рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каким образом Бог познается нами.

Каким образом Бог познается нами. - раздел Религия, ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО Так Как Выше Мы Рассмотрели, Каким Образом Бог Есть Сам По Себе, То Нам Остае...

Так как выше мы рассмотрели, каким образом Бог есть сам по себе, то нам остается рассмотреть, каким образом он есть в нашем познании, т.е. каким образом познается творениями.

Относительно этого ставятся тринадцать вопросов.

Во-первых: может ли какой-либо сотворенный интеллект видеть сущность Бога.

Во-вторых: усматривается ли сущность Бога интеллектом с помощью какого-либо сотворенного вида.

В-третьих: может ли сущность Бога быть видима телесными очами.

В-четвертых: способна ли какая-либо сотворенная интеллектуальная субстанция видеть сущность Бога только с помощью того, что присуще ей по природе.

В-пятых: нуждается ли сотворенный интеллект в некоем сотворенном свете для того, чтобы видеть Бога.

В-шестых: действительно ли один из видящих сущность Бога видит ее совершеннее другого.

В-седьмых: может ли какой-либо сотворенный интеллект постичь сущность Бога.

В-восьмых: действительно ли какой-либо сотворенный интеллект, видящий сущность Бога, познает в ней все.

В-девятых: действительно ли то, что он там познает, он познает посредством некоего подобия.

В-десятых: одновременно ли познает он все, что видит в Боге,

В-одиннадцатых: может ли какой-либо человек в этой жизни видеть сущность Бога.

В-двенадцатых: можем ли мы в этой жизни познавать Бога посредством естественного разума.

В-тринадцатых: имеется ли в этой жизни, кроме познания посредством естественного разума, еще какое-либо познание Бога с помощью благодати.

1. Может ли какой-либо сотворенный интеллект видеть сущность Бога.[130]

 

Представляется, что никакой сотворенный интеллект не может видеть сущность Бога (Deum per essentiam).

1. Ведь Златоуст в своем Толковании Евангелия от Иоанна, объясняя слова (Иоан 1, 18), говорит: “То, что есть Бог, не видели не только пророки, но не видели ни ангелы, ни архангелы; ибо как возможно тому, что само тварной природы, видеть нетварное?”[131] Также и Дионисий в О Божественных именах (гл. 1), рассуждая о Боге, говорит: “ни чувству недоступен он, ни воображению, ни мнения нет о нем, ни слова (ratio), ни знания (scientia)”.[132]

2. Кроме того, все бесконечное, как таковое, непознаваемо. Но Бог бесконечен, как было показано выше (7, 1). Следовательно, Бог как он есть сам в себе непознаваем.

3. Кроме того, сотворенный интеллект способен познавать только существующее: ведь первым, что подпадает схватыванию интеллектом, является сущее. Однако Бог не является существующим, но он выше существования, как говорит Дионисий (О Божественных именах, гл. 4; с. 95). Следовательно, он непознаваем и превышает возможности всякого интеллекта.

4. Кроме того, познающему надлежит быть в некоторой пропорции к познаваемому, так как познаваемое – это совершенство познающего. Но нет никакой пропорции между сотворенным интеллектом и Богом; ибо они отстоят друг от друга на бесконечность. Следовательно, сотворенный интеллект не может видеть сущность Бога.

 

Напротив, сказано: “Увидим Его как Он есть” (1 Иоан. 3, 2).

 

Отвечаю: Так как все познаваемо в силу того, что оно находится в актуальном состоянии (in actu), то Бог, который, поскольку он есть в себе, есть чистый акт без всякой примеси потенциальности (potentiae), является познаваемым в наивысшей степени. Но то, что в себе является наивысшей степени познаваемым, не является познаваемым для какого-либо интеллекта в силу превышения познаваемого над интеллектом; наподобие того, как солнце, в высшей степени видимое, невидимо для летучей мыши в силу превышающего [ее зрение] света. Если принять это во внимание, понятно, что никакой сотворенный интеллект не может видеть сущности Бога.

Однако это сказано неподобающим образом. Ведь если окончательное блаженство человека состоит в высшей его операции, а именно в операции интеллекта, в таком случае, коль скоро сотворенный интеллект никогда не может видеть сущность Бога, он либо никогда не смог бы достичь блаженства, либо его блаженство заключается не в Боге, а в чем-то ином. Но это несовместимо с верой. Ибо окончательное совершенство разумной твари заключается в том, что является принципом ее бытия: ведь все в такой мере совершенно, в какой достигает осуществления своего принципа (ср. I, 6, 1 c).

Это мнение также противоречит доводам разума. Ведь человеку свойственно по природе стремление познать причину, когда он наблюдает ее действие (effectum); потому и возникает в людях удивление. Если же интеллект разумной твари не может достичь первой причины вещей, это природное стремление остается тщетным. Потому просто следует признать, что блаженные видят сущность Бога.

На первый довод следует сказать, что оба авторитета говорят о постигающем видении (de visione comprehensionis). Дионисий приведенный отрывок предваряет словами: “Для всех он вообще непостижим (universaliter incomprehensibilis), и ни чувства … и т.д.” И Златоуст вслед за приведенными словами добавляет: “он называет это видение истиннейшим созерцанием и постижением (considerationem et comprehensionem) Отца, какое только Отец имеет о Сыне”.

На второй довод следует сказать, что бесконечность, происходящая от материи, которая не завершена формой, сама по себе непознаваема: ибо всякое познание происходит через форму. Но бесконечность, которой обладает форма, не ограниченная материей, сама по себе в высшей степени познаваема.

Бог бесконечен именно вторым, а не первым способом, как явствует из вышесказанного (7, 1).

На третий довод следует сказать, что Бог не в том смысле называется не существующим, как если бы он вовсе не существовал; но в том смысле, что он превосходит все существующее, поскольку он есть свое бытие. Отсюда не следует, что он никоим образом не познаваем, но лишь что он превосходит всякое познание; это и означает, что он непостижим.

На четвертый довод следует сказать, что о пропорции говорят в двух смыслах. В одном смысле это – правильное отношение (certa habitudo) одной величины к другой; в этом смысле двойное, тройное и равное – виды пропорций. В другом смысле всякое отношение одного к другому называется пропорцией. В этом смысле может быть пропорция между творением и Богом, поскольку творение относится к Богу как действие (effectus) к причине и как потенция к акту.[133] Тогда сотворенный интеллект может быть соразмерен (proportionatus) для познания Бога.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

На сайте allrefs.net читайте: "ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каким образом Бог познается нами.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О священной доктрине, какова она и что охватывает.
Чтобы ввести наше намерение в определенные границы, необходимо прежде всего исследовать относительно самой священной доктрины, какова она и что охватывает. Относительно этого ставятся деся

Необходимо ли, кроме философских дисциплин, иметь иную доктрину?
Представляется, что нет необходимости помимо философских дисциплин иметь еще иную доктрину.   1. Ведь человеку не следует покушаться на то, что превышает его разумение, в сог

Является ли священная доктрина наукой?
Представляется, что священная доктрина не является наукой.   1. Всякая наука исходит из самоочевидных начал. Но священная доктрина исходит из положений веры, которые не самоо

Является ли священная доктрина единой наукой?
  Представляется, что священная доктрина не является единой наукой.   1. Ибо, согласно словам Философа во Второй аналитике (кн. I, гл. 28: 87 a 38), “

Действительно ли священная доктрина – наука более высокого достоинства, чем другие науки?
  Представляется, что священная доктрина не обладает более высоким достоинством, чем другие науки.   1. Ведь к достоинствам науки относится достоверность или не

Является ли священная доктрина мудростью?
  Представляется, что эта доктрина не есть мудрость.   1. Ведь никакая доктрина, которая кладет в основание начала, заимствованные откуда-то извне, не заслужива

Является ли Бог предметом этой науки?
  Представляется, что Бог не является предметом этой науки.   1. 1. _(юb__юыї0’чїяяяяьХb_`Jчї____6_E_ /D__Ъb__Цb_0ЄC_ЁЩb_(Цb_Tб@_Њ‰D_„_E_ш___ђЮb_0ЄC_ Q_

Применимо ли в этой доктрине доказательство?
  Представляется, что в этой доктрине не применимо доказательство.   1. Говорит ведь Амвросий в книге I О католической вере[23]: “отброс

Должно ли Священное Писание использовать метафоры?
  Представляется, что Священное Писание не должно использовать метафоры.   1. Ведь то, что характерно для низших наук, по-видимому, не подходит этой, занимающей

Содержит ли слово Священного Писания в себе одном многие смыслы?
  Представляется, что слово Священного Писания не содержит в себе одном многие смыслы, а именно исторический или буквальный, аллегорический, тропологический или моральный и анагогичес

О Боге, существует ли Бог.
Главное назначение священной доктрины - учить познанию Бога, и не только познанию того, чтo Он есть в себе, но и познанию Бога, поскольку Он является началом и конечной целью вещей, в особенности ж

Самоочевидно ли то, что Бог существует.
Представляется, что существование Бога самоочевидно.   1. Ведь самоочевидными для нас являются, как говорят, те вещи, знание которых присуще нам по природе, как можно видеть

Можно ли доказать, что Бог существует?
  Представляется, что существование Бога не может быть доказано.   1. Ибо это положение (articulus) веры - то, что Бог существует. А что принадлежит вере, не мо

Существует ли Бог.
  Представляется, что Бог не существует.   1. Ибо если одна из противоположностей бесконечна, то другая полностью уничтожается. Но в самом имени ”Бог” мыслится,

О простоте Бога.
Когда выяснено, что нечто существует, ставится вопрос о том, как оно существует, чтобы узнать, чтo оно есть. Но поскольку о Боге мы не можем знать, чтo Он есть, но только чтo Он не есть, мы можем и

Является ли Бог телом?
  Представляется, что Бог - это тело.   1. Ведь тело - это то, что имеет три измерения. А св. Писание приписывает Богу три измерения, ибо написано: “Он превыше

Состоит ли Бог из материи и формы?
  Представляется, что Бог состоит из материи и формы.   1. Ведь все имеющее душу состоит из материи и формы, так как душа - форма тела. Но Писание приписывает д

Есть ли Бог то же самое, что Его сущность или природа?
  Представляется, что Бог не то же самое, что Его сущность или природа.   1. Ибо ничто не может быть в себе самом. Но говорится, что субстанция или природа Бога

Действительно ли в Боге сущность и существование одно и то же?
  Представляется, что в Боге не одно и то же сущность и существование.   1. Если бы они были одним и тем же, тогда к божественному бытию ничего не добавлялось б

Относится ли Бог к какому-либо роду?
  Представляется, что Бог относится к какому-то роду.   1. Ведь субстанция - это сущее, которое существует само по себе. Но это в наибольшей степени приложимо к

Существуют ли в Боге какие-либо акциденции?
Представляется, что в Боге существуют акциденции.   1. Ибо субстанция ни для чего не является акциденцией, как говорит Аристотель в книге I Физики (гл. 3; 186 b 1-2).

Является ли Бог совершенно простым?
  Представляется, что Бог не является совершенно простым.   1. Ведь все, что от Бога, уподобляется Ему. Так, от первого сущего - все сущее; а от первого блага -

Входит ли Бог в состав других вещей?
  Представляется, что Бог входит в состав других вещей.   1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше

О совершенстве Бога.
  После рассмотрения божественной простоты следует сказать о совершенстве Бога. И так как каждая вещь, поскольку является совершенной, постольку же именуется благой, то сначала следуе

Является ли Бог совершенным.
  Представляется, что совершенство не принадлежит Богу.   1. Ведь совершенным называется нечто [вполне завершенное], как бы сделанное полностью. Но быть сделанн

Действительно ли в Боге [находятся] совершенства всех вещей?
  Представляется, что в Боге не находятся совершенства всех вещей.   1. Ведь, как показано (3, 7),Бог является простым. Совершенства же вещей многоразличны. Поэ

Может ли какое-либо творение быть подобно Богу?
  Представляется, что никакое творение не может быть подобно Богу.   1. Ибо говорится в псалме (85, 8): “Нет между богами, как Ты, Господи”. Но всех творений пр

О благе вообще.
  Далее разбирается вопрос о благе: во-первых, о благе вообще; во-вторых, о благости Бога (Вопрос 6). Что касается первого, то обсуждается шесть вопросов: Во-перв

Отличается ли благо от сущего реально?
  Представляется, что благо отличается от сущего реально.   1. Ведь Боэций говорит в Гебдомадах (De Hebdomadibus): “Я усматриваю, что в вещах то, что они

Предшествует ли благо сущему согласно понятию?
  Представляется, что благо по понятию предшествует сущему.   1. Ведь порядок имен соответствует порядку вещей, обозначаемых именами. А Дионисий (О Божествен

Является ли все сущее благим?
  Представляется, что не все сущее является благим.   1. Ведь благо добавляется к сущему, как явствует из сказанного (5, 1). Но то, что добавляет еще что-то к с

Имеет ли благо смысл целевой причины?
  Представляется, что благо имеет смысл не целевой причины, а, скорее, других причин.   1. Ведь, как говорит Дионисий (О Божественных именах, 4), “Благо

Подобает ли делить благо на похвальное,[112] полезное и приятное.
  Представляется, что благо не подобает делить на похвальное (honestum), полезное и приятное.   1. Ведь благо, как говорит Философ в книге I Этики,

О благости Бога.
Далее разбирается вопрос о благости Бога. Относительно этого обсуждаются четыре вопроса. Во-первых, подобает ли Богу быть благим. Во-вторых, является ли Бог высшим б

Действительно ли все является благим божественной благостью?
Представляется, что все является благим божественной благостью.   1. Говорит ведь Августин в книге VIII О Троице: “То благо и это благо; устрани то и это и вглядись, е

Об именах Бога
После рассмотрения того, что относится к божественному познанию, следует перейти к рассмотрению божественных имен: ведь все именуется нами в соответствии с тем, как мы познаем это. Относит

Является ли какое-то имя подобающим Богу.
  Представляется, что Богу не подобает никакое имя.   1. Ведь Дионисий говорит (О Божественных именах, гл. 1), что “ни имени нет для него, ни мнения о не

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге субстанциально.
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге субстанциально.   1. Дамаскин говорит: “следует рассматривать все, что сказывается о Боге, не как обозна

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге в собственном смысле [или буквально] (proprie).
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге в собственном смысле.[145]   1. Ибо все имена, сказываемые нами о Боге

Являются ли синонимами имена, приписываемые Богу.
Представляется, что эти имена, приписываемые Богу, являются синонимами.   1. Синонимами ведь называются имена, которые обозначают совершенно одно и то же. Но эти имена, припи

То, что сказывается о Боге и творениях, сказывается ли о них однозначно.
Как представляется, то, что сказывается о Боге и творениях, сказывается о них однозначно.[149]   1. Ведь все соименное (aequivocum) сводится

Об истине
  Поскольку знание (scientia) бывает об истинном, после рассмотрения Божественного знания следует поставить вопрос об истине. В этой связи обсуждаются восемь вопросов.

Находится ли истина только в интеллекте?
  Представляется, что истина находится не только в интеллекте, но скорее в вещах.   1. Ведь Августин в книге “Монологи”[155] осуждает следующее определение исти

Обратимы ли истинное и сущее?
  Представляется, что истинное и сущее не обратимы.   1. Ведь истинное в собственном смысле есть в интеллекте, как сказано (16, 1). Сущее же в собственном смысл

Является ли благое по понятию предшествующим истинному?
Представляется, что благое по понятию предшествует истинному.   1. Ведь более универсальное предшествует согласно понятию, как явствует из первой книги Физики.

Действительно ли Бог есть истина?
  Представляется, что Бог не есть истина.   1. Истина ведь состоит в составлении и разделении постигнутого, [производимом] интеллектом. Но в Боге нет составлени

Существует ли одна-единственная истина, согласно с которой все является истинным?
  Представляется, что существует одна-единственная истина, согласно которой все является истинным.   1. Ибо, согласно Августину,[187] ничто не больше ума челове

Вечна ли сотворенная истина?
  Представляется, что сотворенная истина вечна.   1. Говорит ведь Августин в книге О свободном выборе,[188] что нет нич

Неизменна ли истина?
  Представляется, что истина неизменна.   1. Говорит ведь Августин в сочинении О свободном выборе,[193] что истина не р

Книга II. Творение.
  Глава 1. Связь того, что будет далее рассмотрено, с предшествующим.   “Я размышлял о всех делах Твоих; я размышлял о делах твоих рук” (Пс. 142, 5).

О потенции
Во-первых, ставится вопрос: есть ли в Боге потенция [могущество].[199] Во-вторых: является ли потенция Бога бесконечной.

Есть ли в Боге потенция [могущество].
  И представляется, что нет.   1. Ведь потенция – начало действия (operationis). Но действие Бога, которое является Его сущностью, не имеет начала, ибо не являе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги