рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Орнамент эпохи модерна

Орнамент эпохи модерна - раздел Искусство, Проблема Орнамента Эпохи Модерн Орнамент Стоит Первом Месте По Способности П...

Проблема орнамента эпохи модерн Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного определения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширная литература. Ситуация с модерном, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы.Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены.

Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может быть и усугубляло их. И вот, наступил период нового стиля, и положение орнамента коренным образом переменилось.Художники начали возрождать орнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле.

Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяет ему ван де Вельде в своей книге «Ренессанс в современном прикладном искусстве» (1901). Он пишет: «Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер; я стремился уподобить орнаментику технике. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика.Известная рассудочность и разработка подробностей, характерные для новой архитектуры, должны быть присущи и новой орнаментике». Нужно отметить принципиальную позицию: орнамент нужен; он должен быть новым, должен соответствовать современному стилю.

Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнамент был органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило, придают орнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах еще в 30-е годы предпринял попытку квалифицировать основные качества стиля через орнамент.А спустя 20 лет, в 1956 году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил: «Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента.» Нельзя, разумеется, не заметить переизбытка орнаментации в некоторых произведениях стиля, нельзя не почувствовать «излишеств» декоративности, особенно в запоздалых проявлениях стиля, по сути своей являющихся свидетельствами эклектики.

Но ведь дело не в количестве орнаментальных мотивов (хотя количество о чем-то говорит), а в принципах их применения, в характере использования орнамента, в его существенной роли. Эта роль принципиально иная, чем прежде – в прошлых стилях.

Один из историков стиля, Райнер Грюнтер, пишет: «Орнамент модерна не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает; украшение само оказывается автономным художественным образованием.Орнамент модерна – не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы». Эта автономность орнамента превращает его в самостоятельный вид искусства, что дает ему право участвовать в процессе вхождения искусств вдруг в друга.

Перейдем к рассмотрению этих взимопроникновений. Каким образом орнамент сближается с изобразительным искусством, как в него входят живопись, графика и скульптура? И изобразительное искусство, и орнамент берут материал из органической природы. Животные, птицы, цветы, листья, деревья – излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Предпочтительные цветы – орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух, предпочтительные птицы – лебедь, павлин, фазан.Многие из этих мотивов или в самостоятельном виде, или рядом с другими мотивами, или вплетенными в более развитой сюжет мы встречаем в произведениях живописи и графики. Этот круг мотивов вряд ли дает полный приоритет изобразительного искусства перед орнаментом; здесь мы имеем дело с такими предметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте.

То же самое мы можем сказать о мотиве дерева – символе древа жизни, древа познания.Само по себе изображение дерева именно в таком, не пейзажном , а символическом плане, скорее, найдет себе реализацию именно в орнаменте.

Но есть и другой круг мотивов, где заимствования у живописи и графики можно представить себе как более естественные. Можно сослаться на ряд примеров, когда раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы.Разумеется, все эти «объекты» переходят в орнамент в условной форме, стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре или в многочисленных произведениях живописи модерна.

Примером того, как изобразительный мотив непосредственно перерастает в орнамент, является плакат Яна Торопа, рекламирующий дельфитское масло для салата (“Delftsche Slaolie”). Волосы двух женщин, изображенных на плакате, начинают закручиваться над их головами, а затем эти линии как бы приобретают самостоятельность и превращаются в чистый орнамент, заполняющий почти все свободное место на плоскости.Мотив волны, который часто использовался в живописи, графике и скульптуре (Хофман, Фогелер, Голубкина) и даже в архитектуре (со столба, уподобленного волне, начинается движение вверх по лестнице в шехтелевском особняке Рябушинского), находит в орнаменте очень широкое применение.

В равной мере это касается и мотива развевающегося платья, особенно популярного в то время в скульптуре.Закручивающаяся линия волны, равно как и серпантинная линия движущейся во время танца драпировки, легли в основу многочисленных вариантов орнамента. **символ?** Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты взаимодействия изобразительного искусства и орнамента в тех ситуациях, когда живопись и графика оказывалась стороной дающей.

Но был и обратный процесс, даже более активный – процесс вхождения орнамента в другие виды искусства. Живопись и графика оказываются в этом процессе воспринимающей стороной, а орнамент – дающей.Начинается восприятие орнамента живописью с того, что орнамент входит в живописное произведение мотивированно, как предмет изображения.

Примеры этого можно найти в немецкой, австрийской, французской живописи. Например, картина П. Боннара «Пестрая блуза» (1892), где само название картины говорит за себя ( модель одета в блузу, орнаментализированную красными, желтыми и белыми квадратиками и прямоугольниками), многочисленные интерьеры с фигурами Э. Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративные ткани, или тем более такие картины Г. Климта, как «Поцелуй», «Саломея», или любой портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные плоскости.

Правда, многие из перечисленных произведений отражают уже следующую, более высокую стадию орнаментализации живописи, ибо не только содержат орнамент в качестве предмета изображения, но и пользуются орнаментализацией как принципом построения живописного произведения.Разумеентяс, почти никогда мы не можем полностью отождествить живописное произведение с орнаментом, ибо живописная композиция не дает полной симметрии, не пользуется приемом точного повторения определенного раппорта.

Речь идет не о сведении живописи к орнаменту, а о частичном использовании в живописи тех принципов, которые типичны для построения орнамента, о плоскостности, выявлении ритма и повторении определенных пластических элементов, преобладающей роли рисунка, ложащегося на поверхность, об уподоблении каких-либо предметов, изображенных в картине, орнаментальным элементам.Примеров такого использования живописью и графикой приемов орнаментализации очень много, можно даже сказать, что без них не обходится почти ни одно произведение живописи и графики модерна. В картине М. Дени «Музы» (1893) орнамент выступает и как предмет и как метод одновременно.

Платья двух женщин, сидящих на первом плане, покрыты орнаментальным узором. Этот узор затем повторяется и в изображении листьев на деревьях, и на земле. Фигуры женщин на втором плане, расположенных парами в промежутках между стволами деревьев, тоже воспринимаются как элементы орнамента.Нет смысла умножать примеры. Но следует сказать несколько слов о прикладном искусстве в архитектуре.

Здесь вспоминаются слова Райнера Грюнтера (уже процитированные выше) о том, что орнамент модерна – не орнамент на предмете, а он сам орнаментализирует предмет. Предмет как бы становится структурно орнаментальным. Эта тенденция очень характерна, например для произведений французских ювелиров Р. Лалика и Э. Грассе.В своих камеях , брошах, гребнях, решетках для каминов мастер сами предметы строит по принципам орнамента, линии или пятна которого являются одновременно конструкцией – зубцами гребня, металлической основой для драгоценного камня, прутьями решетки и так далее.

Решетка Гимара при входах в Парижский метрополитен также состоит из элементов орнамента, который не украшает эту решетку, а составляет ее. Говоря об архитектуре позднего модерна, мы называем такой принцип внутренним, или конструктивным, орнаментом.В качестве примеров такого построения мы приводили выше знаменитый гараж в Париже, построенный Огюстом Перре в сотрудничестве с братьями, некоторые произведения позднего русского модерна.

Конечно, эта терминология является условной. Было бы проще назвать такой принцип приемом пропорционирования, благодаря которому устанавливается ритмическая система, создающая архитектурный образ. Когда мы говорим, однако о конструктивном орнаменте, подчеркивается несколько иной, с нашей точки зрения, важный момент.Ассоциация с орнаментом возникает потому, что чаще всего ритм развивается на плоскости фасада.

Ритмика на плоскости в данной ситуации доминирует, определяет образ. Что же касается принципа пропорционирования, то он представляется более широким: он может быть развернут и в пространстве и на плоскости. С другой стороны, как мы уже знаем, существует формула ван де Вельде – «уподобить орнаментику технике»; это значит, во-первых, сблизить их друг с другом, а во-вторых, одно воплотить через другое.Пример такого воплощения – металлические колонны Орта в интерьере особняка Тасселя . Они полны орнаментального смысла и одновременно конструктивны, «технично», ибо автор смело вводит металл, заставляя его играть одновременно и конструктивную и орнаментально-декоративную роль.

– Конец работы –

Используемые теги: Орнамент, эпохи, модерна0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Орнамент эпохи модерна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Орнамент эпохи модерн
Между тем орнамент изучали, знали егоисторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может бытьи усугубляло их. И вот, наступил… Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяетему ван… Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнаментбыл органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило,…

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Эстетика эпохи Возрождения
В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским.И все же искусство этой эпохи, при… Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард… Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к…

Эпоха Возрождения
Такова была сущность учения Сократа, Аристотеля, отчасти даже Платона и первых стоиков, причем Аристотель уже пытался построить нравственность на… Утверждая, что правильно понятое стремление человека к личному счастью, к… Но, утверждая, что разумное искание счастья само приведет человека к нравственному отношению к другим, Эпикур без…

Литература Италии эпохи Ренессанса
Европейские государства, развившие свое собственное производство, перестали нуждаться в итальянских товарах. Правда, в Италию по-прежнему едут… Переместились мировые торговые пути. Активнее забурлила жизнь в Англии,… Иноземные войска грабили и терроризировали население. Во второй половине XVI столетия Испания подчинила себе почти…

Политика “просвященного абсолютизма” в эпоху Екатерины II. Золотой век российского дворянства
В нечерноземных районах крестьян переводили на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на… Зарабатывать деньги можно было, занимаясь промыслом (текстильный промысел,… Хлеб, текстиль, меха, соль, рыба и т.п. Через порты Прибалтики, Причерноморья велась внешняя торговля. Вывозила…

Эпоха Ельцина и её итоги
Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина. Биография. Борис Николаевич Ельцин родился 1… С первого класса его избирали старостой. Ельцин учился успешно, но отличался… В 1955 году после защиты дипломной работы по теме “Телевизионная башня” он окончил учебу. Через час после защиты…

Орнамент
Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и… Радиокарбонным анализом установлено, что они сделаны 25600 170 лет назад.… Тогда одна надежда оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных. Поэтому горшки с семенами…

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные политические учения Запада
На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни,… Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и… Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое…

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров. Другое… Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Эпоха Возрождения Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал… Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -… Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в…
  • Токсоплазмоз-трихомоноз - бич нашей эпохи К сожалению даже ученые, представившие такие данные, не осознали, что практически все тяжелые и считающиеся неизлечимыми заболевания имеют… Лучшим доказательством этому является эффективность противоплазмозного даже… Сколько мы видим таких вокруг себя ежедневно, в том числе среди министров, банкиров, президентов, королей и прочего…
  • Оперное творчество Жана Филиппа Рамо в контексте эпохи Постановки в Опере были не только основными культурными событиями в стране, затмив драматический театр; «Королевская Академия Музыки» была одним из… Ведь для того чтобы лучше понимать музыку композитора, с которым нас разделяет… Это особенно важно при изучении старинной французской оперы, так как политические события и социальные тенденции…
  • Переломная эпоха:сущность и противоречия. Эти кризисные точки могут быть названы переломными эпохами или периодами переходного возраста . Эта переходность характеризуется ломкой и… Однако с полной уверенностью можно заявить, что современная переломная эпоха… Глобальные взаимодействия по-новому структурируют современный мир. Происходит становление единого взаимосвязанного…
  • Модерн, постмодернизм и современное искусство Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти. Без культуры не может быть подлинной свободы. Многие… Целью данной работы является установление таких явлений как модерн,… В 1895 г. выходец из Германии и торговец картинами Самуил Бинг открыл в Париже художест¬венную галерею.Будучи знатоком…