рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Руссо Жан Жак (1712-1778)

Руссо Жан Жак (1712-1778) - раздел Философия, Содержание 1. Биографические Сведения…2. Основные Положения Философской Конце...

СОДЕРЖАНИЕ 1. Биографические сведения…2. Основные положения философской концепции: А) Онтология … …3 Б) Гносеологическая позиция ….… 5 В) Социальная философия….…5 Г) Понимание сущности человека… … 3. Оценка концепции рассматриваемого философского учения… 1. Биографические сведения Руссо Жан Жак (1712-1778) - представитель левого мелкобуржуазного крыла фр. просветителей, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики.

В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю, и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. Как социолог Руссо занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения.

Причины неравенства Руссо видел в появлении частной собственности. Вместе с тем он стоял за увековечение мелкой собственности. Будучи сторонником общественного договора теории, Жан Жак, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. В работе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд. Основоположники марксизма-ленинизма высоко оценили историческую роль Руссо, отмечая в то же время его идеализм и буржуазную ограниченность.

Основные философские и социологические сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1755) и «Об общественном договоре» (1752). 2. Основные положения философской концепции: А) Онтология Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям французской культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гельвеций.

Большинство французских просветителей XVIII века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям.

Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью. Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы.

Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня особенно возмущает писал Руссо презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных». В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество.

Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. Чувствительность его натуры сталкивались с привитой ему еще в молодые годы пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли. Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным проблемам общественного существования человека.

Крайняя внутренняя несдержанность и недисциплинированность, граничившая, особенно в молодые годы с моральным индифферентизмом, находила себе противовес в проповеди идеальной морали и идеальных педагогических правил, которые оплодотворили впоследствии воспитательные теории Песталоцци, Френеля, Дьюи. На каждом шагу жизнь и сознание Руссо раскрываются в поразительных противоречиях, и вместе с тем эти противоречия находят в себе некий синтез в фантастической убежденности пророка и проповедника.

Сомнения сплошь и рядом питали творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало характер непререкаемой догмы. В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации (хотя в этой области у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную способность внушения, таившуюся и в самой природе его мысли и в способе ее литературного оформления, т.е. в природе его стиля. Доктрина Руссо распространялась и завоевывала умы не только путем убеждения и доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия.

Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных читателей. Чувствительность становилась в это время стилем не только литературы, но и жизни. Она была одной из наиболее примечательных сторон общественной психологии XVIII в. и особенно ярко выступила впоследствии в идейно-психологических переживаниях революционных лет. Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы. Б) Гносеологическая позиция В понимании Ж Ж.Руссо рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум.

Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящий стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

Эпоха Просвещения – это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. В этот период рационализм, состоящий на различных по философско-мировоззренческой радикальности учений, отражая взгляды, настроения, потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма, абсолютизма и их опоры – католической церкви, по ряду важных вопросов выступал с общих позиций.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находиться, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека.

Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть равному другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод.

Эти свободы рассматривались «как неотъемлемое право всякой нации и всякого общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и процветания общественных союзов». В) Социальная философия Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в первой его значительной работе — «О влиянии наук на нравы». В ней он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру как таковые.

Во введении к работе он говорит: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель». В первой части работы «О влиянии наук на нравы» Руссо подчеркивает, что основы общественной жизни составляют «телесные потребности», тогда как духовные потребности являются их украшением. Его подход к общественным проблемам, таким образом, по сути материалистический. Тем, что основу жизни он видит в сфере «телесных потребностей», т. е. в материальной сфере, Руссо создает определенную основу для понимания всех, говоря нынешним языком, надстроечных явлений.

Руссо, возможно, не понял, но, однако, определенно угадал социальную обусловленность науки и культуры. Он одним из первых обнаружил, что развитие культуры создает «искусственные потребности», удовлетворение которых имеет весьма спорный характер.

Человек стремится «казаться» иным, чем он есть в действительности. Развитие науки и искусства все более заметно ведет, согласно Руссо, к тому, что человек стремится «казаться», а не «быть». Одновременно с этим он полагал, что культура и искусство — принадлежность господствующих социальных слоев. Нигде в его творчестве мы не находим оценки исторической функции культуры и искусства. Хотя Руссо и отстаивал тезис о том, что наука и культура не принесли человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем и бесправия он видел совсем в другой сфере — в области общественного развития.

Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал, прежде всего, как неравенство имущественное. Вопрос социального неравенства является главной темой и другой его работы — «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми». В этой связи следует напомнить философские предпосылки его подхода к этим вопросам. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми не существует изначально. «Какими могут быть пути зависимости между людьми без имущества?» Этим вопросом он обосновывает точку зрения на то, что неравенство тесно связано с имуществом, как сейчас говорится — с частной собственностью.

Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом, неравенство между бедными и богатыми поднимается на следующую ступень и превращается в неравенство между властвующими и подвластными.

Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был, обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Эта ступень неравенства образует, однако, и новое понятие равенства — по отношению к деспоту все люди в своем бесправии равны.

Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота. Таким образом, причину неравенства Руссо видит, с одной стороны, в имущественном неравенстве, с другой — во I взаимной зависимости людей друг от друга. Эта зависимость, по его мнению, вызвана развитием разделения труда и цивилизации. Поэтому острие своей критики он обращает против цивилизации.

В 50-х годах XVIII в когда идеологи французской буржуазии еще только рассуждали об осуществлении своих идеалов с помощью образованного правителя (Вольтер), весьма сложно было выступать за установление имущественного равенства (или ликвидацию частной собственности) путем насильственного изменения общественных отношений. Низшие слои «третьего сословия», т. е. редкие ремесленники, торговцы и городская беднота, еще не осознали, что именно они являются той общественной силой, которая в перспективе может изменить отношения в обществе.

Естественное состояние человеческого общества — это такое состояние, когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество представляется Руссо идеалом, к которому прийти в перспективе нельзя, но к которому можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все были равны, никто не возвышался над другими, люди не знали, что такое имущество, частная собственность.

Основной чертой этого естественного состояния была нравственная не испорченность. Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости. Эта «идиллия» первобытного общества, однако, закончилась, когда появилась собственность. «Тот человек, который заселил определенный клочок земли, провозгласил: «Это мое!» — и нашел достаточно простодушных людей, которые ему поверили, был действительным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, войн, убийств и ужасов не коснулось бы человечества, если бы некто вырвал колья, засыпал рвы и обратился к своим друзьям: «Опасайтесь слушать этого мошенника.

Вы погибли, если забудете, что плоды принадлежат всем, а земля никому». Но кажется, что отношения уже достигли той ступени, что не могут оставаться в естественном состоянии». Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества сменилось, таким образом, «ужаснейшим состоянием вражды». На идеи, содержащиеся в трактате «О происхождении и. причинах неравенства между людьми», Руссо ссылается и в наиболее значительной работе — «Об общественном договоре». Общие социально-философские рамки его рассуждений здесь выстроены по естественно-правовой теории Руссо. Он доводит идеи Локка, Гоббса и других мыслителей до социально-политических следствий и откровенно и четко формулирует свои собственные. «Сувереном», единственным правителем общества, возникающего на основе «общественного договора», Руссо считает «объединенный народ». Только такой суверен выгоден всем, он является гарантом правильного и полезного развития всех членов общества.

Верховная власть «объединенного народа» не нуждается, согласно Руссо, ни в каких гарантиях, так как «невозможно, чтобы тело желало вредить всем своим членам». Г) Понимание сущности человека Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе «Исповедании веры савойского викария». Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он исповедует деизм, т.е. не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.

Религиозность в понимании Руссо имеет два истока – культ природы и культ человеческого сердца. В этом заключен принципиальный отказ от рационалистического подхода к проблеме религии.

Руссо имеет в виду религиозность наивную, внецерковную, тем сам входящую в качестве необходимейшей части в его целостную философско-моральную систему.

Еще в «Рассуждении о науках и искусствах» Руссо писал: «Когда люди были невинны и добродетельны, они хотели, чтобы боги были свидетелями их поступков, и они жили с богами под одной и тою же крышею; но вскоре, когда люди стали недобрыми, им наскучили эти неудобные свидетели и они удалили их в великолепные храмы.

В конце концов, они изгнали богов и оттуда, чтобы обосноваться в этих храмах самим, или, по меньшей мере, храмы богов уже перестали отличаться от домов людей». Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: «Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма.

Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии я не признаю никакой другой». Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек испорчен от рождения, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен. «Догматы гражданской религии писал Руссо должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев.

Существование божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость общественного договора и законов – вот догмы положительные». Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро – вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека. К догмам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.

Такова, в основном, религиозная программа Руссо, закономерно дополняющая его морально-философское учение о природе и человеке. Эта религиозная программа требовала все того же возврата к природе, возрождения чувства непосредственного, интуитивного ее переживания, растворения себя в ней и растворения ее в своем собственном существе.

Эта программа в значительной степени стала достоянием французской буржуазной революции. Якобинцы с их культом «верховного существа», противопоставлявшимся культу разума и атеистическим тенденциям «бешенных», явились во главе с Робеспьером, верными учениками Руссо с его религией добродетели и чувствительного сердца. Религиозность воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантанизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям. 3.

Оценка концепции рассматриваемого философского учения

и продолжают развиваться до сих пор. Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в р... Если скажем, что, в сущности, учение Руссо осталась метафизическим, то... Оценка концепции рассматриваемого философского учения. Своими трудами Жан Жак Руссо на несколько десятилетий предвосхитил те ...

– Конец работы –

Используемые теги: Руссо, Жан, Жак0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Руссо Жан Жак (1712-1778)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Система политических взглядов Жана Жака Руссо
Появление собственностизаставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своейприроде, и согласно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что в самойчеловеческой природе уже произошел перелом. … Руссо видит три причины неравенства во-первых, это неравенство общественное во-вторых, оно возникло исторически…

Жан Жак Руссо
М 1982год Личность и творчество Жан Жака Руссо принадлежат к тем явлениям французской культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и… Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого… Значимую роль в трудах Руссо занимают политические и правовые учения. Одним из самых весомых и известных трудов Руссо…

Жан Пауль
Роман воспитания Невидимая ложа (Die unsichtbare Loge, 1793) принес ему литературную славу и определил дальнейший жизненный путь. Далее последовали… В 1801 Жан Пауль женился и переехал в Майнинген, где завершил главный свой… В 1804 Жан Пауль публикует свое главное философское произведение – Приготовительная школа эстетики (Vorschule der…

Жак Луи Давид
После избрания в 1784 членом Академии Давид вернулся в Рим и в том же году написал картину Клятва Горациев (Париж, Лувр). Это революционное по… Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена;… Однако вскоре к нему вернулось расположение властей, и он снова занял лидирующее положение во французском искусстве…

Жан Лабрюйер
Умер Лабрюйер в Версале 11 мая 1696. Позаимствовав замысел Характеров у Теофраста (4 в. до н.э.), Лабрюйер задался целью отобразить общественные… Это собрание эпиграмм, размышлений и портретов разрослось с 400 единиц в… С горечью отмечая сословное и имущественное неравенство, Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости такого…

Жан Батист Валлен Деламот и его творчество
Живя в Петербурге, Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, преподавал свою специальность его питомцам, состоял при канцелярии… Занимает особое место в истории русской архитектуры. Является основоположником… Жан Батист Валлен-Деламот, приехавший из Франции, обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием- Гостиным двором на…

« Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании»
В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно… В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные… Они ждали наступления новой эры, царства разума. Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак…

Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
Учение Пиаже, на наш взгляд высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученоголучше всего определяется… Современная зарубежная психология детского мышления буквальноблокирована… Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем…

Жан Батист Жозеф Фурье
Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определенных уравнений» , изданный примерно в 1831. Основной областью… В ней Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил идеи, в… Фурье привел первые примеры разложения в тригонометрические ряды Фурье функций, которые заданы на различных участках…

Жан Мелье и его труд "Завещание"
Вольтеру и другим просветителям оно казалось интересным и привлекательным, но столь опасным, что они так и не отважились опубликовать его полностью.… Мелье не видит в религии ничего, кроме ее социальной роли, которая… Она, в частности, сеет раздоры и религиозные войны.

0.044
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам