рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Опера и балет

Опера и балет - раздел Образование, Эдуард Вениаминович Лимонов Савенко   И Опера И Балет — Комплексные Виды Искусства, Появившиеся На ...

 

И опера и балет — комплексные виды искусства, появившиеся на свет при королевских дворах Европы, это королевское искусство, как есть королевские пудели и королевская мантия. Только королевские дворы Европы могли позволить себе содержать комплексную труппу профессиональных певцов и танцоров и в придачу к ним огромные комплексные оркестры, требующиеся для исполнения балетной и оперной музыки. Потому время рождения оперы совпадает с рождением абсолютизма: это XVII век. Просто вельможа поднять подобные финансовые затраты конечно не мог. Лишь Его Королевское, а предпочтительнее Императорское Высочество. Потому эти blockbusters писались по заказу монархов. Лучшие оперы — это конечно же оперы Моцарта: его несравненный «Don Giovanni», он же Дон Жуан, о Дон Жуане естественно, «Cosi fan tutte» («Так поступают все») и восхитительная «Die Zauberflote» («Волшебная флейта»). Все они написаны в конце XVIII века. Историю Дон Жуана знает весь мир и русские тоже. «Так поступают все» — история о том, как два офицера — Феррандо и Гульельмо — решают испытать верность своих невест Дорабеллы и Фьердилиджи. Ну, а «Волшебная флейта»— это история о том, как принц Тамино играет на флейте, способной управлять человеческими страстями.

В связи с принцем Тамино: австриец, как и Моцарт, Гитлер (на самом деле они два самых великих австрийца — Моцарт и Гитлер). И если уж кто и был способен управлять человеческими страстями — это Адольф Гитлер, как принц Тамино. Раздумывая над этим в один из тюремных вечеров в камере №13, я написал следующее неполиткорректное стихотворение.

 

Принцем Тамино с винтовкой и ранцем

Немец австрийский Гитлер с румянцем

По полю французскому славно шагал

Но под атаку газов попал

 

Кози фан тутте. Ди Зауберфлете

Австрийского немца моцартовы ноты

Ездил в Париж. Жил полжизни в каретах

Музыку сфер записал он в дуэтах

 

Курфюрсты. Эрцгерцоги. Клары. Кораллы

Наци вина нацедили в бокалы

Гомо-фашисты, Эрнст-Ремы и гомо

Имя Моцарта фашистам знакомо.

 

Будь я эсэсовцем юным и смелым

Слушал бы Фьердилидж с Дорабеллой

Два офицера: Гульельмо, Феррандо

Их Муссолини прислал контрабандо

Двух итальянцев,— штабистов смешливых

В наши кафе кобылиц боязливых

 

Как я люблю тебя Моцарт-товарищ,

Гитлер-товарищ не переваришь,

Гитлер амиго принцем Тамино

Нежно рисует домы в руино…

 

Причудливое мое произведение упоминает рисующего «домы в руино» Гитлера совсем не по причине рифмы. Будучи связным между линией фронта и штабом своего подразделения (Гитлер добирался до фронта на самокате-велосипеде). Гитлер имел в Первую мировую достаточно времени, чтобы рисовать. Его наброски и акварели отдают предпочтение историческим монументам, потрескавшимся и разрушающимся. В рисунках Гитлера есть одновременно историзм Клода Лоррена и дух мистического сюрреализма, прославивший позднее де Кирико.

Но возвратимся скорее к опере. В середине и конце XIX века с мрачным циклом опер на темы германской мифологии под общим названием «Кольцо Нибелунгов» выступил рыжий немецкий композитор Рихард Вагнер. Машинерия этих опер несколько по-немецки тяжеловесная. Я видел их во французской постановке. Имени режиссера вот не помню, но помню, что по сцене у него бродили настоящие великаны. В прежние времена неиспорченные кино и телевидением люди были более непосредственны и сентиментальны, потому неудивительно, что вся комплексная машинерия из богов, папье-маше, Зигфрида, его меча, Валькирий, злого карлика, похитившего золото Рейна, сумела вдохновить несколько поколений германских националистов. С Вагнером некоторое время дружил Фридрих Ницше, а уже упомянутый Адольф Г., придя к власти, посещал во фраке и с бабочкой Вагнеровские фестивали в Байрете и одаривал своей дружбой его наследников. Не будет преувеличением сказать, что Третий рейх вышел из опер Вагнера. Редчайший случай, когда государственность родилась из опер.

Однако и опера и балет (он несколько младше оперы) вряд ли должны были выходить за пределы гибели Третьего рейха, за 1945 год. Это глубоко монархические, именно королевские виды искусств. В XX веке они выглядят анахронизмами. Символично, что приезжих знаменитостей — гостей Советского государства водили в Москве в Мавзолей и в Большой театр, в эти поистине чудеса света. В Мавзолее лежал забальзамированный труп вождя (что благородно, мистично и ужасно одновременно), а в Большом театре им показывали забальзамированное, давно исчезнувшее искусство. Балет и опера ушли уже тогда в технические штучки типа кто осыплет люстру голосом или кто больше раз перевернется вокруг своей оси. «Лебединое озеро»— самый известный русский балет — как раз и было то самое ненавидимое коммунистическим режимом «искусство для искусства». Сюжет, наивнее не придумаешь — для детей младшего школьного возраста: заколдованная, превращенная в лебедя принцесса, феи, враждебная и благосклонная, принц, расколдовывающий принцессу. Советская власть с удовольствием и гордостью демонстрировала приезжим иностранцам принца с балетными ляжками, лебедей, фей, положительную и отрицательную,— весь ассортимент. Власть, якобы, рабочих и крестьян, все же была по сути своей Империей, потому поощряла королевские виды искусств. Балет, кстати, обожали и идеологические противники Страны Советов — в Империи Соединенных Штатов. Потому советские балетные звезды легко бежали в страну толстяков.

В настоящее время опера и балет не могут быть отнесены к искусствам. Они функционируют как музейные кунсткамеры, как исторически сохраненные от уничтожения государством раритетные виды искусства. Мариинский и Большой театры по сути такие же музеи, как Эрмитаж или Третьяковская галерея. С той разницей, что картины Мариинки и Большого — движущиеся и звучащие в отличие от написанных маслом.

В середине 90-х, помню, сидел я в директорской ложе Мариинки, среди завсегдатаев. Меня пригласил туда Леонид Надиров — директор школы имени Вагановой. В гостевой квартире этой школы на Фонтанке я и жил. Давали «Лебединое». Я с приятелем собирался уже сбежать, было скушно, несмотря на то, что на сцене была и прима Ульяна Лопаткина; как вдруг сидевшая рядом женщина в красном жакете что-то пробормотала в адрес Лопаткиной. Мы разговорились. Дама в красном знала обстоятельства личной жизни всех присутствовавших на сцене. Когда я выразил желание быть представленным Лопаткиной, дама хмыкнула и воскликнула: «Зачем вы ей? Разве вы не знаете, что она живет с девушкой, у нее есть любимая?» И дама рассказала нам тонну захватывающих историй о балете. Смотреть стало много интересней.

Мораль шуточной этой истории такова: выхолощенное по сути своей историческое музейное искусство балета совершенно не есть искусство, это хорошо отдроченный музейный спектакль. И только. У него нет никакой связи с современным человеком. Ни одной. Когда появляется, пусть анекдотическая, но связь: узнаешь от дамы в красном жакете, что Лопаткина лесбиянка и живет с девушкой,— начинаешь смотреть на сцену с большим интересом.

Я знал некоторых балетных танцоров и балетных критиков. Михаил Барышников был чуть ли не первым, кто прочел мой первый роман в рукописи в Нью-Йорке в 1977 году. Я знал Александра Годунова — рано ушедшего танцора. Рудольфа Нуриева я почему-то не встретил, но когда он умер, у него нашли мою книгу «Это я, Эдичка» на ночном столике, с пометками. Об этом писали газеты во Франции, так что я в балете не чужой. Еще ребенком я заорал на представлении балета Глиэра «Красный мак» в момент, когда наш матрос сидит удит рыбу, спиной к зрителю, а к нему сзади с ножом в руках ползет китаец. И вот я криком предупредил нашего матроса. Происходило это в харьковском театре оперы и балета. Так что я в балете с юных лет понимаю. С моим мнением можно считаться. Это здравый крик ребенка, предупреждающий об опасности.

Эдуард Лимонов

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эдуард Вениаминович Лимонов Савенко

Ж д... Россия раскинулась на десять или двенадцать часовых поясов Все эти хваленые пространства в основном лунный мерзкий...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Опера и балет

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Контрольный выстрел
    эссе   © Эдуард Лимонов

Матушка
  Россия обычно представляется в облике России-матушки, этакой суровой активистки, приближающейся по энергичности к типу солдатской матери. Однако в противоположность современной анти

Бабий век
  Жители исламского мира считают, что наши женщины бляди. Есть два ответа на этот упрек. Да, со своей позиции, с позиций и адата, и шариата,— они правы. Второй ответ тот, что поведени

Сиськи в тесте
  Есть такое архаичное определение, эпохи поколения моей мамы. О женщине широкоплечей и крепкой, как молотобоец, говорили «кувалда». Российские учреждения полны «кувалд» и «м

Нора и родина
  Россия — это прежде всего черно-белая зима. Белая равнина, где, как маковые зернышки на бублике, рассыпаны группки мертвых три четверти года деревьев. «Почему русский не спилит свой

Смерть художественной фильмы
  По грамматическим правилам начала XX века следовало говорить не фильм, но фильма. «И целлулоид фильмы воровской», «и целлулоид фильмы пожелтелой» — звучат в моей памяти элегантные,

Хлеб наш насущный
  Хлеба в России поедается немыслимое количество. Ненужно много. Мужчина может умять и десять полновесных ломтей за обедом, а уж пять съест и школьник. Женщины со времени хождения пеш

Ногти и волосы. Волософилия и волософобия
  В жизни волос и ногтей много странностей. Мудрые люди это знают, а обыватель вряд ли замечает. Например, в память о моем пребывании на заводе «Серп и молот» в городе Харькове в 1963

Gadgets
  Вместе с цивилизацией я проделал некий вполне ощутимый путь. Вехи этого пути — различные бытовые изобретения и приспособления. Я помню примусы! Мальчишкой я путешествовал на крышах

Цивилизации алкоголя и гашиша
  Представьте себе, что на постаменте, ярко освещенные, стоят два не совсем обычных символа двух цивилизаций. Аптекарская бутыль со спиртом — символ христианской цивилизации. Темно-зе

Пролетарские девочки
  Наташа. Совсем простое личико. Фарфоровый лобик с мелким прыщиком, замазанным пудрой. Широкий носик, натянутые пленки глазок, изобличающие наличие в прошлом татаро-монгольского лиса

Краткая история костюма
  Есть люди куртки, есть люди свитеров. Я — человек костюма. Во всяком случае, я представляю идеального себя в костюме. Двубортном. Черном в белую редкую полоску. Такой у меня был три

Идеология сказки
  И вот настал XXI век. 11 сентября. Бандит Мишка спал после обеда на шконке, я сидел на своей и краем глаза глядел на экран телевизора, ожидая 17-тичасовых новостей по ТВ-6. Новости

В музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
  Барская усадьба с колоннами, целый дворец, собственно, стоит на Волхонке, и небольшой парк разбит перед фасадом. Чугунная решетка в рост человека. Летом в этом квартале необычный за

Властители дум
  Когда в 1988—1989 годах я писал в Париже книгу «Дисциплинарный санаторий», я констатировал смерть Последних Великих Культурных Героев Запада (еще их называют maitre a pensée

Живущие в разные времена
  В общей талантливости французы порою уступают другим нациям. Но в искусстве понимания у французов есть чему поучиться. Возможно, наследие картезианства (по имени философа Рене Декар

Портрет Мэри Шелли, написанный для Настеньки
  Творения лорда Байрона сегодня читать невозможно. Тяжеловесные тома «Корсара», «Дон Жуана» или «Путешествия Чайльд-Гарольда» неизменно склоняют ко сну даже самых неуклонных пуристов

Культура кладбищ
  Я не видел профессора Ольгу Матич долгие годы. В середине 90-х она стала появляться в Москве. Приехала в 95-м в шляпе из твердой соломки, длинные волосы, разумеется не помолодевшая,

Ангелы Ада и Адам Смит
  На «Серпе и Молоте» в литейке я работал в три смены. Когда шел на третью под тусклыми и редкими лампочками поселка вначале мелкой тропкой, потом выходил на тротуар, то ко мне из все

Мальчики
  Недавно мясистый президент Македонии приезжал в Россию и во время пресс-конференции уверял всех, что македонцы — мирная нация. Возможно. Возможно, они изжили за два с лишним тысячел

Бегущие эстетики современности
  В самом начале жизненного пути я эстетически пристраивался к модным веяниям эпох, через которые жил, и менял свою эстетику в соответствии с требованиями времени. Я родился

Тринадцать тезисов о выгодах революции
  Молодой человек обязан мечтать о революции по следующим причинам: 1) Ибо революция — это мгновенное изменение состояния жизни. Революция — это чудо, более или менее мгновен

О государстве
(Читая П.Кропоткина)   В «Записках революционера» князь Петр Кропоткин пишет интереснейшие вещи:   «Распадение социалистического движения на две ветви

Свидетель
  По-сербски смерть будет СМРТ. Без гласных. Это как короткий удар сабли: СМРТ. Я хотел бы умереть сербской короткой, без гласных, гибелью, а не размазнистой, с гласными, русской смер

Послесловие
  Поль Леото — мудрейший старикан французской литературы — как-то заметил где-то в начале 50-х годов, что не любит Большую Литературу, а любит записанные разговоры. Под «Большой Литер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги