рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема национального образования в современной России

Проблема национального образования в современной России - раздел Религия, ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Сказанное О Тенденциях Развития Мирового Образования Целиком Относится И К Ро...

Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образования, приводящая его к разрушению, вызывает естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы.

В принципе, эта тенденция вполне оправдана. Во-первых, русская культура, подобно другим великим культурам человечества, несет в себе универсальное содержание, и поэтому движение русской школы к русской культуре в сопряжении с освоением лучших достижений мировой культуры, может существенно обогатить образовательно-воспитательный потенциал нашей школы. Во-вторых, в ситуации глобального кризиса российского общества национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный, и общественный, и школьный кризис.

Говоря о поисках модели национальной школы, следует указать, что эти поиски идут во всех компонентах: формах, методах, организации, методиках, но прежде всего – на уровне поиска целей образования и подлинно национального содержания воспитания и образования. При этом авторы как теоретических, так и практических разработок в качестве его важнейшего компонента называют православие, ставшее историческим фундаментом русского воспитания и образования и всегда занимавшее важное место во всем строе русской школы.

5. Религия: нужна ли она в современном обществе?

Прежде чем говорить о месте православной культуры в современном обществе, мы должны решить два вопроса: а) имеет ли право на существование религия в наше время; б) нужно ли заниматься религиозным воспитанием.

Ответ на первый вопрос – может быть только утвердительным. Религия – это такая же абсолютно необходимая сфера культуры человечества, как и наука искусство. И если с потерей науки исчезает сама цивилизация, а вслед за ней рассыпается и соответствующее социальное устроение общества, если с потерей искусства народ превращается в дикарей (в истории это наблюдается с древнего времени), то с потерей религии человечество вообще перестает существовать, поскольку, потеряв религию, народ вымирает физически, так как, отказавшись от религии, народ более-менее быстро, буквально через несколько поколений, доходит до скотского состояния, не способного к продолжению своего рода. Это опять же известно с древних времен. И остается абсолютной истиной до сегодняшних дней. Современная Россия является лучшим подтверждением этой истины. Как известно, с середины XIX века одним из основных вопросов обществоведческой мысли России был спор о роли православия в судьбе русского народа. Тогда радикальная часть русской интеллигенции доказывала, что, уничтожив Православную Церковь, русский народ обретет свободу, материальное благополучие и счастье. Напротив, гении русской культуры Н.В. Гоголь, К.Д. Ушинский, М.П. Мусоргский и др. предупреждали о том, что если русский народ потеряет православие, то исчезнет, потому что ему останется только «оскотиниться и вымереть» (Ф.М. Достоевский). Как известно, сегодня уже можно видеть результаты одного из самых чудовищных в истории человечества эксперимента: он завершился развалом великой страны и угасанием величайшего народа в мире, деградацией русской семьи и русского человека. Не видеть этого нельзя. Отрицать невозможно. Отсюда, очевидно, что без религии ни народ, ни общество, ни отдельный человек жить не могут.

И задача государства, общества, каждого русского человека состоит в том, чтобы возродить религиозную жизнь, религиозное сознание на всех уровнях: от государства до жизни конкретного человека. Одним из важнейших факторов этого религиозного возрождения должно стать религиозное воспитание человека, и особенно детей. Следовательно, сегодня мы просто обязаны всемерно и всемирно (всем миром) возрождать православие и православное воспитание.

6. Возможно ли изучение религии в современной школе?

Однако сразу встает вопрос: а возможно ли изучение религиозной культуры в современной российской школе? Среди множества аргументов, высказываемых против изучения религии наиболее серьезны два: права человека на свободный религиозный выбор и несовместимость науки и религии.

Что касается первого аргумента, то очевидно, что свобода человека должна быть реальной. Человек должен быть религиозно образованным, чтобы сознательно сделать свой выбор в пользу религии или безрелигиозности, подобно тому, как человеку, чтобы сделать выбор между возможностью ходить или не ходить, надо уметь ходить, иначе никакого выбора не будет.

Что же касается проблемы противоречия науки и религии, то ее не существует, так его также нет, как нет противоречия между наукой и искусством – это разные сферы жизни, абсолютно необходимые для общества и человека, и в силу этого религия, как и наука, должна быть предметом изучения в школе.

В пользу же изучения религии однозначно свидетельствует история. Начиная с древних времен выжили те народы, которые имели религиозное воспитание. Древний Китай и Древняя Индия, имевшие религию в качестве основы своего образования (в Китае – нравственного воспитания), сохранились в истории, тогда как от Древнего Рима, положившего в основу своего образования право, сохранились только памятники культуры.

