рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архаические обряды

Архаические обряды - раздел Культура, РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества Преднамеренное Подра­жание Старым Обрядам, Старинным Народным Формам, Мане...

преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.

 

. Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга, досуга-игры, отражают ход изобретатель­ности мысли, действия, их творческих начал. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами выстрелов из ружей, оповещающих о появлении на свет мальчиков, украшения дере­вьев игрушками, цветами — о появлении девочек.

 

 

. Истоки ар­хаических обрядов установить нелегко. Они зачастую присут­ствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, ново­годние обряды: костюмирование, наряжение елки, открытие ел­ки, преподнесение или разыгрывание подарков из-под елки или с веток елКи, игровые хороводы, колядование, песни вокруг ел­ки. День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хорово­ды у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице. Существуют арха­ичные обряды свадеб, в которых участвуют дети. Архаичные об­ряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональ­ную дистанцию между прошлым и настоящим.

"Главное назначение... культуры фактически сводится к тому, чтобы не допускать перемен.

. Современные дисковечера молодежи заимствовали хоровые обряды, хотя и в новой аранжировке. В этом ценность связи архаики и современ­ности.

 

2. Утилитарные обряды (прикладные).

 

Досуг детей, особенно их игры как бы ни были надутилитарны, конечно же, смыкаются с реаль­ной жизнью. Но не просто ее продолжают, а как бы переводят своим образным языком, ритуалами на язык детей, на их осоз­нание действительности в синтезе яви и творческого вымыс­ла

Функции утилитарных обрядов предстают в опыте ребенка как закрепленные в традиционной (архаической или классичес­кой) культуре способы самореализации и взаимосвязи личност­ных интересов и потребностей в досуговой деятельности. На­пример, на всех территориях страны, где действуют общеобразо­вательные школы, в июне месяце проходят церемонии актов официального выпуска школьников в жизнь (обряд районного или городского митинга, прощального бала, акта напутствия и т.п.).

В этих обрядах сталкиваются традиционно-духовное и ути­литарное..

Утилитарно-игровые обряды можно подразделить на:

1) обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, познавательные состязания, конкурсы веселых и наход­чивых, "Что? Где? Когда?" и им подобные);

2) обряды, включающие ребенка в систему разнообразных со­
циальных ролей и отношений (встречи и проводы гостей, чест­
вования победителей, ролевые игры и др.);

3) обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации, игровые импровизации, танцы и
др.).

Но во всех утилитарных обрядах (профессиональных, трудовых, ритуальных и т. п.) самоценны игровые ощущения, иг­ровое поведение, игровая символика, т.е. не просто осмысление
различной деятельности, а ее переживание
.

 

Ритуалы. "Ритуал (от лат. — "обрядовый") –

1) со­вокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта;

2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; це­ремониал"26.

"Ритуал — установленный порядок совершения каких-нибудь действий. Торжественный ритуал награждения. Свадебный ритуал"27.

Ритуал —" ... вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упо­рядоченная система действий (в т.ч. речевых); выражает опреде­ленные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений.

 

 

Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.

В современном обществе сохраняется главным образом в области Церемониальных форм официального поведения и бытовых отно­шений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический про­токол и т.п.)25.

 

Каждый ритуал склады­вается из простейших общественных процедур, т.е. принятых и проведенных в установленном (или спонтанном) порядке необхо­димых действий. Процедуры обеспечивают развитие ритуала.. Процедура (от лат. — "продвигаюсь") — установленный порядок ведения, рассмот­рения какого-либо дела, действий. Ритуал в досуговой деятель­ности обычно красочная процедура, включающая в себя игровые компоненты.

 

Церемониал, по данным вышеназванных словарей, это офи­циально принятый распорядок церемонии (торжественного прие­ма, шествия и т.п.)26

. Церемония (от лат. — "благого­вение", "культовый обряд"):

1) ''установленный торжественный порядок совершения чего-либо; 2)~ — внешние услов­ности, принужденность в поведении, жеманство30.

Энциклопеди­ческий словарь между понятием "церемониал" и "церемония" ставит знак тождества. В Малом толковом словаре русского языка нет церемониала, но есть церемония, которая рассматри­вается примерно так же: "Церемония — 1) установленный поря­док совершения какого-нибудь обряда, акта, торжества и самый такой обряд, акт, торжество ... 2) принужденность, стеснение в поступках, обращении ,..

. Значит, церемониал — тот же тор­жественный обряд, акт, торжество, отвечающие традициям и требованиям этикета, принятого порядка.

 

Для нас важен глав­ный смысл ритуала (церемониала); отражение исторически сложившихся форм символического поведения, отражение соци­альных и культурных ценностей. Ритуал — часть обряда, включащая в себя разнообразные знаки, символы, сигналы, ат­рибуты социальной и досуговой практики детей. Он, как и об­ряд (обычай), процедурен и часто содержит в себе игровые смыслы. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем неко­торые из них:

1-й. Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями

Люди выносят хлеб-соль навстречу гостям или молодоженам, свидетельствуя этим свое хлебосольное отношение к ним. Дети вручают гостям цветы, выражая тем самым им уважение. Лю­ди, здороваясь, протягивают открытую ладонь, демонстрируя отсутствие оружия, значит, мирные намерения.

2-й. Критерий устоявшихся нравственных ценностей. За народными ритуалами стоят общечеловеческие ценности — до­брота, уважение, милосердие и т.д. Эту ценность совсем не обя­зательно объяснять, ритуал доказывает ее своими процедурами. В новую квартиру первыми пускают кошку или щенка, дабы живой дух вошел в жилище с "меньшими братьями". На пра­здник дарят цветы как отражение красоты земли, красоты от­ношения. В день рождения или праздничный день дарят друг другу подарки.

3-й.' Критерий целесообразности это психологический критерий.Процедуры ритуала должны, во-первых, соответство­вать поставленной цели, во-вторых, быть вполне разумными и практически полезными. Перед хоккейным или иным спортив­ным состязанием команды обмениваются вымпелами и привет­ствиями, и это акт уважения к спортивному противнику, а по­сле встречи обмениваются спортивными майками, и это акт "разрядки", окончания условного ристалища.

4-й. Критерий свободы. Ритуал выполняется органично, ког­да нет принуждения, когда традиция автоматически подчерки­вает его необходимость в том или ином деле. Ритуализации подвержены многие явления школьной практики, культуры в целом, детского досуга в частности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества

РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архаические обряды

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем
обзорно эти теории. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта тео­рия возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что иг­ра есть явление, замещающее, компенсирующее а

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети­ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих прос

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.
В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно ска­зать, что роли определяю

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).
Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизнен­ных позициях. Содержание игрового процесса — реальные дей­ствия, реальные операции д

И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и и

Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны.
Карты предполагают раз­витую логику мышления, математический расчет, память. В Ка­наде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой ку

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.
Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности: - атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые акс

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа.
  Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было

Сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.
  3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения тип

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
    Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит эт

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.
Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого зво

Основные принципы организации игры.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Иг­ровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было прину

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги