рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск

Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск - раздел Культура, Андерграунд Вечен – Как Вечны Новации И Поиск Николай Байтов К Литературному...

Андерграунд вечен – как вечны новации и поиск Николай Байтов К литературному андерграунду я отношу тех авторов, творчество которых по тем или иным причинам проходит мимо читающей публики.По каким же причинам? – специальная информационная изоляция публики? или её спокойное невежество? её внушаемость вкупе с предубеждённостью? её направленная образованность – Об этом, быть может, стоило бы поговорить, если бы сразу не возникала серия вопросов следующего по глубине уровня. – Ведь не очень ясно и что такое «читающая публика». Весьма туманно и содержание, которое мы вкладываем в выражение «массовый читатель». Не понятно до конца, чем «массовый» отличается от «просто» читателя, и кто такой этот «просто». Получается, что я расплывчатое понятие «андерграунда» пытаюсь определить через не менее расплывчатое понятие «читателя» И всё же я дерзну – интуитивно, поверх логики. А «читателя» отложим до следующей журнальной дискуссии.

Начнём вот с чего. – Представляется, что «читающая публика» – область до сих пор довольно аморфная, и её можно при желании формировать, можно манипулировать её сознанием и вкусами.

Это было понято ещё литературными стратегами прошлого века. Белинский, воспитывая своего «прогрессивного» читателя, вытеснил в андерграунд «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя. У нескольких поколений русской интеллигенции эта вещь (понаслышке) вызывала такую брезгливость, что они к ней даже не притрагивались.Последовавшие за Белинским «властители дум» попытались вытеснить в андерграунд Фета, Лескова и других многих даже Пушкина.

По счастью, в ХIХ веке общественное сознание ещё не было (и не могло быть) организовано достаточно жёстко для того, чтобы андерграунд принял отчётливую форму. Тем не менее что-то основное, глубинное было понято и сделано уже тогда.И Белинский, и Чернышевский догадались, что идеологические акценты нужно поместить в эстетику: нужно воспитать определённый, идеологически нагруженный вкус. Идеи, врощенные во вкусовые предпочтения, живут дольше, ибо вкусы человека – более постоянная его характеристика.

Идеи сравнительно легко сменяют друг друга, вкусы – более инерционны. Об идеях спорят, о вкусах – нет. Идеи друг друга отрицают, вкусы – накапливаются и суммируются. Новая идея вычёркивает старую и занимает её место. Новая эстетическая ценность не может старую уничтожить.Поэтому в душе человека место ей находится с трудом, с мучением, с борьбой: душа должна расшириться, да и старая любовь должна потесниться.

Массовый читатель (ещё если он соответствующим образом воспитан), вряд ли способен на такие действия Но кроме отягощённого идеологией вкуса, в ХIХ веке было создано ещё нечто более важное. – Литература была облечена в торжественную тогу, и на её лице застыло выражение непроходимой, глубокомысленнейшей серьёзности Как странно, что в Англии в это время Эдвард Лир и Льюис Кэрролл стали классиками, можно сказать, при жизни. А у нас и через пятьдесят лет футуристы, а вслед за ними и обериуты в сознании читающей публики находились где-то сбоку от «настоящей» литературы.

Символисты и акмеисты – это пожалуйста: это хорошо, потому что «серьёзно», – они отвечают читательским представлениям о том, какой должна быть литература а остальные – кто? – Василиск Гнедов? – глупости! шарлатанство! мальчишество! – И вот отсюда ещё один, и может быть важнейший, исток андерграунда. – О Хлебникове принято говорить с уважением, но столь же прочно принято его не читать и a part называть графоманом.

И, кажется, до сих пор его поэзия никем по-настоящему не исследована Когда в советское время курирование литературы сделалось государственной и партийной задачей, на эстетику можно было не обращать большого внимания.Сами кураторы были людьми с мощнейшей инерцией вкусов, воспитанных в ХIХ веке, и эстетические предпочтения в них действовали почти на уровне подсознания. Иногда они искренне думали, что это просто «классовое чутьё». Соответственно они стали более формально оперировать с авторами на идеологическом уровне, клеить на них политические ярлыки.

В 30-е годы андерграунд впервые выявился отчётливо: литераторы были резко поделены на допущенных к читателю и не допущенных. Это разделение было, наверное, весьма глубоким и эстетически значимым, однако представлялось поверхностным: читатель мог думать, что такие-то авторы не допущены до него вследствие их политической неблагонадёжности, идейной оппозиции.На фоне идеологии терялись эстетические различия между Платоновым, Добычиным, Хармсом, Кржижановским Казалось, их вытеснили в андерграунд не индивидуально, а скопом, наподобие раскулаченных крестьян Нет, это не так. Я убеждён, что андерграунд не является чем-то единым и никогда не являлся: он всегда был разбит на небольшие группы людей, близких друг к другу по своим вкусам.

Вряд ли Платонову было бы легко и интересно общаться с Добычиным, а Хармсу – с Кржижановским.Говорить и мыслить об андерграунде в целом позволило лишь спекулятивное оперирование идеологическими оценками, к которому прибегали кураторы.

Эта картина была, впрочем, заразительна (ибо проста, понятна), – настолько, что многие разнородные литераторы андерграунда действительно, реально почувствовали своё единство. Можно сказать, что они в некотором смысле сплотились. Думается, это чувство (иллюзия, конечно!) возникло после Хрущёва и развивалось в течение десятилетия – до середины 70-х годов примерно.Тогда же явилось понятие «самиздат», которое, мне кажется, существенно пересекается с андерграундом. И вот здесь-то можно было бы ввести важный, смыслообразующий термин – «читатель андерграунда» (в отличии от «читающей публики»). Но «самиздат», безусловно, требует отдельного обсуждения, – и на многих страницах Это было время, когда активно действовал Солженицын во главе массы диссидентов, и вообще политическое диссидентство было хорошим тоном. (Моя юность прошла под этим знаком.

Во 2-й школе моим учителем литературы и истории был Анатолий Якобсон; в параллельном классе учился сын сидящего Даниэля ) Это представление об единстве андерграунда живо по инерции до сих пор, но в основном, кажется, в литераторах старшего поколения.

Ким, например, так, может быть, и не осознал, насколько он эстетически иной, чем Галич. (Между тем, их различие чрезвычайно существенно: оно проходит на уровне поэтического проекта: у Галича реалистический проект в лучших, «совестливых» традициях ХIХ века, у Кима же проект постмодернистский, причём крайний, дальше которого, мне кажется, не шли никакие авангардисты, концептуалисты и эпатажники.

Это интересно наблюдать ещё в том соображении, что оба – и Ким, и Галич – исходят из театрализации текста.) Важно понять, что андерграунд вообще – понятие бессодержательное по отношению к собственно-литературе.Принадлежность к андерграунду может что-то сказать нам о социальном статусе литератора, или о его человеческом характере, энергетике возможно, о нравственном облике, – но ничего не скажет о его «творческой жизни»: о его вкусах, критериях качества, о степени его таланта, и о предметах, к которым он свой талант прилагает.

Зато принадлежность автора к конкретной группе – Лианозовской, допустим, или к «СМОГу», к «Московскому времени» и т.п. – уже кое-что (пусть не так много) даёт нам понять и в эстетическом плане, во всяком случае, мы уже представляем себе какое-то «выражение лица» С мыслью о разнородности андерграунда я впервые столкнулся в середине 70-х годов.

Но эта мысль произошла во мне не от внешних причин, а как-то изнутри. Когда после школы я принялся производить свои пробы пера, я был полный профан в эстетиках, зато в политике всё знал и делал зрячий и ответственный выбор. Конечно, я был с диссидентами – какие могли быть вопросы! И лишь постепенно – лет через пять – вопрос начал образовываться во мне. – «Я холоден. Защита прав человека мне скучна. Я занят другими проблемами. Какими – я сам не понимаю.Я двигаюсь ощупью.

Куда Куда бы я ни двигался, я всё равно буду принадлежать андерграунду Да, я неблагонадёжен для режима, но не это главное, а то, что я пишу не так, как принято, как читатель привык, как его приучили.Вот почему меня никогда не напечатают, даже и стараться не стоит. Ясно, что кроме унижений ничего не выйдет Да, я буду принадлежать к андерграунду, но не в том смысле, как Солженицын, а как, например Владимир Казаков » – О, я никогда не прощу советской власти вот чего: политизировав искусство, она надругалась над его тонкой организацией, сломала и выровняла всё богатство его нюансов, способов цветения; создав во мне эйфорию – или скажем сдержанней: пиетет – по отношению к диссидентству, она лишила меня эстетических ориентировок, лишила меня общения с моими великими современниками – Владимиром Казаковым Всеволодом Некрасовым Игорем Холиным О Казакове я узнал лишь в 1995 году, когда был напечатан его трёхтомник, давно после его смерти.

С Некрасовым, по счастью, я познакомился в начале 80-х. Уже тогда я имел опыт прохождения через малые кружки андерграунда – весьма различные по объединяющим их вкусам.

Я был в кружке традиционно-пастернаковско-тарковской поэзии у Лиды Мурановой, которая заведовала студией звукозаписи при Литературном музее.Помню, как там читала свои поэмы Марина Кудимова, только что приехавшая из Тамбова, и её слушали со священным трепетом, затаив дыхание; называли, перешёптываясь, «достойной цветаевской преемницей». А когда тут же затесавшийся молодой и никому (там) не известный Пригов прочёл одно стихотворение про Иуду – и музыкально, наподобие вьетнамцев, тонировал звук Ю в его имени, – все поджали губы и промямлили что-то скептическое.

Но в наибольшей мере мой кругозор был расширен знаменитым в 80-х годах салоном, который собирала Наташа Осипова в своей квартире.Мой друг Александр Барашпосвятил этим сборищам несколько строк в поэме «Эпикриз»: На Пушкинской один салон открылся – там где атланты еле держат крышу сооружения эпохи репрессанс Там собиралися чердачные поэты читать свои подпольные поэмы и громко ржал по вечерам Пегас Там были девочки пригодные для рая и молодые бородатые евреи и коммунальные мегеры за стеною обмыли кости всем и джинсы простирнули Бывали мэтры-концептуалисты: порой Некрасов чаще Рубинштейн и редко Пригов (чопорный речистый и в связях осмотрительный шатен) У них был свой салон – солиднее и чище где их портреты уже щурились со стен Пригову я сказал (впервые у Наташи Осиповой прослушав его длинную программу) – я сказал с удивлением и слегка разочарованно: «Но ведь это – простая антисоветчина, лишь немного закамуфлированная юродством.

Так или нет?» (То есть я имел в виду: «А где же новая эстетика? Она – блеф? симуляция ») Он сделал в ответ молчаливую как бы ужимку: «Конечно, мол, вы правы.

Но не будем об этом вслух говорить». У меня осталось впечатление, что он нечто утаил от меня как от профана.Но впоследствии, когда изменились идеологические установки и такие авторы как Пригов и Кибиров вышли из андерграунда на телевидение и в большие тиражи, я понял, что, пожалуй, был прав в первом схватывании: их андерграунд был поверхностным, т. е. не эстетическим, не радикальным. В демократической обстановке истэблишмент возникает и поддерживается во многом снизу: те авторы, которые могут быть приняты читателем и раскуплены в больших тиражах (пусть даже при условии их предварительной рекламной «раскрутки») – те и выходят в новый истэблишмент, который по очертаниям своего смысла, наверное, теперь совпадает (или скоро совпадёт) с понятием «мода». Но ошибкой было бы думать, будто «раскрутить» можно кого угодно (при наличии достаточных связей и денег): есть такие, которых массовый читатель не примет и не поймёт никогда, как бы его ни убеждали и не заманивали.

И, между прочим, сейчас это не только «экспериментаторы», но и, например, почти вся поэзия, и традиционная-то в первую очередь.

Один такой литературный кружок я иногда посещаю.

Я их про себя называю «серьёзниками». Они полагают, что новый истэблишмент весь составился из авангарда и ёрничества, которые всюду захватили власть и правят бал. Себя же рассматривают они как новый андерграунд: лишь они хранят теперь подземную, чистую струю подлинной литературы.Они наивны, но чем-то меня трогают – своей торжественностью, «священным огнём служения», «праведным гневом», «болью за судьбу великой литературы». Они чётко опознают тех, кто по ту сторону границы, но совершенно не видят другие, рядом лежащие точки андерграунда. – Да, большая публика будет проглатывать Кибирова, Виктора Ерофеева, Лимонова, Пелевина так же, или почти так же, как она поглощает Доценко и Маринину.

В недалёком будущем, возможно, публика почувствует вкус и к Пригову, и к Сорокину Вкус к Рубинштейну? – уже проблематично.Зато мне совершенно ясно, что никогда массовый читатель не заинтересуется, например, Всеволодом Некрасовым, Михаилом Сухотиным, Светой Литвак, Сергеем Бирюковым, Ры Никоновой – и многими другими, именно теми, с кем я продолжаю немой напряжённый диалог всякий раз как сам берусь что-то прикинуть на бумаге.

На этом можно было бы благополучно закончить, если поставить себе целью умолчать кое о чём более важном ( – отвернуться от него, нарочно постараться не заметить) Но моя цель иная: я бы лучше всё предыдущее зачеркнул, а оставил бы только вот что. – До сих пор речь шла об андерграунде, так сказать, сиюминутном и преходящем.Но ведь есть же андерграунд вечный, в который рано или поздно попадают все: это смерть, земля, могила, забвение. – Смерть всех равняет: богатого с нищим, умного с дураком, учёного с невеждой, гения с бездарностью.

И вот нынешняя читающая публика равным образом не читает и не желает знать ни всемирно-модного когда-то Максима Горького, ни его современника, тихого и утонченного маргинала Константина Вагинова Но, с другой стороны, ведь известно, что «у Бога нет мертвецов». Так и в архиве человеческой культуры – все живы, все присутствуют, каждому отводится клеточка, наподобие ячейки в колумбарии.

Зависит ли величина этой клеточки от того, насколько литератор был известен и признан при жизни? Это вопрос сложный. Первоначально, конечно, зависит, но потом В архиве часто происходят ревизии, которые иногда радикально изменяют способ ранжирования ценностей Хотя эти ревизии в меньшей степени затрагивают ценности более удалённые по времени Так что угадать трудно.Единственное, что можно здесь заметить, это что раньше архивирование было не очень надёжным и зависело от многих случайностей, перед которыми «андерграунд», разумеется, был более уязвим, чем «истэблишмент». Например, группа поэтов, включавшая Катулла (группа, несомненно, «андерграундовая» для своего времени) исчезла вся и почти бесследно.

Один Катулл сохранился благодаря случайности в единственном экземпляре, – а ведь он, по-видимому, не был даже лидером этой группы В Новое время надёжность архивирования возросла во много раз. Кроме того, сейчас, благодаря компьютерным технологиям, колоссально расширился ресурс памяти, – и можно, пожалуй, архивировать всё подряд без особого отбора. Ещё компьютер облегчает и доступ к информации, а потому отпадает необходимость единого ранжирования ценностей: вместо него появляется множество виртуальных ценностных иерархий (что, кстати, соответствует разрозненным эстетическим кружкам, то есть сплошному андерграунду). Лет через двадцать-тридцать, быть может, никакого приоритета ни у кого в архиве не будет, – все получат одинаковые, стандартные ячейки Поэтому мы, сегодняшние маргиналы и графоманы, с надеждой смотрим в потустороннее завтра: нас примет в объятия вечная память, которая сотрёт знаки различия между маршалами, солдатами и дезертирами.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.levin.rinet.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Андеграунд, вечен, вечны, новации, поиск0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Поиск философского камня - поиск своего я
Взято с http spagyria ru и родственных сайтах by Semistrel... Спагирия это искусство Искусство получения медицинских препаратов с помощью... quot Поиск философского камня поиск своего я quot...

Журналист в поисках информации
Последние обладали лишь правом "оперативно получать достоверные сообщения о деятельности государственных органов, органов общественных объединений… Такой подход был удобен для государства и его чиновников, так как предоставлял… С этого времени граждане, требуя предоставления информации, могли ссылаться непосредственно на Конституцию даже при…

Суд присяжных: традиция или новация
И поэтому главной особенностью и важностью института суда присяжных является возможность осуществления властных полномочий не через представительные… Одной из форм такого участия граждан является включение в деятельность суда… И чем сильнее это ограничение, тем более независимо правосудие. Суд присяжных – это противовес государственному…

Поиски оснований морали
Философы XVII века - «адвокаты человеческой приро¬ды», которой суждено действовать по своим естествен¬ным законам, доступным для разумного… В качестве познавательного идеала выступает математическое знание. … Этическую проблематику Гоббс рассматривает в произведениях «Левиафан, или Материя, форма и власть государства…

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви... По произведениям Булгакова "Мастер и Маргарита" и Куприна "Гранатовый браслет"
А собрав все эти недосказанности вместе, мы получаем тайну – одну из самых прекрасных тайн этого мира. Именно её я и считаю главной в человеческих… Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя святость, своя… Может быть, просто хочется верить, что в мире осталось хоть что-то светлое. И эту веру дает мне роман М.А.Булгакова…

Поиск неисправностей в РЭС методом внешних проявлений
Достичь этих параметров можно только проведением настройки и регулировки. Целью НРО является доведение выходных параметров РЭА до оптимальных… Регулировка - процесс доведения параметров РЭА до оптимальных заданных ТУ без… Следует различать технологическую и эксплуатационную регулировки. В первом случае добиваются наилучших показателей…

Фундаментальные науки. Поиск признаков и оснований
В условиях достаточно жёстко ограниченного времени, отводимого на общее и профессиональное образование, это приводит к перераспределению объемов… Они заметно влияют на общий уровень и темп обучения. Но также точно и то, что… Этим не умаляется роль дисциплин гуманитарного и социального цикла, но приоритет отдается так называемым точным…

Поиск документов в справочной системе «Гарант»
Сложный юридический язык, большое количество правовых норм, встречающиеся в них противоречия нередко делают трудным восприятие законодательного… Каким образом производится просмотр и сортировка найденных документов При… Как производится сохранение списка документов в папке Для сохранения документа (списка, выделенного фрагмента)…

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».)
Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает.… Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего… У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в…

Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры
В Западной Европе господствовали сотни феодалов и королей. Замки доминировали над пейзажем, и все города были окружены крепостными… Большая часть искусства и архитектуры имела прямую связь с христианской церковью.Цель контрольной работы состоит в…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Информационный поиск в правовой сфере Документы, подобранные в этой базе, представляют собой наиболее часто спрашиваемые документы в их действующей редакции.Совершенный механизм… Сама база не ограничивается 10 документами, любой пользователь “Эталона”,… Полнота и достоверность информации в базе обусловлена возложенной на НЦПИ задачей по информационно - правовому…
  • Нидерланды - вечная борьба с морем Здесь море всегда вело себя очень агрессивно - затопляло низкие берега, отрывало большие участки земли.Начиная с 3-го тысячелетия до н.э когда… Но суша не сдавалась и вносила свою лепту в процесс формирования берегов.… В VII - X веках море снова начало брать реванш. В начале 2-го тысячелетия его наступление приняло гигантские размеры…
  • Поиск неисправностей с использованием данных моделирования исправного устройства Тогда можно получить несколько разных под-схем. Очевидно, любая из них будет содержать по крайней мере одну факти-ческую неисправность. Если для… Для реализации способа подсхем необходимо знать выходы с непра-вильными… Метод предполагает не-обходимым задание в качестве исходной информации не только данных мо-делирования и структуры…
  • Поиск первоосновы мира в античной философии На этом этапе происходит становление философской категориальной системы. Следует особо отметить значение первых космоцентрических философских… Следующей за милетской школой философии была элейская, более определенно… Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы,…
  • Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая —.лишь… Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге… Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья».…