рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме - раздел Образование, А. И. Чечётин   Уже В Iii Тысячелетии До Н. Э. На Одном Из Островов Греческо­...

 

Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории человече­ства сооружения, предназначенные для народных празднеств и со­стязаний-представлений. Посвящались эти празднества плодоно­сящим силам природы и сопровождались торжественными процес­сиями, песнями, танцами, спортивными состязаниями.

Представление о мире в исторический период первобытнооб­щинного строя у древних греков, как и у других народов мира, было мифологическим. Но мифы греков были антропоморфны, т. е. на смену богам-животным пришли очеловеченные божества. А вместе с этим изменились и формы почитания богов и героев.

У древних греков существовала целая система обрядов, при­званных обеспечить успешное завершение предпринятого дела, за­добрить богов, распоряжающихся силами природы. Материалом для игрового воспроизведения служили при этом мифы, связанные с изображаемым процессом или явлением.

Особенное развитие получили в Древней Греции пение и кол­лективные трудовые и обрядовые пляски. Часто хоры, разделен­ные на группы, вступали между собой в состязание (агон). Так, на спартанских празднествах пели и плясали три хора. Хор стар­цев начинал:

Мы были молодцами прежде сильными.

Хор мужчин среднего возраста продолжал:

А мы теперь: кто хочет, пусть попробует.

Хор мальчиков отвечал:

А мы гораздо крепче станем в будущем.

Сохранились также образцы греческих обрядовых календар­ных песен.

Большое распространение имели в Греции древнейшие весен­ние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жиз­ни над темными—над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, на удачу в разведении скота. На праздниках этого типа люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, обжорства и всяческой раз­нузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих празд­ников. Звучали насмешливые песни — ямбы. Эти песни могли быть средством обличения, общественного порицания, насмешливой критики. В эпоху же классового расслоения обрядовая вольность такой насмешливой, позорящей песни становится одним из орудий борьбы народа с власть имущими.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих орга­низаций, сковывающих свободное мифотворчество народов, поэто­му антропоморфизм мифологических представлений сохранился у них и при зарождении и дальнейшем развитии классового обще­ства. Этим объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество и свои обряды.

На наиболее распространенные, общие для многих племен и государств Греции культы — это культ Деметры и Диониса.

Культ Деметры был распространен в Греции повсюду. Деметра была богиней растительного мира и в первую очередь покрови­тельницей выращивающих хлебные злаки. Миф повествовал о том, что бог подземного царства Аид (или Плутон) похитил дочь Де­метры, Персефону, когда та собирала цветы на элевсинском лугу, и сделал ее своей женой. Деметра тщетно искала похищенную дочь в течение девяти дней, и только на десятый день бог солнца Гелиос сообщил безутешной Деметре, где ее дочь. Разгневавшись на Зевса, знавшего об этом похищении, Деметра поразила землю бесплодием. Тогда Зевс приказал вывести Персефону из подзем­ного царства. По его решению две трети года Персефона могла пребывать со своей матерью на земле, а Деметра за это была бла­госклонна к земледельцам, и земля давала людям плоды.

Осенью, когда с полей убирали хлеб, вспоминали о судьбе Персефоны, о ее нисхождении в подземный мир. Весной же празд­новали ее возвращение на землю к матери, Деметре.

О Дионисе было сложено множество мифов, широко распрост-. раненных в Древней Греции. Его считали сыном Зевса и смерт-. ной женщины Семелы. Ревнивая Гера, жена Зевса, коварным со-, ветом погубила мать Диониса: она уговорила ее увидеть Зевса в окружении молнии и грома — во всем его блеске, как «отца богов и людей». Несчастная Семела погибла. Зевс извлек нерожденного сына из чрева испепеленной матери и зашил его в свое бедро. Когда ребенок окреп, Зевс как бы вторично родил малыша. Ним­фы вскормили младенца, а веселый Селен воспитал мальчика.

Мифы о Дионисе ярко отражали переход общества от ското­водства к земледелию, важнейшей отраслью которого в Греции было виноградарство. Дионис становится богом земледелия, ви­ноградарства, вина и веселья. В числе эпитетов Диониса есть та­кие «плодоносный», «цветущий», «жизнетворящий». А много поз.-же в культе Диониса искали опоры демократические элементы, выступающие против землевладельческой аристократии. В нем ут­верждалась здоровая, радостная изначальная для народных обря­дов и празднеств стихия.

Культ Диониса сопровождался играми и обрядами, содержа­ние которых составляли оплакивание страданий и гибели Диони­са и ликование по поводу его воскресения. Ликование, безудерж­ная радость, смех — это, по мнению Ю. Борева, подобие жизни, гармония, возникающая вопреки хаосу. «Энтропия — властитель­ница вселенной. Во всем неживом мире при всяком природном процессе нарастает хаос. Жизнь как бы существует в обратном времени... Комизм копирует ее закон. Смех всегда есть смех над хаосом во имя гармонии, он — гармонизация хаоса»1.

Вот почему в древнейших представлениях и празднествах на­родов мира элемент бранно-пародийный, элемент комический был едва ли не самым важным и существенным. Правильно понять ритуальный смех первобытных народов нельзя без осмысления со­циальной сущности этого смеха.

Уже в фаллических празднествах древних египтян, судя по описаниям древнегреческого историка Геродота, чествовались зиж­дительные силы природы, торжествовало плотское начало, буше­вал смех, разворачивались комические перевоплощения. И у древ­них греков смех, веселье были жизнетворцами, созидателями. Эта подлинно народная стихия восходит именно к празднествам Дио­ниса, на которых, в частности, были созданы такие виды народ­ного искусства, как дифирамб и комос. Дифирамб — это хоровое песнопение, восхваляющее и прославляющее бога веселья Диониса, при исполнении дифирамба из хора выделялся запевала,-начинав­ший песню. Комос — это веселое шествие поселян, ватага гуляк, ряженых, процессия пирующих. Такое шествие, как правило, со­провождалось задорными фаллическими песнями.

Одной из разновидностей дионисийского праздника были ли­ней. Они праздновались в месяце Гамелионе (январь — февраль). Во время линей исполнялись дифирамбы, устраивались различные драматические состязания.

В дальнейшем многогранность образа Диониса нашла выраже­ние в появлении целого ряда празднеств, в которых выдвигалась то одна,-то другая сторона этого образа. А еще позднее «страс­ти» Диониса получают нравственное осмысление. Растерзанный и оживающий бог символизирует борьбу добрых и злых сил, невин­ного страдания и конечного торжества справедливости. К этому времени первобытные формы дионисийских празднеств уже смягче­ны— Дионис вводится в систему «олимпийских» богов.

Весной вся Аттика справляла Великие Дионисии — празднест­во, продолжавшееся около недели. В это время не взыскивали долгов, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли участвовать в празднике."

Первоначально главной частью Великих Дионисий была тор­жественная процессия, во время которой деревянное изображение Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Позднее главную роль стали играть пышные театрали­зованные и театральные представления, продолжавшиеся два дня.

В период расцвета рабовладельческой демократии и наивыс­шего развития полисной системы народные празднества, торжест­венные шествия и игры, выросшие из древних обрядов и культов, всемерно поддерживались городами-государствами. Организацию празднеств и всю их материальную сторону полисы (т. е. общество в целом, городские власти) брали на себя. Благодаря этому народные празднества процветали, возникали разнообразные фор­мы массовых состязаний-представлений. Так, например, филы (родовые объединения) города Афин выставляли на соревновани­ях своих атлетов, свои хоры и перед лицом собравшейся общины добивались награды в состязаниях. Сложное искусство коллектив­ной орхестики (своеобразного массового танца) и хорической ли­рики (другое название дифирамбов) выросло и развивалось в VI и V веках до н. э. именно на основе этих гражданских празднеств-представлений.

Главным празднеством афинян, посвященным богине Афине, в культе которой нашла воплощение идея государственной центра­лизации, были панафинёи, или панафинёйские игры. Справлялся этот праздник ежегодно, но особенно торжественно — каждый чет­вертый год. Во время панафиней проводились конные и пешие состязания, бег с факелами, борьба, бросание диска; состязались поэты, певцы, музыканты. В гимнастических состязаниях и в осо­бом торжественном танце участвовали в полном вооружении маль­чики, юноши и взрослые мужчины.

У спартанцев таким празднеством-состязанием были гимнопедии. Мальчики, юноши и мужчины в течение нескольких дней показывали свое искусство в гимнастических упражнениях, в пе­нии, танцах и т. д. В хоровых песнях они прославляли не толь­ко могущество богов, но и доблести граждан.

Из общегреческих празднеств наибольшей популярностью пользовались Истмийские и Олимпийские игры. Истмийские игры проводились каждые два года на Коринфском перешейке — в Ист-ме, Олимпийские — раз в четыре года в Олимпии.

Во время Олимпийских праздников по всей Греции объявлял­ся мир. За несколько месяцев до игр по городам и колониям рас­сылались послы, приглашавшие гостей на празднество в Олим­пию. Победители Олимпиады получали в награду оливковый ве­нок и пользовались большим почетом.

Известно, что в античности существовали неразрывные связи между атлетикой, музыкой и поэзией. И сам Геракл — покрови­тель Олимпийских игр, по представлениям греков,— не был чужд искусству музыки. Древние греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты в человеке. И их празднества и состязания учили любоваться таким единством и вырабатывать его в себе. Вот почему их играм и состязаниям-представлениям периода расцвета рабовладельческой демократии была свойственна такая широта, массовость.

Целям воспитания «наилучших граждан» служили и связан­ные с празднествами театрализованные и театральные представ­ления. Они являлись органической частью активной гражданской деятельности. Не случайно Платон включил в кодекс законов своего идеального государства «также разные муссические состя­зания».

В дальнейшем, в период общего кризиса рабовладельческой формации и потери Афинами и другими полисами греческого ар­хипелага своей самостоятельности, массовые всенародные празд­нества-состязания прекращают свое развитие, а позднее, под вли­янием распространяющегося христианства, исчезают совсем. Но еще и задолго до этого, во II веке до н. э., греческий историк Полибий считал, что именно пренебрежение к обычаям старины, к искусным массовым пляскам, маршевым упражнениям под звуки флейт, к совместным хорам юношей и девушек, введенным для смягчения нравов, приводит его соотечественников к одичанию.

В Древнем Риме народные представления, как и в Греции, восходят к сельским праздникам сбора урожая. После уборки уро­жая крестьяне приносили в жертву Земле — поросенка, богу ле­сов Сильвану — молоко, а духам, которые сопровождают челове­ка от колыбели и до могилы,—вино и цветы. Во время празднеств урожая и на свадьбах исполнялись фесценнйны — веселые грубо­ватые песни, заимствованные римлянами от жителей этрусского города Фесценнин. Эти песни представляли собой вокальный диа­лог двух хоров ряженых. Исполнялись фесценнйны еще при родовом строе, существовали и в последующие века. В более позднее время в фесценнинах находит отражение социальная борьба.

Римляне не только воевали с соседними народами — этруска­ми и греками, но и подвергались сильному воздействию с их сто­роны, так как по своему общественному и культурному развитию стояли ниже их.

В 364 году до н. э., по случаю моровой язвы, в Рим были при­глашены этрусские актеры, ибо «обычные средства» для умилос­тивления богов не помогали. Этрусским актерам — мимам — ста­ла подражать римская молодежь, прибавившая к их мимическим сценкам пение и диалог. Вскоре у римлян появились свои актеры, которых стали называть, как и в Этрурии, гистриднами. Гистрионы начали исполнять сатуры — небольшие, сюжетно не объединенные сценки комического характера (буквально слово сатура обознача­ло блюдо, состящее из разных овощей,— нечто вроде нашего ви­негрета). Сатура включала в себя и музыку, и пение, и диалог и была истинно народным, площадным зрелищем.

Следующий этап в развитии народных представлений в Древ­нем Риме — появление ателланы. Исследователи считают, что ателлана была заимствована римлянами от племени осков из Кам-паньи в начале III века до н. э. В Кампанье был городок Ателла. Вероятно, по имени этого городка римляне и стали называть при­шедший к ним народный фарс ателланой. Характерная особен­ность ателланы состояла в наличии постоянных типов-масок. Это были глупец Макк, обжора Буккон, жадный старец Папп и шар­латан Доссен. Один только облик хорошо знакомых публике пер­сонажей вызывал у зрителей смех. Исполнители ателланы высту­пали в масках, текст импровизировался. Содержание нередко "тличалось не только веселым юмором, но и грубостью, непри-тойностью.

Когда во второй половине III века до н. э. в Риме, благодаря культурному влиянию греков-, начали ставить трагедии, ателланы соединились с сатурами и стали даваться в заключение спектакля. Это было развлечением для римской публики после длинной и утомительной трагедии.

В начале I века до н. э. два римских писателя — Помпоний и Новий — обратились к народной ателлане и дали ей литератур­ную обработку. Так появилась литературная ателлана, выросшая из народного творчества. К давно знакомым персонажам здесь добавились типы римских ремесленников и представители других профессий — валяльщиков сукна, хлебников, рыбаков, дровосеков, врачей, гадателей и т. д. Наконец, в литературной ателлане вы­ступали и разные чудовища, созданные народной фантазией. Они изображались в страшных масках и служили пугалом для детей. Это были скрежещущий зубами обжора Мандук и страшная, «по­жирающая детей» старуха Ламия. В ателланах иногда звучала критика общественных и политических порядков Рима, хотя она занимала здесь значительно более скромное место, чем в грече­ских народных представлениях.

В III веке до н. э. получил дальнейшее развитие воспринятый римлянами от этрусков и греков мим (его название произошло от греческого слова «подражать»). Как и в ателланах, но обычно без масок, самодеятельные актеры мима (в том числе женщины) разыгрывали маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы под аккомпанемент флейты. Сцениче­ская постановка отличалась простотой, непритязательностью.

На основе пережитков тотемистических представлений сотни лет праздновались в Древнем Риме Луперкалии (Лупёрк — одно из имен Фавна, бога скотоводства). Во время этого празднества, отмечавшегося 15 февраля, приносились жертвы (козлы и козы) с соблюдением особого ритуал'а. Затем жрецы (луперки) выреза­ли из шкур жертвенных животных ремни и в передниках, также сделанных из шкур, выскакивали из храма и обегали вокруг Па-латинского холма, нанося встречным удары ремнем. Замужние женщины охотно позволяли себя стегать, веря, что это исцеляет от бесплодия (ремни луперков назывались фебрёза; отсюда феб-руарий— месяц февраль).

Из древних праздников римлян следует отметить Сатурналии, выросшие из земледельческих обрядов.

Римляне верили, что бог посевов Сатурн (от за1ог— сеятель) дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все стано­вились равными — не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Истин­но народный, демократический характер этого празднества об­условил его долголетие' в период демократического правления в Риме.

Еще при владычестве этрусков, как полагали сами римляне, царь Тарквиний соорудил в Риме большой цирк для состязаний на колесницах и ввел массовые зрелищные празднества, позднее названные Римскими играми. С особой торжественностью эти иг­ры проводились после победы над Карфагеном.

Большой популярностью и в демократическом и в император­ском Риме пользовались Секулярные, или Аполлоновы, праздне­ства, основным содержанием которых было почитание божеств— создателей Рима.

Свободные граждане Рима, уже ко II—I векам до н. э. завоевавшего многие государства, имели достаточный досуг для того» чтобы в одном только месяце марте отмечать подряд несколько празднеств, сопровождаемых обрядами, ритуалами, играми. Март— считался первым месяцем Ромулова года (назван по имени бога войны Марса —отца мифологического Ромула, осно­вателя Рима). В первый день этого месяца праздновались Мар­товские календы. В этот день зажигали новый огонь на неуга­саемом жертвеннике богини Весты, меняли лавровые венки на домах жрецов и на секирах консулов.

В марте праздновались также Матримониалии. Это был празд­ник супружества, особенно торжественный для жен. Утром замужние женщины, украсив головы венками из цветов, приходили в храм Юноны, покровительницы брака, и приносили ей цветы. Мужья же шли с жертвенными дарами в храм двуликого Януса. Невольницы пользовались в этот день правами свободных граж­дан, как и рабы в день Сатурналий в декабре.

Следующим праздником был Аницилий — праздник «круглых щитов». Двенадцать бронзовых щитов, по преданию посланных с неба Нуме Помпилию как залог всемирного владычества, находи­лись в храме Марса под охраной двенадцати жрецов. В день пра­здника эти щиты торжественно проносили вокруг Рима.

Затем шли праздники Изиды, Весты, Бахуса, Минервы. А с 23 по 27 марта особенно торжественно отмечался весенний праздник Цибелы (или Кибелы)—праматери богов и всего живущего на земле (фригийский культ). В первый день этого праздника сруба­ли молодую сосну, окутывали ствол мехами, а ветви обвивали венками, фиолетовыми лентами и относили в храм. На следую­щий день жрецы богини, обычно галлы, творили обряды. На тре­тий день праздновались Гиларии — день гостеприимства, забав и шуток. В этот радостный весенний праздник запрещались печаль­ные церемонии. Изображение богини носили по Риму, и каждый жертвовал ей дары.

В период императорского правления — начиная с I века до н. э.— характер празднеств резко меняется. Огромные богатства, притекавшие в Рим в результате завоевательных войн, способст­вовали развитию роскоши в быту высших классов и обнищанию неимущих слоев населения, особенно мелких ремесленников Рима. А так как античные ремесленники и сами использовали труд ра­бов, то у них тоже постепенно выработалось пренебрежительное отношение к труду. К тому же высшие классы общества с целью отвлечения народа от политической борьбы стремились сделать театрализованные представления и зрелища чисто развлекатель­ными. С этой целью начали культивироваться состязания гладиа­торов, и травля животных, а в театрализованные представления откровенно вводились элементы эротики и цинизма.

Большим успехом у зрителей в это время пользовался панто­мим (не следует путать с народным мимом). Это был сольный танец, который исполнял актер, игравший несколько ролей, как мужских, так и женских. Танец сопровождался музыкой и пением. Вокальные партии исполнял хор, который излагал содержание пантомима. Если же танец исполнялся ансамблем танцовщиков, то он назывался пиррйхой. Число участников пиррихи доходило до нескольких сот. Сами римляне отмечали крайнее бесстыдство нового вида представления.

: Массовые представления и зрелища устраивались в импера­торском Риме во время различных государственных праздников: на праздниках патрициев, на Плебейских играх, на Аполлоновых играх, во время триумфальных и погребальных шествий, при вы­борах высших должностных лиц и т. д. Так, празднество, посвя­щенное открытию Колизея (80 г. н. э.), продолжалось сто дней подряд. Оно сопровождалось многочисленными выступлениями бестиариев («звероборцев») и гладиаторов.

Греческий писатель Лукиан говорил, что в Риме с человека «стирается стыд, добродетель и справедливость, а освобожденное ими место наполняется илом, на котором распускаются пышным цветом многочисленные грубые страсти». Эти слова можно отне­сти и к тому, что происходило в амфитеатрах, на ипподромах, в искусственных бассейнах и на подмостках. Зрелища, «не расслаб­ляющие души людей», отвечали нормам воспитания такой лично­сти, как римский легионер-завоеватель.

Императоры стали все чаще использовать цирковые и театра­лизованные представления в борьбе за власть, для укрепления своей популярности.; Так, число праздничных дней, посвященных зрелищам, при Августе составляло 66 в году, во II веке оно воз­росло до 135, в середине IV века — до 175.

Желая превзойти славу Олимпийских игр, император Август учредил Акцийские игры, справлявшиеся каждые четыре года (в честь победы над политическим противником Августа Антонием у мыса Акциия). Проводился в Риме и другой массовый праздник — Капитолийские состязания. Во время Акцийских и Капитолийских игр, наряду с массовыми спортивными состязаниями (в которых принимали участие и женщины), устраивались состязания в пе­нии, в игре на лире.

Но страсти вокруг музыкальных соревнований в Риме не шли ни в какое сравнение со всеобщим увлечением публики цирком. «В „дни арены" буквально весь Рим устремлялся в цирк. Кто бы ни управлял государством, процветало оно или раздиралось меж­доусобицами, угрожали ему враги или же успех сопутствовал ле­гионам— в те дни жители „вечного города" думали только об од­ном: какой возница одержит победу...»

Состязания колесниц в цирке проводились специальными об­ществами римских богачей. Конкуренция между обществами, в основе которой была материальная выгода, превратила их в обо­собившиеся четыре партии — по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании. Партии носили название «Белых», «Красных», «Зеленых» и «Голубых» (по цвету одежды возниц). Болельщики также разделялись на четыре враждующих между собой лагеря.

В Риме были образованы целые касты организаторов празд­неств: служители торжеств брачного союза («свадебных спектак­лей»), служители триумфов, погребальных пиров, всевозможных игр. Главными организаторами священных обрядов и празднеств в масштабах всего государства были коллегии квиндецемвиров (15 человек), нередко во главе с самим императором.

Массовые празднества и зрелища в Риме и в провинциях сопровождались, как правило, бесплатной раздачей пищи тысячам зрителей. Это требовало больших расходов, но власти шли на все, стремясь отвлечь массы от участия в политической жизни страны. Римский ученый Франтон говорил, что даровые раздачи продо­вольствия удовлетворяют только часть народа, даровые же зрели­ща— всех. «Предавайтесь увеселениям, занимайтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас — развлече­ния»,— откровенно высказывался римский правитель Аврелиан. Кроме того, администрация усматривала в «массовых продуман­ных и издевательских театрализованных убийствах» эффективную меру устрашения рабов в условиях наступления на Рим варваров.

Римский историк II века н. э. Светоний Транквилл так описы­вает время Юлия Цезаря:

«Игрища он устраивал самые разнообразные: и битву гладиа­торов, и театральные представления по всем кварталам города и на всех языках, и скачки в цирке, и состязания атлетов, и мор­ской бой. В гладиаторской битве на форуме бились на смерть Фу­рий Лентин из преторского рода и Квинт Кальпен, бывший сена­тор и судебный оратор. Военный танец плясали сыновья вельмож из Азии и Вифинии. В театре римский всадник Децим Лаберий выступал в миме собственного сочинения. На скачках знатнейшие юноши правили колесницами четверней и парой и показывали прыжки на лошадях. Троянскую игру (род турнира, упражнения в верховой езде) исполняли двумя отрядами мальчики старшего и младшего возраста; в заключение была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадни­ков с каждой стороны... Для морского боя было выкопано озеро на малом Кодетском поле... В бою участвовали биремы и квадриремы тирийского и египетского образца со множеством бойцов.

На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам, а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».

Новые зрелища императорского Рима затмили в глазах народа привлекательность некогда любимых ателлан. Почти изгладились из памяти неуклюжий Буккон, болтун Папп, плутоватый Доссен. Здоровые народные начала в празднествах и представлениях были заглушены насильственно культивируемыми грубыми стра­стями и чистой развлекательностью.

Римские празднества, театрализованные представления и зре­лища времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого общества, распада рабовладельче­ского строя. Рассмотренная эволюция празднеств, представлений и зрелищ является ярким свидетельством того, как поощряемые и направляемые государством в определенную сторону празднества и представления в Древнем Риме исторически сыграли роль, проти­воположную той, которую они играли в Греции в период расцвета рабовладельческой демократии. Эта эволюция наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только «смягчать нравы» и способствовать воспитанию граждан, но, на­против, они могут стать одной из причин одичания людей в мас­штабах государств, наций и целых цивилизаций.

От античной эпохи периода рабовладельческой демократии,' к сожалению, до нас дошли лишь фрагментарные описания обрядо­вых действований и массовых представлений-состязаний. Это весьма затрудняет определение хотя бы главных особенностей драматургии широко развитого, во многом уникального, действи­тельно массового театра той поры. Но совершенно ясно, что идея гармонического развития личности, воспитания гражданских чувств у всего свободного населения нашла свое самое прекрас­ное отражение в представлениях-состязаниях, где спорт и искус­ство являли собой органическое единство, мощно и ярко выража­ющее (но трудно реконструируемое современным сознанием) дух народности, гражданственности, патриотизма. Именно это соеди­нение и направленность празднеств и состязаний-представлений определяли специфику их драматургии, во многом отличную от драматургии театрализованных представлений других эпох.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. И. Чечётин

ПРЕДИСЛОВИЕ... Всоциалистическом обществе по словам В И Ле нина начинается быстрое... Сложность данной проблемы обусловлена широ той самого явления и многообразием его функций социально нравственная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. И. Чечётин
  Основы Драматургии Театра

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
  Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
  Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
  Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
  Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
  Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­сов

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
  В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
  Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
  Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
  Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
  В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
  Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
  Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
  Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления
  С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно все

Номер в сценарии театрализованного представлении
  Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
    Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
  С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
    В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
  Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну об

Выразительные средства агитационно-художественного представления
  В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
  Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
  При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии
  Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

Празднества
  А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­

Празднества
  Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги