рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский национализм и судьба российской государственности

Русский национализм и судьба российской государственности - раздел Социология, Русский Национализм И Судьба Российской Государственности Чернавский М. Ю. Н...

Русский национализм и судьба российской государственности Чернавский М. Ю. Национализм понимается как естественный и необходимый фактор в развитии человеческого общества, начавшийся с периода Нового времени, когда на смену средневековым патриархально-религиозным социальным связям приходит иной принцип мобилизации населения на основе национальной самоидентификации.Прародительницей национализма явилась Великая французская революция, которая уничтожила традиционные патриархально-сословные связи французского общества и провозгласила иной принцип взаимосвязи на основе принадлежности всех членов общества (а не только высших слоев) к одному гражданству, к одному государству, к одной нации.

Национализм есть форма коллективного самопознания, что выражается в требовании для определенной национальной общности государственного суверенитета, а также экономической, социальной и культурной автономии.Процесс национальной самоидентификации, национального самопознания указывает на естественное стремление нации выявить отличия себя от других народов, иных религий и культур.

При этом необходимо различать два принципиально различных видов национализма. Этнический национализм, ставит целью политически объединить людей одной национальности в рамках единого государства. Данный тип национализма естественен для моноэтнических государств и является для них благом.Однако в многонациональных государствах этнический национализм приходит в столкновение с принципом наднациональной государственности.

В этом случае этнический национализм противоречит государственническим установкам и столкновение этих двух сил может привести к уничтожению многонационального государства. Антитезой деструктивным началам этнического национализма выступает государственнический национализм, который стремится к объединению членов одной нации, включающей в себя разные национальные группы.Он постулирует чувство общности не внутри каждой национальной группы, но между членами одной нации как объединения людей, связанных не общностью крови, религии и культуры, но единым пространством, единой историей, государственным языком, единым гражданством и едиными экономическими связями.

Таким образом, государственнический национализм скрепляет людей на наднационально-групповом, то есть на государственном уровне. В этом национализме антигосударственнические настроения национальных групп подчинены этатистским принципам.Государственнический национализм, носителем которого в России является русская нация, справедливым образом должен восприниматься как единственно возможная форма национализма в России.

Данный подход в духе русификации, то есть признания русского народа единственным носителем государственности и подчинения остальных народов русскому государственническо-национальному принципу, вплоть до распространения самоназвания "русские" на все народы Российской империи, имел наибольшее распространение в России вплоть до начала ХХ века. Затем началось снижение государственнического статуса русских в России, что было усилено в Советском Союзе и чему явно способствовала идеология коммунистического интернационализма.

Выражением стремления минимизировать национальные различия народов внутри СССР стала (не получившая общественного одобрения) идея о создании единой национальной общности – советского народа.Подобная попытка предпринимается и в сегодняшней России, где, с целью нивелирования прежде всего русского национального самосознания, все граждане страны называются россиянами.

При этом сознательно смешивается государственническая самоидентификация и идентификация национальная (на таком же основании вполне можно было бы называть всех граждан России землянами ввиду их принадлежности к планете Земля). Самое печальное, что навязываемая вторичная национальная идентификация усваивается в основном именно русскими, которые перестают ощущать себя русскими, а становятся в своих собственных глазах национально обезличенными "россиянами". Кроме того, применительно к русским навязывается уничижительное клише "русскоязычные", которое подчеркивает, что у русских, кроме общего языка, якобы, не осталось иных элементов национального единства.

В сегодняшней России применительно к русской, государственнообразующей нации, всячески порицаются как экстремистские и неполиткорректные проявления русского самосознания и стремление русских отстоять свою национальную самобытность.Наряду с этим права национальных меньшинств, проживающих на территории России, активно реализуются в ущерб интересам русских, что способствует уничтожению единого российского государства.

В частности, трактовка лозунга "Россия для русских" сознательно искажается с целью его дискредитации в глазах общественного мнения. Лозунгу "Россия для русских" необходимо вернуть его первоначальный смысл, сформулированный еще в эпоху царствования российского императора Александра III – он означает не Россия только для русских, но Россия с опорой на русских.Тем не менее, даже при такой дискредитационной пропагандистской интерпретации, лозунг "Россия для русских", согласно опросу ВЦИОМа, поддерживают 55 % граждан страны, а отвергают лишь 26 %. Более того, 17 % от общего числа опрошенных заявили, что эту идею давно пора претворить в жизнь, а 38 % респондентов высказались, что сделать Россию страной для русских было бы неплохо, если осуществлять план "в разумных пределах". При этом наблюдается, что националистические идеи становятся все более популярными именно в последние годы, несмотря на искусственно раздуваемую в СМИ угрозу экстремизма и мифического "русского фашизма". Больше всего граждане России не любят выходцев с юга – 59 % опрошенных приветствовали бы запрет на въезд на территорию России жителей Кавказа, а 62 % респондентов объясняют преобладание южан на рынках тем, что они выжили оттуда русских торговцев "силой и подкупом местных властей". На этом фоне крайне антироссийскими выглядят сентенции Е.Т. Гайдара о том, что Россия как государство русских не имеет будущего.

Россия останется Россией до тех пор, пока она имеет свой становой хребет – русскую нацию, она является государством не только русских, но прежде всего русских.

В этом плане интересно и крайне показательно сравнение, изложенное в одном из русских эмигрантских журналов правого толка – Россия уподобляется солнечной системе, в которой солнцем выступает русская нация, а все остальные народы, для которых Россия также является родиной, сравниваются с планетами, вращающимися вокруг этой системообразующей нации-звезды.

Не приходится сомневаться в том, что катастрофичная судьба ожидает планеты в том случае, если солнце погаснет.

Наметившаяся тенденция утраты русскими своего доминирующего значения в государстве привела к тому, что современная Российская Федерация переживает самый катастрофичный этап своего государственного существования.Вслед за складывающейся веками общности народов в рамках Российской империи, затем СССР, в последние полтора десятилетия обвальными темпами развиваются центробежно-сепаратистские тенденции, грозящие распадом остатку государственности, называемой Российской Федерацией.

В этом процессе ведущую скрипку играют русофобские настроения, распространенные с разной степнью проявленности в автономных национальных республиках, входящих в состав РФ, которые неизбежным образом усиливаются ввиду крайне низкого уровня жизни, выливаясь в радикальные формы этнического национализма.Все разновидности этнического национализма в РФ объективно являются смертельными для судьбы РФ как единого государственного образования.

При этом нельзя забывать о том, что в современном мире все рельефнее обозначаются религиозно-экономические противоречия между блоками и союзами государств.Разные регионы планеты все глубже втягиваются в сферу интересов основных субъектов международной политики (США, Европа, исламские государства, Китай и Индия). В России ни одна национальная группа будет не способна к достойному, самостоятельно-независимому существованию.

Любое государство, которое в будущем может образоваться на территории РФ (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Чечня, Ингушетия и пр.) будет неизбежно встроено в систему иных государственных и надгосударственных образований.На смену традиционной, привычной государственной организации всех народов в составе Российской Федерации, вновь созданные национально-государственные образования неизбежно подпадут под экономическое принуждение со стороны более сильных государств (в лице США и Европы), либо они станут жертвами религиозной или демографической экспансии (со стороны исламских стран и Китая). Для современной Российской Федерации спасительным является государственнический национализм, носителем которого, в силу демографической и историко-ментальной закономерности, могут быть только русские.

Если задуматься над вопросом о том, что связывает граждан России, проживающих в Калининграде и во Владивостоке, то мы придем к настораживающе-печальным выводам.

Экономическое единство полностью потеряно – одни стоят на пороге вступления в Евросоюз под эгидой "заботливой" немецкой руки (Калининград), другие все более поглощаются динамично развивающейся китайской экономикой (Владивосток). Об интегрирующей роли православной религии, к сожалению, все более приходится говорить в гипотетическом ключе – православие продолжает утрачивать роль государственнообразующей религии, особенно на фоне роста влияния ислама в современной России.По данным социологических опросов лишь 8 % населения могут назвать себя последовательно православными людьми.

Ощущение общности исторической судьбы целенаправленно вымывается из сознания русских, великая история страны сознательно дискредитируется, а граждане все более перестают идентифицировать себя с единым государством, забывая о том, что их скрепляет общая история и совместное будущее.Языковой фактор в отрыве от других государственно-интегрирующих составляющих никогда не становился ведущим стимулом к государственному единству.

Таким образом, у России остается последний государственнический ресурс – чувство национальной общности русских людей. Русские должны вновь вспомнить о том, что они русские – создатели великой империи, которым Богом, историей и предками поручено сохранить для потомков единое российской государство.В пользу этого довода свидетельствует ряд факторов, которые подкрепляются обнадеживающими данными социологических опросов, демонстрирующих все большее осознание русскими своей государственнической миссии.

Во-первых, только русские, будучи единственной нацией (а не национальной группой) на территории РФ, не только заинтересованы в единстве страны, но и способны сохранить государственную целостность РФ. Русские количественно доминируют над представителями иных народов – по данным последней переписи населения 2002 года, численность русских составляет 115 миллионов человек, что соответствует 80 % от общего числа населения.В этой связи есть смысл поставить под сомнение навязываемый русским тезис о России как многонациональном государстве, а при создании соответствующих благоприятных условий для возвращения в Российскую Федерацию из "ближнего зарубежья" именно русских (а не представителей иных, прежде всего закавказских и среднеазиатских, народов бывшего Советского Союза), будут сверхвесомые основания рассматривать РФ как моноэтническое государство с доминирующим влиянием русской нации.

Во-вторых, русский национализм принципиально не может быть этническим – русские не стремятся и никогда не стремились к созданию собственного этнического государства.

Русские как титульная, государственнообразующая нация имеют традиции имперского строительства, именно русские явились главными творцами и созидателями как Российской империи, так и Советского Союза. Характерным является то, что русские возвращаются к идее о необходимости восстановления великого государства – на сегодня в этом уверены 67 % граждан России, лишь 29 % считают, что распад СССР был неизбежен и только 25 % опрошенных не испытывают по СССР ностальгии.

Таким образом, единственным путем к сохранению Российской Федерации как самостоятельного государственного образования является опора на русскую нацию, а не на русофобски-деструктивный, антироссийский национализм национальных групп, проживающих в РФ. Численность, имперская устремленность и государственнический инстинкт русской нации являются в сегодняшних условиях последним ресурсом, использование которого способно сохранить единство страны.

– Конец работы –

Используемые теги: Русский, национализм, Судьба, российской, государственности0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский национализм и судьба российской государственности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Билет 1. Понятие старославянского языка. Судьба старославянской традиции в славянском мире. Значение ССЯ для русского литературного языка
Билет Склонение существительных с древнейшими основами на согласный и на Происхождение чередований в основах И Билет Склонение... Билет Происхождение ССЯ Деятельность Константина Кирилла и Мефодия И... Билет Грамматическая противопоставленность личных и неличных местоимений Склонение личных и возвратного...

Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 г.
Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни.… Но все же эта тема остается для насзагадкой, ведь о великом переломе принято… В повести Прощание сМатерой В.Распутин ставит перед читателем вопрос нужно ли затоплятьдеревню, если вышестоящие…

Русский характер и судьба народа в творчестве Н.С. Лескова (по повести "Очарованный странник")
Но, в отличие от Островского,Некра сова и Толстого, Лесков основное внимание уделя ет изображению судеботдельных людей.Герои его произведений… Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе.Поэтому чита тель… Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершаетпобег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Работа затрагивает развитие коммерческих видов туризма, в том числе международные туристские маршруты для предложения на рынки других государств,… Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих… Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Эвфемизмы в современной русской речи на примере материалов печатных и электронных российских СМИ
В свое время Б.А. Ларин писал: "Эвфемизмы недолговечны. Существенным условием действенности эвфемизма является наличие "грубого",… Как только это подразумеваемое неудобопроизносимое выражение выходит из употребления, эвфемизм теряет свои…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Истоки российской государственности Который уже раз Россия за тысячелетнюю историю заново создает свою государственность. Каким оно должно быть - наше российское государство На каких… Автор поставил перед собой задачу - разобраться, как решается вопрос об… Это писали норманнисты Миллер Г.Ф Байер Г.З Шлецер А.Л Рамши Г. Это низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь…
  • Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным… Одновременно с прекращением де¬ятельности КПСС по указу президента РСФСР был… Высшими органами власти в су¬веренных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше…
  • Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности Роль Великого переселения народов в становлении государственности в Европе и России... Социально экономические изменения в недрах славянского общества на рубеже... Особенности социально политического развития Древнерусского государства...
  • Возникновение и становление российской государственности Разве, небесные музы, Кронида великого дщери, Вы бы напомнили всех приходивших под Трою ахеян -Только вождей корабельных и все корабли я исчислю. Приблизительно так же, как Гомер, рассуждало большинство историков старого и… Не так давно, однако же, появилось среди историков направление, не предусмотренное Гомером.
  • Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…