Реферат Курсовая Конспект
Соц. стратификация (С). Типы стратификационных систем. Соц. С в совр. России. - раздел Социология, Объект и предмет социологии. Социология в системе общественных наук. 3 2. Уровни и стр-ра социол. знания. Специфика социол. знания: ее отражение в истории соц-гии. 6 С – Способы Воспроизв-Ва Нерав-Ва, С Помощью Чего Производится Нерав-Во. ...
|
С – способы воспроизв-ва нерав-ва, с помощью чего производится нерав-во.
В переводе (С) означает «делать слои», т.е. делить общество на слои. (С) может быть определена как соц дифференциация и неравенство на основе таикх критериев как доход, соц престиж, образование,самоидентификация,участие во властных отношениях и тд. + ранжирование соц статусов и ролей в соц системе.
Соц-сиратификационная стр-ра – многомерное,иерархически организованное соц простр-во,в кот соц группы и слои различ-ся м/д собой степенью обладания собственности, власти и соц статусом.
Общ-ва могут рассм-ся как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегир. слоями на вершине и наименее у основания.
Соц. (С) выполняет двойную ф-цию: выступает как метод выявления слоев данного общ-ва и в то же время представляет его соц. портрет.
Социальный статус есть место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается неисчерпаемый приписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный статус определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии как престиж профессии, уровень дохода, продолжительность и качество образования, объем властных полномочий, размер собственности.
Гидденс выделил способы воспроиз-ва нерав-ва: 1) рабство – насилие в рез-те войны; 2) касты – важен религиозн. компонент; 3) сословия – наличие законно-признанной привелегии; 4) классы. – в совр. России все типы присут-ют.
Основы теории (С) были заложены Вебером, Парсонсом, Сорокиным и др. Парсонс выд. 3 гр. дифференцир. признаков: 1) харак-ки, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физ. и интеллект. особенности и проч.; 2) признаки, связ. с исполнением роли, т.е. с разл. видами професс-труд. деят-сти; 3) элементы «обладания», куда включаются собств-ть, матер. и дух. ценности и т.д. Признаки: она связана с распредел. населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; она закл-ся в неравном распредел. социокул. благ и ценностей.
По Сорокину, объектом соц. нерав-ва выступают 4 гр. факторов: -права и привилегии, -обязанности и ответ-сть, -соц.богатство и нужда, -власть и влияние.
Соц. (С) в совр. России. Отеч. модели выделения страт совет. периода - это ленинская и сталинско-брежневская классовые стратификации. В.Ленин считал гл. критериями классов отношения собств-сти, выполняемые ф-ции, доходы и согласно им видел в совр. ему обществе такие классы: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и соц. слой интеллигенции и служащих.
Сталинско-брежн. модель сводилась лишь к формам собственности и на этом основании - к 2 классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции).
Сстратификац. анализ совр. России только разворачивается. Наиболее разраб. модель принадлежит Заславской, выяв. 78 соц. слоев в совр. России.
Типы стратификационных систем
ТИП ОСНОВА СПОСОБ ДЕТЕРМИНАЦИИ
СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РАЗЛИЧИЙ
1. Физико- Пол, возраст, Физическое
генетическая физические данные принуждение, обычай
2. Рабовладель- Права гражданства Военное принуждение,
ческая и собственности кабальное право
3. Кастовая Религиозное и Религиозный ритуал,
этническое этническая
разделение труда замкнутость
4. Сословная Обязанности перед Правовое
государством оформление
5. Этакратическая Ранги во властной Военно-политическое
иерархии господство
6. Социально- Род занятий и Образовательные
профессиональная квалификация сертификаты
7. Классовая Размеры собственности Рыночный
и доходов обмен
8. Культурно- Сакральное Религиозное,научное
символическая знание и идеологическое
манипулирование
9. Культурно- Нормы поведения, Моральное регули-
нормативная стили жизни рование, подражание
7.Личность (Л.) – субъект и объект соц.отношений. Социально-психол. и социол. концепции Л.
Первичным агентом соц. взаимодействия и отношений явл. Л. Для того чтобы понять, что же такое Л., необходимо провести разграничение понятий «чел», «индивид», «Л.». Понятие чел употр-ся для харак-ки присущих всем людям качеств и способностей (человеч. род) – представитель соц мира,выступающий как интегративное существо. Единичным представителем челов. рода, конкр. носителем черт чела явл. индивид (хар-ет конкретно сущ-го чела). Индивид явл. Л. постольку, поск. в отношениях с др. он выполняет опр. ф-ции, реализует в своей деят-сти социально значимые св-ва и качества.
Кач-ва Л. человек приобретает в соц-ции, это его кач-ва связ. с его способностями жить в мире. Л. выступ. и как объект и как субъект соц. отношений.
3 подхода в понимании общ-ва: 1) Номиналистич.- общ-во-сов-сть оюдей, в рез-те взаимод-ия возникает единство, Л. выступ. в качестве субъекта (активн., целеустремл. сущесвто., конструир. мир). 2) Реалистич. – люди оформл-ся в инст-ты, группы, здесь они выступ. как объекты, 3) Идеалистич. – Л. создает и ее создают.
Типологии Л.: Маркс: - невыделившаяся Л./родовая, - классовая Л., - корпоративная Л., - свободная,лично-независимая индивидуальность,отчужденная Л., - всесторонне развитиая Л. Дарендорф (по осн типам деят-ти): чел-работающий; чел потребляющий; чел государственный; чел политический; чел экон-ий, чел соц-ый.
Франкфуртская школа: Адорно – авторитарная Л., Маркузе – одномерный чел. Выделяют нонконформистские Л.: маргинальные Л., кот не включены в сущ систему бурж-х отношений (молодежь,эмигранты,б/работные).
Теории Л: Социологические теории Л. направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования Л. с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия Л. и общества, Л. и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения Л. В социологии наиболее известны следующие теории Л.:
1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Л. – это совокупность отражений реакций других людей. Стержнем Л. является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. Человек не рождается сразу личностью. Он становится ею в процессе общения благодаря языковой среде и возможностям обмена символами или жестами с другими людьми. В то же время Мид рассматривал человека как организм, обладающий самостью. Обладая же самостью, человек становится объектом для самого себя и тем самым может устанавливать контакт с самим собой.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира чела, на изучение психологич. аспектов взаимосвязи Л. и общества. Сфера психики чела включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает Л. крайне противоречивой, т.к. идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория Л. (Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение 2 основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Первое обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Социальная роль - совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому Л. - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория Л. рассматривает Л. как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность Л. раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т. д. Проблема социальной природы человека (наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологической теории.
В социологии личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности. В обоих случаях личность формируется в процессе взаимодействия людей с окружающим миром.
Таким образом, можно констатировать, что социология не претендует на полное и исчерпывающее определение личности. С одной стороны, она рассматривает личность в ее социальном качестве, которое формируется у человека в процессе его включения в систему социальных отношений (личность как персонифицированное выражение социальной жизни), а с другой — она вычленяет в ней системное свойство, интегрирующее в себе единство типовых качеств индивида (личность как конкретное выражение социальной сущности человека, реализованное в индивиде).
Социологический анализ личности направлен, прежде всего, на выявление способов ее соотнесенности с обществом и механизмов социализации — типизации и
индивидуализации. Социальная соотнесенность личности выражается в ее социальной структуре (системе статусов, ролей и диспозиций), а индивидуальные и типические характеристики проявляются в процессе социализации.
Социально-типические свойства личности, являющиеся предметом социологии, находят свое выражение в системе статусно-ролевых отношений, а также в процессе социализации.
• психологический подход позволяет исследовать личность как устойчивую целостность психических и социальных свойств, характерных для каждого отдельного человека; психология отражает строение «внутренней» стороны человеческой личности;
• социально-психологическая характеристика личности связана с изучением психологических процессов и механизмов ее включения в социальные группы и общности;
Социологический подход ориентирован на изучение структурных, концентрированных, институционально оформленных жизненных форм; тем самым социологический подход к личности состоит в обнаружении и исследовании ее социально-типических характеристик, выраженных в системе институционально оформленных отношений (т. е. в системе статусов, позиций, ролей и диспозиций).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Уровни и стр ра социол знания Специфика социол знания ее отражение в истории соц гии... Общ во как соц система Соц связи и отношения Соц взаимодействия... Общ во как соц система Соц связи и отношения Соц взаимодействия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соц. стратификация (С). Типы стратификационных систем. Соц. С в совр. России.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов