рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнегреческая философия

Древнегреческая философия - раздел Философия, Тема 5 Древнегреческая Философия Содержание Введение.1. Досократические Школы...

ТЕМА 5 Древнегреческая философия Содержание Введение.1. Досократические школы древнегреческой философии проблематика и содержание учений2. Софисты и Сократ 1. Философское учение софистов 2. Сократ жизнь и характер философствования. Моральная философия Сократа10 Заключение.15 Словарь философских терминов 16 Список использованной литературы 18 Введение Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла.

Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке. Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII начале Viв. до н.э древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества.

Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям свободных, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества. Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством.

Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук математических, естественных и общественных.

Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ. 1.

Досократические школы древнегреческой философии проблематика и содержание учений

Родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее... Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений... Следует знать, что война всеобща, и правда борьбы, и что все, что прои... Ни одна вещь не возникает на каком-нибудь основании в силу необходимос... 2.

Философское учение софистов

Философское учение софистов. Некоторым общим признаком представителей софистов является их обществе... Они отдают предпочтение естественному порядку вещей, предпочитая его з... Так, Алкидамант заявлял, что бог сделал всех свободными, природа никог... Это произошло в конце Пелопонесской войны. Во времени Сократа появилос...

выводы и определения. Ирония отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Сократовская ирония двуедина с одной стороны, она связана с его скептицизмом, с тезисом о знании им своего незнания, с другой с его мейевтикой, основанной на уверенности, что человек скрыто обладает правильным знанием и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответов извлечь из него это знание.

Сократ, иронизируя, утверждает возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании. Таким образом, отрицание, сопровождающее иронию Сократа, не будучи самоцелью, не является позицией нигилизма. Это и понятно позиция абсолютного ироника и абсолютного скептика шла бы вразрез со всем мировоззрением Сократа и его жизненной установкой найти в человеке устойчивое ядро, что-то постоянное, единое и гармоническое.

Хотя софистам и принадлежит приоритет в постановке антропологических проблем, тем не менее главным предметом их интереса оставалась риторика и диалектическое полемическое искусство. В отличие от них Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Для Сократа знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство знание слово определяет ценность дела, а дело ценность знания.

Отсюда и уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных признаком истинной философии и подлинного философа, по Сократу, является признание единства и добродетели и не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни.

Ориентация на этические проблемы и новое содержание, внесенное им в понятие философия, определили его отношение к натурофилософии, к изучению космоса и явлений природы вообще. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается познание самого себя и своих дел, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа это есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. В них Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков.

Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета. Сократ учил, что философия любовь к мудрости, любовь к знанию может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро.

И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность.

По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели 1 умеренность знание как обуздывать страсть 2 храбрость знание как преодолевать опасности 3 справедливость знание как соблюдать законы божественные и человеческие. Таким образом Сократ пытался найти в сознании, мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, обвинители не жаждали крови, им было бы достаточно, если бы Сократ не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению на суд он явился, вполне сознавая грозящую ему опасность. Решение суда было не в пользу Сократа, он был признан виновным.

Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы, но он отказался, ибо считал, что побег может означать отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд, тем самым он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением. Заключение Спецификой древнегреческой философии в е начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса.

Не случайно первых греческих философов называли физиками от греч. phisis природа. Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало из чего все произошло. В период своего становления человеческое познание направлено вовне, на объективный мир. И первые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики.

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии.

Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как первонауки к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова это переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всесторонее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.

Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия это самосознающее мышление.

Словарь философских категорий Атеизм от греч. безбожный форма отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира человека. Бытие философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе процесса материальной жизни людей. Дедукция вывод по рпавилам логики цепь умозаключений, звенья которой взаимосвязаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты ил просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом следствия из посылок.

Ионийская философия философия, развивавшаяся на Востоке в ионийских городах Малой Азии В целом для восточной, ионийской традиции были характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, оттесненность антрополдогической и этической проблематики. Индукция умозаключение от фактов к некоторой гипотезе общему утверждению. Майевтика буквально повивальное искусство с которым Сократ сравнивал свой метод философствования.

Исходя из убеждения, что за неимением собственной мудрости, он не может чему-либо учить Сократ видел свою задачу в том, чтобы ставя все новые и новые вопросы в беседе побуждать других самим находить истину. Материализм философское направление, исходящее из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление свойства материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материя философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. субстанция, основа всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Релятивизм от лат. относительный, методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

Гносеологические корни релятивизма отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличения зависимости процесса познания от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой, достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания. Риторика - наука об ораторском искусстве Сенсуализм от лат. восприятие, чувство, ощущение, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

В противоположность рационализму сенсуализм стремиться вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму. Скептицизм от греч. рассматривающий, исследующий античный, древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в до н.э. Скептики отвергали существование причины явлений, отвергали движение и возникновение, отрицали объективное, существование добра и зла объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали философов других направленийкак догматиков и считали их глупцами.

Софизм от греч. хитрая уловка, измышление, логически неправильное мнимое рассуждение вывод, доказательство, выдаваемое за правильное. Отсюда софист в одиозном значении лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от какой-то мнимой аргументации.

Софистика от греч. умение хитроумно вести прения 1. философское течение в Древней Греции, созданное софистами 2 рассуждение вывод, доказательство основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Софисты условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было синонимично слову мудрый и обозначало человека авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни.

Элейская школа одна из основных раннегреческих школ конец VI первая половина V в. до н.э Сложилась на греческом Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии. Теория познания Элейской школы отмечена рационализмом онтология строгим монизмом. Жестко противопоставляла мнение, основанное на чувственных явлениях, истине или знанию, основанному исключительно на разуме и проверяемому логическими рассуждениями. Все рациональное реально, все иррациональное противоречивое ирреально, законы бытия и законы мыщления тождественны.

Основная аргументация Элейской школы если нечто есть, то оно должно обладать свойствами одно, непрерывно, вечно выводимыми из самого понятия бытия. Эмпиризм от греч. опыт, направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Список используемой литературы 1. Асмус В.Ф. Античная философия, М 1989 2. История философии под ред. Мапельман В.М Пенькова Е.М М 1997 3. История философии в кратком изложении пер. с чешского И.И.Богута, М 1976 4. Кессиди Ф.Х. Сократ, М 1976 5. Радугин А.А. Философия, М 1999 6. Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 1994 7. Философский энциклопедический словарь, М 1989 8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М 1991.

– Конец работы –

Используемые теги: Древнегреческая, Философия0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнегреческая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Древнегреческая философия
В античной философии выделяют следующие периоды: 1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса… Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен.МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Философия… Основная идея милетской школы - единство всего бытия.Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой…

Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
Первые материалистические учения на грани 7 — 6 вв. до н. э. возникли в Милете — крупнейшем в 6 в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов.… При этом они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как… Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не…

Лекция №2 Древнегреческая натурфилософия. Вопрос 1 Философия милетцев, Пифагора и Гераклита
Лекция Древнегреческая натурфилософия... Вопрос Философия милетцев Пифагора и Гераклита Мудрость в том чтобы знать вс как одно Гераклит...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.
На сайте allrefs.net читайте: Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил....

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. (Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”).
На сайте allrefs.net читайте: 21. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. (Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”)....

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам