рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Самураи

Самураи - раздел Культура, Самураи Содержание Введение 3 Глава 1. Начальные Этапы Становления Самурайств...

Самураи Содержание Введение 3 Глава 1. Начальные этапы становления самурайства 7-12вв 5 Глава 2. Самурайство с периода междоусобных феодальных войн до второй половины 19 века 7 Глава 3. Идеология самурайства а кодекс самурайской чести Бусидо 14 б харакири.16 в религиозные воззрения самураев18 Глава 4. Наследники самураев.22 Заключение25 Литература.28 Введение Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.

Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими, существовавшими ранее.

Это сословие самураев Японии. Самураи одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет как последние официально перестали существовать. Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку. Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии.

А конкретно, без учений сект дзэн, синто, без влияния конфуцианских догм. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.

Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков. Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. Культ императора в Японии.

В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания. Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. Самураи военное сословие Японии.

Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки. Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. Японский милитаризм. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия.

Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности. История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. Древняя Япония буддизм и синтоизм проблема синкретизма. Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены.

Целью же данной работы является максимально полное и точное рассмотрение проблемы самурайства. Для достижения ее необходимо осветить следующие вопросы начальные этапы становления самурайства, самурайство в период междоусобных феодальных войн, кодекс самурайской чести Бусидо, харакири, религиозные воззрения самураев. Так же необходимо понять проблему самурайского наследия в Японии наших дней. Глава 1. Начальные этапы становления самурайства 7-12 вв. Слово самурай сабурай, образованное от глагола старояпонского языка сабурахи, имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование служить великому человеку, человеку высшего сословия, служить хозяину, защищать хозяина.

Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого. Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии можно отнести к относительно позднему времени 7-12 вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати Сумэраги и Накотоми, на престол был возведен представитель победившей коалиции 36 император Японии Котоку.

Приход к власти Котоку получил в Японской истории название переворот Тайка. Данный переворот способствовал развитию японского раннефеодального монархического государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть рмин. Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.

Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование.

Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть ронин. Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.

Спеваковский А. Б. Самураи военное сословие Японии. М 1981. С. 11. Тяга ронинов в сэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики сословия самураев или воинов буси. С 10 века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии.

По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои, не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.

Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из дворцовых самураев в самураев нового типа вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание. Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была непрекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами потомками древнейшего населения Японских островов.

На границах создавались крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели военные правительственные экспедиции.

Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки в северных районах острова Хонсю. Арутюнов С. А. Айны Народы Восточной Азии. М. Л 1965. С. 943. Также большую роль в данном случае оказывало наличие культурных отношений между поселенцами и айнами. В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины.

Таким образом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как специфическая группа феодального общества, на которую оказывали определенное влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов. Глава 2.

Самурайство с периода междоусобных феодальных войн до второй половины

Сначала они перестали подчиняться приказам бакуфу, а потом и вовсе пер... В целом основой сгуната Токугава было сословие самураев. Их насчитывалось несколько миллионов человек. д опозорив тем самым свое имя. Глава 4.

Заключение

Заключение Рассмотрение истории происхождения к развития сословия японских воинов показывает закономерность возникновения и существования самурайства в условиях феодализма. Появление этого сословия было естественным процессом для феодальной общественно-экономической формации, и начало его складывания можно условно отнести ко времени становления феодализма, начавшегося с переворотом Тайка, который заложил основу для окончательного разделения общества на феодальные классы и сословия.

С развитием феодализма самурайство превратилось в сословие господствующего класса, стоявшее в политическом, экономическом н социальном плане над эксплуатируемыми им народными массами. Держать в подчинении народ, безвозмездно присваивать производимое им самураям позволяла господствовавшая в течение семи веков система военной диктатуры сгуната, приспособленная для удержания в повиновении народа при помощи самого военно-служилого дворянства.

Привилегированное положение самураев было закреплено юридически специальными законодательными актами, воины отделялись от низших слоев общества определенными традициями. Идеология, всевозможные догмы и предрассудки, а в период Токугава и наиболее четко оформленное сословное размежевание, выраженное в социальной структуре и иерархии подкрепленной положением конфуцианского учения о необходимости пребывания каждого члена общества на своем месте, на высших или низших его ступенях, замкнутости сословия воинов, а также профессиональный характер деятельности самураев в еще большей мере отдаляли буси от трудового населения Японии.

Развитие сословия и приобретение им особого положения в феодальном обществе - сложный н многовековой процесс, в котором можно выделить четыре этапа время зарождения и становления сословия VII - XII вв. период утверждения сословия и дальнейшего его развития XII - XVI вв. окончательное формирование и наивысшая точка развития сословия XVII - XVIII вв. начало разложения самурайства и ликвидация его как сословия XVIII -середина XIX вв. В период становления сословие самураев в основной своей массе еще близко стояло к крестьянству, так как основной процент самураев составляли зажиточные крестьяне, непосредственно связанные с земледелием.

В то время не существовало четких границ сословия воинов и доступ в него был открыт для выходцев из крестьянских масс как обеспеченных, так и разоренных, а порой и просто для бродяг и авантюристов.

Однако шаг к обособленности самураев был уже сделан. В начавшихся междоусобных войнах и постоянной борьбе с айнами феодалам нужны были боеспособные дружины с обученными воинами. Земледелие при этом мешало военному делу от занятия тем и другим одновременно страдало качество военной подготовки вассалов.

Это обстоятельство при условии усовершенствования наступательного и оборонительного вооружения и овладения им в первую очередь способствовало профессионализации самураев. В процессе образования сословия воинов заметным было и влияние конфуцианской идеологии, утверждавшей, в частности, что воин в государстве должен занимать именно свое место, т. е. быть только воином. Это положение существенно влияло на отрыв служилых людей от земли. Начиная с конца XII в. времени учреждения первого сгуната происходит уже оформление самурайства как сословия феодальной Японии, сопровождаемое продолжавшимся постепенным отделением от земледелия и складыванием комплекса, который выделял профессионального воина.

Со временем возникли привилегии сословия, главной из которых являлась привилегия на право ношения оружия, применявшегося уже не только для борьбы с дружинами других феодалов, но и для удержания в повиновении крестьянства, поднимавшегося на вооруженные выступления против бесчеловечной эксплуатации.

В период длительных междоусобиц формировалась идеология самурайства морально-этический кодекс чести самурая, бусидо, развивалась своеобразная духовная н материальная культура сословия, присущая только ему и входившая в качестве составной части в культуру средневековой Японии. Вырабатывались военные искусства воинов, складывался быт, обусловленный профессиональной практикой постоянных феодальных войн. Все это образовало комплекс, порожденный самим существованием сословия самураев.

В процессе эволюции изменялась структура сословия, в которой стали выделяться высшие и низшие социальные группы самураев, отличавшиеся друг от друга имущественным и должностным положением. Сословие начинает превращаться в замкнутое из-за запрета вступать в брак с представителями других, низших слоев общества, а звание самурая, принадлежащего к определенному клану, становится наследственным его потеря обращает воина в ронина. В период господства сгунов Токугава наступает окончательное формирование самурайства апогей развития сословия.

Высокое положение самурайства в общественной системе Японии было юридически узаконено многочисленными кодексами. Достигает своего логического завершения идеология самурайства, складываются нормы поведения воина в обществе и т. д. Однако вскоре расцвет сословия сменяется упадком, наступившим в конце 18 века и проявившимся в деклассировании значительного числа самураев вследствие невозможности в условиях политического объединения страны заниматься их основным делом - войной.

Для заключительного этапа истории самурайства была характерна все большая степень разложения сословия. Развитие капиталистического способа производства в недрах феодализма явилось одним из звеньев общеисторического процесса, который привел к смене общественно-экономической формации. В результате буржуазных преобразований самурайство потеряло все свои привилегии и было упразднено как сословие после преобразований Мэйдзи. Тем не менее то, что культивировалось господствующим классом феодалов в течение веков, незаконченная буржуазная революция не уничтожила.

Культ воина, существующий в Японии с древности, средневековая идеология рыцарства, обычаи буси и т. д. сохранились и по сей день в современной Японии. Литература 1. Арутюнов С. А. и Светлов Г. Е. Старые новые боги Японии. М. Наука, 1968. 2. Арутюнов С. А. Айны Народы Восточной Азии. М Л 1965. 3. Беднякова О. Япония сегодня. М 1998 июнь. 4. Бедняк И. Я. Япония в период перехода к империализму. М. издательство Восточной литературы, 1962. 5. Большой японско-русский словарь.

Т. 2. М 1970. 6. Воробьев М. В. Япония в 3-7 вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир. М. Наука, 1980. 7. Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма. ААС, 1976, 10. 8. Гальперин А. Л. Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава. М. издательство Восточной литературы, 1960. 9. Горо Хани. История японского народа. М. И. Л 1957. 10. Жуков Е. М. Японский милитаризм Военно-историческое исследование.

М. Наука, 1972. 11. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии Очерк ранней истории. М. Наука, 1987. 12. Иэнага Сабуро. История японской литературы. М 1972. 13. Конрад Н. И. Япония в период развитых феодальных отношений 10-15 вв История стран Азии и Африки в средние века. М 1968. 14. Конрад Н. И. Японский феодальный эпос 12-14 вв. Японская литература. От Кодзики до Токутоми. М 1974. 15. Кожевников В. В. Очерки древней истории Японии. Владивосток издательство Дальневосточного университета, 1998. 16. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии мифы, история, доктрины, политика.

М. Наука, 1990. 17. Спеваковский А. Б. Самураи военное сословие Японии. М. Наука, Главная редакция Восточной литературы 1981. 18. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк. М. Наука, Главная редакция Восточной литературы, 1968.

– Конец работы –

Используемые теги: Самураи0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самураи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Реферат по книге Н. Цеда "Дух самурая - дух Японии"
Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности… Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно… Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно- служилого дворянства Японии – можно отнести к…

Культура Японии: Путь самурая
Далее коснёмся кодекса Бусидо - неписанных законов, регламентирующих поведение самураев.Коснёмся обряда Харакири сэппуку и их религиозных воззрений.… В заключение рассмотрим вооружение, одежду, сравним самураев и загадочных… Возникали сильные и постоянные дружины для защиты владений от вторжения в них айнов и войск других княжеств, а также…

Самурай в японской культуре
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология моральные нормы, этические принципы в… Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее… Это сословие самураев Японии. Самураи - одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам