рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конфессионального пространства Украины во второй половине 1990-х гг

Работа сделанна в 1990 году

Конфессионального пространства Украины во второй половине 1990-х гг - Доклад, раздел География, - 1990 год - Изменения Конфессионального Пространства Украины Во Второй Половине 1990-Х Г...

ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ. Доклад подготовлен при содействии и с использованием материалов лаборатории Политической географии и региональной политики географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Последнее десятилетие XX в. развеяло представление об Украине как о территории однородной в религиозном отношении, где православие однозначно доминирует на всей территории.Разнообразие конфессионального пространство Украины в 1990-х гг. высветилось через многочисленные конфликты и противоречия, возникшие в духовной сфере молодого государства.

Оно сложилось не в одночасье наиболее многочисленные конфессии действуют на территории современной Украины уже несколько веков.Межконфессиональные противоречия своими корнями уходят в периоды, когда разные части территории современной Украины находились в составе Речи Посполитой, Османской империи, Союза ССР. Одновременное обострение большинства противоречий в религиозной сфере не случайно объективные трения, проистекающие из особенностей развития собственно конфессиональной сферы, наложились на субъективные, связанные с политическими и социально-экономическими процессами на постсоветском пространстве.

Аналогичные процессы у соседей, например, в России, протекают более спокойно, поскольку там, во-первых, несравненно более низкий уровень религиозности населения, а, во-вторых, нет особых разногласий, по поводу того, на какое религиозное объединение опираться при формировании национальной идеологии.

На Украине ситуация усугубляется наличием сопоставимых по влиянию конфессий, у каждой из которых есть своя козырная карта от реального лидерства среди верующих компактных регионов страны до административного ресурса.Большинство конфессиональных проблем, с которыми сталкивается Украина сегодня, оформились уже в середине 1990-х гг. Показательно, что именно там появились первые учебники по географии религий Павлов и др 1999, с обстоятельным описанием конфессий самой Украины.

Обзоры религиозной ситуации на Украине регулярно публикуются на страницах газеты Русская мысль Митрохин, 1999. Поэтому более подробно хотелось бы остановиться на некоторых сдвигах в территориальной структуре религиозной сферы Украины во второй половине последнего десятилетия. Неоднородность конфессионального пространства Украины прежде всего проявляется в различиях в уровне религиозности в разных частях страны.Сам по себе этот факт ни для кого не является секретом, но его масштабы без цифр не столь очевидны.

По плотности приходов восток и запад страны в 1999 г. различались на порядок от менее, чем одной общины, до более, чем 20 общин на 10 тыс. жителей, соответственно рис. 1. И этот разрыв в течение 1990-х гг. существенно вырос. Он отчасти объясняется и, одновременно, усугубляется особенностями системы расселения.На более урбанизированном востоке Украины для нормального религиозного обслуживания населения требуется меньшее число более крупных общин.

Но, чем больше община, тем менее глубоко вовлекается человек в ее внекультовую жизнь, что, в свою очередь, оборачивается, относительно поверхностной, внешней обрядовой религиозностью прихожан. При таких различиях, которых например нет в пределах России, сплоченность и организованность паствы становится серьезным фактором давления как на власти разного уровня, так и на ситуацию в других, формально отделенных от церкви сферы жизни общества.Дифференциация православного пространства.

Наиболее популярная тема начала 1990-х гг противостояние греко-католической и православной церквей, по мере раздела сфер влияния этих вероисповеданий, постепенно сменилась другой анализом ситуации внутри самого православия. Особенно активно она обсуждалась в 2000 г. в связи с проведением Архиерейского собора РПЦ, на котором в очередной раз без видимых последствий обсуждался вопрос о статусе Украинской церкви.Более того от видимых линий противостояния, разделяющих часть РПЦ, УПЦ МП, и ее конкурентов, разговор все больше идет о противоречиях возникающих в разных частях ареала ее влияния, о его внутренней дифференциации.

Пока иерархи, настойчиво отбиваясь от рекомендаций политиков, пытаются решить этот вопрос о статусе украинского православия на административно-каноническом уровне, внешне единая УПЦ становится все более неоднородной.В основе мозаичность ареала влияния УПЦ МП Именно эта ветвь приковывает наибольшее внимание, потому что только она может стать костяком для будущей единой Украинской православной церкви.

Попытки ускорить этот процесс с помощью привлечения административного ресурса или подтолкнуть его с помощью диаспоры из-за рубежа нельзя назвать абсолютно безуспешными.И УАПЦ и УПЦ КП заняли свою нишу, но шансов на лидерство у них пока нет Восток и юго-восток Украины, где она обладает безусловным лидерством, наиболее уязвимые в конфессиональном плане территории с более низкой религиозностью жителей, и меньшем значением религии в образе жизни населения.

Западная часть канонической территории УПЦ МП весьма неоднородная территория. То, что она оказалась для УПЦ МП потерянной В определенном смысле это расплата за ту легкость, с какой РПЦ приобрела в 1946 г. богатые епархии на Западной Украине. В настоящее время официальные лица открещиваются от участия РПЦ в соборе 1946 г который был организован при помощи советских спецслужб и объявил о ликвидации унии в известном смысле преувеличение.В абсолютном меньшинстве УПЦ МП находится лишь во Львовской и Ивано-Франковской областях, даже в Тернопольской области сохранилось 114 приходов, что вполне сравнимо со средней благополучной российской епархией.

Примечательно, что накануне выборов Л. Кучма лично передал Почаевской лавре часть ее помещений, которые ранее занимала психиатрическая больница.Однако на западе страны как нигде приходится вести себя тонко и дипломатично, все чаще используя во время богослужения украинский язык, а нередко и не рискуя упоминать имя патриарха Московского.

Кроме того, есть ряд местных особенностей. Например, на юге Черновицкой области много румыноязычных приходов, которые внимательно следят за судьбой Бессарабской митрополии Румынской православной церкви, пытающейся легализоваться в Молдове. Православные приходы в Закарпатье еще не забыли, что до войны они были частью Сербской православной церкви.Наконец, центр страны главный в количественном отношении оплот УПЦ МП. Ее сильные позиции основываются на значительной доле сельского населения, традиционно придерживающегося православия, и противопоставляющего себя соседям западянам с их греко-католической церковью. Однако сегодня и здесь уже не уместны поступки, которые позволяли себе некоторые архиереи в начале 1990-х гг. Например, наиболее последовательный в УПЦ МП антиэкуменист, митрополит Агафангел Саввин, занимая в 1991 1992 гг. Винницкую кафедру, дал указания выкинуть орган из только что переданного православным костела бывшего доминиканского монастыря, до этого выполнявшего роль музея и концертного зала. После этого случая владыку сочли за лучшее перевести на Одесскую кафедру.

Наиболее дальновидные иерархи, например, митрополит Полтавский Феодосий Дикун благословляет ведения богослужение на украинском языке, где в этом есть потребность и открыто говорит о легальной автокефалии в будущем.

Для УПЦ МП важны все три части ее ареала.Восток, несмотря на относительно скромные по числу приходов епархии рис. 2, пока остается главным ее оплотом.

Именно здесь, в 1992 г в Харькове проходил собор, избравший нынешнего предстоятеля митрополита Владимира Сабодана.Кроме того здесь сосредоточены отдельные действующие крупные промышленные предприятия например, металлургические заводы Мариуполя, выступающие периодически в качестве спонсоров УПЦ. Пока УПЦ МП, хочет она того или нет, напоминает людям о едином культурном и экономическом пространстве бывшего СССР, утрату которого острее всего переживает Донбасс и Слободская Украина, главными будут оставаться восточные епархии.

По мере смены поколений как среди паствы, так и среди архиерев, которая приближает заветную автокефалию, центр тяжести церкви будет перемещаться в центр страны.Центр уже сегодня наибольшая по числу общин и наиболее состоятельная в материальном плане часть ареала УПЦ МП, которая обеспечивает ее влияние в общеукраинском масштабе. Возможно одна из главных проблем Центра без Киев и его окрестностей относительная бедность религиозным наследием, реликвиями и святынями.

Запад Украины важен для УПЦ МП не только по религиозно-геополитическим соображениям. Наиболее креативная в прошлом и в настоящем часть православного ареала располагается на границе западной и центральной Украины. С кадровой точки зрения наиболее плодовитыми в послевоенный период были Ровенская, Черновицкая, Тернопольская, Хмельницкая области, которые дали РПЦ наибольшее количество архиереев.Семь из восьми действующих митрополитов УПЦ МП родились на Западной Украине С определенными оговорками к ним можно отнести и митрополита Киевского Владимира Сабодана, родившегося в Летичевском районе Хмельницкой области И в этом смысле отношение верхушки УПЦ МП к проблеме православия на западе страны можно сравнить с позицией патриарха Московского Алексия II по отношению к Эстонии.

Западная Украина креативна и в ином смысле.Она выделяется по числу православных реликвий, занимая второе место после Киевско-Черниговского ареала, чье религиозно-культурное наследие в основном связано с древнерусским этапом в истории Украины.

Множество чудотворных списков богородичных икон в XVI XIX вв. было прославлено на стыке современных Волынской, Ровенской, Тернопольской областей.Причем многие из них не имеют четких изводов-прототипов Вероятнее всего это свидетельствует о неустойчивости, или отсутствии на этой территории в течение довольно продолжительного времени, четких православных церковных структур, которые призваны контролировать и направлять в соответствии с общецерковной позицией деятельность по прославлению чудотворных икон. С другой стороны, ощущается западное влияние, где понятие канонических изводов отсутствует. и часто почитаются верующими сразу нескольких конфессий.

С Почаевским монастырем связано и легендарное предание о явлении Богоматери и имя одного из немногих православных святых, чье подвижничество проходило в провинции.Полный отказ от религиозного наследия Западной Украины для УПЦ МП просто не возможен.

Тем более, что на востоке и на юге Украины крупных центров, монастырей, имеющих дореволюционную историю, довольно мало. Канонические аспекты функционирования религиозной организации для православных христиан очень важны. Они, хотя и с оговорками, имеют решающее значение для священноначалия, клира, небольшой части паствы, разбирающейся в церковном праве.И в этом смысле, играют важное стабилизирующее значение. Как выразились бы экономисты, спрос на услуги альтернативных канонической УПЦ МП неэластичен, поскольку для значительной части ее прихожан церковная легитимность их церкви имеет первостепенное значение.

В то же время переоценивать или абсолютизировать влияние канонического фактора вряд ли следует. История церкви богата на прецеденты, когда канонические основания под то или иное решение подводились задним числом.А текущие действия иерархов определялись н историческими условиями. Можно предположить, что аргументы о неканоничности УПЦ КП и УАПЦ более действенны на востоке Украины еще и потому, что там устойчивая церковная власть существовала на протяжении веков.

На Западе же, помимо все прочего, давно привыкли, что храмы передавались из одной православной юрисдикции в другую, от католиков и греко-католиков к православным и наоборот, в основном по праву сильного. Во второй половине 1990-х гг. ситуация с переходами общин из одной православной юрисдикции в другую относительно стабилизировалась Характерный пример Черкасская область.В 1998 1999 гг. каждая из трех главных православных юрисдикций потеряла и приобрела в области по 1 2 прихода Отдельные всплески возникают, как правило, в связи с кадровыми изменениями, особенно на региональном уровне.

Появление энергичных духовных руководителей или сторонников той или иной юрисдикции в областных властных структурах В Черновицкой области в 1999 г. в связи с президентскими выборами была даже попытка организовать параллельную и послушную областной администрации епархию УПЦ КП, поскольку официальный представитель этого объединения симпатизировал не тому кандидату. приводит или к созданию новых общин на пустом месте, или к восстановлению приходов, вокруг передаваемых на баланс религиозной организации, культовых зданий.

На востоке Украины УПЦ КП прибавляет за счет городов, где нередко использует административный ресурс. В областных центрах ей обычно передается какое-либо культовое здание, вокруг которого постепенно собирается относительно н приход.В центре страны тактика другая.

В сельской глубинке, где потенциальные прихожане особенно не разбираются в канонических спорах, УПЦ КП открывает приходы там, где УПЦ МП и УАПЦ не хотят или не могут найти н для малочисленных общин Черкасская, Хмельницкая.Стремительные сдвиги в географии протестантских объединений Украины пока привлекают меньшее внимание СМИ, оставаясь в тени открытых конфликтов, таких как противостояние греко-католиков и православных на западе страны, православных и мусульман в Крыму. В России, где напор различных протестантских деноминаций заметно слабее, иерархи РПЦ говорят об обострении отношений с протестантами почти на каждом шагу. Последнее десятилетие показало, что внутри протестантского пространства происходят существенные изменения. Во-первых, общая численность протестантских общин быстро растет.

Во-вторых, нарастает соперничество и конкуренция между разными деноминациями, происходят изменения в структуре протестантских религиозных объединений границы ареалов преимущественного распространения баптизма, пятидесятничества, адвентизма все более и более размываются рис. 3. Объединения баптистов и адвентистов, действуют в пределах современной Украины уже, по крайней мере, сто лет. Широкому распространению этих направлений в пределах современной Украины в XIX в. способствовал значительный приток этнических протестантов, в первую очередь немецких колонистов.

Однако уже к концу прошлого века протестантизм был активно принят украинским и русским населением, и стал преимущественно славянским.

В советский период многие общины действовали подпольно. В начале 1990-х гг как только появилась возможность, баптисты и адвентисты сразу же стали активно легализовывать и дополняли существующую сеть общин. Именно с этим связан их быстрый рост в первой половине 1990-х гг. Равномерной сетью баптистских общин охвачены большинство областей правобережной Украины Черкасская, Винницкая, Хмельницкая.По числу адвентистских общин традиционно выделяется Черновицкая область.

Параллельно с вхождением в состав СССР в начале 1940-х гг. областей Западной Украины в стране началось активное распространение относительно молодой протестантской деноминации, пятидесятничества, которое не смогли остановить никакие усилия спецслужб. Однако большинство пятидесятнических общин действовали в подполье в начале 1990-х гг. официально они по-прежнему преобладали лишь в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской областях.В течение десятилетия ситуация принципиально изменилась общины этого направления по темпам прироста опережают традиционные протестантские деноминации первой группы, обыгрывая их в первую очередь в более урбанизированных регионах Донецкая, Днепропетровская области и в Киеве. Статистическая картина, основывающаяся только на данных официальной регистрации несколько занижает количество общин пятидесятников, потому что многие из них не спешат регистрироваться в качестве юридических лиц. Еще одна группа протестантских общин так называемые неохристианские направления наиболее крупные Новоапостольская церковь, Церкви Христа, Церковь полного Евангелия, к которым, ввиду схожей региональной стратегии развития, следует добавить Свидетелей Иеговы.

Деноминации этой группы в середине 1990-х гг. не обладали плотной сетью общин и лишь начинали развертывать свою деятельность Особый случай Свидетели Иеговы, которые в пределах СССР также появилось еще в начале 1940-х гг после присоединения территории Западной Украины.

Однако их деятельность фактически была запрещена.

Поэтому значительное количество общин сохранилось в подпольной форме только в западных областях Украины Они ориентировались в первую очередь на крупные города, где создавались базовые организации, от которых, в свою очередь отпочковывались новые ячейки. Их деятельность особенно заметна в восточных и южных регионах страны, где вместе с пятидесятниками неохристианские деноминации постепенно оттесняют традиционных протестантов.Основной упор делается на привлечение молодежи, благодаря созданию неформальной тусовочной среды и вовлечению во внекультовую жизнь общины.

Взаимоотношения протестантов и православных складываются относительно спокойно, пока вторые заняты выяснением отношений между собой и со своими главными оппонентами греко-католиками.Протестанты не скрывают, что такая ситуация их вполне устраивает, обескровливая и тех и других конкурентов пока православные между собой рубятся, им до нас нет дела Митрохин, 1999 Этот сценарий проигрывается и в Белоруссии.

Только там протестанты пользуются противоречиями между православными и католиками Примечательно, что главные успехи в 1990-х гг. были достигнуты протестантами в тех районах, где главные позиции занимает УПЦ МП на юго-востоке и юге страны. Протестантские деноминации сильны, даже не составляя большинства населения региона, тем, что, во-первых, дополняют друг друга, вместе равномерно охватывая всю территорию страны, и по-разному, каждый своими методами, размывая потенциальную православную паству.

Во-вторых, своей четкой организацией, дисциплиной и значительными финансовыми средствами. На Европейской части постсоветского пространства Украина может с успехом выступать в качестве образцового полигона для изучения разного рода межконфессиональных проблем. Однако она их не только демонстрирует, но и экспортирует в соседние страны. Это напрямую относится и к двум затронутым сюжетам.На Украине сегодня в значительной степени определяется статус и дальнейшая судьба РПЦ, отчаянно пытающееся хотя бы формально продолжать оставаться самой крупной поместной православной церковью.

Однако вне зависимости от воли и желания священноначалия РПЦ внутри УПЦ МП, по-видимому, идут необратимые изменения. Территория современной Украины на протяжении последних полутора веков, была и остается плацдармом для распространения протестантизма на большей части нынешнего постсоветского пространства.Динамика протестантских деноминаций на Украине во многом предопределяет то, какие из направлений будут наиболее активно наращивать свое присутствие в России.

Литература Митрохин Н. Некоторые аспекты религиозной ситуации на Украине Русская мысль. 4276. 1 июля 1999 г. Павлов С Мезенцев К Любiцева О. Географiя религiй. Киев, 1999. 504 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Конфессионального, пространства, Украины, второй, половине, 1990-х0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфессионального пространства Украины во второй половине 1990-х гг

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Украина во второй половине ХVII века (Укр.)
Богдан Хмельницький сказав Причиною, яка спонукала козакв пднятися вйною на ляхв було не те, що позбавляти х .земно батьквщини, не те, що обтяжувати… Другий перод вйни 1650-1653 попри кровопролитну боротьбу повсталих полякв,… Основою державно територ була Надднпрянщина вд Случ до Днстра на заход, до кордонв Рос на сход, тобто Кивське,…

Советское общество во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов
Во-первых, это почти что наша эпоха.Я родилась на ее за-кате, первое прочитанное мною слово было «СССР» (я училась читать по га-зетам). А потом было… И это не просто штрих, а уже целая черта на лице эпохи: ведь им самим точно… В его докладе на октябрьском Пленуме ЦК КПСС были использованы предложения известного экономиста Е.Г. Либер-мана.…

Постиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-Х - первой половине 80-Х гг.
Новым первым секретарм был избран Леонид Брежнев. Эпоха управленческих реформ, кадровых перетрясок, державших в напряжении вс чиновничество страны,… Главным девизом застойных лет стала спокойная жизнь своего рода синица в руках… Разоблачение культа личности было сврнуто и постепенно сменилось признанием больших заслуг Сталина.

Общественно-политическая мысль в России второй половины XVIII – первой половины XIX в.в.
В результате проделанной работы я получила более глубокое изучение определенного раздела курса, который в ходе занятий рассматривался лишь в… Еще один плюс – повышение теоретической подготовки, что важно при сдаче… Так же в наше время очень актуально знать важные моменты истории. 1. Борьба трех направлений в общественном движении…

“Развитие Восточной Европы во второй половине двадцатого века”.
Среди них Китай- самая населённая страна мира и крохотная Албания, развитая Чехословакия и отсталый Лаос. Большая их часть была компактно… Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В… Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в…

Ближневосточный кризис второй половины XX в. и его содержание
Однако так было не всегда. Долгое время арабы и евреи жили мирно бок о бок в Палестине. Во время оттоманского владычества Палестина, которая… В начале 20-ых годов была создана военизированная организация "Хагана", в 1935… С приходом фашистов в Германии к власти и началом II мировой войны, еврейская иммиграция резко увеличилась: если в…

Внутренняя и внешняя политика алавитов в Сирийской Республики во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
Возможность радикального изменения внутриполитической ситуации в Сирии определялась опорой ПАСВ на Военный комитет, где ведущую роль играли… Этот консенсус И. Рабинович называл «армейско-партийным симбиозом». … Его точку зрения во многом разделяет и Н. ван Дам. Разумеется, руководство ПАСВ не могло не стремиться к укреплению…

Советский Союз во второй половине 80-х - начале 90-х годов
Противоречия и трудности в осуществлении социаль- но-экономической политики. Причины ее провала. Дальнейшее уг- лубление кризиса. Августовские… Результаты и уроки де- мократизации общества. Перестройка внешнеполитической… Образование СНГ. Россия - суверенное государство. Провозглашение государствен- ного суверенитета Российской Федерации.…

Достижения в области теоретических и клинических дисциплин (физиология, анатомия, патология, микробиология, терапия) В России (вторая половина 19 – первая половина 20 века)
Грек, римлянин или араб, приверженец Христа или Магомета. То мог быть просто просвещенный человек, осознающий, сколь бесценна человеческая жизнь,… Слова, отдающиеся эхом в столетиях. Ибо в них заключено радение о тех, кто… А потому вернемся на мгновение из средневековья в наши дни, в двадцатое столетие, и хотя бы кратко скажем - нет, не о…

Внешняя политика России во второй половине 19 века
Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в… Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась… Ведущим направлением внешней политики оставался восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на…

0.027
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русской искусство второй половины XIX века По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с… Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели… Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении…
  • Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в. К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую… В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал. … Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов.
  • Развитие западноевропейских стран в международном аспекте во второй половине ХХ века Важнейшей из международных организаций была Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г. для поддержания мира и развития сотрудничества между… Основные контуры послевоенного урегулирования были намечены на Тегеранской… Территория германии была разделена на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации, а Берлин - на…
  • Арбат в культуре и литературе второй половины ХХ века И дело, быть может, не столько в том, что и сегодня это один из культурных центров любимого города: ежедневно здесь собираются певцы и поэты,… Эта улица постоянно отвечает исканиям людей из поколения в поколение.… В своих произведениях они отдавали ему дань, признавая его роль в истории, прежде всего в их истории – жизни этих…
  • Молодёжная субкультура во второй половине ХХ века Где теперь Советский Союз В данном случае рассмотрены Москва и Санкт-Петербург однако, в тексте Санкт-Петербург будет заменен на Ленинград ведь так… И все-таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей. Итак, теперь,… И наоборот зависимость структуры отношений в сообществе от значений, заложенных в его символике. Исследование проходит…