рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александр Афродисийский

Александр Афродисийский - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА <ответы На Возражения Ксенарха>[Cc]...

<Ответы на возражения Ксенарха>[cc]

Ответ на первое возражение.

Simpl. de caelo, 13,28 – 14,3. Возражение Ксенарха Александр отводит двумя способами. Сначала через выдвижение нового возражения. Соглашаясь, что цилиндрическая спираль проста, он заявляет, что Аристотель не считает величины производящими причинами движений. Если простое тело совершает простое движение, это еще не означает, что и по всякой простой линии простое физическое тело совершает простое движение, как того требует Ксенарх. Аристотель этого не утверждает.

13, 15-18. Аристотель полагал величины не действующими, а материальными причинами движений – «тем, без чего нельзя», – как говорит Александр, – ибо когда есть движение, не может не быть величины, а если есть величина, то не обязательно должно быть движение…

14, 9-13.…нолучше, когда Александр отводит возражение Ксенарха через опровержение посылки, говоря, что цилиндрическая спираль не есть простая линия, так как образуется из двух несхожих движений - кругового и прямолинейного. Когда прямая, параллельная оси цилиндра, обходит по кругу его поверхность, а по ней при этом равномерно движется некая точка, то в результате получается цилиндрическая спираль.

14, 27-29.Кроме того, замечает Александр, простые движения таковы из-за своего расположения по отношению к центру мира. Одно совершается вокруг центра, другие от центра и к центру, спираль же не такова.

 

Ответ на второе возражение.

22, 18-33.Разрешая это затруднение, Александр соглашается с тем, что движение по прямой присуще не вполне завершенным телам, ибо и Аристотель соглашался с этим в трактате «О возникновении». Сам Александр говорит, что элементы не могли бы двигаться, не будь в них чего-то потенциального, так как движение есть осуществление потенциального, и что они лишь тогда станут вполне завершенными, когда окажутся в своих естественных местах. Однако, считает он, движущееся вверх нуждается не в том, чтобы быть огнем, а в том, чтобы, будучи огнем, занимать естественное место, к которому движется, и точно так же все остальные тела. Что вышеназванные движения естественны и для уже завершенных тел, явствует, по его словам, вот откуда. Если поднять снизу землю, которая, поскольку уже находится внизу, является землею в действительности, а потом отпустить ее, то она все равно полетит вниз, потому что, удаленная из своего места, она не прекращает быть тем, что есть. И если, продолжает он, земля тяжела, а огонь легок, и им от природы свойственны вышеназванные движения, то и в этом случае утверждение останется в силе, если только мы не будем определять легкое как располагающееся надо всем, а не как несущееся вверх, и тяжелое – как опустившееся ниже всех, а не как несущееся вниз.

 

Ответ на третье возражение.

23, 26-31.Это затруднение Александр разрешает так: даже если движение сложного тела будет единым, - говорит он,- оно не будет простым, потому что простое движение тем самым уже и едино, а единое не всегда просто. Ведь и тело не является простым только из-за того, что оно едино. Так что и движение сложного тела, хоть и едино, однако не просто. А если даже и просто, то не в силу того, что принадлежит сложному телу, а по преобладанию. Ибо в сложном заключаются начала многих движений – оттого-то оно и сложное.

 

Ответ на четвертое возражение.

24, 7-21. На самом же деле мы[cci] постулировали, что у простых тел одно естественное движение, ибо Аристотель говорит: «насильственно оно может двигаться движением и другого, отличного от него тела, но по своей природе не может, коль скоро у каждого из простых тел только одно согласное с природой движение»[ccii]. А то, что промежуточные элементы не содержат в себе начала двух движений, ясно из следующего: хоть воздух и легок, но в меньшей степени нежели огонь, и вода – хоть и тяжела, но меньше, чем земля. Для воздуха движение вниз и для воды – вверх не естественны, но вызываются силой, при этом «больше» и «меньше» не меняют их вида[cciii].

 

Ответ на десятое возражение.

36, 10. Александр доказывает, что движение горячих испарений не простое, а смешанное.

37, 13-15. Потому что приближающееся [к небу горячее испарение] одновременно должно приводится в движение своим порывом – либо вверх, если в нем есть что-то легкое, либо вниз – если тяжелое. Поэтому его движение окажется смешанным из прямолинейного и кругового.

50, 18-21.В этом месте Александр задается вопросом о горячих испарениях. Ведь и Аристотель говорит, что тело, непосредственно примыкающее к круговращающемуся, увлекается им в движение по кругу, да и Ксенарх возражает…[cciv] Сначала Александр задается вопросом относительно каменного или деревянного шара. Если, перемещая его по кругу, кто-нибудь спросит: противоестественно ли для него это движение, то можно доказать, что нет. Действительно, естественным для него будет либо движение вверх, либо вниз, так как других простых движений не существует. Но каждое из них противоположно другому, и круговое движение тоже им противоположно, поскольку противоестественно. Выходит, два противоположны одному. Чтобы не получилось такого следствия, необходимо признать, что круговое движение естественно для такого шара. Разрешая эту апорию, Александр говорит, что тело, движущееся вслед за небом, не совершает круговращения, поскольку его движение не просто. Когда оно совершает оборот, то легкое в нем несется вверх, а тяжелое – вниз, так что его движение оказывается смешанным. И так же точно каменный или деревянный шар движется не по кругу, а только вверх или вниз, раз движение вверх есть движение от центра мира, а вниз – к центру.

 

Вопросы и затруднения самого Александра.

Quaest. 20, 16 - 21,11.Если началами и элементами физических тел являются те четыре причины, о которых Аристотель говорит в «Лекциях по физике» – то есть материя, форма, действующее и то, ради чего – то круговращающееся тело либо не будет телом физическим, либо будет содержать субстрат и материю, либо же Аристотель назвал не все начала физических тел. В самом деле, какой у этого тела мог бы быть субстрат? Тем не менее, оно – тело физическое. Действительно, всякое тело есть либо физическое, либо математическое. Оно не математическое, поскольку все находящееся в движении есть физическое тело, а оно в движении, хотя и в вечном, и заключает в себе причину движения. Но если природа – «начало движения и покоя для того, чему она присуща первично и не по совпадению»[ccv], оно же не имеет в себе начала покоя, то, может быть, не имеет и природы? А если не имеет природы, то не будет и природным (физическим). Но если не физическим, тогда каким? Ведь не математическим же, поскольку круговращающееся тело одушевлено, а всякое одушевленное тело является физическим. Не будучи же физическим, оно не будет иметь своим подлежащим материю, если только [определять материю] как то, что поочередно принимает в себя противоположности. Вернее, если Аристотель называет материей только последнее подлежащее, поочередно принимающее противоположности, то подлежещее пятого тело не будет охватываться [понятием] материи, если же он определяет материю еще и как последнее подлежащее, само по себе неупорядоченное[ccvi], то вот таким понятием материи, пожалуй, охватывалось бы подлежащее божественного тела.

Quaest. 3, 7 - 13.Средидвижений вечным и непрерывным является одно лишь круговращение. Совершающее его тело вечно и есть наилучшее из тел, ибо вечное лучше невечного, и совершающее первое среди всех движений, и одушевленное. В самом деле, лучшее из тел одушевлено, так как одушевленное тело лучше неодушевленного. Круговращающееся же тело наилучшее – следовательно, одушевленное.

Simplicii in phys. X, 1218, 20 – 1219, 11.В этом месте [своего Комментария к «О небе»] Александр задается вопросом: как круговращающееся тело может быть физическим, если физическое, по словам Аристотеля, содержит страдательное начало, круговращающееся же тело бесстрастно? И сам же разрешает это затруднение, говоря, что круговращающееся тело хоть и совершает вечное движение, тем не менее оно то от чего-то удаляется, то к чему-то приближается, а значит обладает и тем, и другим в возможности. Поскольку же оно причастно возможному, постольку оно в каком-то отношении страдатеьно, ибо все возможное является в некотором смысле материальным.

«Пожалуй, – говорит Александр, – будет лучше понимать под естественным движением божественного тела не такое, как у неодушевленных тел, а такое, как у движимых душою, которые приводятся в движение не чем-то внешним, но в самих себе заключают движущее начало и причину. Но в таком случае, - продолжает он, - почему оно не обладает также и началом покоя, и началом движения к противоположному? Может быть оно не будет двигаться к противоположному потому, что нет движения противоположного круговому, а покоиться – потому, что во-первых, не движется туда, где очутившись, остановилось бы, а во-вторых, не нуждается в остановке, поскольку те из движущихся, которые от природы могут самостоятельно останавливаться, заключают в себе и возможность этой остановки». Так говорит Александр.

А что означают его слова о том, что под естественным движением неба следует понимать не такое, как у неодушевленных тел, а такое, как у движимых душою, - мы лучше поймем, если вспомним его мнение о душе неба. Он считал, что душа неба есть то же самое, что его природа. Вот что он пишет во второй книге комментария к «О небе»: «мы же попытаемся доказать, что у божественного тела природа и душа не разные вещи, но словно как тяжесть земли и легкость огня», а немного дальше: «в самом деле, какая еще природа могла бы быть у него кроме этой? Ведь душа – это более совершенная природа, поэтому вполне естественно, что природа более совершенного тела будет более совершенной».

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александр Афродисийский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Natural Philosophy in Aristotle
Jean-Marc Narbonne (Faculté de philosophie, Université Laval, Québec, Canada) Aristote et le mal (transl. by A. Pakhomova)

Theologia natiralis in Eriugena’s Eschatology
Appendix I. The Criticism by Prudentius of Troy Appendix II. The Similar Theories in the Earlier Tradition

Аристотель и зло
  «…Все те, кто не говорят о двух видах причин [т. е. о целевой причине и о необходимости], не говорят, сказать по правде, ничего о природе» (De part. an. 642 a 16-17

Дискуссии об эфире в Античности
    В истории европейского естествознания и философии, пожалуй, найдется немного концепций, которые на протяжении веков вызывали бы такой неизменный интерес, как учение

Предыстория
  Эфиром (греч. a„q»r) первоначально называлось ясное небо, верхний, наиболее чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою, аэру (¢»r). Именно в этом значении слово «эф

Эфирная теория Аристотеля
Аристотелевское учение об эфире изложено, преимущественно, в первой книге его трактата «О небе» и первой книге «Метеорологики». Упоминания о нем есть также в XII книге «Метафизики» и в дошедших до

После Аристотеля
  Ближайший ученик Аристотеля Теофраст, как видно из его трактата «Об огне», относился к теории эфира скептически, прекрасно осознавая, какие трудности влечет за собой допущение, что

Александр Афродисийский
  Спустя два столетия Александр Афродисийский в своем комментарии к «О небе» попытался опровергнуть возражения Ксенарха. Фрагменты этого комментария также сохранены для нас Симпликием

Отношение к пятому элементу в платонизме
  Мы уже упоминали выше, что платоники I в. до - I в. н.э. были склонны принимать стоическое различение двух видов огня, позволявшее им, с одной стороны, сохранить четыре традиционные

Синтез Прокла
  В одном из своих произведений – небольшом трактате «Начала физики» – Прокл, на первый взгляд, безмятежно и непосредственно доказывает вслед за Аристотелем существование пятого элеме

Ксенарх Селевкийский
«Против пятой сущности»[cxciv]   Возражение первое Simpl. De caelo 13, 22-28.

Плотин о природе
  Основоположник неоплатонизма Плотин - по преимуществу метафизик. Его мало интересуют проблемы общества и устройство видимой природы. Как сам Платон и большинство его последователей,

Трактат Плотина “О природе, созерцании и едином” (30 III 8) и Аристотель
1. Общий контекст и полемическая направленность трактата 30 III 8   Трактат Плотина, идущий в хронологическом спи

III 8] О природе, созерцании и едином
1. В качестве игры ума — то есть прежде чем приступить всерьез — сможем ли мы последовательно провести рассуждение, если станем утверждать, что все стремятся к созерцанию

Theologia naturalis в эсхатологии Эриугены
  Рассмотрим представления – theoriae, которые Иоанн Скотт выдвигал, менял либо отвергал, разрабатывая свою эсхатологию (которая для него есть прежде всего учение о всеобщем возвращен

Критика эсхатологических принципов De praedestinatione Иоанна Скотта Пруденцием Труасским
О предопределении Иоанна Скотта появилось осенью 850-го или весной 851-го года. Немедленно тезисы трактата были посланы в Труа епископу Пруденцию (†861) c просьбой подобрать выписки из со

Физическая природа души и место ее загробного обитания.
Природа разумной души сродни эфиру и воздуху. После отделения от земного тела, души переносятся в места преобладания соответствующих стихий. Преисподняя находится в воздухе. Подобные взгляды

Мировой пожар и очищение от телесных скверн
Посмертные перипетии душ, равно как Страшный Суд и связанное с ним воспламенение мира, рассматривались в перспективе, отличной от современной. Конец мира был естественным космологическим финалом. Н

Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта
Ориген в кругу Иоанна Скотта.Ориген занимал важное место в каролингском интеллектуальном мире[cdlxxvi]. В ту эпоху (как и теперь) Оригена нередко винили не то

Схолий к О небесной иерархии Дионисия Ареопагита
  Много внимания было уделено тому, каким образом Иоанн Скотт неожиданно перевел греческое ¢tecnîj из О небесной иерархии Дионисия Ареопагита, как ualde arteficia

Григорий Нисский
Об устроении человека – латинск. пер. Эриугены: M. Cappuyns, “Le De imagine de Gr¾goire de Nysse traduit par Jean Scot ‹rigÀne”, Recherches de Thйologie anc

Ефрем Сирин
Творенiя иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина, т. 4 (Свято-Троицкая Сергiева Лавра, 1900). Иоанн Скотт (Эриугена) При ссылках на работы Иоанна Скотта ц

Максим Исповедник
Ambigua ad Iohannem (К Иоанну архиепископу Кизикийскому о трудных местах у Григория Богослова) – латинск. пер. Эриугены: Maximi Confessoris Ambigua ad Iohannem iuxta Iohannis

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги