Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования
Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования - раздел Религия, ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Если Представить В Целом Наиболее Заметные Тенденции Развития Послевоенного О...
Если представить в целом наиболее заметные тенденции развития послевоенного образования, то можно констатировать количественный рост числа самого разного рода учебных заведений и учащихся, расширение границ обучения (сегодня реальностью становится непрерывное образование), демократизацию, сделавшую возможным получение образования на любой ее ступени и для любого человека, если у него есть к тому способности.
В то же время фактически не произошло существенного улучшения качества образования: эксперименты, даже самые обеспеченные (от философских разработок до материального оснащения), так и остались локальными экспериментами; повсеместное усложнение содержания образования, разрушив прежнее достаточно совершенное с педагогической точки зрения (у нас это можно проследить особенно ясно на примере учебников естественно-математического цикла), привело к перегрузкам учащихся, да и учителей; введение новых предметов, вроде сексологии, большей частью не оправдало себя.
Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
В связи с этим, хотя многие страны мира в качестве приоритетной политической и поставили задачу глобального реформирования своих систем образования, но пока процессы изменений в них носят характер широкого микросовершенствования, так что ни одна страна мира, по крайней мере, европейская и Америка, не может сказать, что ей удалось кардинально улучшить образование и тем более преодолеть негативные тенденции в воспитании.
На этом фоне эволюционного развития образования можно выделить две глобальные современные тенденции. С одной стороны, идет его абстрактная универсализация, что во многом обусловлено приоритетным развитием науки, особенно ее естественно-математической составляющей, выражающейся в увеличении этих знаний в содержании образования и в доминировании естественно-научного менталитета в образовании, в том числе и через менталитет преподавателей, а это ведет к унификации национальных систем образования и по содержанию, и по функциям, и по строению, и по организации, но с другой – наблюдается и движение в сторону сохранения и развития национальных основ реально существующих систем образования в рамках общечеловеческого образовательного пространства. Какая же из этих тенденций станет доминирующей? Путь к формально-всеобщей универсализации, каковой являлась, например, римская культура. Или же путь идеального развития национально-особенного, которое, достигнув вершин своего совершенства, приобретает общечеловеческое значение, например древнегреческая культура. Нельзя не понимать, что подлинной жизненностью обладает только второй путь, поскольку движение к универсальной монокультуре таит в себе опасность не только вырождения национальных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры. Вспомним, что только многообразие видов в природе дает возможность существования биосферы. Несомненно, что и сегодняшний духовно-нравственный кризис общества во многом обусловлен именно неукорененностью человека в родном социуме, отрывом от национальных основ, потерей национальных скреп, удерживающих человека в сфере традиционной духовности, морали и культуры и благодаря этому сохраняющего себя как человека. В связи с этим оптимальной в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур и создания благодаря этому единой многообразной общечеловеческой культуры.
Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент,
В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук,
профессор,
С.Э. Наперстникова, учитель
Програ
Соблюдение принципа светскости.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светског
Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его.
Среди форм
Года (младшая группа)
№ занятия
Тема занятия
Бог – Творец мира, в котором мы живем.
«Там, где дружат - живут, не ту
Лет (средняя группа)
Бог – Творец нашего мира, в котором мы живем.
Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именин
Лет (старшая группа)
Бог – Творец мира, нашего общего дома.
Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.
Лет (подготовительная группа)
Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения.
Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.
Требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста
Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о м
Иллюстративный материал.
1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997.
2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999.
3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М.,
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утва
Ветхий Завет и религии Древнего мира
С 5 класса начинается систематическое изучение курса «Основы православной культуры». Представляется, что наиболее оптимально начать его изучение с истории Ветхого Завета, связав с историей Древнего
История Нового Завета
В 6 классе изучается история Нового Завета. Это центральная тематика всего курса изучения православной культуры. Его преподавание надо также связать с изучением других школьных дисциплин.
Развитие православия и мировые религии (I тысячелетие Новой эры)
Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий, что важно с точки зрения знакомства с основными религиями мира и формирования терпимости к людям иных р
Старшей (полной средней) школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди:
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001.
3. Александр Шаргунов, про
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
(Разработан: Т.Н. Арцыбашева, З.Д. Ильина, О.В. Лебедева, О.Н. Чебанов).
Содержание курса. Православие – традиционная религия
Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются
Проблема национального образования в современной России
Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образ
Цель курса
Определение цели того или иного предмета является наиболее трудной и вместе с тем наиболее важной проблемой, потому что именно цель диктует и содержание, и технологии, и организацию преподавания, ч
Новости и инфо для студентов