рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика

Диалектика - раздел Философия, 1Историческое Развитие Диалектического Понимания Мира. 2...

1Историческое развитие диалектического понимания мира. 2Законы диалектики и категории. 1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории развития,метода познания природы,общества и мышления.Вс,что происходит в мире,а именноизменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения.Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.Диалектика как понятие употребляется в трх значениях 1Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей , процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика природы, диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность. 2Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определн- ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия му ними быть не может.Современное естествознание признает наследственность приобретнных свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род. Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки,поднимающейся с низших ступеней на вс более высокие,но никогда не достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей.

Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности за мртвое-застывшие,а за живое-условные, подвижные,превращающиеся одна в другую.

Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писалМой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но лишь,после освобождения е от е мистической формы,а это-то как раз и отличает от не мой метод.

Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всм многообразии отдельных вещей делает их такими,а не инымиесть всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи. Критика Аристотеля идеи Платона-идеи Платона как самостоятельные сущности,отделнные от чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия идей,ни познания вещей. Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту действительность.

Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе е дальнейшего развртывания,проект будущего развития действительности. 1Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от друга,отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. 2Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму. 3Софистика-учение,основанное на преднамеренном нарушении законов логики,путем приложения различных уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путм,используя недостаточность логического и семантического анализа. 4Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов,взглядов,теорий,элементов.Напр имер,материи и сознания,бытия и жизни.

Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно- стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и содержание,выражаемые в соответствующих категориях.

Различие категорий и законов.Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения. 1.а Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны объективной действительности б Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности,но не отражают свойства и стороны. 2. Категории и законы различаются по форме отражения. а Категории являются особым видом внимания б Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид суждений.

Рассмотрим три закона диалектики Закон единства и борьба противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и ограничеваются.Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем основные. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и методологии познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда мы знаем что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип взаимо действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе той или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил . Абсолютно тождественных вещей не бывает они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета явления,процесса.

Формула Единства и борьбы противоположностей выражает напряженное взаимодей ствие полярныхсвойств,изложений движения,развития.Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению ве ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фазэмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость, смерть Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал-му- жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых проти- вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-анотомической,психологической, философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-две Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только тогда,когда Апполон бросает золотой жезл,они образуют вокру него гормоническую фигуру. Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в женщине.

Движение слева направо,вверх,от центра к переферии-мужское.

Справа влево,вниз,от переферии-женское.

Отсюда минимум два вывода 1 любое слева уже подразумевает направо 2 любое вверх имеет смысл, если известен низ. Все направления легитимны тогда,когда имеется центр. Противоречие-выражает внутренний источник всякого развития,движения.Познание внутреннего сущностного и внешнего формального противоречия отличает диалектику от метафизики.Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих взаимно друг друга обуславливающих,т.е.взаимодействующих противоположностей.Единство тождества и различия-такова диалектическая форма противоречия Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,имеют против себя не просто иное,а cвое иное.Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.

Типы виды противоречий а внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между элиментами структурыа внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и природа,организм и среда. б Основные и неосновные,главные и неглавные.ПримерВзаимные превращения нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет к изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый момент развития,условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс 1 деструкции разрушения,преодоления,изживания,прежнег о 2 кумуляции накопление,суммирование-частичного сохранения,препятственности,трансляции 3 конструкции формирования,создания нового.

Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость поступаемость.Примеры диалектического отрицания в истории России 1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение Руси-это поворот к Западу отрицанием Востока. 2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку. 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад. 4. Револиция 1917 года-вектор времени снова направляется с Запада на Восток. 5. Идет перестройка-признаки идеализации Запада.Неужели опять,уже третий раз ориентировка на Запад Закон количественных и качественных изменений имеет категории 1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет собой вещь,чем она является. 2. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры. 1. Качество-такая определенность предмета явления,процесса,которая характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов. 2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство которых означает ее качество.

Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений,в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры. Свойство-сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним. Своиства бывают специфическими и общими -главными и неглавными, -необходимыми и случайными, -существенными и несущественными, -внешними и внутренними, -совместимыми и несовместимыми, -отдельными и неотдельными, -естественными и искуственными, 3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают 1. Универсальные связи бытия Единичное и общее.Явление и сущность.

В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.Формы взаимосвязи могут иметь формусвязи единичногои общегочасти и целого индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины,противоречивые универсальные связи бытия,используя категории.

Философские понятия,отражающие универсальные связи бытия,образуют группу категорий диалектики. Эти категории,как правило,парныеотражаютполярные стороны явлений,вещей,процессов.В процессе познания категгорий,отражающих многообразие связей реальногомира,можно выделить два категориальных ряда а первый категориальный ряд выражает устройство и организованность бытия.К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектикиединичное и общее,многое-единное,сходство-различие,к ачество-количество,простое-сложное,часть -целое,конечное-бесконечное,форма-содерж ание и т.д. б Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.К ним относятсяявление-сущность,причина-следст вие,случайность-необходимость,возможност ь-действительность и д.р.Первый ряд категорий можно назвать горизонтальнами,а второй-вертикальным. Даем смысловое разъяснение категорий 1 Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только данному образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что неповторимо в явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно назвать единичным .Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее не одному,а многим явлениям.Общее-это объективно существующее сходство единичных предметов,их однотипность,принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в отдельном,отдельное выражает черты общего.Над единичным властвует общее,которое безжалостно заставляет последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчевоеединичное умирает,но род живет.

Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы,rоторые имеют единтичное наряду с повторяющимися сввойствами-неповторимое. 2 Явление и сущность.Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние,наблюдаемые,означаемые,более подвижные,изменчивые характеристики предмета называется явлением.Внутренние ,глубинные,скрытые,относительно устойчивые характеристики предметов,определяющие их природу,называются сущностью.Эти явления выступают комплексно,как совокупность. Одни утверждаютформа проявления и сущность вещей совпадают.Если это было бы верно,nогда наука была бы излишней.

Другие предпологаютявление и сущнось не имеют общую связь.Если это считать верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платонсущность тождественна идеи эйдосу ,она не сводима к телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель сущность-это вещи,наделенные особой активностью форм как некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в совокупности с которой и образуются все вещи.Заключение.

Сущность вещей материальна,представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей,и существует она независимо от человеческого сознания.Существуя реально,онаорганически связана с явлением,раскрывает свое содержание только в нем,через него.Сущность-по Ленину-является,явление-существенна. Структурные связи Часть и целоеФорма и содержание Элемент и структура.Расположение вещей бывает а либо стуктурное б либо хаотическое Любая структура составляет целое,которое состоит из частей.Целое,в известной степени, рассматривается как результат сочитания частей того или иного предмета,а части-как такие предметы,которые в своей совокупности образуют новые,сложные предметы.

Такое утверждение примитивно,прямолинейно.Целое может быть и сбором составляющих частей,где части могут быть собраны спонтанно.Такое целое не представляет ценности.Целое должно иметь целостность.Целостность имеет различные типы а сруктурный тип целостности отражает связи строения. б функциональный тип целостности-принципы действия. в генетический тип целостности характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет,включающий в себя,в качестве составных частей,другие,органически связанные между собой предметы,и обладающие такими свойствами ,которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. С категориями сущность и явление,часть и целое тесно связаны категории-содержание и форма.Под содержанием понимается категория материалистической диалектики,обозначающая совокупностьвсех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений,свойственных явлению.Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания,его структура.Понятие структура обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.Понятие элемент обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определнной взаимосвязи и взаимозависимости.

Понятие часть представляет собой характеристику,винтик,клеточку целого.

Связи детерминации.Детерминизм-это учеие о всеобщей взаимообусловленнсти объективных явлений. В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений. Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путм использования таких категорий,как причина,следствие, закономерность,сущност ь,явление,необходимость и случайность,свобода,возможность,действит ельность.Эти категории используются,как парные категории.Характеристики их 1.Причина и следствие. а Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов,их составляющих,обуславливающее соответствующие изменения. б Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия. 2.Необходимость и случайность. а Необходимостью называются свойства и связи,обусловленные внутренними причинами вещи,явления,внутренней природой элементов,составляющих материальное образование. б Случайностью называются свойства и связи,имеющие причину своего существования в другом,обусловленные стечением внешних объстоятельств.

Случайность и необходимость,возможность и действительность.Что общего может быть между Наполеоном,который родился в 1760 г. и Гитлером,родившемся в 1889 г разница в возрасте 129 лет.Наполеон пришл к власти в 1804 г Гитлер в 1933 г разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г а Гитлер в 1933 г опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну в 1816 г а Гитлер в 1945 г разница 129 лет. 3.Возможность и действительность. а Возможностью называется тенденции ,предпосылки возникновения и развития,а действительностью называется то,что уже появилось реально.

– Конец работы –

Используемые теги: Диалектика0.022

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Законы диалектики - материализм или идеализм
Правда, Гегель везде подчеркивает, что это тот же христианский Бог, но только фило­софски промысленный «науровне понятия». Сама абсолютная идея… Природный организм во всех его материальных проявлениях манифестирует… Безусловно, эта мысль по сути своей идеалистична, но столь л она чужда материализму, который ведь и сам признает, что…

Марксистская диалектика и исторический материализм
Надо прямо сказать, что не только столетия назад, но и в настоящее время единого мнения о истории становления и развития человечества не… Свой вклад в развитие такого подхода внесли многие выдающиеся мыслители, но я… И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью…

Критическая философия Канта и диалектика Гегеля
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной… Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия… Несмотря на то, что многие исходные положения кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично…

Что такое диалектика?
Поэтому если мы хотим разъяснить, почему человеческое мышление стремится испробовать все мыслимые решения всех проблем, с какими бы оно ни… Ясно, что его успешность в огромной степени зависит от количества и… Эта борьба идеологических установок - которая, несомненно, может быть разъяснена в терминах метода проб и ошибок -…

Диалектика многомерного мира
Венки из мяты предписывалось носить на ежегодном июньском празднике, а в будние дни—ученикам, постигающим труднейшую науку — философию. Древние… И исторически, и логически диалектика в своем формировании отталкивалась от… Последний исходил из допущения, что в познании существует единое логическое поле, подчиняющееся требованию…

Диалектика как учение о развитии и способ философствования
Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в… Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как… Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно…

Диалектика национально-территориальных конфликтов
Все процессы природы развиваются по закону равновесия противоположностей или "борьбы", направленной на восстановление утраченного равновесия.Не… В отличие от несоциальных систем, где их неравновесие сразу же, автоматически… Непонимание этого, рождает социальные конфликты, неминуемо следует наказание за нарушение объективных законов…

Диалектика и Метафизика
В истории философии сложились три основные формы диалектики: Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на… Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л.… Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой…

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии
Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений. А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания… Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ… Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по…

Диалектика сознательного и бессознательного
Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря… Но что – же представляет собой наша психика, тайна которой с глубокой… Так произошло первое структурирование человеческой психики.Наиболее полное разграничение психики человека на…

0.02
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Диалектика эволюции животного мира Эволюция - процесс спонтанный, т.к. свой источник, свою движущую силу имеет в самой себе. Ибо морфофизиологическое развитие животных, улучшающее их… Под уровнем качественного развития или, проще, уровнем качества животных, их… Очень маловероятно, что отдельный генотип, даже очень многочисленного вида, посредством мутационной изменчивости может…
  • Понятие о диалектике как мировоззрении и методологии Диалектикакак принцип миропонимания противоположный метафизике рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии Но это не только учение...
  • Диалектика и атеизм: две сути несовместны Диалектика и атеизм две сути несовместны...
  • Становление античной диалектики всего образует его причину Д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами Д допускает что атомы различ по... наличие целесообразности в природе Д распостраняет А учение на учение о... Иррационалистическая философия века Ницше Фрейд...
  • ДИАЛЕКТИКА ж На сайте allrefs.net читайте: "ДИАЛЕКТИКА ж"