Реферат Курсовая Конспект
Стройиздат, 1984 - раздел Строительство, Архитектура и я Предисловие Исходной В Творчестве...
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исходной в творчестве художника была и остается его гражданская позиция.
Материалы Пленума ЦК КПСС. Июнь 1983 г.
Первые послереволюционные годы — одна из ярких страниц в истории советской архитектуры. Новая эпоха означала полный пересмотр всех представлений о человеке и мире, искусстве и обществе, о предназначении архитектуры, о роли и значении традиций. Все это определяло неповторимость и своеобразие характера культуры этого времени.
В становлении молодой советской архитектуры деятельно участвуют мастера старшего поколения — И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, Н. Ладовский, братья Веснины, вступают на творческий путь более молодые художники и архитекторы, такие, как К. Мельников, В. Татлин, М. Гинзбург, Г. Гольц, И. Леонидов, А. Власов. К этой блистательной плеяде мастеров относится и Андрей Буров — архитектор, художник, теоретик архитектуры, ученый, писатель, педагог. Творчество Бурова органически объединяло подлинное новаторство и стремление к осмыслению традиций в архитектуре. Его проекты и постройки, работы в области теории архитектуры, действенная пропаганда современного искусства сыграли важную роль в формировании советского зодчества.
Гражданственность творческой позиции Бурова с самого начала деятельности выдвинула его в первые ряды строителей нового общества, стремившихся к преобразованию окружающего мира, активно участвующих в решении важнейших проблем, стоящих перед современной архитектурой.
В 20-е годы он занят поисками содержания, формы и новых в социальном отношении типов зданий — образцовых жилых домов для рабочих, театров «массовых действ», рабочих клубов, сельскохозяйственных объектов, строит жилые кварталы в новых промышленных городах.
В 30-е годы — время творческой перестройки в советской архитектуре, перехода к периоду освоения мирового классического наследия, Буров настойчиво изучает и глубоко постигает общие закономерности и принципы классики. Однако обостренное чувство современности помогает ему в этот период творчески подойти к осмыслению классического искусства, не копировать архитектуру прошлого, а, пользуясь ее законами, создавать новые образы сооружений для своего времени, отвечающие новому социалистическому содержанию. Проекты и постройки Бурова этих лет можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры 30-х годов.
В начале 40-х годов развивается массовое жилищное строительство и возникают проблемы его индустриализации. Буров ищет принципиально новые методы сборного домостроения и создает разнообразные и интересные архитектурные решения серий жилых домов из крупных блоков. Индустриальные методы возведения зданий поставили новую задачу, связанную с облегчением сборных элементов. Сложные социальные, экономические и технические проблемы строительства этого времени не могли быть решены без использования достижений современной науки и техники. Придавая вопросу снижения массы зданий первостепенное значение, Буров со всей энергией и настойчивостью занимается с 40-х годов этой проблемой.
Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы Буров работает над проектами мемориальных сооружений, массовых типов зданий для районов, пострадавших от военных действий — жилых домов, типовых вокзалов, школ, детских учреждений, магазинов, работает над проектом восстановления и реконструкции разрушенной во время войны Ялты. В этой работе Буров использовал современный мировой опыт строительства и реконструкции городов. Он предложил рациональное решение транспортных проблем и блестяще продуманное градостроительное решение, которое позже было применено при создании курортов на Черноморском побережье. Особое внимание в своем творчестве Буров уделял жилищу. Он считал создание архитектуры жилища, отвечающей внутреннему содержанию, самой главной, самой трудной задачей.
В своей книге «Об архитектуре» он писал: «Нужно начинать с жилища и в первую очередь — жилища, удовлетворяющего человеческие потребности. Единственно, что должно «выражать» жилище,— то, что это жилище удобное, здоровое и приятное для жизни, такое, где вы себя чувствуете «дома»;. . . Все современные средства, начиная с материалов и кончая теорией, должны быть найдены и освоены в процессе практической работы над жилым домом. Первым сооружением человека было жилище, дом. . . С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город».
Значителен творческий вклад Бурова в теорию и практику массового жилищного строительства. По его проектам выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. Проблемам архитектуры жилого дома посвящены его многочисленные статьи и выступления, главы книги «Об архитектуре». В последние годы жизни Буров выполняет отдельные проекты, творческий уровень которых говорит о высоком мастерстве и взыскательном вкусе художника.
В 50-е годы Буров отходит от активной деятельности зодчего и обращает все свое внимание на разработку научных проблем. Работы Бурова в области физики привели к крупному техническому открытию. В возглавляемой им Лаборатории анизотропных структур Академии наук СССР по разработанной им методике в сравнительно короткий срок был создан новый класс высокопрочных легких конструкционных материалов, так называемых стекловолокнистых анизотропных материалов (СВАМ). Буровым были предложены и разработаны уникальные по идее и исполнению экспериментальные установки и технология промышленного производства строительных материалов. Позже под руководством Бурова была разработана серия жилых домов из СВАМ с максимальным использованием этих материалов. Так была блестяще завершена работа по проблеме снижения массы зданий, начатая Буровым еще в конце 30-х годов.
Значительно и литературное наследие мастера. Это книги, статьи, дневники, письма, записные книжки, материалы к выступлениям. Основной теоретический труд, где раскрывается крупное дарование Бурова как теоретика и писателя,— его известная книга «Об архитектуре», ставшая событием в архитектурном мире.
В его теоретических работах рассматриваются вопросы сущности и специфики архитектуры, проблемы стиля, взаимосвязи техники и искусства, вопросы масштаба и образа, материала и формы, традиций и новаторства, гармонии и единства архитектуры.
Путевые дневники и письма Бурова насыщены размышлениями об искусстве, о месте и ответственности художника, содержат анализ важнейших тенденций и явлений в архитектуре и искусстве. Записи отражают напряженный творческий процесс обобщения, кристаллизации архитектурных концепций, формирования целостной системы
идей и взглядов. Они охватывают широкий круг вопросов, актуальных для современного этапа, и поражают глубиной анализа, независимостью и остротой суждений.
Буров активно пропагандировал новую современную архитектуру, участвуя в деятельности Общества современных архитекторов (ОСА) и Союза советских архитекторов, никогда не противопоставляя личные интересы общественным. Страстный полемист, он высказывал смелые, иногда казавшиеся парадоксальными, но всегда глубокие мысли, а его блистательное остроумие беспощадно разило пошлость и посредственность. Были у него и недруги, и недоброжелатели, но редко у кого было столько верных и любящих друзей, учеников и единомышленников, которые разделяли его взгляды и творческие принципы.
Большое значение имела преподавательская деятельность А. К. Бурова. В сборнике Союза советских архитекторов, посвященном 50-летию Советской власти, сказано: «Советская архитектура может гордиться многими своими выдающимися деятелями, создавшими целые школы и направления, людьми, чей вклад в отечественное зодчество не исчерпывается проектами и постройками, пусть даже самыми крупными, а дополняется их учениками, ныне определяющими творческое лицо советской архитектуры. Имена братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. Жолтовского, А. Таманяна, Л. Руднева, А. Бурова, В. Семенова, И. Фомина и многих других зодчих потомки будут произносить с благодарностью. Они являют собой примеры умного, честного, принципиального и высокопрофессионального отношения к воспитанию архитектурной молодежи».
Значение творчества Бурова для архитектуры огромно. Оно оказало глубокое воздействие на взгляды его современников и последователей и сыграло большую роль в общем процессе становления и развития советской архитектуры. Интерес к его творчеству и к его личности неуклонно возрастает, расширяется изучение его творческого наследия.
Анализ творчества А. К. Бурова позволяет проследить, как формировалась его гражданственная позиция архитектора-новатора и теоретика-ученого, как развивалось его восприятие мира, понимание роли и существа архитектуры, складывались взгляды на искусство, как на основе создания нового и постижения классики сформировалось его творчество.
Публикация материалов о творческом наследии члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, доктора технических наук Андрея Константиновича Бурова будет способствовать дальнейшему раскрытию и углубленному пониманию истории развития отечественной архитектуры.
Д-р архитектуры, профессор, действительный член АХ СССР, народный архитектор СССР Б. Р. Р у б а н е н к о.
ВВЕДЕНИЕ
Чем дальше от нас прошлое, чем больше проходит времени, тем масштабнее и значительнее представляется фигура талантливого советского зодчего и ученого Андрея Константиновича Бурова (1900—1957).
Буров принадлежит к замечательной плеяде зодчих, работавших в период послереволюционного подъема, в период формирования передовых архитектурных идей и взглядов, создания нового образного языка, поиска новых средств художественной выразительности.
Творчество и теоретические взгляды Бурова не только развивались вместе со своим временем, но и способствовали созреванию новых прогрессивных идей и претворению их в конкретную архитектурную практику.
Особенностью таланта Бурова являлось то, что в век бурного развития техники, четкой дифференциации наук он, подобно мастерам Возрождения, обладал глубокими многосторонними профессиональными знаниями в различных областях науки и искусства. Буров был воплощением гуманистического идеала всесторонне образованного человека. Универсальность художественных и научных интересов отражалась в его творчестве. Он был архитектором, теоретиком архитектуры, художником, изобретателем, публицистом, педагогом. Однако главное место в его многообразной деятельности занимала архитектура.
Его талантливые, всегда принципиальные архитектурные работы были высоко оценены современниками и не потеряли значения и в наши дни. Среди наиболее известных построек, осуществленных по проектам Бурова в Москве, можно назвать фасад Центрального Дома архитектора, жилые дома на ул. Горького и Ленинградском проспекте, принадлежащие к лучшим образцам архитектуры 30—40-х годов. Его значительным творческим вкладом в решение важной государственной проблемы индустриализации массового жилищного строительства явилась разработка проектов и строительство серий сборных жилых домов из крупных блоков. Этими постройками он убедительно доказал, что современное решение технических задач не препятствует созданию высокохудожественного индивидуального образа архитектурного сооружения.
Его проектные предложения в острой и оригинальной форме отражали поиски принципиальных решений главных вопросов, составляющих суть поставленной задачи. В каждом проекте Бурова четко выявлена основная архитектурная идея, найден выразительный художественный образ сооружения, дано новое своеобразное решение определенной проблемы. Важной особенностью его творчества было умение самые сложные задачи приводить к ясным и простым решениям. Однако эта простота основывалась на высоком профессионализме, ясности творческого замысла, глубине проникновения в сущность явлений, стремлении добиться конкретных практических результатов.
Настоящая монография анализирует в основном творчество Бурова-архитектора, так как материалы, посвященные его проектам и постройкам, публиковались преимущественно в периодической печати, а большое количество проектов, эскизов и чер-8 тежей вообще не было ранее опубликовано.
Труды Бурова—ученого-теоретика благодаря его выступлениям, публикациям статей, дневников, а, главное, книге «Об архитектуре» широко известны, формирование теоретических взглядов и мировоззрения А. К. Бурова происходило в неразрывной связи с его практической деятельностью, являлось ее прямым следствием и обобщением.
Высокая профессиональная культура, богатая фантазия, передовые теоретические взгляды сочетались в его творчестве с вниманием к решению актуальных вопросов практического строительства, с исследованиями проблем прочности, устойчивости и снижения веса зданий. Такое сочетание разносторонних, как бы взаимодополняющих качеств было характерно для творчества Бурова.
В архитектурной среде своего времени он был человеком выдающимся, ярким. Умный, красивый, обаятельный он привлекал в орбиту своего влияния и молодежь и сверстников. Буров — отзывчивый, добросердечный, в то же время был требовательным, вспыльчивым, нетерпимым ко всякой лжи, невежеству, непорядочности. В нем гармонично сочетались интуиция и логика, эмоциональное видение и научный анализ. Интуитивную догадку он мог осмыслить, логически углубить и четко сформулировать, найти закономерность и дать общее решение. Сочетание зрительной и логической памяти, способность к аналогиям и ассоциациям — эти свойства художника и ученого давали эффект всестороннего проникновения в проблему.
Особенностью творчества А. К. Бурова было сочетание увлеченности, эмоциональной импульсивности с методичностью и самодисциплиной. Каждую свою работу он делал с большим подъемом, воплощая в ней те идеи, которые занимали его. В процессе поиска научного решения Буров всегда был последователен, исходил из строго научных предпосылок. Эта методичность позволила ему в короткий срок начать работать в совершенно новых для него областях науки, а огромная самодисциплина позволила одновременно заниматься и архитектурой и наукой.
Буров блестяще рисовал, проектировал, изобретал, конструировал, строил. Он был прекрасным оратором, публицистом и писателем. В своем творчестве, в своем самовыражении он всегда был искренен, всегда сохранял независимость и самостоятельность суждений, неповторимую индивидуальность, всегда и во всем оставался самим собой.
Идеи и взгляды Бурова-теоретика были обращены в будущее, во многом предвосхищая пути дальнейшего развития советской архитектуры, поэтому Андрей Константинович, выдающийся талантливый архитектор и ученый, своими произведениями — постройками, открытиями, книгами принадлежит нашему времени.
Перед началом войны, весной 1941 г. в Ленинграде Союзом архитекторов СССР была устроена персональная выставка работ Андрея Константиновича Бурова — около 100 проектов жилых и общественных зданий. Большая часть экспонатов выставки погибла в период блокады Ленинграда, поэтому в книге имеются материалы, переснятые из журналов, в которых публиковались проекты Бурова, и, естественно, в чертежах утеряна тонкость прорисовки деталей, присущая подлинникам.
В настоящей книге использованы проекты, эскизы, рукописи, статьи, письма, дневники, фотографии из архива А. К. Бурова и материалы из фототеки и фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Авторы выражают глубокую благодарность за предоставление материалов и ценные советы В. А. Бурову, архитекторам В. И. Балдину, Е. Б. Новиковой, С. X. Сатунцу, 3. ф. Зубаревой, а также рецензентам — Д-ру архитектуры профессору Ю. С. Яралову и д-ру архитектуры, профессору В. Е. Быкову, оказавшим значительную помощь в работе над книгой.
ТВОРЧЕСТВО А. К. БУРОВА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
(20-е —НАЧАЛО 30-х ГОДОВ)
Андрей Константинович Буров родился 15 октября 1900 г. в Москве в семье архитектора. Его родители — Константин Федорович Буров (1854—1936) и Наталья Николаевна Бурова (1873—1910) принадлежали к кругу передовой интеллигенции, отличавшейся прогрессивными взглядами, высокой культурой, любовью к искусству. К. Ф. Буров занимался проектированием и строительством жилых и общественных зданий в Москве. Архитектор с большим опытом он выполнял многочисленные заказы для города и для частных лиц. Профессия отца оказала большое влияние на формирование вкусов и взглядов А. Бурова.
Основные черты творческой индивидуальности Андрея Бурова — самостоятельность взглядов, склонность к анализу, его интерес к искусству — проявились уже в ранние годы. Занятия живописью и рисунком, которыми руководила его мать, образованная и одаренная женщина, изучение языков, увлечение историей дополняли школьное образование Андрея Бурова.
Под влиянием матери у него рано пробудился интерес ко всему, связанному с отечественной историей и историей вообще. Его мать, урожденная Сенявина, была в родстве с семьей знаменитого русского адмирала Д. Н. Сенявина, и семейные предания, связанные с его жизнью, интересовали Бурова. Навсегда осталась у него любовь к морю, подлинное знание морского дела и отечественной истории. Однако общая атмосфера дома, круг интересов родителей и их друзей способствовали тому, что Буров решил изучать архитектуру.
В 1918 г. он окончил школу в Москве и в этом же году поступил на архитектурный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских (СВОМАС). В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Армию. В 1921 г., в соответствии с декретом правительства об откомандировании студентов из армии в высшие учебные заведения, Буров был направлен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в конце 1920 г.), где по представленным работам был зачислен на второй курс архитектурного факультета в мастерскую А. А. Веснина.
В эти годы во ВХУТЕМАСе на различных факультетах учились М. Барщ, А. Власов, Г. Гольц, И. Леонидов, М. Синявский, И. Соболев и др. Заканчивали живописный факультет П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов (Кукрыниксы), Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Дейнека, С. Образцов. Совместное обучение архитекторов, живописцев и скульпторов, их постоянное общение и вся творческая атмосфера влияли на взгляды и всесто-10 роннее развитие студентов. Ведущим факультетом по идейной направ-
ленности в то время считался архитектурный факультет, на котором преподавали А. Веснин, Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев.
Глубокое влияние на молодых архитекторов и в том числе на Бурова оказали творчество и сама личность его учителя — Александра Александровича Веснина. Молодежь привлекали его бескомпромиссность и увлеченность, глубокая культура и профессиональное мастерство, стремление развить творческую самостоятельность, воображение учеников, поддержать их смелые замыслы и новые идеи. А. Веснин видел свою задачу в раскрытии творческого метода, учил логичности теоретического мышления, обращал внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования, подчеркивал единство формы и содержания и необходимость выражать в образе архитектурного сооружения социальные идеи и эстетические концепции новой архитектуры. Он передавал своим ученикам опыт «комплексной» системы работы над проектом сооружения как пространственным объектом, цельным в своей структуре, когда создание архитектурного образа, обдумывание решения плана, фасада, перспективы происходят параллельно, как единый процесс.
Графику во ВХУТЕМАСе преподавал художник Владимир Андреевич Фаворский, много лет работавший с А. А. Весниным. Общая работа А. А. Веснина и В. А. Фаворского со студентами в дальнейшем нашла отражение в творчестве их учеников — в широком взаимодействии архитектуры и живописи, материала, фактуры, цвета, рисунка, пластики.
Курс истории архитектуры и теории архитектурной композиции читал Моисей Яковлевич Гинзбург — тогда молодой архитектор, сыгравший значительную роль в советской архитектуре и как теоретик и как практик.
Эти педагоги — А. А. Веснин, В. А. Фаворский и М. Я. Гинзбург оказали большое влияние на формирование взглядов и творческого метода А. К. Бурова. Искренняя, творческая дружба с его первыми педагогами сохранялась в течение всей их жизни.
Годы учения Бурова совпали с годами становления советской архитектуры, формирования новых принципов в искусстве и архитектуре, периодом острой борьбы разнообразных творческих направлений. Жизнь студентов была наполнена бурными дискуссиями и спорами об искусстве, мечтами о новой архитектуре, поисками современного, острого, необычного. Студенческая архитектурная молодежь становилась на сторону той или иной творческой группировки.
Внимательно присматриваясь к разнообразным течениям, Буров решительно отвергает футуризм. В дневнике 25.XII 1921 г. он пишет: «Футуризм (в широком смысле) — это ритуал без божества, сдвиг в никуда и ни к кому. Поиски ничего. Переход многих талантливых людей туда понятен, так как он все-таки дает что-то более острое, чем все остальные слабосильные художественные течения современности. Но их острота — рокфор для пресытившегося гурмана, не могущего воспринимать ничего здорового» [44].
Основным во ВХУТЕМАСе в те годы было творческое направление, оформившееся позднее как конструктивизм. В 1925 г. в Москве при Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН) была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Стройиздат, 1984.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стройиздат, 1984
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов