рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин"). - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка В Хоровой Музыке Русских Композиторов Конца Xix И Начала Xx Столетия Особе...

В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма". Но никто из русских композиторов не писал так много для хора a cappella, на светский текст, как Танеев.

К сочинению хоровой музыки Танеев обращался на протяжении всей творческой жизни. Если иметь в виду только хоры a cappella, их появление условно можно отнести к двум периодам. Первый охватывает приблизительно с конца 1870-х до начала 1890-х годов. К этому периоду относятся хоры "Сосна" (слова Лермонтова, 1877), "Серенада" (слова Фета, 1877), "Венеция ночью" (слова Фета, 1877), "Ноктюрн" (слова Фета, 1877), "Веселый час" (слова Кольцова, 1880), "Песня короля Регнера" (слова Языкова, 1881), "Пью за здравие Мери" (слова Пушкина, 1881), "Фонтан" (слова Козьмы Пруткова, 1881), "Вечерняя песня" (слова Хомякова, 1882) и др.

Хоры этого периода по содержанию и по форме близки хоровым миниатюрам Шуберта, Шумана, Мендельсона, Кюи, Чайковского. Они еще не отличаются философской глубиной мысли, не ставят особо сложных задач перед исполнителями. Но уже здесь можно заметить ряд черт, свойственных хорам a cappella второго периода:

- выразительный мелодизм ("Серенада"),

- чередование аккордовой фактуры и элементов полифонии ("Венеция ночью"),

- прием окончания произведения в одноименном мажоре ("Сосна") и др.

Хоровые произведения Танеева в целом охватывают широкий диапазон жизненных тем. Здесь и мечта о несбыточном счастье ("Сосна"), и образы простой человеческой радости ("Веселый час", "Пью за здравие Мери"), и юмор ("Фонтан"). Встретим и суровую хронику прошлого ("Песня короля Регнера"), и открытый гражданский пафос ("Ты кончил жизни путь, герой").

Здесь можно встретить и хоры – картины природы. Но в большинстве случаев это раскрытие через образы природы глубоких размышлений о смысле жизни, борьба в ее различных проявлениях, мечты о счастье, стремление к познанию мира и самого себя, призыв к единению и братству, самопожертвование ради высокой цели и многое, многое другое. Для исполнителей большой интерес, а подчас и трудность, составляет раскрытие именно подтекста хоров, то есть их сокровенного смысла.

 

Кантата «Иоанн Дамаскин» - первое опубликованное произведение Танеева. Замысел «Иоанна Дамаскина» возник в ту пору, когда музыкальная Москва понесла тяжелую утрату: скончался выдающийся русский пианист, основатель Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн. Танеев, тяжело переживавший смерть своего учителя, посвятил свой труд его памяти.

Литературным материалом для кантаты послужили строки одноименной поэмы А.К. Толстого, произведение А. К. Толстого повествует о крупнейшем византийском богослове, поэте и сочинителе духовных гимнов Иоанне Дамаскине (из Дамаска), жившем в VIII веке. Отрывок из поэмы, положенный в основу кантаты, представляет собой один из траурных гимнов, петых Иоанном Дамаскиным и его учениками. Стихи, как нельзя более подходили к случаю, по поводу которого была написана кантата. Все это потребовало определенных музыкальных образов. Поэтому Танеев в качестве основной темы привлек в свое произведение старинный церковный напев «Со святыми упокой», ставший в русской музыке символом трагического (вспомним хотя бы Шестую симфонию Чайковского).

Кантата начинается медленным оркестровым вступлением, главная тема - "Со святыми упокой". Тема проходит у разных инструментов, обрастает выразительными подголосками, напоминающими стоны.

Далее следует экспрессивный хор, в сонатной форме, ГП изложена в форме экспозиции фуги - "Иду в неведомый мне путь.." - выразительная, напевная, широкая мелодия. ПП сходна с плачем, рыданием, тему хора предваряет фраза оркестра, имитирующая похоронноеипениетцерковного хора - "Мой взор угас".

В разработке большое значение приобретает тема вступления "Со святыми упокой", проводится одновременно с ГП.

Реприза не отделима от разработки, начинается с ПП, приводящей к главной тональности и ГП, исполняемой хором октавой выше, что придает всему звучанию особенно скорбный характер.

После первой части возвышенно и просветленно звучит стройный хор без сопровождения, написанный в 4хголосном аккордовом изложении.

Ясный и светлый колорит, спокойное величие музыки вы ражают основную идею кантаты о вечности любви и дружбы.

После хора без сопровождения идет небольшой раздел, под водящий к фуге третьей части; в нем снова появляется главная тема первой части и возвращаются образы скорби.

Фуга третьей части — грандиозное произведение, подлинного драматизма. Волевой характер основной тем иопределяет собой всю музыку, которая все же выходит из круга печальных настроений и обращается к образам воли, полным движения.

 

Список литературы:

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.

- Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. Главы: возникновение русского певческого искусства; знаменное пение; русское восьмигласие, деменственный распев; путевой распев, строчное пение; киевский, болгарский и греческие распевы; деменственное (многоголосное пение). М., 1969.

- Келдыш Ю. История русской музыки. Древняя Русь XI - XVII века (отдельные главы). М., 1985.

- Преображенский А. Культовая музыка в России. М. 1924.

- "Памятники русского музыкального искусства". Выпуск 3: Федор Крестьянин. Стихиры. Редактор тома Ю. В. Келдыш. Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова.

- Пожидаева Г. Серия: "Традиции русского церковного пения".

 

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ.

- Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.

 

В. ТИТОВ.

- Протопопов В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. Творения Василия Титова - выдающегося русского композитора второй половины XVII-начала XVII века.

- "Памятники русского музыкального искусства". Выпуск 2: Музыка на Полтавскую победу. Редактор тома В. Протопопов.

 

М.С. БЕРЕЗОВСКИЙ.

- Левашев Е., Полехин А. М.С. Березовский // История русской музыки. Т.3, часть 2. М. 1985.

 

Д.С. БОРТНЯНСКИЙ.

- Келдыш Ю. Д.С. Бортнянский // История русской музыки. Т.3, часть 2. М. 1985

- Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. Л. 1979.

 

С.А. ДЕГТЯРЕВ.

- Левашев Е. С.А. Дегтярев // История русской музыки, 1800-1825. Т.4. М., 1986.

 

М.И. ГЛИНКА.

- Асафьев Б. М.И. Глинка. Л., 1978.

- Левашева О. М.И. Глинка // История русской музыки, 1826-1850. Т.5, гл.3. М., 1988.

- Протопопов В. "Иван Сусанин" Глинки. М., 1961.

- Романовский Н. Хоровые сочинения Глинки // Хоровое искусство. Вып.3. Л., 1977.

 

М.П. МУСОРГСКИЙ.

- Свиридов Г.В. о Мусоргском // Наследие М.П. Мусоргского. Сборник материалов.

- Хубов Г. Мусоргский. М., 1969.

- Стасов В. Избранные статьи о Мусоргском. М., 1952.

- Мусоргский М. Письма. М., 1981.

- Лицвенко И. Основы стиля хоровй музыки Мусоргского // Вопросы русской и советской хоровой культуры. Вып. XXIII. М., 1975.

- Абызова С. Модест Петрович Мусоргский. М., 1985.

 

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ.

- Крылов А. О хорах а каппелла Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л., 1977.

- П.С.С. Т.63. М., 1990. Вступительная статья.

- Альшванг А. П.И. Чайковский. М., 1970.

 

С.И. ТАНЕЕВ.

- Асафьев Б. С.И. Танеев. Кантата "По прочтении псалма". Памяти С.И. Танеева. // Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980.

- Лебедева А. Хоровая культура // История русской музыки. Т.3. м., 1985.

- Ольхов К. Хоры a cappella С. Танеева // Хоровое искусство. Вып.2. Л., 1971.

- Яворский Б. Воспоминания о Сергее Ивановиче Танееве // Б. Яворский. Избранные труды. Т II, часть 1. М., 1987.

- Бернандт Г. С.И. Танеев. М., 1983.

 

С.В. РАХМАНИНОВ.

- Кандинский А. Всенощное бдение Рахманинова и русское искусство рубежа веков. К вопросу об интерпритации памятника // С. Рахманинов. Всенощное бдение. М., 1989 [ноты].

- Рахманинов С. Воспоминания. Записанные Оскаром фон Риземаном. М., 1992.

- Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. М., 1983.

- Соколова О. Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова. М., 1963.

 

А.Т. ГРЕЧАНИНОВ.

- Рахманова М. А.Т. Гречанинов // История русской музыки, 1899-1917-годы. Т. 10А. М., 1997.

 

 

Прототопов В. Музыка русской Литургии. К проблеме цикличности. М., 1999.

Абрамоский Г. Русская опера первой трети XIX века. М., 1971.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).
Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его Очень тяжело переживал революцию, и имел пло

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").
Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народн

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.
Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам наро

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".
  (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка -

Жанр, форма, тонально-гармонический план.
Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями: • "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги