рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ермак в истории и литературе

Ермак в истории и литературе - раздел Культура, Ермак В Истории И Литературе В Свое Время М.м.сперанский Писал: "сибирь Есть ...

Ермак в истории и литературе В свое время М.М.Сперанский писал: "Сибирь есть просто Сибирь, то есть прекрасное место для ссылочных, выгодное для некоторых частей торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования " Граф выразил общее мнение: прослужив с 1819 по 1821 г. сибирским губернатором, он, как многие до него и после него, убедился, что огромные пространства русского Востока могут быть для государства только полезной, в идеале хорошо управляемой, но - колонией, то есть территорией, откуда можно брать то, что необходимо (пушнина, "мягкая рухлядь"), а направлять туда то, что таковым не является (уголовные и политические преступники). Эта утилитарная стратегия комфортно соседствовала с традиционными для консервативного общества предрассудками насчет далеких земель, в которых обитает множество "зверообразных людей", зверей и птиц дивных, "иже обретаются в том Сибирском царстве" как писали еще книжники допетровской Руси. Для правительства - прагматический интерес (в XVII в. сибирская пушнина наполняла до 1/4 государственной казны); для простонародья - мифы о стране, где круглый год зима и нет солнца.

Сила этих стереотипов была настолько сильна, что даже в конце XIX в. американский путешественник Джордж Кеннан с удивлением писал: " Ничто не поражает так сильно путешественника, который в первый раз переезжает в июне через Урал, как сибирский зной и необычайная красота, разнообразие и ароматичность сибирской флоры". По-видимому, для неискушенного иностранного наблюдателя было бы более естественным сразу оказаться посреди ледяной пустыни Излишне говорить, что длительное существование подобных представлений мало способствовало развитию культуры на отдаленной русской периферии. Ей как бы изначально было отказано в роскоши иметь что-то свое - литературу, искусство, науку.

Тем не менее, все это за Уралом появилось.

Как и почему? Не ослабевавший, год от года нараставший поток переселенцев, интенсивные процессы этнического смешения, высокоинтеллектуальные представители политической ссылки XIX в формирование местной интеллигенции, основание в 1878 г. Томского университета превратили Сибирь в своего рода культурный "котел". Протекавшие в нем в течение XIX в. процессы культурогенеза сделали возможным появление на литературной сцене XX в. писательских фигур, бесспорно, первого ряда: Шукшина, Астафьева, Распутина, Вампилова и др. В научных изданиях, которым посвящена данная заметка, освещается самый ранний, еще древнерусский период складывания оригинальной культуры на самом восточном рубеже Московского государства.

Книга "Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века", подготовленная известными филологами Е.К.Ромодановской и О.Д.Журавель, является продолжением фундаментальной серии "История Сибири.

Первоисточники", выходящей в свет уже около десятилетия.В издании освещается многообразная литературная деятельность первых сибирских писателей, организованный и целенаправленный характер которой определялся возникшей в Тобольске в 1621 г. архиепископской кафедрой.

С публикации ключевых текстов традиции, собственно, и начинается эта книга. В "Синодике Ермаковым казакам" (1622) и летописи Саввы Есипова (1636) главное внимание средневековых авторов уделено фигуре завоевателя Сибири Ермака.Книжники начала XVII в. находились в очень непростой ситуации. Панегирические тексты (а Синодик вообще посвящается христианским подвижникам и читается в церкви в неделю православия во время великого поста) адресовались герою, личность которого уже в начале XVII в. окружали малопривлекательные для церковного писателя легенды.

В народных исторических песнях Ермак - каспийский разбойник и едва ли не бунтовщик. " Правою рукою у него был Стенька Разин, а за Стенькою Разиным Ванька Каин, Иван Мазепа, Гришка Отрепьев" так говорится о победителе Кучума в одном из таких текстов.Народное сознание словно не может поверить, что мифические окраинные земли были завоеваны в результате спланированной правительственной акции, и доверяет эту миссию типичному своему герою - отщепенцу и маргиналу.

В него-то, сообразно народной логике, и превращается фольклорный Ермак. Литераторы Тобольской архиепископии мыслят принципиально по-иному: завоеватель "поганых" с церковной точки зрения земель совершает подвиг, равный апостольскому.Может ли просветитель Сибири иметь разбойническое прошлое? Очевидно, что нет. И вот здесь начинается интенсивная переработка исторического Ермака, о котором у нас и так-то почти нет никаких сведений, в личность литературную.

Далее всех продвинулся в этом направлении Савва Есипов, основатель официального сибирского летописания. Ермак у него - орудие Господа, "меч обоюдоострый", при этом личность, обреченная на жертвенный подвиг.Прекрасно прокомментированный издателями текст летописи позволяет проследить эволюцию авторского замысла, реализацией которого является не портрет и не биография казацкого атамана (совершенно излишне искать их у Есипова), а концептуальная история всего русского движения на восток как утверждения православной веры. Фигура Ермака в спектре всех этих осмыслений уникальна. Если Разин был для властей вором и бунтовщиков, а для простонародья заступником, то Ермак оказался симпатичным и тем, и другим в равной мере. Вот только видели в нем противоположные стороны разное.

Эта раздвоенность оценок может невольно напомнить отношение к Сибири на ранних (и не только) этапах ее освоения. Ее привлекательность для государства как места ссылки неугодных уравновешивалась привлекательностью для простого человека в качестве потенциального пространства побега.

Не в этой ли среде и был прежде всего затребован образ каспийского пирата Ермака, о котором пели: "Во Казань-то идти нам - быть пойманным. Во Москву-то идти - быть повешенным.Не лучше ли нам, братцы, во Сибирь идти. Во Сибирь идти, царя Кучума воевать?" Два других интереснейших раздела книги посвящены первым опытам сибирской житийной литературы и письмам тобольских архиепископов в Москву.

Культурное освоение далеких "землиц" было немыслимо в позднее средневековье без выработки пантеона местных святых, каждый из которых имел определенную местную приуроченность. Только так "земля незнаемая" могла обрести свою духовную географию и из terra incognita сделаться частью христианского государства.В издании помещены "Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы", "Житие Симеона Верхотурского" и "Житие Василия Мангазейского". В посланиях сибирских архиереев содержится множество ценных для историка-медиевиста подробностей об утверждении православной церкви за Уралом, есть и любопытные примеры осознания христианским человеком своей драматической оторванности от центра.

В 1644 г. архиепископ Герасим писал в челобитной царю Михаилу Федоровичу, жалуясь на своих сибирских врагов: "Земля, государь, далнея, а люди, государь, своеобычные, тяжкосердии все, ссылние". "Далней" Сибирь называет архиерей, четыре года назад приехавший из России и проживший за Уралом безвыездно 10 лет до самой своей смерти в 1650 г. Сибирь предстает как нечто запредельно далекое даже для наблюдателя, находящегося на ее территории, что, вообще говоря, создает эффект обратной перспективы: по-настоящему далекая Москва в сознании такого человека ближе, чем Сибирь, где он присутствует в данный момент.

Многие материалы "Литературных памятников Тобольского архиерейского дома" публикуются впервые, многие представляют собой републикацию источников, помещенных в свое время в сборники, сегодня практически недоступные.

И, наконец, самое главное: объединение под одной обложкой ранее разрозненных текстов создало ощущение единой стратегии, которой была проникнута созидательно-культурная деятельность христианского писателя в Сибири эпохи первых Романовых. Монография Е.К.Ромодановской "Сибирь и литература.XVII век" логично дополняет издание ключевых текстов периода в "Литературных памятниках " Книга состоит из 15 исследований, написанных ученым с 1970 по 1993 г. Основное из них - по роли и по объему - "Русская литература в Сибири первой половины XVII века", уже выходившее в 1973 г. отдельной книгой.

Внимание ученого сосредоточено на уже упомянутых произведениях: Есиповской летописи, Синодике Ермаковым казакам, житийной литературе. Вновь в центре - фигура Ермака.Завоевателю Сибири посвящены отдельные разделы монографии: "Летописные источники о походе Ермака"; "Строгановы и Ермак". Интересной выглядит попытка исследовательницы реконструировать реальную биографию казачьего атамана.

По данным ряда источников, впервые привлеченных Е.К.Ромодановской, Ермак может быть выходцем из Двинских земель. Эта версия дополняет старинные известия о Ермаке-коренном уральце, донском казаке и т.д. Вместе с тем, сам факт наличия у завоевателя Сибири нескольких "родин" говорит не столько о многообразии данных о нем, сколько о весьма далеко зашедшей беллетризации личности Ермака, когда целый ряд местностей могут объявлять его "своим". Книга В.В.Блажеса посвящена как раз такому Ермаку - герою народных сказаний, легенд, исторических анекдотов. Здесь по всем законам устной прозы он предстает в окружении огромного воинства (7 тысяч человек - много больше, чем всех русских на Урале в конце XVI в.), победив Кучума, превращается в сибирского князя, с разбойниками он связан с детства и даже был у них кашеваром, жил в пещере, прятал клады и т.д. Очень убедительны мысли ученого о формировании всей этой системы мотивов.

Рассказы о разбойничьей вольнице бытовали в устной среде задолго до Сибирского взятия, о самом Ермаке-каспийском пирате источники этого времени молчат, нет и устных свидетельство разбоях Ермака, которые точно можно было бы отнести ко времени до 1581 г. (захвата Сибири). И только сам факт успешного похода казачьей дружины за Урал поставил ее предводителя Ермака в центр народных повествований об отщепенцах с восточных границ Руси. Началось "стягивание" "воровских" мотивов к имени Ермака и оформление "канонического" образа завоевателя Сибири как бывшего разбойника, искупившего вину перед царем покорением вражеского царства.

Именно в таком виде Ермак, а точнее - синтезированный народной фантазией образ Ермака, вошел в литературу XIX в. Фигура Ермака длительное время сохраняла колоссальную популярность в Сибири.

По свидетельствам путешественников XIX в портреты казачьего атамана находились едва ли не в каждой избе, начиная с Пермской губернии.

Летопись Есипова также бытовала за Уралом во множестве списков. Вся совокупность этих сюжетов - как церковных по своему происхождению, так и народных - десятилетие за десятилетием, век за веком создавала почву для процессов культурогенеза на востоке России, исподволь формируя в Сибири условия "для жизни и высшего гражданского образования" , о которых с суровым скепсисом отозвался когда-то М.М.Сперанский.Не в последнюю очередь примерами тому служат упомянутые в этой заметки образцы гуманитарной научной мысли Сибири.

Список литературы Анисимов Кирилл. Ермак в истории и литературе.

– Конец работы –

Используемые теги: Ермак, истории, литературе0.055

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ермак в истории и литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Трансформация истории в современной литературе
Теперь писатели задумываются над тем, сколь закономерным было развитие истории, и моделируют альтернативные пути разрешения переломных для истории… Во что должен верить читатель - не только вопрос о том, кому он должен верить.… По аналогии с диалектическим и историческим материализмом он называет ее романтическим материализмом. В аннотации…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в веке Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление... Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата... Несмотря на принятие христианства языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор...

Использование художественной литературы на уроках истории
В итоге выбор был сделан в пользу истории. Но моя любовь к литературе сохранилась. Я поняла, что в будущем став учителем истории, я смогу частично… Нравственно-воспитательное и познавательное значение ее неоценимо.И когда я… И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим…

ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в веке Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление... Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата... Несмотря на принятие христианства языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор...

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Пол, власть и концепция "разделенных сфер": от истории женщин к гендерной истории
Но несмотря на то, что приверженцам этого направления удалось достичь несомненного успеха в освещении многих неизвестных страниц истории женщин… Они стремились связать женскую историю с историей общества и объяснить наличие… На рубеже 70-80-х годов феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Литература как вид искусства.Место литературы в ряду других искусствю Литература работает со словом главное е отличие от других искусств. Значение слова было дано ещ в Евангелие божественное представление о сути слова.… Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения… Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами иконическими знаками, без которых невозможна литература Понять,…
  • Детская периодика и критика в истории детской литературы Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке.Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не… К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано… Цель предложенной работы – проследить историю детской периодики и критики с самого зарождения и выделить тенденции ее…
  • Экзаменационные вопросы и билеты по истории зарубежной литературы за весенний семестр 2001 года Раскройте художественные особенности одного из них (на примере какого-либо произведения по выбору). 23. Особенности литературы Возрождения в… Почему, на Ваш взгляд, Дефо обращается именно к такому типу героинь? 39.… Особенности жанра притчи. 40. Жанровое своеобразие романа-памфлета (раскройте на примере анализа романа Свифта…
  • Место истории Древнего Египта в мировой истории У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…
  • Введение в изучение истории русской литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... а основная литература...