рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Орнамент эпохи модерн

Орнамент эпохи модерн - раздел Культура, Проблема Орнамента Эпохи Модерн Орнамент Стоит Первом Месте По Способностипр...

Проблема орнамента эпохи модерн Орнамент стоит первом месте по способностипроникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл,ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило ещесвоего окончательного определения, несмотря на то, что орнаменту посвященадовольно обширная литература.Ситуация с модерном, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в областисинтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы.Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам иохотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механическинасаждался, накладывался на стены.

Между тем орнамент изучали, знали егоисторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может бытьи усугубляло их. И вот, наступил период нового стиля, иположение орнамента коренным образом переменилось.Художники начали возрождатьорнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любомстиле.

Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяетему ван де Вельде в своей книге Ренессанс в современном прикладном искусстве 1901 . Он пишет Орнаментика должна руководствоваться теми же законами,которым в своей работе подчиняется инженер я стремился уподобить орнаментикутехнике. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика.Известная рассудочностьи разработка подробностей, характерные для новой архитектуры, должны бытьприсущи и новой орнаментике . Нужно отметить принципиальную позицию орнаментнужен он должен быть новым, должен соответствовать современному стилю.

Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнаментбыл органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило, придаюторнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах еще в 30-е годы предпринял попыткуквалифицировать основные качества стиля через орнамент.А спустя 20 лет, в 1956году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил Чрезвычайно важным являетсято обстоятельство, что модерн начинается с орнамента.

Нельзя, разумеется, не заметить переизбыткаорнаментации в некоторых произведениях стиля, нельзя не почувствовать излишеств декоративности, особенно в запоздалых проявлениях стиля, по сутисвоей являющихся свидетельствами эклектики. Но ведь дело не в количествеорнаментальных мотивов хотя количество о чем-то говорит , а в принципах ихприменения, в характере использования орнамента, в его существенной роли. Этароль принципиально иная, чем прежде в прошлых стилях.Один из историков стиля, Райнер Грюнтер,пишет Орнамент модерна не украшает, он сам украшение.

Его аппликационнаяфункция становится самоцелью. Он не украшает украшение само оказываетсяавтономным художественным образованием. Орнамент модерна не орнамент напредметах, он орнаментализирует предметы . Эта автономность орнаментапревращает его в самостоятельный вид искусства, что дает ему право участвоватьв процессе вхождения искусств вдруг в друга.Перейдем к рассмотрению этих взимопроникновений.Каким образом орнамент сближается с изобразительным искусством, как в неговходят живопись, графика и скульптура? И изобразительное искусство, и орнаментберут материал из органической природы. Животные, птицы, цветы, листья, деревья излюбленные мотивы в орнаменте модерна.

Предпочтительные цветы орхидея,лилия, тюльпан, подсолнух, предпочтительные птицы лебедь, павлин, фазан.Многие из этих мотивов или в самостоятельном виде, или рядом с другимимотивами, или вплетенными в более развитой сюжет мы встречаем в произведенияхживописи и графики.

Этот круг мотивов вряд ли дает полный приоритетизобразительного искусства перед орнаментом здесь мы имеем дело с такимипредметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно ворнаменте. То же самое мы можем сказать о мотиве дерева символе древа жизни,древа познания. Само по себе изображение дерева именно в таком, не пейзажном ,а символическом плане, скорее, найдет себе реализацию именно в орнаменте.Ноесть и другой круг мотивов, где заимствования у живописи и графики можнопредставить себе как более естественные.

Можно сослаться на ряд примеров, когдараппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чащевсего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти объекты переходят ворнамент в условной форме, стилизованными, сильно преобразованными сравнительнос тем, какими они выступают в натуре или в многочисленных произведенияхживописи модерна.Примером того, как изобразительный мотив непосредственноперерастает в орнамент, является плакат Яна Торопа, рекламирующий дельфитскоемасло для салата Delftsche Slaolie . Волосы двухженщин, изображенных на плакате, начинают закручиваться над их головами, азатем эти линии как бы приобретают самостоятельность и превращаются в чистыйорнамент, заполняющий почти все свободное место на плоскости.

Мотив волны, который часто использовался вживописи, графике и скульптуре Хофман, Фогелер, Голубкина и даже вархитектуре со столба, уподобленного волне, начинается движение вверх полестнице в шехтелевском особняке Рябушинского , находит в орнаменте оченьширокое применение. В равной мере это касается и мотива развевающегося платья,особенно популярного в то время в скульптуре.

Закручивающаяся линия волны, равнокак и серпантинная линия движущейся во время танца драпировки, легли в основумногочисленных вариантов орнамента. символ? Итак, мы рассмотрели некоторые аспектывзаимодействия изобразительного искусства и орнамента в тех ситуациях, когдаживопись и графика оказывалась стороной дающей. Но был и обратный процесс, дажеболее активный процесс вхождения орнамента в другие виды искусства.

Живописьи графика оказываются в этом процессе воспринимающей стороной, а орнамент дающей. Начинается восприятие орнамента живописью стого, что орнамент входит в живописное произведение мотивированно, как предметизображения. Примеры этого можно найти в немецкой, австрийской, французскойживописи.Например, картина П. Боннара Пестрая блуза 1892 , где само названиекартины говорит за себя модель одета в блузу, орнаментализированную красными,желтыми и белыми квадратиками и прямоугольниками , многочисленные интерьеры сфигурами Э. Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративныеткани, или тем более такие картины Г. Климта, как Поцелуй , Саломея , илилюбой портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративныеплоскости.

Правда, многие из перечисленных произведений отражают уже следующую,более высокую стадию орнаментализации живописи, ибо не только содержат орнаментв качестве предмета изображения, но и пользуются орнаментализацией какпринципом построения живописного произведения.

Разумеентяс, почти никогда мы не можемполностью отождествить живописное произведение с орнаментом, ибо живописнаякомпозиция не дает полной симметрии, не пользуется приемом точного повторенияопределенного раппорта.Речь идет не о сведении живописи к орнаменту, а очастичном использовании в живописи тех принципов, которые типичны дляпостроения орнамента, о плоскостности, выявлении ритма и повторенииопределенных пластических элементов, преобладающей роли рисунка, ложащегося наповерхность, об уподоблении каких-либо предметов, изображенных в картине,орнаментальным элементам.

Примеров такого использования живописью и графикойприемов орнаментализации очень много, можно даже сказать, что без них необходится почти ни одно произведение живописи и графики модерна.В картине М. Дени Музы 1893 орнаментвыступает и как предмет и как метод одновременно. Платья двух женщин, сидящихна первом плане, покрыты орнаментальным узором.

Этот узор затем повторяется и визображении листьев на деревьях, и на земле. Фигуры женщин на втором плане,расположенных парами в промежутках между стволами деревьев, тоже воспринимаютсякак элементы орнамента. Нет смысла умножать примеры. Но следуетсказать несколько слов о прикладном искусстве в архитектуре.Здесь вспоминаютсяслова Райнера Грюнтера уже процитированные выше о том, что орнамент модерна не орнамент на предмете, а он сам орнаментализирует предмет.

Предмет как быстановится структурно орнаментальным. Эта тенденция очень характерна, напримердля произведений французских ювелиров Р. Лалика и Э. Грассе.В своих камеях ,брошах, гребнях, решетках для каминов мастер сами предметы строит по принципаморнамента, линии или пятна которого являются одновременно конструкцией зубцами гребня, металлической основой для драгоценного камня, прутьями решеткии так далее.

Решетка Гимара при входах в Парижскийметрополитен также состоит из элементов орнамента, который не украшает этурешетку, а составляет ее. Говоря об архитектуре позднего модерна, мыназываем такой принцип внутренним, или конструктивным, орнаментом. В качествепримеров такого построения мы приводили выше знаменитый гараж в Париже,построенный Огюстом Перре в сотрудничестве с братьями, некоторые произведенияпозднего русского модерна. Конечно, эта терминология является условной.Было быпроще назвать такой принцип приемом пропорционирования, благодаря которомуустанавливается ритмическая система, создающая архитектурный образ.

Когда мыговорим, однако о конструктивном орнаменте, подчеркивается несколько иной, снашей точки зрения, важный момент. Ассоциация с орнаментом возникает потому,что чаще всего ритм развивается на плоскости фасада. Ритмика на плоскости вданной ситуации доминирует, определяет образ.Что же касается принципапропорционирования, то он представляется более широким он может быть развернути в пространстве и на плоскости.

С другой стороны, как мы уже знаем, существуетформула ван де Вельде уподобить орнаментику технике это значит, во-первых,сблизить их друг с другом, а во-вторых, одно воплотить через другое.Примертакого воплощения металлические колонны Орта в интерьере особняка Тасселя .Они полны орнаментального смысла и одновременно конструктивны, технично , ибоавтор смело вводит металл, заставляя его играть одновременно и конструктивную иорнаментально-декоративную роль.

– Конец работы –

Используемые теги: Орнамент, эпохи, модерн0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Орнамент эпохи модерн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Орнамент эпохи модерна
Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может быть и усугубляло их. И вот,… Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяет ему ван… Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнамент был органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило,…

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Эпоха Возрождения
Такова была сущность учения Сократа, Аристотеля, отчасти даже Платона и первых стоиков, причем Аристотель уже пытался построить нравственность на… Утверждая, что правильно понятое стремление человека к личному счастью, к… Но, утверждая, что разумное искание счастья само приведет человека к нравственному отношению к другим, Эпикур без…

Эпоха Ельцина и её итоги
Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина. Биография. Борис Николаевич Ельцин родился 1… С первого класса его избирали старостой. Ельцин учился успешно, но отличался… В 1955 году после защиты дипломной работы по теме “Телевизионная башня” он окончил учебу. Через час после защиты…

Литература Италии эпохи Ренессанса
Европейские государства, развившие свое собственное производство, перестали нуждаться в итальянских товарах. Правда, в Италию по-прежнему едут… Переместились мировые торговые пути. Активнее забурлила жизнь в Англии,… Иноземные войска грабили и терроризировали население. Во второй половине XVI столетия Испания подчинила себе почти…

Политика “просвященного абсолютизма” в эпоху Екатерины II. Золотой век российского дворянства
В нечерноземных районах крестьян переводили на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на… Зарабатывать деньги можно было, занимаясь промыслом (текстильный промысел,… Хлеб, текстиль, меха, соль, рыба и т.п. Через порты Прибалтики, Причерноморья велась внешняя торговля. Вывозила…

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные политические учения Запада
На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни,… Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и… Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое…

Эстетика эпохи Возрождения
В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским.И все же искусство этой эпохи, при… Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард… Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к…

Оперное творчество Жана Филиппа Рамо в контексте эпохи
Постановки в Опере были не только основными культурными событиями в стране, затмив драматический театр; «Королевская Академия Музыки» была одним из… Ведь для того чтобы лучше понимать музыку композитора, с которым нас разделяет… Это особенно важно при изучении старинной французской оперы, так как политические события и социальные тенденции…

Эпоха Возрождения
Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал… Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -… Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Художники эпохи Высокого Возрождения Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения… Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был… Они ясно выступают на тёмном фоне стены . Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с…
  • Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров. Другое… Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в…
  • Токсоплазмоз-трихомоноз - бич нашей эпохи К сожалению даже ученые, представившие такие данные, не осознали, что практически все тяжелые и считающиеся неизлечимыми заболевания имеют… Лучшим доказательством этому является эффективность противоплазмозного даже… Сколько мы видим таких вокруг себя ежедневно, в том числе среди министров, банкиров, президентов, королей и прочего…
  • Орнамент Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и… Радиокарбонным анализом установлено, что они сделаны 25600 170 лет назад.… Тогда одна надежда оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных. Поэтому горшки с семенами…
  • Переломная эпоха:сущность и противоречия. Эти кризисные точки могут быть названы переломными эпохами или периодами переходного возраста . Эта переходность характеризуется ломкой и… Однако с полной уверенностью можно заявить, что современная переломная эпоха… Глобальные взаимодействия по-новому структурируют современный мир. Происходит становление единого взаимосвязанного…