рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Плутарх из трактата "Об Исиде и Осирисе"

Плутарх из трактата "Об Исиде и Осирисе" - раздел Философия, Плутархиз Трактата Об Исиде И Осирисе Рактат Знаменитого Греческого Писателя...

ПлутархИз трактата Об Исиде и Осирисе рактат знаменитого греческого писателя II в. н. э. свидетельствует о широком интересе к восточным культурам и тайным учениям, характерном для эпохи ранней империи. Некоторым египетским богам Плутах дает греческие имена и отождествляет их с персонажами античной мифологии.Еще существеннее то, что он пытается осмыслить египетские сюжеты и мотивы в рационалистическом духе. 12А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, с удалением всего ненужного и лишнего. Говорят, что когда Гелиос узнал о том, что Рея тайно сочеталась с Кроном1, он изрек ей проклятие, гласящее, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес2, влюбленный в богиню, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семнадцатую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам шестидесяти и до сих пор египтяне называют их вставленными3 и днями рождения богов. Рассказывают, что в первый день родился Осирис и в момент его рождения некий голос изрек владыка всего сущего является на свет. Иные же говорят, что некто Памил, черпавший воду в Фивах, услышал из святилища Зевса голос, приказавший ему громко провозгласить, что родился великий царь и благодетель Осирис за это якобы он стал воспитателем Осириса, которого ему вручил Крон, и в честь него справляют праздник Памилий, напоминающий фаллические процессии.

На второй день родился Аруэрис4, которого называют Аполлоном, а некоторые также старшим Гором. На третий день на свет явился Тифон, но не вовремя и не должным образом он выскочил из бока матери, пробив его ударом.

На четвертый день во влаге родилась Исида на пятый Нефтис5, которую называют Концом и Афродитой, а некоторые Победой.

Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Гелиоса, Исида от Гермеса, а Тифон и Нефтис от Крона. Поэтому цари считали третий из вставленных дней несчастливым, не занимались в это время общественными делами и не заботились о себе до ночи. И рассказывают, что Нефтис стала женою Тифона, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева до рождения.

Некоторые говорят, что от этого брака и произошел Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, а эллины Аполлоном.13Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой.

Поэтому греки отождествили его с Дионисом.И говорят, что Тифон в его отсутствие ничего не предпринимал, потому что Исида, обладая всей полнотой власти, очень старательно стерегла его и наблюдала за ним, по возвращении же Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека и имея сообщницей эфиопскую царицу по имени Асо. Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру.

После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис вступил в гроб и лег. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким.

Говорят, что это случилось в семнадцатый день месяца Афира6, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования.14Так как первыми о случившемся узнали и разгласили это событие паны и сатиры7, обитавшие в местности у Хеммиса, то и теперь еще неожиданное смятение и страх толпы называют паникой.

Говорят, что Исида, получив весть, тотчас отрезала одну из своих прядей и облачилась в траурное покрывало там, где до сих пор город носит имя Копт8. Другие же полагают, что название это означает утрата, ибо говорят коптенн в смысле утратить. Рассказывают, что она блуждала всюду и никого не пропускала без вопроса также встретив детей, она спросила их о гробе.Случайно они видели его и назвали устье, через которое друзья Тифона вытолкнули гроб в море. Поэтому египтяне думают, что дети обладают даром предсказания и чаще всего ищут у них пророчеств, когда они играют в священных местах и болтают, что придется.

А когда Исида узнала, что любящий Осирис по ошибке сочетался с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтис, то она стала искать дитя, ибо Нефтис, родив, тотчас удалила его из страха перед Тифоном ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду она вскормила его, и он, названный Анубисом, стал ее защитником и спутником, и говорят, что он сторожит богов как собаки людей.15И потом, как рассказывают, она узнала о саркофаге, что море пригнало его к берегу Библа9 и прибой осторожно вынес его в заросли вереска.

А вереск, в малое время выросши в огромный и прекрасный ствол, объял и охватил его, и укрыл в себе. Царь удивился размерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол как подпорку для крыши.

Говорят, что Исида, узнав об этом от божественного духа молвы, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и не говорила ни с кем, но только приветствовала служанок царицы, ласкала их, заплетала им косы и навевала от себя на их тело удивительный аромат. Лишь только царица увидела служанок, как в ней возникло влечение к незнакомке, волосам и телу, источающему благовоние.За Исидой послали, а когда она прижилась, ее сделали кормилицей царского сына, и говорят, что имя того царя было Малькандр10, а царицу одни называют Астартой11, другие Саосис, а третьи Неманус эллины же назвали бы ее Атенаидой.16Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг колонны и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия.

Тогда изобличенная богиня выпросила столп из-под кровли легко освободив его, она расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миром, вручила царю и царице и теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.

Но так как река Федр перед зарей выпестовала в себе бурный ветер, она разгневалась и иссушила русло.17И вот в первом же пустынном месте, оставшись наедине с собой, она открыла саркофаг и, припав лицом к лицу, стала целовать и плакать.

А когда она заметила ребенка, тихо подошедшего сзади и наблюдавшего это, то оглянулась и бросила на него ужасный и гневный взгляд мальчик не вынес потрясения и умер. Другие рассказывают не так, но говорят, что ребенок, как я об этом упоминал раньше, упал в море и что в честь богини ему оказывают почести якобы он тот самый Манерос, которого египтяне воспевают на пирах.А некоторые утверждают, что мальчика звали Палестин или Пелузий12 и что он дал имя городу, основанному богиней.

Они заявляют, что Манерос, упоминаемый в песнях, первым изобрел музыку.Третьи говорят, что это не чье-то имя, но выражение, употребляемое в кругу пьющих и пирующих людей да будет все это к счастью И якобы когда египтяне хотят сказать что-либо похожее, они всякий раз восклицают Манерос Так что, несомненно, фигурка покойника в ковчежце, которую им показывают, обнося по кругу, служит не напоминанием о смерти Осириса, как полагают некоторые, но, пуская несколько раз неприятного сотрапезника, убеждают самих зрителей пользоваться и наслаждаться настоящим, потому что все скоро станут такими же.18И рассказывают, что потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги, Тифон, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и рассеял их. Когда Исида узнала об этом, она отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке.

По этой причине будто бы крокодилы не трогают плавающих в папирусных челноках, испытывая или страх или, клянусь Зевсом, почтение перед богиней.

И потому якобы в Египте называют много гробниц Осириса, что Исида, отыскивая, хоронила каждый его член. Иные же отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и дала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Тифону, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, пришлось отказаться от этого, так как ему называли бы и показывали много могил.

Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фалл, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой.Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества.19Потом, как гласит предание, Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал и упражнял его для боя, а затем спросил, что он считает самым прекрасным на свете.

Когда тот ответил отомстить за отца и мать, которым причинили зло, снова спросил, какое животное кажется ему самым полезным для того, кто идет на битву. Услышав в ответ от Гора конь, он удивился и стал допытываться, почему конь, а не лев. Тогда Гор сказал, что лев нужен тем, кто нуждается в защите, а конь нужен, чтобы отрезать и уничтожить бегущего врага. Услышав это, Осирис обрадовался, ибо Гор был совсем готов для борьбы.И рассказывают, что, в то время как беспрерывно многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Тифона Туэрис13 и что змею, которая ее преследовала, убили друзья Гора и до сих пор в память этого бросают веревку и перерубают ее посередине. Что касается сражения, то оно будто бы продолжалось много дней и победил Гор. Исида же, получив скованного Тифона, не казнила его, но развязала и отпустила.

У Гора не хватило терпения снести это он поднял на мать руку и сорвал с головы ее царский венец.

Но Гермес увенчал ее рогатым шлемом. Затем Тифон предъявил Гору обвинение в незаконнорожденности, но при защите Гермеса Гор был признан богами законным сыном, а Тифон потерпел поражение еще в двух битвах.Осирис же сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа14, родившегося преждевременно и имевшего слабые ноги. 33Самые мудрые из жрецов не только Нил называют Осирисом, а море Тифоном, но вообще дают имя Осириса всякому влажному началу и энергии, считая их причиной рождения и субстанцией семени.

Тифоном же они именуют все сухое, огненное, отдающее воду и вообще враждебное влаге.Полагая, что тело Тифона было красным и желтым, они не очень охотно встречаются и без удовольствия общаются с людьми, имеющими подобный вид. Об Осирисе, напротив, их предания рассказывают, что он был темный, потому что вода делает темным все, с чем ни смешивается землю, одежду, облака и влага, заключенная в телах юношей, порождает темный цвет волос, а седина или как бы бесцветность появляются у стареющих людей из-за сухости.

Также весна обильна, плодородна и благотворна, а поздняя осень, лишенная влаги, враждебна растениям и вредна животным.Бык, которого выхаживают в Гелиополе и называют Мневис15 он посвящен Осирису, а некоторые считают его отцом Аписа, весь черный и он имеет почести, уступающие только почестям Аписа. А Египет, расположенный на самой черноземной почве, называют, подобно зрачку глаза, Хемиа и сравнивают с сердцем, ибо он теплый и влажный и прилегает к южным землям вселенной, окруженный ими, как сердце человека левой стороной тела.Примечания 1. Рея и Крон соответствуют Нут и Гебу. 2. Гермес бог Тот, покровитель мудрости и лунное божество. 3. Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней и пяти дополнительных вставленных. 4. Аруэрис египетский Хорур, Хор Старший. 5. Нефтис младшая дочь Геба и Нут, жена Сета. 6. Семнадцатый, день месяца Афира 13 ноября. 7. Паны и сатиры очевидное заимствование из греческих мифов, связанных с Дионисом. 8. Копт ассоциируется у Плутарха с глаголом, означающим отрезать.

Отрезанная прядь волос знак траура. 9. Библ то, что Плутарх рассказывает о пребывании Исиды в Библе, отчасти навеяно греческими гимнами, посвященными богине Деметре. 10. Малькандр очевидно, финикийский бог Мелькарт. 11. Астарта финикийская богиня, соответствующая аккадской Иштар. 12. Пелузий город в восточной части Дельты. 13. Туэрас египетская богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. 14. Гарпократ Харпократ, божество, довольно популярное в античном мире в Египте Хор-ребенок.

Мневис египетское божество, изображавшееся в виде черного быка с солнечным диском между рогами.

Использованная литература Перевод Н. Н. Трухиной. Печатается по ВДИ. 1977, 3, стр. 254-258, 264.

– Конец работы –

Используемые теги: Плутарх, трактата, Исиде, Осирисе0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Плутарх из трактата "Об Исиде и Осирисе"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Белые цветы Осириса и слезы Исиды
Долина Нила не так уж широка, и граница между плодородными землями и пустыней - это поистине граница между жизнью и смертью. Люди живут рекой -… И живя в этом мирке, замкнутом, ограниченном пространственно люди отчетливее… Связующая нить, протянувшаяся через многие поколения, не прерывается и по сей день. Директор знаменитого каирского…

"Анализ первой части трактата Бенедикта Спинозы "Этика" ("О Боге")"
Особую же роль он играет в первой части “Этики” – “О Боге”, которая и была выбрана мною для анализа. Перед тем, как приступить к собственно анализу,… Прежде всего, это математическая точность в размещении материала. Спиноза… Философ полагал, что только строго научная аргументация способна убедить читателя в достоверности излагаемых сведений.…

Диалог Сократа и Чужеземца в трактате Платона "Политик или Государство"
А строительные искусства и все вообще ремесла обладают знанием, как бы вросшим в дела и, таким образом, они создают вещи, которых раньше не… И вносит он в это знание, а не ручной труд. Поэтому справедливо было бы… Если ты не будешь особенно заботиться о словах, то к старости обогатишься умом. Не следует одну маленькую частичку…

"Б.Кастильоне и его трактат "О придворном"
Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье.Его мать,… Начальное гуманистическое образование Кастильоне получил в Милане, где учился… В 1504 г по неизвестным причинам, он уезжает из Мантуи, и герцог на многие годы запретит ему возвращаться в город.…

Трактат Абиларда о проблеме Универсалий
Реалисты говорили, что слова имеют реальное существование, выражая то, что собой представляют вещи в реальности. При анализе обеих концепций… Слова вообще, которыми мы называем физические (т.е. воспринимаемые чувствами)… Между словом и вещью всегда стоит идея, идея эта может быть выражена реально с помощью имеющей реальное значение…

Трактат Плотина “О природе, созерцании и едином” (30 III 8) и Аристотель
На сайте allrefs.net читайте: "Трактат Плотина “О природе, созерцании и едином” (30 III 8) и Аристотель"

Философия языка "Трактата": логика языка versus логика мышления
Почти год Витгенштейн провел в плену, большую часть времени в лагере в Монте-Касино (Южная Италия). Здесь он и закончил ЛФТ. На протяжении всего… Добавим, что первое издание ЛФТ относится к 1921 году [23] . Для общей оценки… Можно сказать, что именно в этом произведении был выражен лингвистический поворот, у Фреге и Рассела лишь намеченный,…

Плутарх - жизнь и творчество
Это дало Плутарху возможность рано приступить к школьным занятиям и ещё в юном возрасте стать высокообразованным человеком. Родной город Плутарха -… Её любили за простоту нрава, за естественность поведения, за её умеренность и… Он побывал в Александрии, центре тогдашней образованности, получал образование и в Афинах, бывал в Спарте, Платеях, в…

Категория Дао в трактате "Дао дэ цзин"
Кодекс поведения человека в Дао - недеяние. Отход и возвращение к Дао. ДАО И ГОСУДАРСТВО 12 Как управляет государством шэньжень в рамках недеяния.… Первый китайский историк Сыма Цянь в своем труде Ши-цзи Исторические записки… По легенде он 81 год находился во чреве у матери и родился из ее бока. Поэтому есть сомнения в том, существовал ли…

Поиск источника сочинения Плутарха
Сулла. Гл.1. ХХХI. тому, кто умертвит осужденного, он назначил награду за убийство два таланта, даже если раб убьет господина, даже если сын отца.… Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии.И не осталось… Было постановлено, что он не несет никакой ответственности за все происшедшее, а на будущее получает полную власть…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Декарт и его трактат “Правила для руководства ума”. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только… Связь функций частичных работников - деталей потенциальной машины -… Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно,…
  • Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума" Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.Годы жизни Декарта - 1596-1650. В… Связь функций "частичных работников" "деталей" потенциальной машины -… Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцип машинного производства, а именно,…
  • "Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошлом веке, в нашей стране все поголовно должны… Но самим явлением марксизма, самим рождением синтеза диалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела,…
  • Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума" Нельзя вырвать философскую те- орию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только… Во времена Декарта ремесло в чистом виде начало оттес- няться в таких странах,… Связь функций частичных работников - деталей потенци- альной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, ал-…
  • Философский трактат Канта "Критика чистого разума" Он приучает мыслить самостоятельно. Канта сравнивают с Сократом. Так как философия его человечна. Сократ впервые низвел философию с небес, утвердил… Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью чтобы человек… Иммануил Кант не отличался особо крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру своих…