В пользу изучения религии свидетельствует и современный опыт. По большому счету, в практике образования есть два ответа на этот вопрос (путь атеизации мы исключаем, потому что его, кроме России и еще нескольких стран не было нигде в мире) – американский и европейский. Американский вариант – разрешая широкую религиозную терпимость в обществе, исключил изучение религии в школе. Это произошло в силу религиозного многообразия американского общества, и неспособности успешно разрешить эту проблему. Американское государство просто исключило изучение религии из школы. Европейский вариант, сохраняя широкую веротерпимость, предполагает изучение религии в школе, поэтому европейские государства сохранили изучение Закона Божия.

И достаточно сравнить между собой европейскую и американскую системы образования, чтобы понять, насколько благополучнее обстоит дело с воспитанием в европейских школах, нежели в американских или французских, также отказавшихся от преподавания религии. В связи с этим и сегодня изучение религиозной культуры в школе абсолютно необходимо, чтобы воспитать полноценного человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема национального образования в современной России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент, В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Наперстникова, учитель Програ

Соблюдение принципа светскости.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светског

Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его. Среди форм

Года (младшая группа)
№ занятия Тема занятия Бог – Творец мира, в котором мы живем. «Там, где дружат - живут, не ту

Лет (средняя группа)
Бог – Творец нашего мира, в котором мы живем. Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именин

Лет (старшая группа)
Бог – Творец мира, нашего общего дома. Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.

Лет (подготовительная группа)
Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.

Требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста
  Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о м

Иллюстративный материал.
1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997. 2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999. 3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М.,

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утва

Ветхий Завет и религии Древнего мира
С 5 класса начинается систематическое изучение курса «Основы православной культуры». Представляется, что наиболее оптимально начать его изучение с истории Ветхого Завета, связав с историей Древнего

История Нового Завета
В 6 классе изучается история Нового Завета. Это центральная тематика всего курса изучения православной культуры. Его преподавание надо также связать с изучением других школьных дисциплин.

Развитие православия и мировые религии (I тысячелетие Новой эры)
Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий, что важно с точки зрения знакомства с основными религиями мира и формирования терпимости к людям иных р

История ижнейшие этапы русского православия от древнего времени до XVIII в. (от язычества до Святой Руси)
Курс, изучаемый в 8 – 9 классах, является важнейшим разделом программы, так как должен показать преемственность развития Русской Православной Церкви и православного христианства в целом, сформирова

История Русского Православия в Новое время
(время великих испытаний) (XVIII–XX) вв.   № урока Тема урока Государственно-религиозные от

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
  Выпускник основной школы должен: 1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять,

Старшей (полной средней) школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003. 3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди:

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001. 3. Александр Шаргунов, про

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
    (Разработан: Т.Н. Арцыбашева, З.Д. Ильина, О.В. Лебедева, О.Н. Чебанов). Содержание курса. Православие – традиционная религия

Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются

Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования
Если представить в целом наиболее заметные тенденции развития послевоенного образования, то можно констатировать количественный рост числа самого разного рода учебных заведений и учащихся, расширен

Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом Божиим
Крайне важным для современной школы является определение формы изучения в ней религии. Как известно, на основании ложно толкуемого понятия светскости как синонима секулярности и соответственно треб

Моноконфессиональный и поликонфессиональный подходы к изучению православной культуры
В настоящее время в России сложились два подхода к изучению православной культуры: поликонфессиональный и моноконфессиональный. Первый подход состоит в том, что в силу поликонфессиональности россий

Можно ли ограничиться изучением православной культуры только в воскресной школе
Так как нередко предлагается ограничить изучение православной культуры только воскресными школами, то следует сказать о различиях в изучении православной культуры в общеобразовательной школе и прав

Место православной культуры в общем пространстве школьного образования
Образовательный и воспитательный успех изучения православной культуры будет во многом зависеть от того, какое место она займет в общем пространстве школьного воспитания и образования. А для этого п

Цель курса
Определение цели того или иного предмета является наиболее трудной и вместе с тем наиболее важной проблемой, потому что именно цель диктует и содержание, и технологии, и организацию преподавания, ч

Стратегия поиска оптимальной организации преподавания православной культуры
Классический вариант разработки учебного предмета от его теоретического обоснования до экспериментальной отработки потребует многих (не менее 15) лет. Однако обстоятельства современной жизни не поз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги