рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мировой пожар и очищение от телесных скверн

Мировой пожар и очищение от телесных скверн - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА Посмертные Перипетии Душ, Равно Как Страшный Суд И Связанное С Ним Воспламене...

Посмертные перипетии душ, равно как Страшный Суд и связанное с ним воспламенение мира, рассматривались в перспективе, отличной от современной. Конец мира был естественным космологическим финалом. Не останавливаясь на известных библейских представлениях, отметим, что и в греческой эсхатологии идея периодической гибели всего живого от потопа или огня издавна присутствовала, будучи тесно связана с идеей очищения. ПЛАТОН в этой связи приводил как природные, так и теологические объяснения:

 

Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные – из-за огня и воды… В самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара… боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами[cdxlix].

 

За время великого цикла мир, как полагали, то выжигается огнем, то затопляется водой[cdl]. Представление о том, что конец мира наступит в огне было весьма распространенным. Часто цитировали Гераклита: из огня все произошло, и в огонь все разрешится; огонь есть начало и цель всего”[cdli]. Космос то обращается в огонь, то снова образуется из огня через определенные промежутки времени[cdlii].

Характерно, что в ходе этих циклов происходит не уничтожение, а взаимопревращение элементов. Огонь, сгущаясь и охладевая, последовательно превращается в воздух, воду, землю, а затем начинается обратный процесс разогрева и разжижения элементов, в ходе чего о все опять превращается в огонь[cdliii]. Вот как пишет КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ:

 

Не обойду молчанием и Эмпедокла; этот физик упоминает о воccтановлении всех вещей, полагая, что некогда произойдет [их] превращение в субстанцию огня. С непреложной очевидностью этого воззрения придерживается Гераклит Эфесский, который признавал, с одной стороны, некий вечный (¢…dion) космос, с другой – подверженный уничтожению (fqeirÒmenon), зная, что сей космос в аспекте устроения (kat¦ t¾n diakÒsmhin) не отличается от того, находящегося в определенном состоянии.

Но то, что он признавал вечным состоящий из всей субстанции [= конкретный] космос, явствует из следующих его слов: “Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий”. О том, же, что он признавал его возникшим и уничтожимым, свидетельствует нижеследующее: “Обращения огня: сначала море; а [обращения] моря – наполовину земля, наполовину вихрь”. Смысл его слов таков: под действием управляющего всем логоса и бога огонь превращается через воздух в жидкость, как бы семя упорядоченного космоса, которое он называет морем. Из него же, в свою очередь, возникают земля и небо, и все, что заключено между ними.

А то, что [космос], вновь исчезает и подвергается воспламенению, с очевидностью явствует из следующего: “Море расточается и восполняется до той же самой меры, какая была прежде, нежели оно стало землей”. То же самое он говорит и об остальных элементах. Сходным образом и знаменитейшие из стоиков учат и о воспламенении мира, и об управлении космоса, и об особенном (конкретном) космосе, и о человеке, и о посмертном сохранении нашей души…[cdliv]

 

Таким образом вечный космос имеет две фазы – обогневения и упорядочивания. Как уже отмечалось, вместо процесса возникновения/ уничтожения говорится о взаимопревращении элементов:

 

(Симпликий, In Aristotelis quattuor libros de caelo commentaria, p. 294, 4-7): И Гераклит говорит, что космос то обращается в огонь (™kpuroàsqai), то снова образуется (sun…stasqai) из огня через определенные периоды времени, в следующих словах: “Мерно возгорающийся и мерно угасающий”. Этого взгляда держались и стоики…

(ibid., p. 294, 13) приведенные выше слова [Гераклита], казалось бы, относятся к возникновению (gegšsewj) космоса, однако же он пишет и следующее: “Этот космос не создал никто из богов, никто из людей, но он был всегда”. Впрочем, Александр [Афродисийский], который склонен полагать, что Гераклит учил о возникновении и уничтожении космоса (genhtÕn kaˆ fqartÕn)[cdlv], понимает слово “космос” в этом втором случае иначе. Гераклит отнюдь не противоречит себе, как это могло бы показаться, говорит [Александр]. Космосом в данном случае он называет не это вот мироустройство (diakÒsmhsin), но вообще сущее и его структуру (di£taxin), в соответствии с которой происходит попеременное превращение вселенной [metabol¾] в одно из двух – то в огонь, то в данный космос. Такое попеременное превращение сущего и такой “космос” не имеют начала во времени, но “были всегда”. Еще Александр добавляет, что полагающие поочередную смену состояний универсума учат скорее о качественном изменении (¢llo…wsin) универсума, нежели о его возникновении и уничтожении.

(ibid., p. 367, 9): Это означает, что космос не возник и не может уничтожится. Ибо из того, что некоторые тела превращаются (metab£llei) друг в друга, не следует, что некоторые части космоса уничтожаются. Аргумент Александра, направленный против Эмпедокла и Гераклита, утверждающих, что космос попеременно возникает и уничтожается, и гласящий, что не космос возникает и уничтожается, но сменяются его состояния (diaqšseij), а сам он пребывает вечно (¢…dion), имеет силу и для нас[cdlvi].

 

Некоторые стоики считали, что если обычные души погибают, выйдя из тела, то души мудрых доживают до обогневения мира:

 

“Клеанф полагал, что все души сохраняются до обогневения, Хрисипп – что только души мудрых”[cdlvii];

“стоики полагают, что, выходя из тела, [душа] гибнет не сразу *** более слабая [сохраняется] ненадолго… – это душа необразованных (¢paideÚtwn), а более сильная, как, например, у мудрых, [сохраняется] вплоть до обогневения (mšcri tÁj ™kpurèsewj)”[cdlviii].

Согласно Олимпиодору, души переживают сам мировой пожар: “Третье мнение гласит, что необразованная душа (¢pa…deuton yuc¾n) гибнет сразу же по выходе из тела, а образованная, закаленная добродетелями (pepaideumšnhn stomwqe‹san ta‹j ¢reta‹j) выдерживает обогневения вселенной: этого мнения среди прочих держался Гераклит”[cdlix].

 

В приведенных цитатах обращает на себя внимание не только сотериологическая роль пайдейи, но и характерный физикализм: получившая надлежащее воспитание душа обретает “закалку добродетелями”, что позволяет ее вытерпеть и пережить мировой пожар.

Схожие (не мифологические, но рациональные) представления о гибели мира от огня или воды фиксируются и в иудаизм начала н.э. Так, Иосиф Флавий (37 – ок. 100) сообщает, что “Адам предсказал погибель мира частью от силы огня, а частью от мощи и обилия воды”[cdlx]. О пожаре Судного дня говорится и в Новом Завете: “в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают” (2 Петр 3:5-12). Об эсхатологическом пожаре говорится в гностической и манихейской литературе[cdlxi].

Христианские апологеты видели сходство своей и языческой эсхатологии. Климент пишет:

 

[И Гераклит] знал, что настанет очищение огнем для тех, кто жил здесь дурно, заимствовав сведения об этом из варварской мудрости. У стоиков это очищение позднее было известно под именем обогневения. Вслед за ним стоики учат, что обладатель неких свойств вновь оживет. Стало быть, у них всегда было учение о воскресении. Платон говорит, что земля в разные времена очищалась водой и огнем. Вот его слова: “Из всех бичей, которыми многие поколения сгонялись с лица земли, вода и огонь унесли наибольшее их количество… Верно, что по прошествии длительного времени… земля будет опустошена гигантским пожаром”[cdlxii].

 

Явное сходство христиане объясняли тем, что это греки заимствовали у иудеев их древнюю мудрость. Об этом пишет Климент[cdlxiii], а Тертуллиан говорит:

 

Если мы [христиане] проповедуем, что Бог некогда будет судить, то над нами смеются, ибо говорят: “И поэты и философы возвещают о суде в подземном царстве”. И если мы угрожаем геенной, которая есть вместилище тайного огня для подземного наказания, то над нами еще более смеются, ибо это подобно реке Пирифлегетон в царстве мертвых. И если мы говорим о рае как месте блаженства, назначенном для принятия душ святых и отделенном от нашей земли неким огненным поясом, то Елисейские поля уже овладели такой верой. Но откуда, спрашиваю вас, произошло такое сходство у философов и поэтов, если не из наших священных книг, как древнейших?[cdlxiv]

Пусть они отрицают, что Христос будет судить всякую душу от века по воскресении ее тела. Пусть они говорят, что этот суд достался Миносу и Радаманту, как думают Платон и поэты[cdlxv].

 

Развитую метафизику огня демонстрируют сочинения великого сирийского богослова ЕФРЕМА СИРИНА (ок. 306 – 373). Согласно ему, Бог, который есть огонь, периодически опаляет миры. В такие моменты Он охраняет от огня праведников и небесные воинства. В душах людей тоже есть огненный элемент. Если он не потушен индивидуальными грехами, то благодаря ему душа способна уцелеть в мировом пожаре:

 

Когда угодно Ему стало сотворить мир и призвать народы в бытие, тогда по милосердию Своему удержал Он в Себе огонь сей, чтобы тот не попалил миров. По благоволению своему сокрыл в себе огонь, по милости утаил в себе пламень. А если бы не скрыл своего огня, не постояла бы тварь. Но когда снова придет судить небо и землю, тогда во гневе своем даст возгореться своему огню, и миры не постоят перед Ним, горние обители узнают смерть, и дольние – смерти смерть.

Если бы праведные и святые по милосердию Божию не были охранены от огня Судии, воспламеняющего небо и землю; то они вместе с грешными были бы попалены огнем сим. И если бы не благодать ограждала небесные воинства, то и они вместе со злыми были бы истреблены силою этого пламени…

Судия восседает на огненном престоле; окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него подвергнуть испытанию все миры. И в людей вложил Он огня своего, чтобы не попалил их оный огнь, когда воспламенит Он всю тварь, и будет очищать ее, как в горниле. Если этот огонь сохраняется теперь и не утушен грехами, то сохранившие в себе сей огнь спасутся от оного страшного попаления. А если в ком утушен он грехами и не сохранен святостью жизни, то все таковые для того огня, от которого сгорит мир, будут также тоже, что солома[cdlxvi].

 

В этом изображении нет “физики” в чистом виде. Тем не менее, различимы фрагменты метафизического каркаса, на котором строится рассуждение Ефрема. В начале был только божественный огонь[cdlxvii]. Начав творить миры, Господь умерил свой пламень, и вновь даст разгореться ему уже в конце века сего. Перед огненным престолом Господа течет огненная река. Дабы достигнуть престола и предстать перед Судией, нужно пересечь эту реку, то есть подвергнуть себя испытанию огнем. (Любопытно, что в каролингскую эпоху некоторые сочинения Ефрема в переводе на латинский были в библиотеке Лана, а значит, их мог читать Иоанн Скотт[cdlxviii].)

В другом фрагменте Ефрема огонь является не внутренним состоянием души (который утушен или неутушен грехами), но внешней реалией: огонь реки вздымается только когда ту пересекают нечестивые, а при переходе праведников огонь спокоен:

 

И праведники и грешники проходят чрез искусительный огонь, чтобы выдержать испытание; но проходят праведники, и огонь спокоен; едва же увидит он нечестивых, как возгорается пламенем[cdlxix].

Крест Твой да будет мостом для рабов Твоих, отшедших от нас и почивших в уповании на Тебя. Им да прейдут они чрез огненное море и не погрязнут в пламени[cdlxx].

 

Похожее описание загробного испытующего и очистительного эсхатологического огня имеется в священных текстах зороастризма. В Бундахишне говорится :

 

И каждый увидит свои хорошие и дурные дела, и тогда на (этом собрании) грешный будет так заметен, как белая овца среди черных… Праведного отправят в горний рай, а грешного – в ад. Три дня и ночи в аду (грешного) будут наказывать телесно, а праведный в эти три дня в горнем раю телесно испытает радость... Затем огонь и божество Арйаман расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься. Тому, кто праведен, тогда покажется так, словно он идет в парном молоке, а тому, кто грешен, тогда покажется так, словно он во плоти идет в расплавленном металле... Затем люди соберутся в самой большой любви: отец и сын, брат и друг… Все люди станут одним голосом и громко вознесут хвалу Ормазду и амахраспандам…[cdlxxi]

 

Как считает М. Бойс, в этом отрывке соединены описания извержений вулканов и древнеиранских испытаний-ордалий раскаленным металлом[cdlxxii]. Архаика этих образов косвенно свидетельствует в пользу того, что изначально представления об очистительном огне могли зародиться в авестийской древности. Известно, что прямо или косвенно зороастризм влиял на развитие послепленного иудаизма, раннее христианство, гностицизм, манихейство, религию поздней Римской империи и пр. Это касается представлений о рае и аде, ангелологии, астральной космологии, эсхатологии и пр.

Но вернемся к латинской традиции и завершим этот обзор цитататой из Беды Досточтимого и Алкуина. Англо-саксы также говорят о пожаре Судного дня, в котором погибнет и нижняя часть небес, и те, кто не смог подняться от земли, будучи отягощен грехом. Вот что пишет Беда Досточтимый в уже упоминавшемся отрывке из сочинения Об исчислении времен (глава Об огне судного дня):

Огонь последнего суда уничтожит не небесную твердь, на которой вращаются неподвижные звезды, не эфирное небо,… но то воздушное небо, ближайшее к земле…, которое некогда погубила вода потопа…; сие небо уничтожит огонь Последнего Суда, разрастаясь вплоть до него, по мере захватывания пространства… А посему это воздушное небо съежится в огне, а звездное пребудет нетронутым…

А местность, в которой будет происходить само разбирательство последнего и всеобщего Суда, ищут во многих местах. Известно, что когда Господь будет сходить на суд, во мгновение ока (1 Кор 15:52) случится массовое воскресение всех мертвых, святые тотчас будут восхищены в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:17)… А будут ли и нечестивые тогда легкими подняты ввысь от земли на сретение грядущему Судии, или же грехи будут так отягощать их, что хотя у них и будут бессмертные тела, они не смогут подняться, скорее всего окажется, что когда Господь будет восседать на суде, святые будут присутствовать наверху одесную его, нечестивцы же внизу [in inferioribus] ошую. Но тогда если тот великий, простершийся ввысь огонь охватит всю поверхность земли, и если неправедные, воскресшие из мертвых, не смогут быть восхищены в вышину, то понятно, что оставшись на земле, они будут дожидаться приговора Судии, охваченные пламенем…

Вполне ясно, что если огонь печи, окруживший тела трех отроков, в то время еще смертные, не смог их коснуться (Дан 3:19-94), то вселенский пожар не повредит совершенным слугам Господа, восхищенным по зову трубы в сретение Ему на воздухе[cdlxxiii].

 

Как уже говорилось, мнение о том, что всем – и праведникам, и грешникам – придется пройти сквозь очистительный огонь было достаточно распространенным. Об огне Судного дня, через который должны пройти все пишет в трактате О вере в святую Троицу другой авторитетный для Иоанна Скотта автор – Алкуин (ок. 732 - 804)[cdlxxiv]. Рассуждение об этом очистительном, промежуточном огне находится в конце сочинения, где Алкуин говорит о финальном воскресении. Огонь выполняет две функции: он одновременно и испытует душу, и освобождает ее от незначительных грехов. Все пройдут через этот промежуточный огонь, включая праведников, но действие сего огня неодинаково для праведников и грешников. Важно, что этот огонь Судного дня отличен от огня вечного:

 

Об огне судного дня Апостол говорит: дело каждого, какое оно, в огне откроется (1 Кор 3:13). Не приходится сомневаться, что он говорил это об очистительном огне. Этот огонь нечестивые ощущают одним образом, святые – другим. Ведь нечестивых после пыток этим огнем влечет в пламя вечного огня. А святые восстают, не имея на своих телах ни пятнышка греха. На основании, которое есть Христос, возведя строениие из золота, серебра и драгоценных камней (1 Кор 3:12), они настолько легко перелетят через тот огонь, насколько цельностью веры и любви сохраняли в сей жизни заповеди Христа, и будет им тот огонь Судного Дня, как трем отрокам был жар вавилонской печи, когда они воспевали красоту всего творения во славу Господа, а пламя не причиняло им никакого вреда (Дан 3:13-94). Некоторые праведники все же подлежат наказанию за незначительные грехи, ибо на основании, которое есть Христос, они строили из дерева, сена, соломы, и это будет сожжено жаром того огня. Очистившись от сего, они станут достойны славы вечного счастья. Когда суд Последнего Дня будет полностью завершен, тот временный огонь разделит [людей] на две группы: на святых и грешников. Одни идут ко Христу, другие – к дьяволу, в одной группе – добрые, в другой – злые, в обоих – и ангелы и люди. У добрых не будет [больше] никакого желания грешить, у злых – никакой способности, и никаких предпосылок к смерти. Добрые будут счастливо жить вечной жизнью, злые – в несчастии терпеть вечные мучения, не в силах умереть. Ведь как бы то ни было, веялка Страшного Суда отделит зерна от плевел, и каждый по своим заслугам получит либо наказание, либо награду. Так, некоторые по свойству своих грехов казнятся менее сильно; это те, кто отягощен меньшим грузом грехов. Разные заслуги и у святых: каждый из них получает награду вечного блаженства согласно величине своих заслуг. Это дал понять и сам Господь, говоря в Евангелии: в доме Отца моего обителей много (Ин 14:2), но никто не будет ощущать там недостатка радости или блаженства, ибо всякому хватит чего принять, поскольку Христос будет всем во всех (Кол 3:11)[cdlxxv].

 

Таким образом, рассуждения ирландца Иоанна об огне Страшного Суда в О предопределении являются продолжением – конечно, неортодоксальным и экстремальным – долгой традиции эсхатологических представлений, более тысячелетия обсуждавшихся богословами и философами по всей ойкумене – от Британских островов до Сирии. Впрочем, Эриугена, и это для него характерно, использует нетрадиционный для своей эпохи набор источников, воскрешая учения, бывшие в ходу у ранне-христианских авторов, но не в его эпоху, давая им иное толкование, заостряя и доводя почти до гротеска потенциально взрывоопасные аспекты теорий, в прочих отношениях вполне рядовых. Это сочетание архаики и новаторства, соединение несоединимого и делает его построения столь интересными для исследователя.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировой пожар и очищение от телесных скверн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Natural Philosophy in Aristotle
Jean-Marc Narbonne (Faculté de philosophie, Université Laval, Québec, Canada) Aristote et le mal (transl. by A. Pakhomova)

Theologia natiralis in Eriugena’s Eschatology
Appendix I. The Criticism by Prudentius of Troy Appendix II. The Similar Theories in the Earlier Tradition

Аристотель и зло
  «…Все те, кто не говорят о двух видах причин [т. е. о целевой причине и о необходимости], не говорят, сказать по правде, ничего о природе» (De part. an. 642 a 16-17

Дискуссии об эфире в Античности
    В истории европейского естествознания и философии, пожалуй, найдется немного концепций, которые на протяжении веков вызывали бы такой неизменный интерес, как учение

Предыстория
  Эфиром (греч. a„q»r) первоначально называлось ясное небо, верхний, наиболее чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою, аэру (¢»r). Именно в этом значении слово «эф

Эфирная теория Аристотеля
Аристотелевское учение об эфире изложено, преимущественно, в первой книге его трактата «О небе» и первой книге «Метеорологики». Упоминания о нем есть также в XII книге «Метафизики» и в дошедших до

После Аристотеля
  Ближайший ученик Аристотеля Теофраст, как видно из его трактата «Об огне», относился к теории эфира скептически, прекрасно осознавая, какие трудности влечет за собой допущение, что

Александр Афродисийский
  Спустя два столетия Александр Афродисийский в своем комментарии к «О небе» попытался опровергнуть возражения Ксенарха. Фрагменты этого комментария также сохранены для нас Симпликием

Отношение к пятому элементу в платонизме
  Мы уже упоминали выше, что платоники I в. до - I в. н.э. были склонны принимать стоическое различение двух видов огня, позволявшее им, с одной стороны, сохранить четыре традиционные

Синтез Прокла
  В одном из своих произведений – небольшом трактате «Начала физики» – Прокл, на первый взгляд, безмятежно и непосредственно доказывает вслед за Аристотелем существование пятого элеме

Ксенарх Селевкийский
«Против пятой сущности»[cxciv]   Возражение первое Simpl. De caelo 13, 22-28.

Александр Афродисийский
<Ответы на возражения Ксенарха>[cc] Ответ на первое возражение. Simpl. de caelo, 13,28 – 14,3. Возражение К

Плотин о природе
  Основоположник неоплатонизма Плотин - по преимуществу метафизик. Его мало интересуют проблемы общества и устройство видимой природы. Как сам Платон и большинство его последователей,

Трактат Плотина “О природе, созерцании и едином” (30 III 8) и Аристотель
1. Общий контекст и полемическая направленность трактата 30 III 8   Трактат Плотина, идущий в хронологическом спи

III 8] О природе, созерцании и едином
1. В качестве игры ума — то есть прежде чем приступить всерьез — сможем ли мы последовательно провести рассуждение, если станем утверждать, что все стремятся к созерцанию

Theologia naturalis в эсхатологии Эриугены
  Рассмотрим представления – theoriae, которые Иоанн Скотт выдвигал, менял либо отвергал, разрабатывая свою эсхатологию (которая для него есть прежде всего учение о всеобщем возвращен

Критика эсхатологических принципов De praedestinatione Иоанна Скотта Пруденцием Труасским
О предопределении Иоанна Скотта появилось осенью 850-го или весной 851-го года. Немедленно тезисы трактата были посланы в Труа епископу Пруденцию (†861) c просьбой подобрать выписки из со

Физическая природа души и место ее загробного обитания.
Природа разумной души сродни эфиру и воздуху. После отделения от земного тела, души переносятся в места преобладания соответствующих стихий. Преисподняя находится в воздухе. Подобные взгляды

Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта
Ориген в кругу Иоанна Скотта.Ориген занимал важное место в каролингском интеллектуальном мире[cdlxxvi]. В ту эпоху (как и теперь) Оригена нередко винили не то

Схолий к О небесной иерархии Дионисия Ареопагита
  Много внимания было уделено тому, каким образом Иоанн Скотт неожиданно перевел греческое ¢tecnîj из О небесной иерархии Дионисия Ареопагита, как ualde arteficia

Григорий Нисский
Об устроении человека – латинск. пер. Эриугены: M. Cappuyns, “Le De imagine de Gr¾goire de Nysse traduit par Jean Scot ‹rigÀne”, Recherches de Thйologie anc

Ефрем Сирин
Творенiя иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина, т. 4 (Свято-Троицкая Сергiева Лавра, 1900). Иоанн Скотт (Эриугена) При ссылках на работы Иоанна Скотта ц

Максим Исповедник
Ambigua ad Iohannem (К Иоанну архиепископу Кизикийскому о трудных местах у Григория Богослова) – латинск. пер. Эриугены: Maximi Confessoris Ambigua ad Iohannem iuxta Iohannis

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги