рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Празднества

Празднества - раздел Образование, А. И. Чечётин   А. В. Луначарский, Делая На Основе Первых Революционных Празд...

 

А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­зованного празднества. Это, во-первых, торжественно-героический акт как «массовое выступление в собственном смысле слова, кото­рое предполагает движение масс из пригородов к какому-то еди­ному центру, а если их слишком много — к 2—3 центрам, где со­вершается какое-то центральное действие типа возвышенной си­мволической церемонии...». И, во-вторых, часть «более интимного ха­рактера — либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода революционное кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, про­сто на столах, бочках и т. п. Здесь возможны и пламенная рево­люционная речь, и декламирование куплетов, и выступление кло­унов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и какой-нибудь остро сатирический спич, и многое другое...».

В этом первом и еще самом общем теоретическом взгляде на революционное советское празднество выделены действительно важнейшие его части, намечен характер его построения, подхода к организации и проведению. Но сегодня даже не специалисту видно, что в первой части празднества слиты воедино два само­стоятельных элемента: движение масс к единому центру и «цент­ральное действие». Это закономерно, так как в эстетическом аспекте в качестве театрализованного представления революцион­ное празднество в то время не могло рассматриваться.

Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как от­крытие празднества), кульминацию и финал.

Что же касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных пред­ставлений других видов, более локального характера, рассредото­чен в общей мозаике компонентов.

Некоторые специалисты видят известное сходство в построении массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жиз­ненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общно­сти людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отра­жения действительности вполне правомерно.

В первой части симфонии — в экспозиции — основные конт­растные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное про­вести общее, т. е. основную идею.

С театрализованным празднеством перекликается и такая му­зыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема празд­ника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднсп ва: если театрализованный концерт, литературно-музыкальп.тл композиция или агитационно-художественное представление зри тель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. «Если в театрализованном концерте необходимо сфокусирон.тп. внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празд нике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник».

Участник театрализованного празднества, проводимого в пар­ке или на площадях города, редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по территории празднест­ва, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное представление, мероприятие, те или иные игры, аттракционы, зрелище и т. п.

Выстраивая празднество, сценарист должен прежде всего ду­мать о том, как объединить эту массу зрителей, помочь им рас­средоточиться и одновременно воспринять основную тему всего празднества, как подчинить второстепенное, разнородное главно­му и единому. А это значит, что сценарий театрализованного празднества нужно строить так, чтобы определенные средства художественного воздействия распространялись на всех присут­ствующих.

К таким средствам относятся: оформление территории, эстрад и сооружений; передвижные театрализованные процессии или группы костюмированных; умело составленный радиоконферанс, печатный путеводитель или либретто, в котором в хорошей лите­ратурной форме излагается содержание и программа празднества. Всей массой зрителей воспринимаются также: пиротехническое представление, представление на воде и заключительный фейер­верк, театрализованное шествие (демонстрация, парад).

Эти общие средства воздействия дополняются теми впечатле­ниями, которые пришедшие в парк или на площадь получают, прослушав и просмотрев какую-либо программу концерта и т. п.

Отмеченные выше основные особенности драматургии массово­го театрализованного празднества определяют и специфику его композиции. В рамках основных элементов единого действия оп­ределяются здесь «степень эмоционального накала каждого эпи­зода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие»1.

Итак, архитектоника массового театрализованного праздне­ства в общих чертах напоминает композиционную структуру дра­мы, но важнейшие ее элементы здесь более обобщены и творче­ский монтаж осложнен огромным различием природы, характера и формы материала.

И все-таки крупнейший режиссер массовых театрализованных празднеств И. М. Туманов между началом, экспозицией праздне­ства и его кульминацией выделяет элемент развитие. Имеется в виду, очевидно, развитие действия. Правомерно ли при такой обобщенной архитектонике выделение элемента развитие дей­ствия! Разумеется, да, если не отождествлять эту часть праздне­ства с развитием действия сюжетной драмы. Развитие действия выстраивается, монтируется и готовит кульминацию не меньше, чем обычная развернутая экспозиция празднества.

Что касается самих элементов композиции театрализованного массового празднества, то их можно охарактеризовать следующим образом.

В массовых театрализованных празднествах тема начинает раскрываться с экспозиции, функции которой могут выполнять «ху­дожественное оформление территории праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово», театрализованное шест­вие участников, торжественные ритуалы, марши-парады и т. п.

Развитие действия включает в себя театрализованные рапорты предприятий или городов, всевозможные игровые моменты, мас­совые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое.

Кульминация как наивысший эмоциональный момент в разви­тии действия представляет собой конкретное выражение темы; по словам И. М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и вовлекает зрителей в действие, в «орбиту своего влияния». «В практике драматургии кульминация есть своего рода критерий обоснованности всех элементов данного драматического постро­ения».

К кульминации следует так психологически подготовить зри­теля, чтобы возник момент соучастия, который выражается обыч­но в массовом активном пении, в каких-либо коллективных дей­ствиях.

Завершающий единое действие момент финал — весьма важ­ная часть в построении массового театрализованного празднест­ва. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то, для чего было организовано празднество, к чему стремились его постанов­щики. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как явля­ется наиболее подходящим временем для максимального проявле­ния активности всех участников празднества.

В массовом празднестве, как и в любом театрализованном представлении, затянутый, многоступенчатый финал расслабляет впечатление, разрушает концепцию. Она должна «достраиваться» удачно найденной последней точкой, завершающим штрихом.

Желательно придавать финалу мобилизующий характер. Не случайно театрализованные празднества 20-х годов часто закап­чивались парадом войск или демонстрацией трудящихся, а позд­нее— театрализованными шествиями, карнавальными процессия­ми и т. п.

Творчески осмысленная и четко выстроенная композиционная структура массового театрализованного празднества является ра шающей предпосылкой непрерывности его действия, ясности и за­конченности художественного образа. В такой композиционно! структуре конфликтность выступает как специфическая форма от ражения противоречивой, движущейся, изменяющейся дейстпп тельности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. И. Чечётин

ПРЕДИСЛОВИЕ... Всоциалистическом обществе по словам В И Ле нина начинается быстрое... Сложность данной проблемы обусловлена широ той самого явления и многообразием его функций социально нравственная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Празднества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. И. Чечётин
  Основы Драматургии Театра

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
  Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
  Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории челове

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
  Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
  Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
  Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
  Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­сов

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
  В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
  Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
  Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
  Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
  В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
  Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
  Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
  Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления
  С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно все

Номер в сценарии театрализованного представлении
  Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
    Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
  С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
    В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
  Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну об

Выразительные средства агитационно-художественного представления
  В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
  Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
  При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии
  Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

Празднества
  Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги