыми объектами предшествующих эпох были исключительно так называемые музыкальные звуки, то есть те, которые могли быть извлечены либо человеческим голосом, либо каким-нибудь из

Некоторые плюсы и минусы
  Подрывает ли Таре Music основы того, что мы привыкли называть музыкой? Нет, и ни в коей мере. Появление электронной и конкретной музыки можно, вероятно, считать наиболее ра

Что такое «сочинение музыки»?
  У читателя может создаться впечатление, что речь идет о вещах, лежащих где-то на границе музыки, если уже не за ее пределами. Однако вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость опре

Музыка и машины
  Новые возможности монтажа увеличили степень контролируемости процесса сочинения музыки, но сам этот процесс сильно усложнился. Более сложный и требующий новой коор

Музыка и живопись
  В заключение немного вставимся на проблеме синтеза двух видов искусств — живописи и музыки. Всякое произведение живописи является размещением в двумерном пространстве (на х

Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке
Николай Теплов   Акробатство в музыке[1]   Как часто приходится читать музыкальные рецензии приблизительно такого содержания: «молодой скрипач на бис с

В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха
  Сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было - Бог. Иоанн 1,1     Музыка есть арифметическое упражнен

Жанровые особенности инвенции
  Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием «preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы

Мотивная символика в инвенции
  Тема инвенции необычна. Главное мотивное зерно инвенции -характерная мелизматическая фигура из пяти звуков, «символ пребывания в радости» (по Яворскому). Все развитие инвенции основ

Традиции числовой символики
  «В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла и науки.... Музыкальная наука... определяется как «звучащая математика», «математическое знание», как «дочь ма

Числовая символика в инвенции
  Экспозиция.Перейдем теперь непосредственно к анализу инвенции B-dur. Ее тема занимает три такта. В каждом (число 1 - Единый Бог) заключены две пары мотивов (

Николаус АРНОНКУР. Музыка языком звуков. Главы из книги
МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ   [4]   От средневековья до Французской революции музыка была одной из важнейших основ нашей культуры и жизни. Ее знание считалось

А. МАЙКАПАР. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики
Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии Бетховена... Событие это стало совершенно уникальным и необычайно интересным с точки зрения проблем интерпретации и воздействия музыкального исполне

Н. ХАЗАНОВА. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса.
1.МУЗЫКА ПОДОБНА МИРУ   Прежде всего обращаемся к личности, чей трактат «Музыка», созданный около 1300г., предвосхитил и подготовил зарождение музыкальной эстетики Ренессанса

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги