Реферат Курсовая Конспект
Н. Г. Первухин - исследователь удмуртского этноса - Семинар, раздел История, Н.г. Первухин Этнограф.имя Николая Григорьевичапервухина 1850-1889 Было Широ...
|
Н.Г. Первухин этнограф.Имя Николая ГригорьевичаПервухина 1850-1889 было широко известно в конце позапрошлого века в Вятскойгубернии. Мы же знаем о н м весьма и весьма мало. Сведения о биографии итворчестве скупы и фрагментарны, хотя его вклад в науку огромен. До сих пор не все его труды найдены вархивах.За время своего пребывания в Глазовском уезде 1885-1889 он сделалстолько, сколько иные краеведы не могли сделать в течение всей своей жизни, истал одним из лучших этнографов края.Выходец из духовенства, Н.Г.Первухин учился в Тверской духовной семинарии, а затем окончил Московскуюдуховную академию.
После окончания академии работал преподавателем в селе НовомМоложского уезда Ярославской губернии, учителем русского языка в Тверской гимназии, служил в главномуправлении военно-учебных заведений. В 1875-1877 годах был учителем истории вНижегородской военной гимназии и одновременно преподавал в Мариинском женскоминституте уроки истории и педагогики.В Нижнем Новгороде Первухин начинаетзаниматься краеведением.
В 1875 году он представляет в Нижегородскийстаткомитет доклад о состоянии отхожих промыслов Арзамасского уезда в 1874году. Он избирается членом этого комитета и продолжает краеведческую работу.Женат Н.Г. Первухин был на дочери вятского кафедрального протоиерея Степана Николаевича Кашменского Софье. Женахотела жить на родине, поэтому когда директор народных училищ Вятской губерниипредложил ему должность инспектора народных училищ, то Николай Григорьевичсогласился.
Тогда говорили, что такой человек для Глазова большая роскошь . В1885 году он приступает к исполнению обязанностей. Из Календарей Вятскойгубернии мы можем узнать, что он имеет чин надворного советника и орденСтанислава III степени,получает 1500 рублей в год. Кроме этой должности Первухин исполнял обязанностипредседателя уездного училищного, попечительского и педагогических советовженской прогимназии.Частые разъезды по долгу службы по уезду, знакомства синородцами, а также сбор словарей инородческих наречий у священников привели ксоставлению Русско-вотского словаря Глазовского разговорного наречия , однаколитературно обработать его автор не успел.
Есть сведения, что эта работазаинтересовала самого Берната Мункачи.Первухин активно проводил такжеархеологические изыскания, он даже был избран членом-корреспондентом МАО иОЛЕАЭ. С 1886 года он становится членом Вятского статистического комитета.Коллекция предметов домашнего быта удмуртов, относящихся к воспитанию детей,была собрана по просьбе Е.А. Покровского главного редактора журнала Вестниквоспитания , затем переданная ОЛЕАЭ при МГУ. Также по предложению Вятскогостаткомитета Первухиным была собрана коллекция вышивок около 120 вещей ,которая позже была передана Этнографическому музею Казанского университета.
Кслову сказать, Н.Г. Первухин являлся членом Казанского общества археологии,истории и этнографии.Самым важным произведениемН.Г. Первухина являются 5 выпусков Эскизов преданий и быта инородцевГлазовского уезда . На сегодняшний день это ценнейший и наиболее полныйисточник по этнографии глазовских удмуртов.
Эти выпуски вышли в Вятке в1888-1890 годах в Вятских губернских ведомостях и Календарях Вятскойгубернии . Типография отпечатала также их отдельной брошюрой тиражом 200-300экземпляров.В первом - Древняя религия вотяков по е следам в современныхпреданиях - рассказывается о главных и некоторых второстепенных божествахудмуртов-язычников Инмаре, Кылдысине, Воршуде, Акшане, Вожо и других.
В эскизе Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и всовременных обрядах автор повествует о жертвах, приносимых в честь языческих богов. Здесь же воссоздаютсяземледельческие обряды и особые праздники в честь духов-покровителей домашнихживотных. Третий и четв ртый эскизпосвящены устному народному творчеству удмуртов молитвы, песни, пословицы,загадки, легенды, сказки.Молитвы он делит на богослужебные, промысловые ибытовые песни на хороводные и на посиденках , праздничные и свадебные, атакже заплачки.
Уч ный приводит 76сказок и разбивает их на 11 групп, выделяет легенды о богах и полубогах,богатырях и начале вещей, происхождении различия в религиозных обрядах русских,татар и удмуртов. Уже тогда отмечалось, что эти работы имеет не только местныйинтерес . В пятом очерки Первухин успел написать только о церемониях, связанныес рождением и бракосочетанием, хотя планировалось рассмотреть все обряды иповерья удмуртов.Материалом к этой обширной этнографической работе послужилине только личные наблюдения самого Первухина, но и письменные ответы навопросы, составленные священниками и учителями уезда знатоками вотскогобыта . Планировалось написать ещ 2 эскиза.
Начиная как археолог, Н.Г.Первухин оставил заметный след в этнографии края.
– Конец работы –
Используемые теги: Первухин, исследователь, удмуртского, этноса0.079
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Н. Г. Первухин - исследователь удмуртского этноса
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов