рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Театр и литература эпохи ренессанса

Театр и литература эпохи ренессанса - раздел Культура, Стр.введение2Эпоха Возрождения Ренессанс 4Мишель Монтень9Театр Средневековья...

стр.Введение2Эпоха Возрождения Ренессанс 4Мишель Монтень9Театр средневековья11Гуманизм ценностная основа культуры возрождения 13Заключение18Литература21 Введение ТЕАТР от греч. theatron место для зрелищ, зрелище, род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.Истоки театра в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.

Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения итальянская народная комедия масок комедия дель арте, 16-17 вв С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах.

Произведение театрального искусства спектакль создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера в балете балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте режиссера и дирижера и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника. Возрождение Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.

Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций. Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека.

Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел. И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины.

Они испытывают презрение к умствованию и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке. Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохибыло в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях человека.

Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры - гуманиста.

Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры. Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. 1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской компании, время замысла шекспировского Гамлета - определил конец эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени.

В экономике - это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным войнам в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной.

Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовершенствующего индивида, гармонично существующего и в природе, и в человеческом обществе.

Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным послушанием.

Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться.

Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и светские привычки пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи.

Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества.

Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые слова Распалась связь времен И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени.

И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории. Термин гуманизм неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его новые люди эпохи Возрождения, перетолковав посвоему античного философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как humanitas у Цицерона обозначает полноту и нераздельность. многообразной природы человека. Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры.

По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым чиновники и государи, профессора университетов и переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы. Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником герцога Сфорца.

Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.

Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности. Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое.

Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. Природа, то есть Бог - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя. Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и характеров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности.

В мироощущении этих героев мир и сам человек не выражали собой универсальность Божественного творения. Человек становился совокупностью разных личин. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности человеческого Я. Сила часто становилась основой права без морали.

Цель оправдывает средства - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того времени. Мишель Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы жизни 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона. Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия и на то немногое, что дала ему философская литература современности.

Пиррон называл скептиков ищущими. Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения ее и признания ее не воспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут. Идею бога Пиррон отвергал то, что бог существует, не является вполне очевидным.

В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как продолжатель античного скептицизма Пиррона. Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира. Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.

Основным произведением Монтеня являются Опыты. В Опытах Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и эпикурейством с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой мудрости, которая заключается в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими, как боль, страдание и страх смерти.

Выше всех человеческих качеств для писателя оказывается добродетель, которая может быть лишь следствием постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты. Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со страстями, там нет добродетели. Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе страсти.

Такая интерпретация роли разума, человеческой воли, активности направлена против подчинения судьбе, фатальной необходимости.

Театр средневековья

Театр средневековья. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. А в соперничавшей с Голландией Испании современник Вондела Кальдерон д... Это панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет... Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала.

Гуманизм ценностная основа культуры возрождения

Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выс... Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимост... Человек живет по своему собственному разумению, он отпущен на свободу ... Энгельс. Эта позиция была развита Франческо Петраркой 1304-1374, философом и бл...

Заключение

Заключение В XV XVI вв. явление в культуре Ренессанс произвело своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно охватывало одну за другой все страны Европы. Ренессанс это возрождение античного наследия, мирского начала. Современники воспринимали эту эпоху как светлый век, как пробуждение от тьмы средневековья.

Само название средние века появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты поэт и философ Ф. Петрарка 1304 1374, писатель Дяс. Боккаччо 1313 1375 хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии.

При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей Исповеди Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти 1483 1520, Леонардо да Винчи 1452 1519, Микеланджело Буонарроти 1475 1564 воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла 1407 1457 и Л. Алъберти 1404 1472 считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Монтень Избранное М 1988 2. Опыты Монтеня М 1988 3. Н. Абалкин Рассказы о Театре Москва 1981год 4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

М 1989. 5. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10 11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений Под ред. В. И. Уколовой. 3-е изд испр. и доп. М. Дрофа, 1999. 512 с. карт. 6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М 1984.

– Конец работы –

Используемые теги: Театр, литература, эпохи, Ренессанса0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Театр и литература эпохи ренессанса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литература Италии эпохи Ренессанса
Европейские государства, развившие свое собственное производство, перестали нуждаться в итальянских товарах. Правда, в Италию по-прежнему едут… Переместились мировые торговые пути. Активнее забурлила жизнь в Англии,… Иноземные войска грабили и терроризировали население. Во второй половине XVI столетия Испания подчинила себе почти…

Театр эпохи Просвещения
Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ… Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое… На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в…

Театр в мировой литературе
Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для… Конечно, это во многом верно нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник, поразительна.Но вряд ли…

Японская литература эпохи Хэйан
Мужчины большей частью еще писали по-китайскому. Женский «поток» относится к Х-ХI векам т.е. к периоду высшего расцвета японской средневековой… Цель работы – изучение мировоззрения японской интеллигенции в эпоху Хэйан,… При ознакомлении с японской литературой необходимо иметь в виду, в какой атмосфере каждое из ее явлений развивалось.…

Театр эпохи Возрождения
Карнавальнаяигра, уже не могла оставаться на своейпрежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, ставтворчеством, обогащ нным… Произошло это в серединеXVI века. Своей вершины театрВозрождения достиг в… Гений Шекспираслил воедино вс ранее достигнутое в драме и на сцене.Теперь за два-три часана шести-восьми квадратных…

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Литература эпохи войн и революций
Через тернии к звездам. ни один человек не постигает впол-не истины до тех пор , пока он не был ее противником . Р. Эмерсон Человечество в очереди… Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что… Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно память.Мы должны…

Литература как вид искусства.Место литературы в ряду других искусствю
Литература работает со словом главное е отличие от других искусств. Значение слова было дано ещ в Евангелие божественное представление о сути слова.… Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения… Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами иконическими знаками, без которых невозможна литература Понять,…

Литература Западной Европы XVII века
Феодально-католическая реакция торжествует в Италии свою победу. Страна как бы обратилась вспять, и даже укрепившаяся было буржуазия оставляет свои… Примерно такое же превращение претерпела и Германия, на экономическую,… Приток золота из Америки прекратился, а между тем внутренняя хозяйственная жизнь в стране, ее собственное производство…

Молодежная проблематика в современной русской литературе
В тот день, когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшего десантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное… Чем стало грозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые… На все события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Это позволяет ему глубже раскрыть…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Литература Германии XVIII века Франция за 1750–1772 гг. выплатила 82 миллиона ливров Австрии, 9 миллионов Саксонии, 9 миллионов Баварии, 11 миллионов Пфальцу и т.д. Англия… Эта война сократила население Ганновера на 96 тысяч человек. Хозяйственная… Тем не менее и в Германии в XVIII столетии, особенно во второй половине века, наметились тенденции к росту…
  • Литература Германии XVII века Немецкие писатели обращаются к литературам соседних народов в поисках образцов. Италия, Франция, Испания и Древний Рим - вот куда устремлены взоры… Вместе с некоторыми новыми понятиями в него проникло бесчисленное множество… Немец, одичавший за время бедствий и смут, продолжавшихся чуть ли не два века, шел в науку к французам за приличиями и…
  • Литература в России в XVI, XVII, XIX, XX веках Один из еретиков XVI в. дворянин Матфей Башкин сделал из евангельской проповеди любви к ближнему смелый вывод, что никто не имеет права владеть… Складывание этой идеологии можно проследить уже начиная с первых десятилетий… Это легенда о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Августа-кесаря» и о…
  • Методологическое значение теории литературы Понятие художественной системы. 27. Классицизм. 28. Сентиментализм. 29. Романтизм. 30. Исторические типы реализма (реализм эпохи Возрождения,… Лит-ние идет к пониманию ч-ка и мира через худ текст. Лит-ние - наука и искусство понимание худ. текста. Худ. текст может пониматься : 1) Исторически - история лит-ры…
  • Неоромантизм в английской литературе ХІХ-ХХ веков Проза и поэзия, на¬полненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие сюжеты… При этом эволюция художественных образов довольно точно отражала смену… Неоромантизм ориентировался в нервую очередь па юношескую аудиторию, воплощая «не расслаб¬ленное и болезненное, а…