рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский народный фольклор

Русский народный фольклор - раздел Культура, Русский Народный Фольклор Русский Народный Фольклор.фольклор Англ. Folklore-...

Русский народный фольклор Русский народный фольклор.ФОЛЬКЛОР англ. folklore- народная мудрость это обозначениехудожественной деятельности народных масс, или устного народного творчества ,возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научныйобиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, каксовокупность духовной и материальной культурынарода, его обычаев, верований,обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание терминасуживалось.Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народнуюхудожественную культуру, как устноепоэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видовнародного творчества.

При всем многообразии региональных и локальных формфольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективностьтворчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом,передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.Коллективнаяжизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, какгипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет,сравнения.

Роль фольклора была особенносильна в период преобладания мифопоэтического сознания.С появлениемписьменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественнойлитературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формыхудожественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности древнейшие виды фольклора Народное музыкальное искусство зародилось задолго довозникновения профессиональной музыки православного храма.

В общественной жизнидревней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена.В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светскогопрофессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только двеосновные сферы храмовое пение и народное творчество устной традиции,включающее различные, в том числе и полупрофессиональные жанры искусствосказителей, скоморохов и др. .Ко времени русской православной гимнографии фольклоримел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальнойвыразительности.

Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самыеразнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.Исследователи полагают,что догосударственный период то есть до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовойобрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепеннотеряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной виднародной музыки, постепенно забывался.Однако чисто внешние формы древнихпраздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал житькак бы вне связи с породившим его язычеством.Христианская церковь не только на Руси, но и в Европе весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая ихпроявлением греховности, дьявольского прельщения.

Эта оценка зафиксирована вомногих летописных источниках и вканонических церковных постановлениях.Известны, например, ответы киевскогомитрополита Иоанна IIписателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцыповелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы,встать из-за стола , дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть иуслышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когдабудет большой соблазн .Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенноопределенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой смеховой ,или карнавальной культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементамитеатрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следуетискать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.

Смеховая культура всегда была кривымзеркалом действительности, абсурдной дурацкой жизнью, где все было наоборот,все менялось местами добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерновыворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала,соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.Самую обширную область народного музыкального творчестваДревней Руси составляют обрядовыйфольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренностирусского народа.

Обряд был нормативным, строго регламентированным религиознымдейством, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону.

Он родился внедрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древниесчитаются календарно-обрядовые песни.Ихсодержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческимкалендарем.

Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Онивходили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотныммоментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинанияуслышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай,приплод скота, безбедную жизнь. Один из самых древних жанров хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всегогода на Святки, на Масленицу, после пасхи.Распространенными былихороводы-игры и хороводы-шествия.Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течениемстолетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранилисьво многих из них А мы просто сеяли, сеяли! Ой,Дид Ладо, сеяли, сеяли!А мы просто вытопчем, вытопчем! Ой, Дид Ладо, вытопчем.Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски.Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские нежность, пластичность,статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы Ах вы,сени, мои сени , Камаринская , Барыня , У меня ль во садочке и др.В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялисьпением подблюдных песен наступалотаинственное время святочных гаданий.

Одной из наиболее старых подблюдных песенявляется Хлебная Слава , не раз привлекавшая внимание русских композиторов А мыэту песню хлебу поем, Слава!Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!С течением столетий музыкальный эпос начинает пополнятьсяновыми темами и образами.

Рождаются былины, рассказывающие о борьбе противордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народныхвосстаниях.

Народная памятьхранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII в в период становления профессиональных светских жанров опера, инструментальная музыка народное искусство впервые становитсяпредметом изучения и творческого претворения.Просветительское отношение кфольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего Путешествия из Петербурга в Москву Кто знает голоса русских народных песен,тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее В нихнайдешь образование души нашего народа . В XIX в. Оценка фольклора как образованиядуши русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки доРимского-Корсакова, а сама народная песня одним из источников формированиянационального музыкального мышления.

– Конец работы –

Используемые теги: Русский, народный, Фольклор0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский народный фольклор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири
Очень популярным в исторической литературе вплоть до 40-х гг. XIX в. было сравнение русских казаков в Сибири с испанскими конкистадорами в Америке… Туземцы рассматриваются исключительно как страдательный объект, по отношению к… Хотя, на наш взгляд, именно исследуя восприятие туземным населением русских, можно выяснить глубинный причины…

Записки о русском фольклоре
Надеюсь, что вы узнаете для себя что-нибудь новенькое. Многие исследователи отмечают общность представлений о лешем с мифологическими образами… Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он… Выпил стакан водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел множество разного зверья. На его вопрос мужик ответил:…

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Лингвокультурология: описание слов-концептов Гора, Лес, Луг, Сад на материалах русского фольклора
Область науки, изучающая концепты, получила название ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ. Культурологическое изучение концептов связано с изучением текстов, в… Фольклорные тексты - это стабильный источник общенародного языка, собрание… В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и…

Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права
До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…

Стилистика русского языкаСтилистика русского языка
На сайте allrefs.net читайте: "Стилистика русского языка"

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам