рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ - раздел Образование, Стивен Прист ...

Стивен Прист

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

Перевод А.Ф.Грязнова

Stephen Priest. Theories of the mind.
A compelling investigation into the ideas of leading philosophers
on the nature of the mind and its relation to the body
The Penguin Books, 1991
М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000

 

Являемся ли мы физическими объектами? (предисловие к русскому изданию)

От переводчика

Предисловие

  1. ДУАЛИЗМ: Платон и Декарт
  2. ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ: Гемпель, Райл и Витгенштейн
  3. ИДЕАЛИЗМ: Беркли и Гегель
  4. МАТЕРИАЛИЗМ: Плэйс, Дэвидсон и Хондрих
  5. ФУНКЦИОНАЛИЗМ: Патнэм и Льюис
  6. ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ: Спиноза, Рассел и Стросон
  7. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: Брентано и Гуссерль
  8. КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА

Грядущая научная революция (послесловие к русскому изданию)

Библиография

ЯВЛЯЕМСЯ ЛИ МЫ ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ? предисловие к русскому изданию

Я написал данную книгу, поскольку наше собственное существование научно не объяснимо. Необходимо рассмотреть философские теории того, чем мы являемся, ибо физика, химия, биология и сциентистская социальная наука не отдают должного жизненной человеческой реальности нашего собственного бытия.

Важно осознать, что это не просто случайный факт, касающийся отношения между естественной наукой и нашим собственным существованием. Дело отнюдь не обстоит таким образом, будто ваше существование может быть объяснимо, просто если вы будете больше заниматься одной только наукой. Это будет означать внедрение "ненаучной" веры в прогресс науки. Несмотря на огромный успех науки в сфере объяснения природы за последние четыре или пять столетий благодаря парадигмам Галилея, Ньютона, Дарвина и Эйнштейна, наука далеко не всегда объясняет движущуюся материю. Наука достигает успеха в объяснении чего-либо в той мере, в какой это является физическим объектом или, в сущности, связано с физическими объектами. Поэтому-то нам необходимо знать, являемся ли мы физическими объектами. Я полагаю, что, хотя весьма очевидно наличие у нас тел, было бы упрощенным и неадекватным идентифицировать себя со своими телами.

Естественные науки, с одной стороны, и описания того, что существенно для человеческой реальности, – с другой антитетичны. Конфликт между наукой и нашим собственным существованием есть конфликт между понятиями, существенно важными для некоторых центральных проблем философии.

Наука обращается со своим предметом как с физическим, но мы ведь обладаем не только физическими свойствами. Например, в данный момент вы осознаете эти слова. Другие мысли находятся на периферии вашей психики. Вы находитесь в определенном настроении или испытываете определенные эмоции. Мы уклонимся от сути дела если будем нелогическим и ненаучным путем настаивать на том, что ментальное есть физическое. Prima facie1 невозможно не считать, что ментальное не есть физическое (Сколько весит эмоция? Является ли сожаление твердым, подобно куску железа?). Науке нечего сказать о психологической глубине.

Наука в целом детерминистична, но мы, по крайней мере это выглядит так, обладаем свободой выбора. Наша свобода выбора, конечно, не предполагает значительную власть. Есть много вещей, которые любому из нас не по силам сделать (нам не хватает денег, физической силы, ситуация не та, и т.д.). Сказать, что у нас есть свобода выбора, значит сказать, что наш выбор не является неизбежным. Если мы выбираем, то могли бы выбирать иначе. Хотя, в соответствии с одними интерпретациями квантовая механика индетерминистична, а в соответствии с небольшим числом других она представляет собой теорию хаоса, наука в целом детерминистична. С научной точки зрения причины с необходимостью обусловливают свои действия. Но это prima facie несовместимо со свободной человеческой волей. Наука объективна, но наше собственное существование субъективно. Если вы занимаетесь наукой, то это требует вынесения за скобки – или воздержания от – вашей собственной субъективной точки зрения, так чтобы могли делаться открытия или фиксироваться данные, не искаженные личными эмоциями или политическими предрассудками. Это восхитительно и отчасти служит объяснением успеха науки в получении предсказательного контроля над физическими объектами. Тем не менее для того, чтобы понять самих себя, необходимо рассмотреть как раз эту субъективную, или Вашу собственную, точку зрения. Чтобы понять самих себя, нам следует понять все, что не учитывает наука. А это требует понимания субъективности. Ученый должен объяснить ученого.

В науке нет места для темпоральных категорий прошлого, настоящего и будущего. Физика имеет дело с порядком "до", "одновременно с" и "после". Чтобы понять, что "до", "одновременно с" и "после" не означают прошлое, настоящее и будущее, обратим внимание, что "прошлое" означает "до сейчас", "будущее" означает "после сейчас", а "сейчас" означает "когда я есть" или "когда я говорю (или думаю) это". Это субъективные, или самоцентрированные, понятия. "До", "одновременно с" и "после" являются объективными отношениями, которое могли бы иметь место, если бы не было сознательных существ. Прошлое – всегда чье-то прошлое. Будущее – чье-то будущее. Настоящее – чье-то настоящее. Науке нечего сказать о человеческом, времени.

Наука открывает скрытые и глубинные структуры физического мира. В человеческой же реальности важнее всего сама поверхность. Что я имею в виду под поверхностью? Поверхность не поверхностна. Поверхность существенна. Поверхность составляют цвета, а также ощущения боли и переживаемые муки голода. Поверхность – это политическое недовольство, равно как и эмоции и сексуальные желания. Наука может лишь описывать цвета как световые волны различной длины. Наука может описывать боли лишь как неврологические события (как возбуждение С-волокон). Физика, химия и биология способны описать политическую демонстрацию лишь как живую материю в движении. Все, чем мы непосредственно озабочены в нашей жизни, избегает строгих характеристик науки. Жизненная реальность вне пределов науки. Иначе об этом можно сказать так: наука количественна, а адекватное описание человеческой реальности качественно. Наука достигает предсказательного и манипулятивного контроля над физическим миром с помощью математических моделей. Человеческий опыт же есть калейдоскоп изменяющихся качеств, которые не могут быть квантифицированы. Наука имеет общий характер, но мы-то единичны. Наука стремится включать не вызывающие исключений обобщения относительно вселенной. Она пытается установить естественные законы. Мир человеческих действий не поддается естественным законам. Он не схватывается в их терминах.

Наука обращается со своим предметом как с несводимо другим. Она относится ко всему с позиции грамматического третьего лица. Но для нашей собственной реальности, однако, существенно, чтобы было возможно объяснение нашего существования с позиции первого лица единственного числа. Есть ведь такая вещь, как "быть самим собой", быть Вами, уважаемый читатель. Под этим я имею в виду, что, с Вашей точки зрения, вещи и другие люди находятся вон там. Они существуют на некотором расстоянии от Вас как существа, которых Вы можете перцептуально различать в мире вокруг Вас. Но Ваше собственное существование не таково. Вы являетесь определенным существом. Есть принципиальное различие между я и "всем остальным", которого мы не понимаем. Наука в лучшем случае понимает личность как другое, но не как я. Есть два фундаментально различных пути подхода к личности: наблюдать кого-либо или быть самим собой. Наука не понимает последнего, того, что значит "быть самим собой", "быть Вами".

Стивен Прист
Эдинбург, июль 1999 г.

От переводчика

В своей книге Прист сделал попытку рассмотреть и систематизировать основные точки зрения на проблему сознания, высказанные в истории мировой… В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о семи главных,… Книга Приста написана ясно и доступно, при этом она рассчитана не только на широкого читателя, но и на специалистов в…

Глава 1

ДУАЛИЗМ

Идея о дуализме сознания и тела неоднократно отстаивалась в западной философии, и в данной главе мы сконцентрируем наше внимание на двух ее наиболее… Тот факт, что я избрал для исследования аргументы двух персоналий, взятых из… Нам также не следует заблуждаться по поводу отношений между дуализмом и религиозной, особенно христианской, верой. Они…

ПЛАТОН

Как хорошо известно, Платон излагал свою философию в форме диалогов. Таковые происходят между Сократом, великим неравнодушным современником Платона в Афинах, и целым рядом собеседников. Насколько мы знаем, Сократ никогда ничего не писал по философии, но задавал вопросы по поводу философских проблем тем людям, которых встречал. Платон записывал происходившие диалоги и так создавал самые выдающиеся произведения в западной философии. Я здесь не буду вдаваться в спорные исторические вопросы типа: является ли платоновский Сократ действительным историческим Сократом или до какой степени платоновские диалоги выражают именно платоновскую философию, а не сократовскую? Нам потребуется лишь извлечь дуализм сознания и тела из работ Платона, точно решить, что это такое и может ли он быть истинным. Наиболее подробно он описан в диалоге под названием "Федон".

СОДЕРЖАЩИЙ КРУГ АРГУМЕНТ

Живые возникли из мертвых ничуть не иначе, чем мертвые из живых (Ук. изд., с. 24).6 Это заключение Сократ рассматривает в качестве свидетельства в пользу…

АРГУМЕНТ ОТ ПРИПОМИНАНИЯ

Кебет и Симмий выдвигают вполне очевидное возражение этому аргументу. Представляется, что Сократ доказывает, что наши души существовали до того, как…

ДУША И ФОРМЫ

Данная метафизическая картина явно требует признания истинности дуализма души и тела, ибо быть живым заключается в том, чтобы быть временно…

АРГУМЕНТ ОТ СХОДСТВА

Суть проблемы заключается в том, разрушается ли душа или нет. Если окажется возможным доказать, что сознание или душа неразрушимы, то можно будет… Мы еще встретимся с этим критерием в главе 4, но уже сейчас стоит отметить… Стратегия Сократа заключается в том, чтобы спрашивать, какие разновидности вещей склонны к уничтожению или разрушению,…

АРГУМЕНТ ОТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Установив взаимную исключительность противоположностей, Сократ приглашает Кебета решить: благодаря наличию чего некоторое тело является живым? Кебет… Когда к человеку подступает смерть, то смертная его часть, по-видимому,… Если этот аргумент верен, значит, Сократ опроверг возражение Кебета и показал, что душа не только переживает тело, но…

ДЕКАРТ

Декарт, пожалуй, наиболее известен как философ, который систематически подвергал сомнению свои наиболее фундаментальные убеждения для того, чтобы поставить знание на надежное, несомненное основание. В истории современной философии он является центральной фигурой в переходе от теоцентрической и аристотелианской картины мира средневековья к рационалистическим и научным методам, которым возникли в XVII в. Многое в философии Декарта можно проинтерпретировать как попытку примирить те достоинства ортодоксального христианства и объяснительные возможности новых наук. Он, в частности, желал заменить схоластический авторитет доказательством и наблюдением и в то же время опровергнуть скептицизм в отношении существования Бога и души. Он был убежден, что, если бы какая-то часть знания оказалась несомненной, тогда она была бы абсолютно достоверной и все остальное знание могло бы быть восстановлено, причем это достоверное знание использовалось бы как первая посылка. Известно, что он поставил под сомнение свидетельства пяти чувств, существование физических объектов, истины различных наук, существование Бога, утверждения математики и геометрии и вообще самые разные виды истины, которые он ранее считал очевидными. Кульминацией этой процедуры оказалась его неспособность сомневаться лишь в отношении одного убеждения – убеждения в своем собственном существовании. Он заключал, что, поскольку он сомневается, он должен существовать, дабы сомневаться. Сомнение есть разновидность мышления, поэтому он чувствовал, что имеет основание сформулировать свой знаменитый принцип cogito ergo sum – "Мыслю, следовательно, существую" в качестве искомого основания знания.

Нет необходимости исследовать все философские достоинства и недостатки Декартовского метода сомнения для того, чтобы решить, чем является его дуализм сознания и тела и может ли он быть истинным. Нам также не следует заниматься его различными аргументами, восстанавливающими науку, математику, Бога и здравый смысл, но нам, однако, следует обратиться к тому, как Декарт трактует вопрос, естественно возникающий в результате его доказательства своего собственного существования. Он исходит из того, что доказал истинность следующего убеждения: Я существую. Но затем он задает достаточно новый вопрос: что есть я? То, как Декарт пытается ответить на данный вопрос, прямо ведет нас к его дуализму, ибо тот ответ, который он в конечном итоге предлагает, заключается в том, что, в сущности, он есть та вещь, которая мыслит. Это само по себе еще не делает его сторонником дуализма сознания и тела, но ведь он продолжает приводит аргументы в пользу того, что он существенным образом или реально есть сознание или душа и что, если бы его тело перестало существовать, он по-прежнему продолжал бы существовать, а это уже явный дуализм.

Аргумент, согласно которому он, в сущности, есть вещь мыслящая, можно найти во втором "Размышлении", а аргумент в пользу того, что имеется реальное различие между сознанием и телом, содержится в шестом "Размышлении". Я рассмотрю их в такой же последовательности и, где необходимо, буду опираться на аргументы из "Рассуждения о методе".

СУЩЕСТВОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ

Он говорит: "Но пока я еще недостаточно хорошо понимаю, что я есмь – я, в силу необходимости существующий" ("Метафизические… Итак, прежде всего мне думалось, что у меня есть лицо, руки, кисти и что я… Из этого отрывка ясно, что Декарт разделяет дофилософское мнение о том, что в некотором смысле каждый из нас обладает…

ДВЕ СУБСТАНЦИИ

Затем, внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак… Первая часть данной цитаты представляет собой повторение аргумента, что он… В процитированном выше отрывке Декарт утверждает, что он является субстанцией: одной из мыслящих субстанций, или…

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Вероятно, второе возражение ставит Декарта перед более серьезной трудностью. Из того факта, что мы можем вообразить возможность существования… Так ли это? Декарт способен выдвинуть, по крайней мере, два ответа.… Второй ответ уже не опирается на теологические посылки. Вместо них в нем используется версия закона Лейбница, о…

ЯСНЫЕ И ОТЧЕТЛИВЫЕ ИДЕИ

Он использует данное понятие в качестве посылки для своего нового аргумента в пользу дуализма: "... мне достаточно иметь возможность ясно и… по крайней мере, они могли быть разделены меж собой Богом ("Размышление… Декарт непосредственно применяет данный принцип в вопросе о сознании и теле:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Сознания и тела являются не просто различными сущностями, но радикально различными видами сущностей. Декарт весьма категоричен в отношении этого. Он… ...под телом я разумею все то, что может быть ограничено некими очертаниями и… Философы XVII и XVIII вв. часто используют "тело" в значении "материя" или "физическая…

ЕДИНСТВО

В знаменитом отрывке почти в конце шестого "Размышления" Декарт говорит: "Я не только помещен в свое тело, подобно кормчему на… Но как нам следует понимать ту идею, что я как сознание, или душа, соединен… В шестом "Размышлении" Декарт использует слово "соединение" для обозначения отношения между…

Глава 2

ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ

Следует четко разграничивать логический бихевиоризм и бихевиоризм в психологии. Бихевиоризм в психологии представляет собой метод для изучения… Хотя психологический бихевиоризм и логический бихевиоризм достаточно различны… Для рассмотрения в данной главе я выбрал концепции двух логических бихевиористов – североамериканского философа науки…

ГЕМПЕЛЬ

Для того, чтобы понять, что собой представляет логический бихевиоризм, будет полезно сравнить его с двумя другими важными направлениями современной философии. Логический бихевиоризм основывается на логическом позитивизме и в некотором смысле является его экстраполяцией, а в своей стратегии он имеет отношение к ряду утверждений позднего Витгенштейна. Сначала я расскажу о логическом позитивизме, а обсуждение концепции Витгенштейна отложу до конца данной главы.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

Применяя принцип верификации к философскому языку, логические позитивисты надеялись научным образом решить все подлинные философские проблемы.… Логический бихевиоризм Гемпеля представляет собой экстраполяцию этого проекта,…

ПРОЕКТ ПЕРЕВОДА

Гемпель полностью осознает, что его проект небесспорен. Он понимает, что многие мыслители признают существование субъективного, личного и опытного… Однако, по мнению Гемпеля, эти утверждения лишены значения, а значит не… Утверждение, для верификации которого нельзя определить абсолютно никаких условий и которое в принципе неспособно…

ПСЕВДОПРОБЛЕМА

Позиция Гемпеля, таким образом, является наиболее радикальной. Если бы можно было последовательно придерживаться этой позиции, то можно было бы… Старая проблема отношения между ментальными и физическими событиями...…

РАЙЛ

Плодом работы оксфордского философа Гилберта Райла является систематическое опровержение картезианского дуализма сознания и тела. Его книга "Понятие сознания",12 написанная в весьма своеобразном стиле, полном остроумия, живописных метафор и исторических ссылок, опирается на огромное разнообразие простых, повседневных практик, используемых для иллюстрации главного тезиса. С некоторыми оговорками Райл позволяет нам рассматривать его книгу как теорию сознания и говорит, что не столь существенно, назовем ли мы ее "бихевиористской", но мы должны помнить, что оригинальность и детализированность книги противятся любым прямым категоризациям подобного рода. Конечно, было бы грубой ошибкой думать о Райле как о материалисте, несмотря на его резкую и высмеивающую критику самой идеи имматериального сознания. Причина этого лежит в том, что он присоединяется к позиции, изложенной в конце последнего параграфа, а именно что само убеждение в существовании проблемы сознания и тела является результатом целой серии глубоких концептуальных заблуждений. Райл видит, что возможные решения этой предполагаемой проблемы беспорядочно колеблются между взглядом, что ментальное в действительности есть физическое, и взглядом, что физическое в действительности есть ментальное. Он и в самом деле стремится покончить с этим имеющим давнюю историю спором, однако не путем принятия одной из этих позиций:

... сакральная противоположность между Материей и Духом будет рассеиваться, но не за счет одного из столь же сакральных поглощений Духа Материей или Материи Духом, а совсем иным способом (Ук. изд., с. 32).

Что же это за "совсем иной способ"? Очевидно, что он не сводится к тому, чтобы предоставить какие-либо новые сведения о сознании. Важной составной частью райловской аргументации является то, что каждый из нас уже обладает значительной информацией о ментальном. И без помощи философской рефлексии мы способны решить, действует ли некоторый человек разумно или глупо, демонстрирует ли некоторый уровень самоконтроля, является ли остроумным, беспечным, суетным, наблюдательным, трудолюбивым и пр. Нам, очевидно, нет необходимости обращаться к картезианскому различению мыслящей и телесной субстанций, дабы правильно высказывать подобные суждения в повседневной жизни. И в самом деле, те понятия, которые мы используем для понимания и оценки поступков людей, обычно не принадлежат однозначно к словарям "ментального" или "физического". Проблема сознания и тела возникает лишь тогда, когда люди размышляют философски, и это происходит потому, что в ходе подобной спекуляции наша обычная терминология используется неверно. Райл прослеживает подобное неправильное употребление вплоть до раннего дуализма Нового времени – специфической теории сознания, выдвинутой Декартом в XVII в. и исследованной в первой главе настоящей книги. Райл ставит перед собой задачу показать, как неспособность понять логику наших обычных понятий приводит нас к ошибочному суждению, будто существует проблема сознания и дуализм служит ее решением. Именно это он имеет в виду, когда говорит, что его проект заключается лишь в том, чтобы прояснить и очистить "логическую географию уже имеющегося у нас знания" (Ук. изд., с. 19).

ПРИЗРАК В МАШИНЕ

Приговор, который Райл выносит дуализму, или "догме призрака в машине" гласит: ...она совершенно, ложна, причем ложна не в деталях, а в самих своих…

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОШИБКИ

Райл приглашает нас рассмотреть случай, когда иностранному посетителю Оксфорда или Кембриджа показывают различные колледжи, библиотеки,… Сходным образом, Райл представляет себе ребенка, наблюдающего за проходящей… Почему Райл считает подобные категориальные ошибки концептуальной путаницей? Он полагает, что люди, допустившие…

ДИСПОЗИЦИИ

Разумеется, если я верю (believe), что лед опасно тонок, то я, не раздумывая, говорю себе и другим, что "лед тонок", соглашаюсь, когда… Райл считает ошибочным говорить об убеждении как о любого рода явлении вообще.… Ряд возражений приходит в голову в ответ на представленное объяснение, но я полагаю, что Райл не считает их…

ЯВЛЕНИЯ

Для того чтобы понять, что Райл имеет в виду под понятием "явление" (occurence), мы можем сопоставить это понятие с понятием…

ИНТРОСПЕКЦИЯ

Райл отмечает, что, признав существование интроспекции, мы допускаем, что имеет место своего рода осознание сознания, а это означает, что мы можем… ... многие из тех, кто готов поверить, что действительно может заниматься… В дополнение к сказанному Райл ставит непростой вопрос перед сторонниками теории интроспекции: откуда вы знаете, что…

ЕДИНЫЙ МИР

Говорить о сознании человека – не значит говорить о некоем вместилище объектов, где запрещается размещать то, что называется "физическим… Таким образом, есть только один мир – тот, в котором вы сейчас читаете эту… Важный принцип логического позитивизма, логического бихевиоризма и того вида концептуального анализа, который проводит…

ВИТГЕНШТЕЙН

АРГУМЕНТ ЛИЧНОГО ЯЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

Другой пример: солипсизм есть доктрина, утверждающая, что существует только (чье-то) личное сознание. Другие люди суть лишь физический внешний вид… Солипсизм представляет собой крайнюю версию идеализма, который, как мы увидим… В феноменологии делались попытки описать содержание сознания беспредпосылочным образом, без предварительного принятия…

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОПЫТ СУГУБО ЛИЧНЫМ?

Витгенштейн допускает лишь один вид употребления утверждения "ощущения индивидуальны". И не для того, чтобы выразить некий мнимый факт… Предположим, что некто заявил о том, что его ощущения индивидуальны в… Для Витгенштейна искушение полагать, что существуют глубокие метафизические проблемы, сродни заболеванию. В…

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ?

Употребление слов, обозначающих ощущения типа "боли", происходит в языке отнюдь не в силу того, что эти слова являются ярлыками чего-то… Витгенштейн не говорит ни того, что "боль" означает… В работе "Философские исследования" Витгенштейн систематически критикует взгляд, согласно которому слова…

Глава 3

ИДЕАЛИЗМ

Главное утверждение идеалиста заключается в том, что физические объекты не существуют независимо от сознаний. Если бы не было сознаний, то так… Многие люди, когда они впервые слышат об идеализме, полагают, что это глупая… Ни одно из этих обвинений не имеет никакого основания. Теория о том, что физическое есть ментальное, совместима с…

БЕРКЛИ

Идеализм Беркли может быть лучше всего понят на фоне эмпиризма его учения. Эмпиризм – это взгляд, согласно которому всякое знание приобретается с помощью пяти чувств. Иногда, правда, придерживаются его слабого варианта: всякое знание получается из опыта, но почти все эмпирики согласны в том, что никакой опыт не был бы возможен, если бы не был возможен чувственный опыт. Беркли разделяет позицию эмпиризма с английскими философами XVII в. Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а также с шотландским философом XVIII в. Дэвидом Юмом. Эмпиризм сам по себе ни в коем случае не ведет к идеализму: Гоббс, к примеру, был материалистом, а Локк – дуалистом. Тогда как Беркли считал, что строго корректное эмпиристское мышление должно вести к идеализму. Он становится на ту точку зрения, что не только всякое знание получается из опыта, но что только об опыте можно с достоверностью знать, что он существует. Чувственный опыт человека и есть все, с чем он может быть непосредственно знаком, так что убеждение в существовании чего-то еще не может основываться на непосредственном опыте. Таким образом, мы можем, трактовать идеализм Беркли как крайнюю форму эмпиризма. Он и сам считает, что доводит эмпиризм до его логического завершения.

Опыт не дает нам абсолютно никаких свидетельств наличия двух черт физических объектов, которые мы обычно считаем необходимо присущими им. Опыт не учит нас тому, что они существуют вне восприятия; что они существуют до и после, а не только тогда, когда мы их воспринимаем. Опыт также не учит нас тому, что они материальны, т.е. что они изначально состоят из субстанции, называемой "материей". Беркли полагает, что нет разумного философского обоснования для этих двух фундаментальных допущений, и доказывает, что оба они ложны.

МАТЕРИЯ ПОД ВОПРОСОМ

Рассматриваемое в этом контексте безоговорочное отрицание Беркли существования материальной субстанции представляется куда более эмпиристским, чем… Чтобы стало ясным, что именно отвергает Беркли, необходимо узнать его… Это оставляет только одну возможность, а именно что субстанция известна нам как существующая благодаря умозаключению.…

КАЧЕСТВА

Атака, осуществляемая Беркли, имеет двусторонний характер (two-pronged). Он пытается показать, что первичные качества столь же зависимы от ума, как… Другим аспектом атаки является то, что "идея не может походить ни на что… Беркли использует эту критику разделения на первичные и вторичные качества как посылку для заключения, что…

ГЕГЕЛЬ

Философские работы Г.В.Ф.Гегеля составляют систематически взаимосвязанное целое, и справедливо сказать, что невозможно полностью оценить ни один из аспектов его мысли в полной абстракции от всего остального. Поэтому выявление гегелевского решения проблемы сознания и тела требует известного нарушения принципов его холистского понимания философии. Я постараюсь свести это нарушение к минимуму, описав вначале гегелевское решение проблемы, а затем – роль этого решения в его философии в целом.

Я должен заранее предупредить читателя, что идеализм Гегеля сильно отличается от идеализма Беркли, и многие находят его стиль письма настоящей пыткой. Гегель употребляет различные обычные слова в особых философских смыслах, и по мере того, как мы будем с ними встречаться, я постараюсь сделать их достаточно ясными. Кроме того, стиль мышления Гегеля зачастую характеризует особая сложность, которую одни назвали бы "извилистостью", а другие находят тонкой и оригинальной. Многие великие философы столь же ясны, по крайней мере, как и их комментаторы, пытающиеся сделать их теории понятными. Но в случае с Гегелем, очевидно, уместно читать второисточники для обретения общего взгляда на его цели и методы, перед тем как браться за первоисточники. Вклад Гегеля в философию сознания сосредоточен в двух книгах: "Феноменология духа" (1807) и третьем томе "Энциклопедии философских наук" (1830), который называется "Философия духа". Сначала лучше прочитать последнюю работу, поскольку она яснее и короче, чем "Феноменология" 1807 г., и рассматривалась самим Гегелем как более четкое изложение его взглядов о природе духа. Я советую это, несмотря на тот факт, что Гегель представлял "Феноменологию" как введение к философии "Энциклопедии". И это тот порядок, которого я буду здесь придерживаться.

Полезный способ прочтения первого параграфа гегелевской "Философии духа" – рассматривать его как попытку преодоления дуализма сознания и тела и заменить эту теорию определенной разновидностью идеализма. Как мы видели, идеализм и дуализм внутренне несовместимы – они не могут быть одновременно истинными, – ибо дуализм есть взгляд, согласно которому имеется две субстанции – одна ментальная, а другая физическая, а идеализм есть взгляд, согласно которому изначально имеется только одна субстанция – ментальная субстанция, или дух. И в самом деле, идеализм и материализм являются разновидностями монизма, поскольку, согласно каждой из них, существует только один вид субстанции и, как свидетельствуют сами названия, монизм и дуализм несовместимы. Сейчас нам предстоит внимательно рассмотреть гегелевское отрицание дуализма и причины принятия им именно того монизма, который называется идеализмом, а не того, который называется материализмом.

КРИТИКА ДУАЛИЗМА

Стоит сделать паузу в этом пункте и спросить, почему рациональная рефлексия должна была породить видимость дуализма сознания и тела. Гегелевский… Гегель указывает на два важных момента относительно дуализма сознания и тела,… Философские проблемы группируются вокруг отношения между духовной и физической субстанцией, при этом выделяется…

ДИАЛЕКТИКА

Вне зависимости от того, считаем ли мы диалектику подлинным или сомнительным способом решения проблем, следует заметить, что оба понятия –… Ключевым утверждением Гегеля в его критике дуализма и в переходе к идеализму… Как приходит Гегель к такому заключению? Объяснению этого процесса придется посвятить оставшуюся часть главы, но…

ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Это имеет отношение к проблеме сознания и тела, ибо Гегель считает, что психофизическое отношение есть отношение всеобщего к особенному. В некотором… ...в действительности имматериальное относится к материальному вовсе не как… Несмотря на это, дело отнюдь не обстоит таким образом, будто ментальное способно существовать без физического. Важной…

САМОСОЗНАНИЕ

Первым видом сознания, который Гегель описывает в разделе "Самосознание является "достоверность самого себя", но это еще не полностью… Социальные условия, необходимые для самосознания, описаны в заключительной…

ГОСПОДИН И РАБ

Для того чтобы понять, почему важно осознание (recognition), рассмотрим противоположную возможность. Другие самосознания не осознают вас как… Самосознания нуждаются друг в друге для того, чтобы считаться таковыми:… ...одностороннее действование было бы тщетно, ибо то, что должно произойти, может быть осуществлено только обоими (Ук.…

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Дух – это абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности... различных для себя сущих самосознаний есть единство их... (Ук.… Данная истина несовершенным образом проявляется в формах сознания, называемых… Кульминацией "Феноменологии" является абсолютное знание. Здесь – "дух, знающий себя в качестве…

Глава 4

МАТЕРИАЛИЗМ

Например, положение о том, что существуют только физические объекты, и положение о том, что существуют только физические события, оба суть… В истории философии отстаивалось несколько вариантов материализма. В… Но, прежде чем приступить к обсуждению этих современных воззрений, я выделю разные виды материализма, указав их…

ПЛЕЙС

Когда Плейс говорит, что сознание (consciousness) является процессом в мозге, он не имеет в виду, что наши мысли и переживания просто причинно обусловлены событиями в мозге. Он имеет в виду, что эти ментальные события как раз и есть те же самые события, что происходят в мозге. Каузальная корреляция между ментальным и физическим сама по себе еще недостаточна для истинности материализма, ибо и дуалист может с определенной вероятностью утверждать, что ментальные события причинно обусловлены физическими событиями, но вместе с тем придерживаться того взгляда, что эти ментальные события происходят в нематериальном сознании. Поэтому Плейсу требуется более сильная теория, нежели каузальная корреляция.

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Первое разъяснение Плейсом своего тезиса заключается в отрицании того, что предложения о сознании означают то же самое, что и предложения о… Человек может знать значения слов типа "образ", "боль" и… Далее, имеются два качественно различных способа верификации утверждений о сознании и утверждений о процессах в мозге.…

СЛУЧАЙНЫЕ ТОЖДЕСТВА

Для того чтобы яснее понять теоретическую позицию Плейса, нам нужно тщательно проанализировать, что конкретно он имеет в виду, когда говорит, что… В явном контрасте с этим смыслом слова "есть" находится… Суть этих примеров заключается в том, что Плейс намеревается использовать связку "есть" в предложении…

ВЕРИФИЦИРУЯ МАТЕРИАЛИЗМ

Другая же проблема такова. Предполагается, что теория тождества сознания и тела – это научная гипотеза. Это значит, что некоторое наблюдение,… Я отнюдь не утверждаю, что эти трудности невозможно преодолеть. Например, не…

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В ответ на это возражение Плейс указывает, что оно основывается на разновидности логической ошибки, которую он называет "феноменологическим… Если Плейс вправе воспользоваться этим квазирайловским маневром, то, похоже,…

ТОЖДЕСТВО ТИПОВ ИЛИ ТОЖДЕСТВО КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ?

Вместо этого предлагается строить теорию тождества сознания и мозга на основе тождества конкретных событий (token-token). Это означает, что любое… В какой бы форме ни принимали теорию тождества сознания и мозга, всегда можно…

ДЭВИДСОН

ТРИ ПРИНЦИПА

Дэвидсон утверждает, что, хотя эти принципы кажутся взаимно несовместимыми, на деле все они истинны. Несколько предложений являются взаимно…

АНОМАЛЬНЫЙ МОНИЗМ

Отличительной чертой ментального является не его индивидуальность, субъективность или имматериальность, но проявление им того, что Брентано называл… Немецкий философ XIX века Брентано утверждал, что все ментальные и только… В целях разъяснения своего собственного варианта теории тождества Дэвидсон противопоставляет его трем конкурентным…

ХОЛИЗМ МЕНТАЛЬНОГО

Эта теория ментального является холистской, поскольку содержит предположение о том, что ментальные состояния человека во многом согласуются друг с… Этот холистский подход к ментальному тесно связан с исследованиями Дэвидсона в… Своим холистским подходом к ментальному Дэвидсон отчасти обязан своим предшественникам в англо-американской философии.…

МАТЕРИАЛИЗМ И СВОБОДА

Физическую реальность характеризует то, что физическое изменение можно объяснять с помощью законов, устанавливающих связь между ним и другими… Несмотря на это, Дэвидсон настойчиво повторяет, что отрицание им… Теперь становится понятным, каким образом аномальный монизм Дэвидсона оставляет возможность для человеческой свободы:…

ХОНДРИХ

Работа Хондриха, которая будет рассмотрена в данном параграфе, – это большая и влиятельная "Теория детерминизма" ("А Theory of… "Теория детерминизма" состоит из трех частей. В первой части Хондрих… Рассматривая по очереди указанные три части книги Хондриха, я в начале основное внимание уделю трем положениям…

ПСИХОНЕВРАЛЬНАЯ КОМИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ

Если мы говорим, что нечто является "невральным", это значит, что оно является некоторой частью или некоторым событием в центральной… Сейчас мы уже можем в некоторой степени понять название первой гипотезы… Для каждого ментального события данного типа имеется некоторое одновременное с ним невральное событие одного из типов,…

КАУЗАЛЬНОСТЬ ПСИХОНЕВРАЛЬНЫХ ПАР

Тем не менее наша ситуация не является безнадежной. Мы располагаем тем, что Хондрих называет "ограничивающим" ("constraining")… Хондрих, в частности, перечисляет семь ограничений, налагаемых на его теорию.… Гипотеза каузальности психоневральных пар и является объяснением ментальных событий, в котором соблюдаются указанные…

КАУЗАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Любое действие есть последовательность телесных событий, которые являются следствием некой каузальной последовательности. Один из исходных элементов… Эта гипотеза включает в себя определение понятия "действие", которое… Хондрих утверждает, что среди причин действий есть психоневральные пары, в которые включено намерение совершить…

НЕВРОЛОГИЯ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Хондрих утверждает, что "теория детерминизма, изложенная в этой книге и состоящая из трех указанных гипотез, получает очень сильную и очевидную… Квантовая теория представляет собой раздел физики, постулирующий существование… Можно полагать, что квантовая теория представляет опасность для теории Хондриха в следующем плане: предположим, что…

ЖИЗНЕННЫЕ НАДЕЖДЫ

Глава 5

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Функционализм и материализм – это не одна и та же теория. Функционализм представляет собой теорию, согласно которой ментальное состояние есть, в… Функционализм действительно влечет за собой материализм, если добавить всего… Посылка о том, что причина и следствие могут быть только чем-то физическим, нуждается в обосновании, но здесь можно…

ПАТНЭМ

СОСТОЯНИЯ МОЗГА И СОСТОЯНИЯ БОЛИ

До сих пор Патнэм защищал теорию тождества сознания и мозга, но только против априорных возражений. Фактически же Патнэм отнюдь не считает теорию… Патнэм кратко формулирует свою теорию следующим образом: По сути, моя стратегия обоснования того, что боль не есть состояние мозга, будет опираться не на априорные основания,…

МАШИНЫ ТЬЮРИНГА

Патнэм считает, что вероятностные автоматы представляют собой хорошие модели для изучения организмов, поэтому его разновидность функционализма в… Важно понимать, что вероятностный автомат представляет собой теоретическую… Наконец, прежде чем мы сможем разобраться в функционализме Патнэма, нам необходимо уяснить еще одно понятие. Это…

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

1. "Все организмы, способные ощущать боль, есть вероятностные автоматы" (Ук. изд., с. 60). Данное утверждение есть тривиальная истина, поскольку, по мнению Патнэма, все,… Во-вторых, Патнэм утверждает, что:

ЛЬЮИС

В двух своих важных работах: "Психофизическая и теоретическая идентификации" ("Psychophysical and theoretical identifications", 1972) и "Безумная боль и марсианская боль" ("Mad pain and Martian pain", 1978) Дэвид Льюис выдвигает аргументы в пользу материалистической версии функционализма. В данном разделе я рассмотрю последнюю из этих работ.

Льюис полагает, что любая адекватная теория сознания должна быть одновременно материалистической и функционалистской. Она должна включать в себя положение о том, что любое ментальное состояние – это физическое состояние, и положение о том, что любое ментальное состояние есть функциональное состояние. Нас убеждают принять этот вывод, дабы разрешить философскую проблему. Проблема же заключается в следующем. Видимо, логически возможно, чтобы человек находился в ментальном состоянии определенного вида, скажем, в состоянии боли, и чтобы этому состоянию не было присуще ни одно из тех каузальных отношений, которые мы обычно связываем с состояниями такого рода. Также, видимо, логически возможно, чтобы какое-нибудь существо находилось в некотором ментальном состоянии и чтобы при этом были налицо все или большинство каузальных отношений, которые мы обычно связываем с нахождением в этом состоянии, но чтобы реализацией или коррелятом этого состояния не было что-то подобное состоянию центральной нервной системы, присущему человеку, когда он находится в такого рода ментальном состоянии. В первом случае человек находится в состоянии боли, но причины и следствия этого состояния внешне не проявляются. Во втором случае человек находится в состоянии боли, причины и следствия которого внешне проявлены, но он не находится в неврологическом состоянии, связанном с болью. Льюис считает оба эти случая вполне возможными.

БЕЗУМЕЦ И МАРСИАНИН

Затем представим себе марсианина – физическое существо, которое, подобно нам, людям, корчится и стонет от боли. Боль марсианина вызывают вещи такого… Если читателя не выводят из терпения странные мысленные эксперименты в… Материалистическая и функционалистская теория сознания Льюиса призвана отразить тот факт, что и наша боль, и безумная…

КАУЗАЛЬНЫЕ РОЛИ

состояния, которое подходит для того, чтобы его определенными способами причинно обусловливали стимулы и другие ментальные состояния, и которое… Наиболее заметной особенностью этого определения является его… Итак, если предположить, что возбуждение С-волокон в центральной нервной системе есть состояние, включенное в…

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

На этом основании Льюис чувствует себя вправе утверждать, что "боль могла бы и не быть болью" (Ibid., p. 218). Боль необходимым образом… Ясно, как подобный материалистический функционализм применим в случае… Поскольку боль необходимым или существенным образом является тем, что выполняет определенную каузальную роль, это…

Глава 6

ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ

Было бы в высшей степени ошибочно полагать, будто только одну разновидность теории было бы правильно называть "двухаспектной теорией". И… Спиноза считает, что существует только одна субстанция и что она тождественна… Один из вариантов двухаспектной теории иногда называют "нейтральным монизмом". Так, к примеру, называет свою…

СПИНОЗА

ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ

Чтобы оценить метафизическую теорию Спинозы, нам потребуется прояснить некоторые используемые им термины. Его понятие субстанции скорее всего… Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само… Если нечто есть само в себе, то оно существует, но в своем существовании не зависит от существования чего-либо еще.…

ИНДИВИДЫ

Душа и тело составляют один тот же индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – под атрибутом протяжения (Ук. изд.,… Это основополагающее утверждение Спинозы по проблеме сознания и тела следует…

БОГ ИЛИ ПРИРОДА

Спиноз в одном крайне важном отношении порывает с традиционным иудео-христианским пониманием Бога: Бог есть единая субстанция. Бог тождественен… Почему Спиноза считает пантеизм истинным? Причины этого многообразны и сложны,… Поскольку все происходящее с необходимостью вытекает из природы Бога, Спиноза полагает, что природа человеческих…

КОНЕЧНОСТЬ

Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным.… Следовательно, мы, человеческие существа, можем быть ограничены другими вещами… Некоторые теисты считают Спинозу атеистом, поскольку он отрицает существование трансцендентного божества. Однако, это…

РАССЕЛ

Расселу принадлежит взгляд, согласно которому вселенная в своей конечной основе состоит из событий – пространственно-временных сущностей (items) с особой длительностью и протяженностью. События, если говорить языком физики, занимают различные части пространства-времени. Некоторые из этих событий можно описывать одним из двух способов – либо как ментальные, либо как физические. При физическом описании событие становится объектом изучения физики. При ментальном описании событие становится объектом изучения психологии.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ МОНИЗМ

Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека – на душу и тело. Некоторые философы – материалисты – говорят, что реальна одна… В философии Платон и Декарт завещали нам жесткое различие между сознанием и…

МАТЕРИЯ

Какова же взаимосвязь между сведением материи к событиям и теориями современной физики? В соответствии со своим желанием согласовать философию… По мнению Гейзенберга, частица материи является центром испускания излучений –… Стоит отметить еще два момента в связи с теорией Гейзенберга, которые имеют непосредственное отношение к Расселу. Мы…

СОЗНАНИЕ

В каком-то смысле бесспорно, что восприятия (или "перцепты", как их называет Рассел) ментальны, но он особым образом понимает, в чем… Возможно, ментальны воспоминания, а существование памяти самым существенным… Интроспекция, по мнению Рассела, сводится к некому роду знания. Эта разновидность знания-знакомства или знания путем…

ЧУВСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ

"Оно не является ни ментальным, ни физическим" (Ibid., p. 217). Он имеет в виду, что чувственные данные по своей сути не являются ментальными… Понятия "сознание" и "ментальное" – это просто приблизительные понятия, служащие удобным…

СТРОСОН

Объяснение Стросоном того, как мы можем мыслить ментальное и физическое, дается в третьей главе его книги "Индивиды: очерк дескриптивной…

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПАРТИКУЛЯРНОСТИ

Объяснение собственно личностей начинается с проведения фундаментального различия между я и не-я (self/not-self). Каждый из нас разделяет мир на две… Если эта идея лишь об объекте, который встречается в его опыте, то как она… Это вопрос о существовании субъекта. В дополнение к нему есть еще вопрос о природе субъекта. Стросон замечает, что мы…

ТРИ ТЕОРИИ Я

Хотя, в принципе, человек мог бы обладать другим телом, нежели то, которое он фактически имеет, Стросон не сомневается в том, что только одному телу… Описав таким образом отношение между я человека и его телом, Стросон достигает… Однако прежде следует решить, способствует ли для личности отмеченная уникальность ее тела решению двух философских…

ЛИЧНОСТИ

Необходимым условием для того, чтобы кто-то мог приписывать себе – как он это делает – состояния сознания, переживания, является его способность или… Необходимое условие – это предпосылка или нечто такое, что должно быть, чтобы… Почему Стросон придерживается этого взгляда? Ответ заключается в его понятии понятия. Кто-то имеет понятие чего-то –…

ДВА ВИДА ПРЕДИКАТОВ

Различие между Р-предикатами и M-предикатами в сочетании с тезисом Стросона о том, что необходимым условием для приписывания себе состояний сознания… Такой ход рассуждений является глубоко антикартезианским, ибо приписывания в… Возможна и более умеренная трактовка, когда Стросону приписывается установление своего рода симметрии между…

КАК ВОЗМОЖЕН ДУАЛИЗМ?

Что же касается бестелесного существования, то, по мнению Стросона, оно не является абсолютно или логически невозможным, хотя двум заключительным…

Глава 7

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Представляется очевидным, что феноменология не является напрямую онтологией сознания в том смысле, в каком таковой являются, скажем, материализм и… Феноменология – это прежде всего немецко- и франкоговорящее движение в… Выдающимися французскими представителями феноменологии являются Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти. Сартр столь же…

БРЕНТАНО

Брентано начинает с того, что отмечает присущее нам интуитивное или дофилософское, различение ментальных и физических феноменов, которое, однако, не… Весь мир наших явлений делится на два больших класса – класс физических и… Вся проблема в том, что значения двух понятий "ментальное" и "физическое" не ясны, и потому у нас…

МЕНТАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

Брентано снабжает нас следующими примерами ментальных феноменов: "слышание звука, созерцание цветного предмета, ощущение тепла или холода...… Всякое суждение, всякое воспоминание, всякое ожидание, всякое умозаключение,… Этим примерам противопоставлены следующие физические феномены:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Под "психическими феноменами" мы имеем в виду представления, а также все те явления, для которых представление служит основанием (Ук.… И сейчас нам нужно уточнить, что Брентано имеет в виду под… Ясно, что представление есть акт сознания. Имеются разные виды представлений, например объект может быть представлен с…

ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Все физические феномены [говоря] обнаруживают протяженность и пространственную определенность: будь они явлениями зрения или какого-нибудь другого… Брентано приписывает этот взгляд Декарту (правильно), Спинозе (неправильно) и… Брентановская критика этой традиционной формулировки различия между ментальным и физическим оказывается обоюдоострой.…

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Всякий психический феномен характеризуется посредством того, что средневековые схоласты называли интенциональным (или же ментальным) внутренним… Этот отрывок нуждается в прояснении. Схоласты, или средневековые ученые,… Любой психический феномен содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и не одинаковым образом. В представлении…

ВНУТРЕННЕЕ СОЗНАНИЕ

Вот еще одна характерная черта, общая для всех психических феноменов: они воспринимаются исключительно во внутреннем сознании, в то время как… Подобная демаркация делает различие ментального и физического зависимым от… Брентано пытается максимально прояснить это определение с целью его дальнейшего использования. И он делает следующий…

ЗНАНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ

Брентано не считает тезис безошибочности критерием различения ментального и физического. Он допускает то, что мы обладаем безошибочным доступом к… Брентано допускает, что ментальное в некотором смысле… Наконец, Брентано исследует роль понятия времени для одного из способов фиксации различия ментального и физического. И…

ГУССЕРЛЬ

Мышление Гуссерля прошло через различные фазы развития: от раннего психологизма, т.е. попытки понять достоверную и априорную природу логики и… Вехой в отрицании психологизма явились "Логические исследования",34…

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

либо есть представление, либо основывается на представлении. В то же время он делает серьезные оговорки по поводу обоих критериев. Гуссерль считает… Можно было бы показать, что отнюдь не все психические феномены в смысле… Например, Гуссерль считает, что ощущения являются ментальными феноменами, но типическим или парадигматическим образом…

АКТ И ОБЪЕКТ

...Если здесь нельзя избежать термина "отношение", то все же следует избегать выражений, которые предлагают ложные истолкования этого… Что Гуссерль имеет здесь в виду под "реальным"? Он подразумевает… Не две вещи присутствуют как переживания (мы отвлекаемся от известных исключений), не предмет переживается и наряду с…

СОЗНАНИЕ И ЭГО

Если мы спросим, чем является сознание для Гуссерля, то, в сущности, это – серия интенциональных актов и неинтенциональных видов опыта, называемых… Всей этой картине структур сознания Гуссерль противопоставляет случаи, при… Так что существует некоторое напряжение или, по крайней мере, различие между открытиями естественной рефлексии и…

Глава 8

КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА

ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ СОЗНАНИЯ?

Если нечто мыслит, тогда логически следует, что оно является сознанием, ибо было бы противоречием утверждать, что нечто мыслит, но не обладает… Из этого следует, что нечто, чем бы оно не было, будет сознанием, если оно… В случае человеческих существ и, без сомнения, высших животных ответом на вопрос "Что такое сознание?"…

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ?

Многие попытки разрешить проблему сознания и тела принимают ошибочную форму попыток сведения понятий из одного списка к другому. На деле же каждое…

ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Мышление может происходить в языке, в обыденном языке, подобном английскому, или в искусственном языке типа системы логического обозначения.… Слово "мысль" двусмысленно во фразах "что есть мысль" и… Мышление может быть сознательным или бессознательным.

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?

Представьте, что вы смотрите на что-то, например на эту страницу "Теорий сознания", находящуюся перед вами. Вне всякого сомнения,… Так вот, это объяснение видения страницы могло бы показаться неполным не… Отсутствующим компонентом является сознание (consciousness). Видение чего-либо предполагает осознание этого или же…

ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТИВНОСТЬ?

Если нечто приобретает опыт, то из этого логически следует, что оно является субъектом, поскольку было бы противоречием утверждать, что нечто… Субъектом некоторого опыта является то, что обладает этим опытом, а объектом… В случае человеческого существа, подобного вам или мне, субъективность отчасти проявляется в том факте, что каждый из…

ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?

Для того чтобы увидеть философскую проблему индивидуальности, рассмотрим следующее. На планете Земля существуют миллиарды людей; в прошлом на… Проблема индивидуальности есть проблема чьего-либо собственного существования.… Вопрос "Почему мы здесь?" является глубоким метафизическим вопросом, и от него не следует отмахиваться по…

ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОЕ Я?

Вот таково я, чем бы оно ни было. В нашем случае может быть так, что я есть ничто помимо мозга, его мыслей и опыта. Чтобы понять это, рассмотрим… Также нет необходимости в психическом я как субъективном центре сознания…

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ?

Подобно сознанию, материя не существует. Для этого утверждения у меня есть три основания. Во-первых, все, что можно сказать относительно физического… В заключение отмечу, что решение проблемы сознания и тела состоит в том, что…

ГРЯДУЩАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ послесловие к русскому изданию

Научная революция происходит тогда, когда существующие методы решения проблем перестают работать. Она происходит тогда, когда осознается, что… Сейчас при переходе в следующее тысячелетие мы как раз находимся в такой… Несмотря на всю их логическую строгость, философия и психология XX столетия были каталогами научных попыток объяснить,…

Библиография

АНТОЛОГИИ И ОБЩИЕ РАБОТЫ

ДУАЛИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ

Hempel С.G. The logical analysis of psychology // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Kenny A. Wittgenstein. Harmondsworth, 1975.

ИДЕАЛИЗМ

Essays on Berkeley / Foster J., Robinson H. (eds). Oxford, 1988.
Foster J. The Case for Idealism. London 1982.
Hegel's Critique of Kant / Priest S. (ed.). Oxford, 1987.
Priest S. The British Empiricists: Hobbes to Ayer (London, 1990) ch.3.
Sprigge T. The Vindication of Absolute Idealism. Edinburgh, 1983. Urmson J.O. Berkeley. Oxford, 1982.

МАТЕРИАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ДВУХАСПЕКТНЫЙ ПОДХОД

Nagel T. The View From Nowhere. Oxford, 1986.
Russell B. An Outline of Philosophy. London, 1970.
Strawson P. Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics. London, 1959.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Husserl E. Logical Investigations. Trans. J.N.Findlay, 2 vols. New York, 1970.
Husserl E. The Paris Lectures. Trans. P.Koestenbaum. The Hague, 1964.
Merleau-Ponty M. The Structure of Behaviour. Trans. A.Fisher. Boston, 1963.
Merteau-Ponty M. The Visible and the Invisible. Trans. H.F. and P.A.Dreyfus. Evaston, 1968.
Sartre J.-P. The Transcendence of the Ego. Trans. F.Williams and R.Kirkpatrick. New York, date unknown.

Избранная библиография на русском языке

АНТОЛОГИИ И ОБЩИЕ РАБОТЫ

Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.

Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

ДУАЛИЗМ

Декарт Р. Соч. в двух томах. М., 1989.
Лейбниц. Философские письма. М.,
Локк Дж. Трактат о человеческом разумении. М.
Платон. Пол. собр. соч. в 4 тт., М., 1993 г.

ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ

Гемпель К. Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги, РФО, 1998.
Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994.
Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
Райл Г. Понятие сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.

ИДЕАЛИЗМ

Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. в 8 тт. М., 1989.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Патнэм X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

ДВУХАСПЕКТНЫЙ ПОДХОД

Рассел Б. Исследование значения и истины. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 1999.
Спиноза Б. Избр. произв. в 2 тт. М., 1957.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

– Конец работы –

Используемые теги: Теории, сознания0.045

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. 1.1. Предмет экономической теории
Предмет экономической теории е структура и функции... Лекция... Современная экономическая наука одно из величайших интеллектуальных достижений человечества Только благодаря...

Лекция 7, 4 декабря. Теории валютного курса Есть 4 теории валютного курса
Есть теории валютного курса Теория платежного баланса Пусть с точки зрения этой теории установится...

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории... Экономическая наука имеет длительную и богатую историю Ее истоки лежат с... Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля который впервые устанавливает две стороны товара потребительную и...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Проблемы построения теории сознания
В последние годы все виды ментальных явлений подвергались научному исследованию, но феномен сознания так и остался не объясненным. Многие исследователи пытались объяснить его, но объяснения всегда не… В реферате представлена критика некоторых недавних работ, в которых используются редукционные методы при объяснениии…

Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России
Я не в праве судить кого-либо, но это отношение непричастности меня поражает. Да, разворовали и развалили, но при таких словах каждый человек выступает как… Я не соглашусь с этим. Я работаю в школе №43 г. Нижнего Новгорода.Это – обычная средняя школа, со своим типичным…

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории... Экономическая наука имеет длительную и богатую историю Ее истоки лежат с... Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля который впервые устанавливает две стороны товара потребительную и...

Общественное сознание как предмет исследовательской работы. Подходы к изучению общественного сознания
Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать… Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое… Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам