рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления - раздел Образование, А. И. Чечётин   Идейно-Политическая, Идеологическая Работа Может Быть Раз­дел...

 

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну общую задачу — воспитание трудящихся в духе коммунистиче­ской сознательности. Однако подходят они к этой задаче по-раз­ному, выполняют ее своими специфическими способами и сред­ствами.

Пропаганда и агитация — слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать — значит распростра­нять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать — значит про­буждать определенные стремления, побуждать людей к действию.

Однако суть нашей партийной, ленинской пропаганды значи­тельно глубже. Она призвана не только распространять, переда­вать революционные идеи, но и делать их убеждениями людей.

Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на борьбу за претворение идей коммунизма в практические дела.

Научное объяснение сущности коммунистической пропаганды и агитации, их единства и различий принадлежит В. И. Ленину. В работе «Что делать?», написанной в 1902 году, Ленин говорит:

«...Пропагандист, если он берет, например, ...вопрос о безра­ботице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, об­рисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать „много идей", на­столько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Аги­татор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример — скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п.—и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать „массе" одну идею: идею о бес­смысленности противоречия между ростом богатства и ростом ни­щеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью...».

Коммунистическая партия учит вести всю пропаганду и агита­цию не отвлеченно, а конкретно, в неразрывной связи с практикой коммунистического строительства, с повседневным трудом совет­ских людей, вести ее целеустремленно, в боевом, наступательном духе, обеспечивая высокую действенность этой идеологической ра­боты.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают про­паганда и агитация, являются: печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, па­норамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Обо всем этом надо знать и помнить, когда речь идет об аги­тационно-художественном представлении любой разновидности, так как оно являет собой органический сплав именно специфиче­ских агитационных и художественных средств воздействия на ауди­торию. Если сплав средств воздействия неограничен или недоста­точно полон, однообразен, то чрезвычайно действенная, историче­ски сложившаяся форма самодеятельного искусства — агитацион­но-художественное представление — разрушается.

С каждым годом в нашей стране агитационно-художественные представления завоевывдют все большее признание и популяр­ность. Это — свидетельство духовного здоровья народа, свиде­тельство культурного, гражданского и политического роста совет­ского человека, хозяина своей страны, активного созидателя и бор­ца за построение коммунизма.

Особенно много статей, брошюр и книг написано об одной из разновидностей агитационно-художественных представлений — выступлениях агитбригады. Авторы большинства работ по-разно­му понимали и понимают не только особенности этого самого бо­евого «жанра» (как чаще всего говорят) самодеятельного искус­ства, но даже по-разному смотрят на задачи, стоящие перед агит-бригадным движением в целом, и на принципы, лежащие в основе создания любого агитационно-художественного представления.

Одни авторы утверждают, что агитбригада прежде всего дол­жна агитировать, мобилизовывать трудящихся на выполнение конкретных задач, стоящих перед колхозом, совхозом, заводом, фабрикой, цехом и т. д.

Другие считают, что агитбригада должна прежде всего эстети­чески воспитывать зрителя. А эстетически воспитывать зрителя, по мнению сторонников этой точки зрения, можно лишь на высо­ких образцах искусства, получивших всеобщее признание. Поэто­му куплеты, частушки на местные темы, всевозможные пластиче­ские и оригинальные номера они отвергают. В программы агит­бригад предлагается включать классическую музыку, отрывки из произведений великих писателей и т. п. Тем самым, по существу, в задачи агитбригады включаются первоочередные задачи худо­жественной самодеятельности вообще, да и при этом средства эс­тетического воспитания сужаются.

Третьи авторы целиком отождествляют агитбригады с эстра­дой в самом широком смысле этого слова.

Смотры последних лет, студенческие работы на факультетах соответствующих специальностей, творческие конференции и ди­скуссии многое уточнили в понимании практиками агитбригадно-го дела существа самой агитбригады и агитационно-художествен­ного представления любой разновидности.

Сегодня ясно для всех, что агитбригада должна быть агитато­ром, обладать силой убеждения, уметь увлечь примером, позвать за собой. Она должна быть политиком, безошибочно улавлива­ющим актуальные вопросы жизни. Но ей надо говорить не только о событиях всесоюзного масштаба, а освещать и факты, только что имевшие место в данном коллективе.

Современная агитационо-художественная бригада — это не­большой коллектив самодеятельных артистов, средствами ис­кусства ведущих пропаганду решений партии, помогающих рас­пространять передовой опыт и изживать недостатки. Непосред­ственная связь с жизнью конкретного предприятия, района, горо­да, области — главное достоинство выступлений агитбригад.

Сущность агитбригады вытекает из ее названия и из того, что ее выступления являются разновидностью агитационно-художест­венных представлений. Она агитационная, ибо помогает вдохнов­лять трудящихся на активное решение определенных актуальных задач, является помощницей партии в деле коммунистического воспитания трудящихся. Художественная — потому что осущест­вляет свою работу средствами искусства. Коллектив называется бригадой, так как он маневрен, целеустремлен и представляет со­бой боеспособную творческую группу. И именно агитбригада в лучших своих образцах представляет собой коллектив, который является в равной мере художественным и политическим.

В течение довольно продолжительного времени в практике са­модеятельного искусства было одно понятие — агитбригада. За­тем, примерно с конца 60-х годов, появились термины: агитацион­но-художественное представление, агитспектакль, агиттеатр, театр поэтический, политический и т. д. С чем связана подобная диффе­ренциация? Какие тенденции развития отражают данные разгра­ничения? Все это не праздные вопросы для практиков агитбри-гадного движения.

А происходило следующее. Первоначально, осуществляя свои боевые задачи по мобилизации трудящихся на выполнение кон­кретных планов предприятия, колхоза, совхоза, агитбригада не разрасталась вширь; коллектив ее, как правило, не превышал десяти человек, вместе с лектором, докладчиком и баянистом. Не­сколько позже (конец 50-х — начало 60-х годов), с выездом агит­бригад на районные и областные смотры самодеятельности, агит­бригада стала нередко включать в свое представление хор, танце­вальный коллектив, самодеятельный эстрадный оркестр и другие коллективы участников массовой художественной самодеятельно­сти. Получалась громоздкая, чаще всего эклектичная концертная программа. Выезжая на смотры с таким широким представлени­ем, так называемая агитбригада начала отрываться от местной темы, от злободневного, конкретного жизненного материала. Те­матическая направленность определялась теперь событием боль­шого масштаба, порой даже международного.

Постепенно это явление широко распространилось, и явно об­наружилась разница между теми выступлениями, что идут, с одной стороны, в цехах, на полевых станах, в сельских клубах и, с другой — на смотрах. Постановки смотровых программ стали по­ручаться наиболее опытным руководителям и специалистам. И тогда последние стали называть их более общим и точным терми­ном — агитационно-художественное представление.

Но привычка к ранее сложившемуся типу агитбригадного выступ­ления еще долго давала себя знать, так что даже весьма удачные, совершенные программы, не опирающиеся целиком на конкретные факты, события и фамилии, оценивались порой как неудачные, поскольку выходили за рамки, агитбригадных выступлений. Так, прекрасной программе одного из московских заводов на областном смотре не было присуждено призовое место на том ос­новании, что участников было более 30 человек и что коллектив­ный театрально-поэтический рассказ о заводе был слишком обоб­щающего характера, без конкретных фамилий и цифр. Хотя все при этом отмечали высокое мастерство исполнителей сольных партий, актуальность идеи и другие хорошие стороны программы.

На последнем смотре агитбригад, проходившем в рамках Пер­вого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, уже не было столь неоправданных оценок: здесь на равных состязались и агитбригады, и коллективы, ста­вившие агитационно-художественные представления (чаще всего поэтического характера.

В последнее десятилетие на профессиональной сцене тоже по­явились спектакли-фактомонтажи: «Десять дней, которые по­трясли- мир» по Джону Риду, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля, «Нюрнбергский процесс» Л. Кронфельда и Л. Компанейца и др., а также поэтические представления типа «Павшие и жи­вые», «Братская ГЭС» Е. Евтушенко, спектакли-диспуты «Думая о нем» В. Долгого, «Остановите Малахова!» В. Аграновского... Социальной заостренностью проблематики, открытой публици­стичностью, системой выразительных средств и другими элемен­тами такие агитспектакли профессионального театра, несомненно, в определенной мере обязаны агитационно-художественным пред­ставлениям самодеятельных коллективов.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественно­го представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление — это прежде всего агитация театрально-художест­венными средствами. Более чем полувековая практика агитацион­но-художественных представлений, начиная с «живой газеты»,— ярчайшее тому подтверждение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А. И. Чечётин

ПРЕДИСЛОВИЕ... Всоциалистическом обществе по словам В И Ле нина начинается быстрое... Сложность данной проблемы обусловлена широ той самого явления и многообразием его функций социально нравственная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. И. Чечётин
  Основы Драматургии Театра

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
  Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
  Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории челове

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
  Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
  Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
  Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
  В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
  В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
  Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­сов

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
  В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
  Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
  Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
  Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
  В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
  Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
  Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
  Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления
  С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно все

Номер в сценарии театрализованного представлении
  Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
    Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
  С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
    В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Выразительные средства агитационно-художественного представления
  В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
  Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
  При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии
  Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

Празднества
  А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­

Празднества
  Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги