Реферат Курсовая Конспект
Молодежные субкультуры - раздел Культура, Молодежные Субкультуры Содержание Введение 3 Виды Молодежных Субкультур 5 Зак...
|
Молодежные субкультуры Содержание Введение 3 Виды молодежных субкультур 5 Заключение 17 Библиография 18 Введение Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. Прежде чем приступить к рассмотрению состояния молодежных субкультур, условимся о значении, в котором будут использоваться термины «культура» и «субкультура». Под культурой понимается присущая данному обществу или большой социальной группе систему ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, т.е. нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте». Молодежные субкультуры стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное.
Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. Достаточно часто отечественные молодежные субкультуры – хиппи, панки, рэйверы или стиляги – представляются следствием копирования западных образцов. Но и отечественные и зарубежные молодежные субкультуры - это результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.
Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры. Это можно назвать «культурным мифом» или «культурной утопией». Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» был буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и другие. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов.
Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала». Для России источником конструирования «культурных мифов» стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций.
Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры – явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.
Особенности отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для З... Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных с... В среде фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие ... В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии.
Заключение Таким образом, субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их квалификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной квалификации субкультур создавать нет смысла. Упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины, повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика, не свойственная молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России свидетельствует, что в российской социальной практике появляются те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России.
С такой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.
Библиография 1. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социс, №10, 2002. С.79 – 87. 2. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры в республике. // Социс, № 11, 1998. С. 95 – 101. 3. Суртаев, В. Я. Молодежная культура.
СПб, 1998.
– Конец работы –
Используемые теги: молодежные, субкультуры0.046
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодежные субкультуры
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов