рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии - раздел Образование, А. И. Чечётин   Практически Все Разновидности Народных Празднеств (Это Под­тв...

 

Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

ральных действований. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.

На протяжении доступных исследованию эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные резуль­таты трудовой деятельности человека, в них своеобразно выра­жался определенный уровень общественного сознания, мировоз­зрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художест­венное явление — необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.

Я. Белоусов в книге «Праздники старые и новые» (Алма-Ата, 1974) решил прежде всего сопоставить этимологию и семантику понятия «праздник» («празднество») в различных языках. И об­наружилось, что наряду с постоянством смыслового значения в этом понятии отражалось и исторически изменяющееся содержа­ние, соответствующее условиям определенной эпохи.

Так, в русском слове праздник запечатлелись не только обще­человеческие функции праздника, но и отношения классово-анта­гонистического общества, в котором праздность для господству­ющих классов была основным состоянием их бытия, а для наро­да— поводом, причиной для насмешки. Современное русское слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый, пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззабот­ный и т. п.

Украинское свято (праздник) польское свито (праздник), древнерусское святки зафиксировали связь празднования с языче­ским поклонением силе света, поскольку свят происходит от слова светить. Древнерусские святки и были посвящены дню зимнего солнцестояния — празднику прибавления света, увеличения про­должительности дня, пробуждения природы от зимней спячки.

Ряд значений термина «праздник» раскрывается при сопостав­лении его с близким по значению словом торжество. Это слово происходит от торг (торговище, торжище), обозначавшего про­цесс обмена, «овладения», «хватания» одного товара и отпуска, продажи другого.

Купля-продажа всегда происходила публично, в местах значи­тельного скопления народа, и обставлялась всевозможными цере­мониями и ритуалами. На рыночных площадях устраивались уве­селения, праздничные гуляния.

Впоследствии слово торжество утратило непосредственную связь с торговлей и ярмаркой и стало обозначать празднование какого-либо события, выражение восторга, радости, приятное вос­поминание и прославление.

Получившие широкое развитие в нашем социалистическом об­ществе разнообразные по форме театрализованные празднества играют все большую и большую роль в духовной жизни людей. Они, несомненно, являются одним из эффективных средств воспи­тательного воздействия на самые широкие слои населения, они повышают специальную и творческую активность народа, способ­ствуют развитию чувств патриотизма, интернационализма, укреп­ляют высокие принципы коммунистической нравственности, про­фессиональной гордости и т. д.

В этом смысле очень показательны незабываемые театрализо­ванные массовые празднества в честь юбилеев Великой Октябрь­ской социалистической революции, образования СССР и союзных республик, в честь годовщин со дня рождения В. И. Ленина, Дня Победы над фашистской Германией и др.

Уже в момент своего рождения советское массовое празднество представляло собой небывалое в истории явление. В отличие от праздников прошлого, советский массовый праздник сразу же устранил. извечный антагонизм между официально-государствен­ным и народным праздником, разрешая тем самым и всегда имев­шее место противоречие между «эстетико-культурной и функцио­нально-социологической сторонами праздника вообще»1.

Именно это определило феноменальные особенности советско­го театрализованного празднества, в котором подлинная празд­ничность вырастает «из ощущения живого присутствия беспре­дельного мира в настоящем»2, а активная жизнедеятельность ста­новится самой существенной чертой.

Советское празднество синтезировало в себе основы нового, не­бывалого еще бытия и сразу же явилось, по мнению исследовате лей, целостным актом — переживанием-действием: социально-художественная цельность была присуща ему изначально, с мо­мента возникновения и становления. Совершенно прав А. Мазасп, говоря о том, что театрально-зрелищная часть революционного празднества не была привнесена извне, не изобреталась, а возник­ла сама собой, из специфических для того времени форм общест­венного быта: «...то, что самодеятельность восставших масс с са­мого начала использовала в качестве средств мобилизации, в ка­честве средств политического давления на буржуазию и как ис­точник дополнительной информации о событиях, о настоящей и будущей жизни,— то и легло в основу построения советского мае сового революционного праздника. Говоря так, мы имеем в виду митинг и демонстрацию (шествие)»3.

В результате эволюции, видового становления современное тс атрализованное празднество представляет собой комплекс куль­турных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рас­средоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований од­новременно.

И. М. Туманов (условно, конечно) делит всех участников те атрализованного празднества на две основные группы: «...непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодис­ментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ни­ми устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием».

Названные особенности массового театрализованного праздне­ства обусловили и специфические черты его драматургии и сце­нарной работы.

Структурную основу и само существо драматургии театрализо­ванного массового празднества (так же как и драматургии теат­ральной и любой другой) составляет единое драматическое дей­ствие, специфически отражающее, моделирующее важный и су­щественный процесс действительной жизни.

Конкретно-художественное проявление драматического кон­фликта в массовом театрализованном празднестве, как и в лю­бом театрализованном представлении, осуществляется посредст­вом композиционного строения. Но композиция театрализованно­го празднества имеет свою, свойственную только празднествам специфику, рассмотрению которой посвящается следующая глав­ка.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. И. Чечётин

ПРЕДИСЛОВИЕ... Всоциалистическом обществе по словам В И Ле нина начинается быстрое... Сложность данной проблемы обусловлена широ той самого явления и многообразием его функций социально нравственная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. И. Чечётин
  Основы Драматургии Театра

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
  Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
  Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории челове

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
  Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
  Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
  Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
  Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­сов

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
  В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
  Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
  Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
  Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
  В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
  Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
  Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
  Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления
  С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно все

Номер в сценарии театрализованного представлении
  Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
    Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
  С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
    В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
  Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну об

Выразительные средства агитационно-художественного представления
  В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
  Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
  При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Празднества
  А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­

Празднества
  Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги