рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов - раздел Образование, А. И. Чечётин   Вероломное Нападение Немецко-Фашистских Захватчиков, Ве­ликая...

 

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­совых празднеств и театрализованных представлений в нашей стране. В годы войны, особенно на фронтах, агитационно-пропа­гандистские функции выполняли главным образом профессио­нальные артисты театров и филармоний. Наибольшее распро­странение имели фронтовые концертные бригады.

Но это, конечно, не значит, что самодеятельность совсем свер­нула свою работу. Самодеятельные артисты выступали с концер­тами даже на временно оккупированной фашистами территории, стремясь поднять дух населения, помочь людям выстоять.

В последние годы войны и сразу же после нее самодеятель­ность снова начинает набирать силы и размах, создаются и от­дельные виды массовых театрализованных представлений. Этот размах достигает наибольших масштабов в середине 50-х годов. Непрерывный рост материального благосостояния советских лю­дей, сокращение- рабочего дня, строительство новых стадионов, Дворцов спорта, открытых сценических площадок — все это яви­лось объективной предпосылкой к возобновлению и расширению массовых представлений и народных празднеств как одной из важнейших форм идейно-политической организации и самоорга­низации масс. Театрализованные празднества и представления выявляют общественную энергию советских трудящихся, дают вы­ход массовой тяге к творчеству, служат распространению коллек­тивного опыта в построении социализма, являясь формой общест­венных встреч, где можно отметить передовиков производства, науки, культуры. Эти празднества и представления являются и массовой школой политического воспитания, они дают возмож­ность выразить коллективное общественное мнение, заклеймить врагов социализма и высказать солидарность с прогрессивными силами зарубежных стран.

В середине 50-х годов появляется новый вид массового празд­нества— театрализованное спортивное представление. Так, в 1957 году, в честь 250-летия Ленинграда, на только что построен­ном стадионе им. С. М. Кирова был организован большой теат­рально-спортивный праздник. Автором сценария и главным ре­жиссером был народный артист СССР Г. А. Товстоногов.

С лета 1958 года на стадионе им. С. М. Кирова ежегодно про­водились большие эстрадные представления, получившие на пер­вых порах название «Встреча с любимыми героями кино, театра, эстрады».

Но самым грандиозным и самым ярким празднеством 50-х го­дов был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Моск­ве (август 1957 г.). За две недели фестиваля было проведено

семнадцать разнообразных массовых празднеств в разных местах столицы нашей Родины. Ежедневно проводилось от 350 до 400 концертных выступлений, встреч и спортивных состязаний, как во Дворцах культуры и клубах, так и на площадях и стадионах.

Открытие и закрытие фестиваля проходило на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, праздник труда и сельской моло­дежи— на территории ВДНХ, праздники русского балета и цир­кового искусства — на стадионе «Динамо», праздник песни и танца — в зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького, праздник девушек — в Центральном театре Советской Армии, в парке и Доме культуры Советской Армии, водный праздник — на Москве-реке и т. д.

Многонациональный состав участников фестиваля, разнород­ность традиций, большое' количество исполнителей, представляю­щих как самодеятельное, так и профессиональное искусство всех континентов Земли, обусловили многожанровость представлений и празднеств, поиски выразительных и доходчивых форм вопло­щения.

В программу фестиваля были включены массовые гимнастиче­ские выступления в соответствии с традициями, восходящими к далеким временам: элементы спортивных состязаний были состав­ной частью и доисторических народных обрядовых празднеств, и древнегреческих массовых состязаний-представлений, и более поздних празднеств многих народов.

Организаторы фестивальных празднеств знали, что очень мно­гое в лроведении всего мероприятия зависит от первого его дня, прежде всего от торжественного открытия форума. Открытие должно было создать праздничное настроение, атмосферу взаим­ного доброго отношения и дружбы и тем самым определить на­правленность следующих дней. И это, безусловно, удалось сде­лать.

Грандиозный митинг-манифестация молодежи на Манежной площади, в котором приняли участие около полумиллиона чело­век, явился кульминационным моментом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Это произошло на десятый день фестива­ля, когда отмечалась двенадцатая годовщина трагедии Хиросимы. Митинг стал могучей демонстрацией мирных устремлений моло­дежи планеты, ее решимости предотвратить угрозу атомной вой­ны. Кульминационным моментом митинга-манифестации была ми­нута молчания, которой участники фестиваля по предложению девушки из Хиросимы Хисако Нагаты почтили память ее сооте­чественников, павших от взрыва атомной бомбы.

Заключительным аккордом Международного фестивая и зна­чительным событием в жизни столицы стал Большой московский карнавал. В этот день Москва оделась в карнавальный наряд. Задолго до официального открытия празднества из разных кон­цов города двинулись к Манежной площади колонны ярко деко­рированных автомашин. Под звуки фанфар и бой барабанов, под звон серебряных бубенцов глашатаи-зазывалы напоминали о приближающемся торжестве, разбрасывали листовки с остроумными «Заповедями канавала».

На открытых грузовиках были установлены гигантские фигу­ры из папье-маше: Гулливер и лилипуты, вратарь с мячом, шах­матист, Дон Кихот на своем Россинанте, Конек-Горбунок, Жар-птица, Арлекин, Иванушка и многие другие литературные, ска­зочные, «спортивные» персонажи. По мере продвижения карна­вальных колонн по улицам города в них беспрерывно вливались все новые и новые группы участников карнавала.

На Манежной площади состоялось торжественное открытие Большого московского карнавала.

После выстрела «волшебной» карнавальной пушки на Манеж­ной площади по всей Москве чуть ли не до рассвета гремели ор­кестры. Песни и танцы сменялись массовыми играми, забавами, викторинами. На легких, специально для карнавала сооруженных эстрадах выступали столичные артисты, зарубежные гости, участ­ники художественной самодеятельности. Всем было весело, у всех было замечательное настроение — такое, какому и надлежит быть на карнавальном празднике.

Веселым, жизнерадостным, близким по своему оформлению и духу к карнавалу был водный праздник на Москве-реке. Декори­рованные суда, плавучие эстрады с оркестрами, эстрадными и цирковыми группами, остроумными масками, большая карнаваль­ная процессия, иллюминация, музыка, песни, шутки — все это бы­ло составными элементами празднества на набережных и на реке.

Финалом всего фестивального празднества стали грандиозный фейерверк и исполнение «Прощальной фестивальной песни».

По инициативе советских и общественных организаций в кон­це 50-х — начале 60-х годов к юбилейным датам ряда городов были созданы массовые инсценировки, например инсценировка к 950-летию Ярославля (1960). Наиболее удачными в ней были эпи­зоды «Александр Невский» и «1905 год», исполнявшиеся рабочими «Красного Перекопа» (1-й Ткацкий комбинат)—деть­ми и внуками участников подлинных событий первой русской ре­волюции. Одним из удачнейших в инсценировке был эпизод, по­священный Великой Отечественной войне.

Важно отметить, что почти вся работа, связанная с подобны­ми массовыми инсценировками, выполнялась на общественных на­чалах, при повседневной деловой помощи, которую оказывали постановщикам работники городских партийных, советских и об­щественных организаций.

В 60-х годах получил распространение и такой вид театрали­зованного представления, как Пролог. Он посвящался какому-ли­бо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в по­казе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых

достижений, чествовании передовиков труда и т. д. Так, в Проло­ге, поставленном режиссером И. Рахлиным в Севастополе (1961), перед зрителями ожили картины легендарной обороны Севастопо­ля (1854—1855), возникли образы прославленных героев-адмира­лов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем зрителям были показаны эпизоды героической защиты Севастополя во время Ве­ликой Отечественной войны: взятие Сапун-горы, уничтожение вражеских танков и другие эпизоды'.

В 1962 году праздникам искусств посвящались театрализован­ные Прологи, поставленные в Кишиневе и Краснодаре. Во Вла­димире темой Пролога была борьба за мир.

С начала 60-х годов в Кремлевском Дворце съездов регуляр­но организуются праздничные тематические театрализованные концерты. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду», показанный делегатам V Всемир­ного конгресса профсоюзов (режиссер— А. П. Конников). В 1962 го­ду состоялся торжественный концерт-представление участников художественной самодеятельности профсоюзов СССР для делега­тов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер тот же).

Целый ряд таких тематических театрализованных концертов создают народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР Г. П. Анисимов и другие режиссеры.

Возобновление и успешное проведение на новом историческом этапе целого ряда ставших традиционными и новых массовых празднеств и театрализованных представлений, несомненно, обо­гащало советских людей новым опытом общения и проведения свободного времени, выполняло агитационно-пропагандистские функции, способствовало формированию коммунистического миро­воззрения, приобщало массы к высоким образцам культуры и ис­кусства.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. И. Чечётин

ПРЕДИСЛОВИЕ... Всоциалистическом обществе по словам В И Ле нина начинается быстрое... Сложность данной проблемы обусловлена широ той самого явления и многообразием его функций социально нравственная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. И. Чечётин
  Основы Драматургии Театра

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
  Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
  Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории челове

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
  Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
  Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
  Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
  В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
  Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
  Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
  Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
  В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
  Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
  Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
  Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления
  С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно все

Номер в сценарии театрализованного представлении
  Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
    Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
  С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
    В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
  Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну об

Выразительные средства агитационно-художественного представления
  В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
  Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
  При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии
  Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

Празднества
  А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­

Празднества
  Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги