рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типология художественных текстов В. П. Белянина

Типология художественных текстов В. П. Белянина - раздел Образование, Издательство С.-Петербургского университета Некоторые Текстовые Классификация Носят Нетрадиционный Характер. Примером...

Некоторые текстовые классификация носят нетрадиционный характер. Примером

одной из таких типологий с полным правом можно назвать концепцию В. П. Белянина (1988:

43-88). Как было показано в п. 1, многие лингвисты при классификации художественных

текстов пользуются традиционным разделением литературы на три жанра — лирику, эпос и

драму, каждый из которых предполагает выделение разновидностей того или иного жанра. В.

П. Белянин пытается ввести в классификацию художественных текстов новые критерии,

основанные на достижениях психолингвистики.

По мнению В. П. Белянина, каждому типу текста соответствует определенный

тематический набор объектов описания (тем) и определенные сюжетные построения. В

рамках каждого типа текста можно выделить довольно ограниченный (с семантической

точки зрения) список предикатов, которым характеризуются выбранные объекты

материального и социального мира. В свою очередь, этим предикатам соответствуют наборы

лексических элементов, которые встречаются довольно часто в текстах определенного типа,

а тексты другого типа, входя в другие семантические пространства, имеют иные смыслы.

В. П. Белянин предлагает различать следующие типы текста.

1. Светлые тексты. Основное идейное содержание светлых текстов составляет

понимание того, что все живое уникально и неповторимо. Главный герой (автор) понимает

всю самоценность всего живого и несет свое светлое понимание жизни другим людям. В

основе светлых текстов лежит описание мира личности или того мира (в том числе и

природного), который окружает эту личность. «Я», выступающему как субъект

жизнедеятельности, приписываются в светлом тексте предикаты с общим значением

честный, чистый, уникальный. Примерами таких текстов могут служить образцы японской

поэзии хокку, танку, многие рассказы А. Гайдара, а также другие тексты (Р. Бах «Чайка

по имени Джонатан Ливингстон»).

2. Активные тексты. Содержание активных текстов определяется

противопоставлением главного героя действиям других персонажей, которые пытаются

помешать ему. По ходу сюжета герой, обладающий рядом достоинств, пытается

реализовать свои идеи, представляющиеся ему чрезвычайно ценными и важными для всех

членов общества. Он организовывает вокруг себя единомышленников, друзей, помощни

ков, которые верят в его идею и в его бескорыстие и честность. Враги же — это злые,

подлые, коварные люди, которые борются против него, пользуясь его наивностью,

доверчивостью и неосведомленностью во многих темных и грязных делах. Завершается, как

правило, такой текст «победой добра над злом» и развенчанием врагов и предате

лей. Основной характеристикой активных текстов является их динамичность. Примером

такого текста является роман П. Вежинова «Барьер».

3. Простые (или жестокие) тексты. Семантика простых текстов определяется

наличием оппозиции «я» — «враг». Положительный герой характеризуется как человек

простой, обычный, а враг — знающий, наблюдающий и чужой. Предикат «простой»

получает следующее толкование: естественный, нормальный, делающий свое дело. «Про-

стой» — это тот, кто звезд с неба не хватает, академий не кончал, но и не глупый: когда надо,

он может понять, а самое главное — сделать. Многие простые и жестокие тексты

существуют в виде сказок или рассказов о животных. Примерами таких текстов является

хорошо известная сказка о Красной Шапочке, повесть Р. Киплинга «Маугли», рассказы Э.

Сетона-Томпсона («Лобо») и др.

4. Веселые тексты. Веселые тексты написаны легко и свободно. Они насыщены

описанием большого количества событий, героев и их поступков. Встреча с опасностями

каждый раз завершается для героя веселого текста их удачным преодолением и победой. В

финале, как правило, говорится о том, что герой устремляется к новым приключени

ям. Веселые тексты описывают поведение людей, характеризующихся богатством идей,

предприимчивостью, ловкостью, изворотливостью и всегда веселым настроением. Герой

веселого текста готов покорить весь мир: с легкостью обманывают всех Хлестаков

(«Ревизор» Н. В. Гоголя) и барон Мюнхгаузен («Приключения барона Мюнхгаузена» Э.

Распе), никогда не унывает Великий комбинатор Остап Бендер («Двенадцать стульев» и

«Золотой теленок» И. Ильфа и В. Петрова), преодолевают все преграды друзья-мушкетеры

(«Три мушкетера» А. Дюма).

5. Красивые тексты. Для красивых текстов характерно описание большого количества

нереальных и / или трагических ситуаций, происходящих с героями («Всадник без

головы» М. Рида). От веселых текстов они отличаются меньшим количеством действующих

лиц и большим пристрастием к красочным описаниям необычных событий, происходящих

с героем. Стиль их приподнятый и нарочито красивый, изящный.

6. Усталые тексты. Такие тексты достаточно разнообразны в содержательном плане,

но их идейная направленность сводится к одной мысли: слабого надо пожалеть, ему надо

помочь. Это тексты о жизненных трудностях, о горестях поражений, о болезнях и

разочарованиях в жизни. Главным героям усталых текстов приписывается, как правило,

предикат «робкий». Одной из особенностей таких текстов является отсутствие предикатов с

яркой эмоционально-положительной окраской. В общем объеме литературы число усталых

текстов невелико: «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя,

«Палата № 6» А. П. Чехова и др.

7. Печальные тексты. В таких текстах автор нередко возвращается в места

юности и / или описывает картины счастливого детства. Семантический компонент таких тек

стов — «сожаление» и «завершение». Все завершается, кончается, уходит, прекращается.

Будущее в таких текстах практически отсутствует. Стиль печальных текстов лиричен,

нередко они существуют в поэтической форме (например, многие «Стихотворения в прозе»

И. С. Тургенева). Герой печального текста — личность, которая вызывает жалость,

но не унижающую, а добрую. Таков, например, немой Герасим из рассказа «Муму» И. С.

Тургенева. По психологической доминанте к печальным текстам можно отнести многие

произведения Леонида Андреева.

8. Сложные тексты. В семантике сложных (точнее говоря, усложненных) текстов

ведущим является стремление понять необычное, трудное, не известное «среднему» челове-

ку. Это сопровождается построением гипотез в форме умозрительных схем и моделей,

авторы которых стремятся к логической непротиворечивости, но не к описанию реального

состояния дел. Такого рода особенности порождающего текст мышления вызывают путаную,

многоплановую, со многими отступлениями и ассоциациями структуру текста. Разные

семантические компоненты сложных текстов связаны между собой очень слабо, они

находятся словно на границе ассоциативного мышления. Таковы, например, произведения

«Игра в бисер» Г. Гессе, «Улисс» Д. Джойса, (частично) «Алиса в стране чудес» и «Алиса в

Зазеркалье» Л. Кэрролла, многие фантастические романы («Солярис» С. Лема, «Пикник на

обочине» братьев Стругацких и т. п.).

9. Смешанные тексты. В художественной литературе существует большое

количество текстов, которые не выделяются своей языковой и содержательной

отмеченностью. Многие тексты, если не большинство, могут заключать в себе описание

нескольких типов сознания, многих состояний и типов поведений людей. Тексты, в которых

можно увидеть как минимум описание двух типов сознания, называются смешанными. Для

них характерно определенное сочетание лексических единиц психологически разнородной

семантики, пересечение семантических полей и диффузность структурных моделей, которые

существуют в «чистом виде» в текстах, представляющих один тип сознания. В самом

простом случае в смешанном тексте имеется только два типа сознания, находящихся в

отношении подчинения одного другому либо в отношении сосуществования (ср., например,

стрекозу и муравья из басни «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова). Здесь нет конфликта,

подобного конфликту жестоких текстов, здесь имеется всего лишь противопоставление двух

типов отношения к миру, а не их противоборство. В таких текстах отсутствует

усложненность на уровне поверхностного синтаксиса, но она появляется на уровне

макроструктуры, а весь текст, не являясь понятным в отдельных фрагментах, не всегда

понятен в его целостности («Процесс» и «Превращение» Ф. Кафки, «Женщина в песках» К.

Абэ и др.).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Издательство С.-Петербургского университета

УНИВЕРСИТЕТ... К А Филиппов... ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типология художественных текстов В. П. Белянина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство С.-Петербургского университета
ББК 81.2-5+81.2Немя73 Ф53 Рецензенты: д-р филол. наук проф. Г.А.Баева (С.-Петерб. гос. ун-т), д-р филол. наук проф. В.В.Наумов (С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюз

Самостоятельную научную дисциплину
В настоящее время к лингвистике текста обычно причисляют любое лингвистическое исследование, в котором автор обращается к тексту (в устной или письменной форме) как основной едини

Предмет лингвистики текста
В самом наименовании «лингвистика текста», на первый взгляд, содержится ответ на вопрос о предмете данного научного направления — это текст. Однако простота этого ответа обманчива

Определение лингвистики текста
В современной лингвистической литературе можно встретить различные определения лингвистики текста. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» лингвистика текста трактуется как

Место лингвистики текста среди других научных дисциплин
Справедливости ради следует сказать, что с момента зарождения лингвистики текста не прекращаются научные споры по поводу статуса этой лингвистической дисциплины, по поводу ее мест

Риторика в России
Идеи риторики проникли в Россию в XVII в. и нашли здесь достаточный отклик. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик — это «Риторика» вологодского епископа Макария, н

Начала XX века и анализ текста
Начало XX в. ознаменовалось крупными открытиями в лингвистике. Прежде всего, это относится к выходу на передний план изучения структуры языка и стремления к его строгому формально

Структурализм В. Я. Проппа
Другой работой, оказавшей впоследствии заметное влияние на развитие семиотики, была книга известного русского исследователя фольклора Владимира Яковлевича Проппа «Морфология сказк

Сложное целое А. М. Пешковского
Еще одним русским ученым, обратившимся к анализу языковых явлений, выходящих за рамки отдельного предложения, был Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933). Его главный труд «Рус

Подходы Я. Петефи и К. Бринкера
Несколько по-иному оценивают современный уровень исследований текста другие авторитетные ученые, специализирующиеся в этой области. Я. Петефи, например, говорит о существовании дв

Концепция Е. Косериу
В современной лингвистической литературе можно встретить также иные подходы к рассмотрению текста. Е. Косериу, например, полагает, что существуют лишь две возмож- ности анализа те

Два направления лингвистики текста в трактовке Т. М. Николаевой
Общие тенденции развития теории текста занимают также отечественных ученых. Т. М. Николаева, оценивая современное состояние лингвистики текста, говорит об ее рас- слоении, точнее,

Насущные задачи современной лингвистики текста
Автор одной из первых отечественных монографий по лингвистике текста 3. Я. Тураева называет несколько направлений современного лингвистического анализа текста. В принципе, это не

Текст в широком и узком понимании
Затруднительным оказывается также решение вопроса о границах и объеме текста. Как было указано выше, в человеческом обиходе под текстом может пониматься целое ре- чевое произведен

Проблема знакового статуса текста
Одним из первых встает вопрос о знаковом характере текста. Иными словами, это вопрос о том, является ли текст языковым знаком? И в этом вопросе решающая роль отво- дится лингвисти

Соотношение устной и письменной речи (постановка вопроса в языкознании)
Вопрос о соотношении устной и письменной речи (соответственно устных и письменных текстов) является фундаментальным в языкознании. Традиционно признается первичность устной формы

Проблема разграничения устных и письменных текстов
На первый взгляд, решение вопроса о разграничении устных и письменных текстов не составляет особого труда. Если исходить из материальной формы знака, то устная речь всегда легко о

Людвига
Взаимную обусловленность устной и письменной форм речи можно продемонстрировать на примере рассмотрения функций письма О. Людвигом (Ludwig 1980: 74-92). Связующим звеном между эти

Теория Г. Глинца о когнитивных процессах при чтении и письме
В своем подходе к соотношению устной и письменной форм речи Г, Глинц исходит из того, что «тексты пишут для того, чтобы иметь возможность зафиксировать и в случае необходимости пе

Концепция текста И. Р. Гальперина
Среди теорий, особенным образом трактующих онтологический статус текста, выделяется концепция И. Р. Гальперина, имеющая как своих сторонников, так и противников. Отличительная чер

Текст как воспроизводимое высказывание в трактовке В. Г. Адмони
В концепции текста В. Г. Адмони можно уловить много схожих (с И. Р. Гальпериным) идей относительно онтологического статуса текста. Правда, его аргументация основывается на других

Лингвистика текста и фонология
Название данного раздела полностью воспроизводит тему доклада выдающегося российского языковеда Л. Р. Зиндера на конференции, посвященной просодии текста. В своем выступлении пете

Кандинского
В. С. Кандинский одним из первых в России предпринял попытку рассмотреть особенности влияния контекстного окружения на интонационную структуру предложения. В своем подходе он руко

Интонация диалогического текста
На интонацию диалогического (полилогического) текста, являющегося продуктом речевой деятельности двух или нескольких собеседников, большое влияние оказывает своеобразие структурно

Сегментные единицы в устном тексте
При анализе фонетических характеристик звучащего текста в первую очередь обращает на себя внимание вопрос о влиянии контекста на индивидуальные параметры отдельных звуков. Сюда же

Семь критериев текстуальности Р.-А. де Богранда и В. Дресслера
Количество параметров (признаков, свойств) может быть различным у разных авторов. Одной из наиболее известных зарубежных теорий, посвященных описанию общих свойств текста, являетс

В концепции О. И. Москальской
По мнению О. И. Москальской, единицами лингвистики текста и объектами ее изучения являются: 1) сверхфразовое единство (микротекст) и 2) целое речевое произведение (макротекст).14

Цельность и связность как главные свойства текста
В современной отечественной лингвистике текста внимание прежде всего акцентируется на двух главных свойствах, составляющих существо текста, — на цельности и связности. Эти свойств

Основные свойства текста в интерпретации Л. Н. Мурзина и А. С. Штерн
В центре внимания исследователя текста стоят также, по мнению Л. Н. Мурзина и А. С. Штерн, два основных свойства — связность и цельность. Эти параметры текста в чем-то противопост

Функция текста и иллокуция предложения
Как известно, общее значение языковых единиц слагается не только из их формы и содержания, но и из их коммуникативной направленности (функции). Это положение является одним из осн

Текстовые функции в концепции В. Хайнеманна и Д. Фивегера
Некоторые авторы предпочитают рассматривать функции текста применительно к проблеме типологии текстов. В этой связи обращает на себя внимание концепция В. Хайнеманна и Д. Фивегера

Коммуникативное направление в лингвистике
Изучение коммуникативной структуры высказывания нельзя назвать чем-то новым и необычным для лингвистики. Из недр традиционного синтаксиса вышла особая область лингвистических иссл

Актуальное членение предложения и анализ текста
По мнению В. Матезиуса, актуальное членение предложения следует противопоставить его формальному членению. Если формальное членение разлагает состав предложения на его грамматичес

Тематические прогрессии Ф. Данеша
С точки зрения информативной ценности рема играет в высказывании более важную роль, чем тема, потому что именно с ней связано поступление (относительно) новой информации. Однако в

Москальская)
Одним из примеров того, как выглядит коммуникативная структура текста, может служить анализ одного из фрагментов рассказа А. Зегерс «Место встречи», проведенный О. И. Москальской

Коммуникативного членения текста
Новейшие исследования дают много пищи для размышлений о коммуникативной природе текста. Одним из примеров экспериментальной проверки идей, связанных, в частности, с работами Ф. Да

Динамическая природа текста
Мысль великого Гумбольдта, вынесенную в эпиграф главы, можно целиком отнести к тексту. В традиционной лингвистике текст обычно определяют как результат речевой деятельности. Однак

Процесс порождения речи (текста)
В самом общем плане порождение речи есть операция перехода «смысл —> текст», причем это соотношение встраивается в более' широкую схему. Отправной точкой этого процесса выступа

Современные проблемы восприятия речи (текста)
В психологии под восприятием понимается целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы орган

Типология текстов В. Г. Адмони
Классификация речевых произведений В. Г. Адмони в значительной мере основывается на вычленении различных аспектов речевой коммуникации. Всего автор называет восемь аспектов, кажды

Понятия типа текста и экземпляра текста
Коммуникативно-речевая деятельность совершается в определенных коммуникативных условиях, характеризующихся определенным набором ситуативных признаков. Некоторые специфические форм

Типология утилитарных текстов Б. Зандиг
Одной из наиболее разработанных зарубежных типологий текстов, относящихся к сфере потребления, является типологическая матрица Барбары Зандиг (Sandig 1972: 113- 124), охватывающая

Традиции изучения диалога в отечественной лингвистике
В отечественном языковедении проблемами диалога занимались такие выдающиеся лингвисты, как Л. В. Щерба и Л. П. Якубинский. В их работах прослеживается четкое разграничение монолог

Концепция диалогических отношений в трудах М. М. Бахтина
Влияние работ отечественных лингвистов на зарубежные исследования диалога всегда было не слишком заметным, что объясняется прежде всего отсутствием широких контактов между учеными

Специфика диалога как особого типа текста
Теоретики лингвистики текста с самого начала обращали внимание на особый статус диалога как одного из видов (типов) текста. Специфика диалога заключается, по мнению В. Дресслера,

Диалог и полилог
Выше мы уже рассматривали некоторые особенности актов коммуникации, различающихся числом участников (см. теорию Р. Клёпфера). Необходимо заметить, что появление термина «полилог»

Лингвистика текста и анализ разговорной речи
Анализ разговорной речи представляет собой относительно молодую лингвистическую дисциплину, оформившуюся в Европе (в частности, в Германии) на рубеже 70-х годов. Выделение данного

Этнометодологический анализ разговорной речи
Современные зарубежные специалисты сходятся на том, что корни новейших подходов к анализу разговорной речи лежат в (американской) этнометодологии, а именно: в изучении механизма р

Основные направления современного анализа разговорной речи
В настоящее время в Европе существует немало конкретных лингвистических проектов, обращенных к анализу разговорной речи и претендующих на исключительность предлагаемого подхода. П

Смена говорящего как ключевое понятие разговорной коммуникации
В основе разговорной (диалогической) коммуникации лежит возможность участников в любое время исполнить активную роль говорящего. Этот основополагающий признак, как правило, присут

Коммуникативно-прагматические категории Г. Хенне и Г. Ребокка
Видные представители одного из наиболее заметных зарубежных направлений изучения разговорной речи (Ge-sprachsanalyse) Г. Хенне и Г. Ребокк провозглашают предмет своего исследовани

Современные отечественные подходы к анализу разговорной речи
Область разговорной речи издавна считается одной из наиболее разработанных областей в сфере устной коммуникации. В отечественном языкознании изучение разговорной речи традиционно

На пути к когнитивной лингвистике. Языковые и текстовые знания
Большую часть XX в. языковеды посвятили изучению языка как некоей абстрактной сущности (языковой системы), имеющей социальную природу. На передний план лингвис- тических исследова

Понятие пресуппозиции
Теория пресуппозиций используется в современной лингвистике текста для объяснения того, каким образом фонд внеязыковых знаний используется участниками коммуникации при формировани

Текст как двухуровневое образование
Органическая взаимосвязанность текста может затрагивать разные стороны текста. Именно поэтому некоторые лингвисты предлагают рассматривать текст как двухуровневое образование (Gti

Изотопия текста
Строго говоря, понятие изотопии, введенное в лингвистический обиход А. Греймасом (Greiraas 1966; 1971), относится к области семантики текста. В принципе, с одинаковым правом этот

Макроструктуры и макроправила Т. ван Дейка
Профессор Амстердамского университета Т. ван Дейк занимает особое место в современной лингвистике текста. Необходимо сказать, что первоначально он в большей степени занимался изуч

Новый этап развития риторики
Во второй половине XX в. наметился значительный рост интереса к античному риторическому наследию. Современное развитие идей античных риторов носит название неориторической теории

Модель теории аргументации С. Тулмина
Видным теоретиком теории аргументации является Стивен Тулмин (Toulmin 1958; 1975), Для него аргументация предстает в виде живого организма, в котором есть своя анатомия и своя физ

Неориторика X. Перельмана
Профессор Брюссельского университета Хайм Перельман по праву считается одним из создателей неориторики. Его работы, посвященные решению различных юридических проблем, привели к вы

Спор как один из частных случаев аргументации
Необходимо заметить, что современная жизнь изобилует конфликтными ситуациями, и для решения важных для себя проблем человеку все чаще приходится вступать в полемику с другими людь

Опыт лингвистического анализа спора
Рассмотрим один из примеров художественного воплощения спора в литературе. Герой известного фантастического романа «Хроники Амбера» Р. Желязны принц Мерлин, волею автора очутившис

Об одном из перспективных направлений лингвистики текста
Центральное направление дальнейших изысканий в области целых речевых произведений, очевидно, связано с когнитивным аспектом языковых явлений. Эта область лингвистического описания

Сокращения
Желязны — Becher — Bibel — Capelle — Geflugelte — Worte Kusenberg — Nickel — Soheibchen — Seghers — Sprach-

Предметный указатель
А В абзац — фонетический 105-106 адвисив 148 адресат 143, 175, 242 актуальное членение 157-160 анализ — диалога 208, 232 — ди

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Курс лекций Редактор Л. А, Карпова Художественный редактор Е.И.Егорова Технический редактор А,В.Борщееа Корректор Л. А. Рубина Лицензия ИД № 05679 от 24

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги