рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы - раздел Культура, О Г Л А В Л Е Н И Е. I. Вступительная Часть. Стр. Ii. ...

О Г Л А В Л Е Н И Е. I. Вступительная часть. стр. II. Содержание. 1. Раскрытие образа Ильи Муромца. стр. 2. Добрыня Никитич крестовый брат Ильи Муромца. стр. III. Заключение . стр. IV. Литература. стр. 16 Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле. Выступавшего в 90е годы ХIХ века в Москве сказителя И.Т.Рябинина слушатели спрашивали - Иван Трофимович, любишь ли ты свои старинки - Не любил бы, не пел бы говорил он И ты веришь, что все это, что в былинах поется, правда - Знамо дело правда.

А то какая же потреба и петь их Северные сказители совершили дело неоценимого значения они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.Путилов Б.Г. Застава богатырская стр.173 Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем Вопрос этот не такой простой. Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень- озере, что у Новгорода, всетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы.

Сапог был из сафьяна искусно обработанной кожи, с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком.Ученые археологи сначала решили подделка Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря Сапожки из зелена сафьяна, Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту воробей пролети, Около носка хоть яйцо прокати Круглов Ю.Г. Былины.

Вступительня статья стр.5 Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины Ну , например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения Несомненно . В том же Слове о полку Игореве рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича . Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях и в этом тоже правда.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести.И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары Главным персонажем былин является богатырь.

Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека.Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых черным-черно, как черных вороновТаков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович , Дунай-сват, Василий Каземирович,Сухман Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила, обеспечившая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому прошлому.

Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось. Былинное время оказывается замкнутым и по своему даже неподвижным событий происходит много, но каждый раз все возвращается к исходным состояниям.Богатыри совершают подвиги ради восстановления нарушенного порядка жизни.

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе существует группа былин, объединенная рядом важных признаков.Общие их особенности состоят в следующем действие происходит в Киеве или около него в центре стоит князь Владимир основная тема защита Русской земли от южных кочевников Исторические обстоятельства и быт, изображенные в былинах, характерны именно для Киевской Руси события и враги Русской земли в этих былинах домонгольского периода Киев не просто место действия былин, а он воспет как центр русских земель из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев. Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами.

В IХ-ХI вв. Киев достиг высокого расцвета и могущества он играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами, закрывая им путь в северные русские земли.В этой борьбе осознавались общерусские задачи и складывалось самосознание русского народа.

Набеги степных кочевников отражали не только киевляне, но и представители других русских земель, что ярко показано в былинах. Киев в это время объединял почти все русские области и был признанным их центром. Киевские былины группируются обычно по богатырям. Но среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые.В этом отношении их можно разделить на такие группы героические включают в себя былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с нашествием былины социально-бытовые включают в себя песни, в которых социальные конфликты стоят на первом месте.

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны. В образах этих богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум богатырям.

У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты.В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы богатырей, а определенных исторических лиц. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли.

Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.Илья Муромец идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку.

Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит бояр кособрюхих, говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а ради матушки-свято-Русь земли.Кравцов Н.И Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество стр.149 Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести.

Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.Все герои героического эпоса без исключения сражаются с конкретными Батыгами и Батеями Батеевичами , подступившими или захватившими стольный Киев град . Все былины героического эпоса проникнуты патриотической идеей защиты родной земли . А главным героем в них является конечно же не Добрыня Никитич , не Алша Попович , а Илья Муромец . Хотя и Добрыня , и Алша тоже присутствуют , но уже как бы на вторых ролях . На богатырской заставе Добрыня в писарях , Алша в конюхах , ни Добрыне , ни Алше не удатся одержать победу в бою с богатырм нахвальщиком Сокольником или Жидовином , это оказывается под силу только Илье Муромцу . Из многих сюжетов об Илье Муромце известно, что ему дарована высшими силами особая судьба богатырю не писана смерть в бою. И хотя это не играет никакой роли в действии самих былин, подобная судьба служит признанием особого положения Ильи Муромца среди русских богатырей как самого величественного и идеального защитника родины , показателем его особого предназначения.

Идеальная природа богатыря проявляется не только в нравственном чувстве, руководящем его поступками, но и в чертах его внешнего облика Илья старый и седой, что служит признаком его мудрости и опытности.

Юдин Ю.И. Героические былины.

Поэтическое искусство стр.68 Цикл былин об Илье Муромце внес в эпос много и развил некоторые его тенденции, заложенные в предшествующее время.Былины о богатыре, родившемся в самой глубине народной Руси, и сразу поставленном выше всех других героев истории Киевской Руси, говорили о возросшем сознании народа.

Народная масса поняла себя как силу, без опоры на которую невозможна никакая успешная деятельность на благо Руси. В 1869 году вышло фундаментальное исследование Илья Муромец и богатырство киевское Ореста Миллера. Об Илье Муромце писали Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, В.Ф.Миллер, А.И.Соболевский, А.В.Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи русского эпоса.А из работ советского времени следует назвать, в первую очередь, известную книгу В.Я.Проппа Русский героический эпос 1958, несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М .Астаховой к изданию Илья Муромец в серии Литературные памятники 1958. Илья Муромец отмечает А.М. Астахова это образ огромной, осознающей себя, разумно, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи Муромца , о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями.

Ему так же приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа.

Калугин В.И. Струны Рокотаху Очерки о русском фольклоре. . Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца . Он широко распространн в народных сказках и легендах о сидне, известных в фольклоре почти всех стран и народов.

Одна из трактовок этого былинного сюжета принадлежит историку В.Г.Мирзоеву . Вряд ли этот образ богатыря отличает он силы которого были окованы , случайный художественный прим былины . Вероятно , было бы предположить , что он метафорически отобразил историческую действительность , тем более что типизация и образность изображения жизни эпоса ещ ни кем , кажется , не подвергалась сомнению . Не воплощн ли в образе Ильи русский народ , скованный по рукам и ногам страшной татарской силой Конечно тридцать лет эпическое время , не соответствующее действительно хронологии . Однако надо допустить время , когда Русская земля , залитая кровью и обезможившая после татарского нашествия , должна была пройти известный период для того , чтобы опомниться после ужасного разгрома и приступить к собиранию сил для борьбы . Вот этот период совершенно понятный и закономерный и могли изобразить былины в образе богатыря , воплотившего в себе главные черты русского народа . Если это действительно так , то Исцеление Ильи Муромца представляет собой один из самых ярких примеров трансформации действительности в былине , былинное отображение исторического прошлого , подчас проявляющегося в сложной форме олицетворения , казалось бы далкого от своего исторического источника , но тем не менее объяснимого . Всеволод Миллер обратил внимание , что Илья Муромец выезжая из родного села Карачарова и родного Мурома , делает значительный крюк , чтобы по пути в Киев освободить Чернигов.Отсюда исследователь сделал вывод , что Илья Муромец богатырь не Муромский , а Черниговский . Я предполагаю писал он что древнеший Илья раньше своего прикрепления к Мурому , был прикреплн другой местности и , именно к Черниговщине . Он мог быть связан с городом Черниговом , как со своим стольным городом , и потому совершает для его освобождения свой первый подвиг , как богатырь северянский . Этим объясняется и ласковое отношение к нему черниговцев , и то обстоятельство , что в большинстве былин заставы помещены именно на пути из Чернигова к Киеву , а не из Мурома в Киев и что о них он узнат от жителей Чернигова . Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова, древний Илья , вероятно , выезжал не из такого отдалнного родного места , каков суздальский Муром ,а откуда нибудь ближе к Чернигову . Таким местом мог быть древний город Моровск Моровийск , принадлежавший к городам Черниговского княжества в XI и XII веков и нередко упоминавшийся в летописях в описании событий , разыгравшихся под Черниговом или в Черниговской области . Точно такую же звуковую аналогию В. Мюллер нашл и селу Карачарову . Село Карачароево или Карачарово утверждает он явилось в эпосе как замена более южного города Карачева , древнего города черниговских князей , упоминаемого летописью , начиная с XII века . Итак не Илья Муромец из муромского села Карачарова , а Илья Моровец из моровского города Карачева При этом исследова тель точно также приводит чисто местные карачевские легенды К окрестности города приурочивается местопребывание былинного Соловья Разбойника . В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река Смородинная и на берегу е находится древнее село Девятидубье.

Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья разбойника.

И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов.

Многие исследователи эпоса задавались вопросом кто же был прототипом русского богатыря Поиски исторических прототипов былинного Ильи Муромца не дали каких-либо ощутимых результатов.

А причина одна в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим Тугор-хан Тугарин ,Ставр Гордятинич-Ставр Годинович и т.п. Поэтому в данном случае исследователи оказались лишнными возможностей для сближений , сопоставлений, гипотез.

Единственная же параллель с громовержцем Ильй Пророком была использована мифологами в их трактовках образа Ильи Муромца, как двойного замещения в народном сознании языческого бога грома Перуна Перун Илья Пророк Илья Муромец.

В историческом материале исследователи пока не обнаружили даже таких параллелей.

Хотя в зарубежных источниках это имя известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский.

В поэме Ортнит рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском.

Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце. И тем не менее Илья Муромец единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой.В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего.

Калугин В. И. Струны РокотахуОчерки о русском фольклоре Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.Сейчас уже вряд ли можно установить, как, каким образом произошла канонизация былинного героя . Что это еще одна материализованная легенда, каких возникало немало во все времена и у всех народов, случайное совпадение имен или же рядом с Нестором и Алимпием, преподобными мучениками Феодором и Василием, Авраамием Трудолюбивым и Онуфрием Молчаливым, златарем Евстафием, старцем Ефремом, в историческом бытие которых никто не усомнится , действительно был погребен в ХII веке богатырь Илья Муромец Ничего невероятного. неправдоподобного , а тем более сверхестественного, в таком предположении нет. Многие из погребенных рядом с Ильей Муромцем тоже не попали в летописи, память о них сохраняла только устная молва, и тем не менее они были канонизированы.

А в том, что богатырь Илья Муромец оказался рядом с великомучениками и праведниками Древней Руси, тоже есть, конечно, своя закономерность, свое глубоко символическое значение, Вне зависимости от того, когда и как это произошло, исторический это факт или легенда В исторических документах ХI- ХI веков мы не найдм ответа на эти вопросы , но сам фольклор тоже документ истории , одна из самых неопровержимых и достоверных летописей внутренней жизни народа , его идеалов и идей . И в этой летописи Илья Муромец не просто существует , в ней он главный герой . Калугин В.И. Струны Рокотаху Очерки о русском фольклоре Илья Муромец вышел за пределы народного былинного эпоса, многочисленные сказки о нем, легенды, побывальщины, как созданные на основе былинных сюжетов, так и вполне самостоятельные все это тоже продолжение биографии былинного героя, его жизнь во времени.

Былинная биография Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца.

Есть былины о рождении и детстве Добрыни, его женитьбе на богатырше- полянице, его знакомстве с Ильей Муромцем, конфликте с Алешей Поповичем.

Известно имя Добрыниной матери Амельфа Тимофеевна, отца Никита Романович жены Настасья Микулична тетушки крестовой - Авдотья Ивановна.Образ Добрыни Никитича один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу.

Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость. Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Бесконечно преданный Руси богатырь ревниво оберегает свое достоинство как русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется вежеством.Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен.

Его вежество роженное, то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое. Добрыня заботливый сын и любящий супруг. В былине иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании , воспитании в доме матери. Потся о том как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырскя природа.Еще отроком он входит иногда в полную силу А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад, А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети, н стал хватать приправу богатырскую Стал Добрыня растеть, матереть, Не по годам, не по месяцам по неделюшкам.

Аникин В.П. Русский богатырский эпос С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа. Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному киевскому князю.Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней.

Добрыня представлен в ней как рязанский житель. Про самою Рязань говорится, что она доселева слободой слыла, а вот нынече слывет городом. Прошла слава и о Добрыне как удалом борце немалая славушка по всей земле до самой украины до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились богатыри палицами, потом - мечами, соскочили с коней принялись бороться.Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались.

Сказал Добрыня Назовемся-ка мы братьями крестовыми, Обменяемся крестами золочеными А как будешь ты мне больший брат, А как буду я тебе меньший брат, И мы будем ездить по чисту полю поляковать, А и биться мы будем друг-то за друга, Друг-то за друга, за брата за крестового И поехали богатыри в Киев. Владимир стольнокиевский встретил Илью такими словами Уж ты здравствуй , Илеюшка, Илья Муромец Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец А Добрыне киевский князь сказал Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.

Смысл былины втом, чтобы утвердить в сознании слушателей мысль о превосходстве Ильи над Добрыней, который почти равен силой с Ильей, но слава которого будто бы началась не раньше, а позднее славы Ильи. По былине судя, Муромца знали повсюду уже тогда, когда Добрыня только приехал в стольный Киев. Зачем было создавать такую былину Надо полагать для того, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил первенство Илье Муромцу.Ради Ильи былина пытается оспорить первенство Добрыни как богатыря предшествующего времени в развитии эпоса.

Для вящего доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь Владимир, будто бы еще не знавший Добрыню, невольным вопросом решает спор двух могучих богатырей. Да они и сами к тому времени вполне ясно определили свое отношение друг к другу.Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней , понадобилась для опровержения ходячего мнения , что Добрынина слава родилась раньше Илюшиной.

Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово-Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и , в первую очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв. В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического прототипа это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в Повести временных лет, и в других летописных источниках.

Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь.Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь -в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича -по ХI век Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский -по ХII век новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий - по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Выбор достаточно велик почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих прототипов или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых литературные произведения.Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, вХV ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу некалендарных имен, его не могли дать при крещении.

А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым языческим именем, полученным за определенные качества доброту, красоту, величие.Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. Так что в данном случае действительно трудно судить, что именно привлекло в историческом Добрыне его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ , тем более и по отчеству он НИКИТИН , то есть в переводе с греческого славный, блестящий, победитель.

Калугин В.И. Струны Рокотаху Очерки о русском фольклоре Так о чем же говорят былины О любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать слушателей и читателей.Академик Ю.М. Соколов писал в своей известной книге Русский фольклор Любовь к Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр все это составляет пафос многих героических былин.

Померанцева В.Г. О русском фольклоре стр.18 Л И Т Е Р А Т У Р А. 1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос 2. Базанов Вас. От фольклора к народной книге 3. Калугин В.И. Струны РокотахуОчерки о русском фольклоре. 4. Кравцов Н.И Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 5. Круглов Ю.Г. Былины. 6. Путилов Б.Н. Застава богатырская. 7. Померанцева Э.В. О русском фольклоре 8. Рыбаков Б. Русские былины. 9. Энциклопедия литературных героев 10. Юдин Ю.И. Героические былины поэтическое искусство.

– Конец работы –

Используемые теги: Былинные, Герои, Илья, Муромец, Добрыня, Никитич, Исторические, прототипы0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы
Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.Стремление описывать историю России, как это… Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера,… Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А.…

Лекция 1. Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории
Основные понятия... Историческое знание исторический источник палеография текстология...

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об… Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность… Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова О научном краеведении , Г.Н. Манюшина Историческое краеведение , Д.В.…

Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и… Психологическая наука утверждает, что забывание изучаемых фактов и явлений… Поэтому важно создать уже в процессе изучения нового материала такие условия, которые бы содействовали упрочению…

Экономические взгляды представителей старой исторической школы (В. Рошер, Б. Гильденбрант, К.Книс)
Они также обвиняют классиков за при­верженность к некой универсальной экономической науке и настаивают на целесообразности исследования реального, а… О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то… А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием “Основы искусства управления государством”…

Исторические условия становления русской культуры
Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости). … На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых. Если… Таким образом, философия, согласно этой традиции - это наука, имеющая свой предмет исследования и пользующаяся…

Проблема типологии исторического процесса
Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее. Философия истории как… Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание… Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным. Признание закономерного характера процесса развития приводит…

Онегин и Печорин как герои своего времени
Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие.Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано… В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение… Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В. Г. Белинского, Онегин…

Исторические этапы и перспективы развития страхования в России
Аварии и катастрофы наносят немалый материальный ущерб. Например, в США прямые убытки от природных катастроф в среднем за десять лет составили 1 2… Не стал исключением и 2009 год. Который тоже принес большие убытки и… Например, развитие частного строительства во многом обязано получению банковских кредитов. Однако их выдача оказалась…

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии
Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом… Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и… И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах,…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Государственный служащий: исторический опыт развития и современность Без такой службы ни один орган власти не только не сможет эффективно работать, но и вообще существовать.Надежность, стабильность и эффективность… Если мы стремимся к тому, чтобы государство было правовым и демократическим,… Процесс - очень сложный и трудоемкий, поскольку все элементы системы "государственная служба" долгое время…
  • Онегин и Печорин как герои своего времени Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие.Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано… В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение… Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В. Г. Белинского, Онегин…
  • Герои А. П. Чехова — какие они? (по рассказам Л. П. Чехова) Все чихают» и т. п.). Забавны имена персонажей (Червяков, Бризжалов). Смешна настойчивость, с которой Червяков пристает с извинениями к генералу. Он… Написать о том, как беден этот чиновник, как небогата радостями его жизнь, с… Смешон своей нелепой настойчивостью, а жалок тем, что сознательно подвергает себя унижению, полностью теряет…
  • Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова Он даже не думает, слушают и понимают ли его или нет он высказал все, что лежало у него на сердце и ему как будто бы стало легче.Таков вообще… Чацкий, главный герой комедии, появившейся накануне возмущения на Исаакиевской… Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Цель моего…
  • Свет лiрычнага героя Рыгора Барадулiна Мэтай наступнай курсавой працы з’яўляецца даследванне тэмы філасофскай лірыкі Рыгора Барадуліна. Даследванне праведзена па творах пісьменніка і… У яго ўваходзіш сёння, як ва ўжо знаёмы і блізкі сваімі ўрочышчамі палёў і… Спектр філасофскай тэматыкі і праблематыкі ў творчасці Рыгора Барадуліна мае багатую палітру. Бадай што, любы са…