рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин"). - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка Оперы Глинки Определили Собой Пути Развития Оперного Жанра В России. От "...

Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народная музыкальная драма и опера-сказка.

Основой " отечественной героико-патриотической оперы", как называл свою оперу "Иван Сусанин" Глинка, явилось обобщение образа народа в его нравственной позиции: народ - носитель духовных ценностей, воплощение мужества, добра и справедливости. Либретто - Егор Розен (исторические события 1612 года).

Строение оперы отличается классической стройностью. Композиция опирается на два мощных хоровых раздела - интродукцию и эпилог, и движется к главной кульминации, к сцене подвига Сусанина.

И.С. - первая русская опера, основанная на сквозном развертывании музыки, без разговорного диалога. В опере господствует единая образно-музыкальная система, развивающая ГЛАВНУЮ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ, таким образом композитор закладывает основы лейтмотивного метода.

Два принципа тематических связей:

1.Выразить идею в темах народно-песенного характера, путем сквозного проведения двух тем: темы запева из интодукции (повтор: увертюра 3д Сусанин "Страха не страшусь!", вступление эпилога), темы хора "Славься" (3д Квартет, 4д Сусанин "Румяная заря"). Секундовая попевка составляет интонационную основу обеих тем (4 - 1).

2.Линия борьбы противодействующих сил. Контрастное сопоставление тем польского ритма с русским песенным тематизмом, с преобразованиями.

Важную основу оперы составляют хоровые сцены, которые ярко определяют национальный стиль оперы Глинки. Важнейшей основой их служит русская песня во всех ее жанровых разновидностях (тем не менее он избегает прямого цитирования (за некоторым исключением)). Г. объединяет особенности народного подголосочного стиля с принципами классической полифонии. Использует вариационный метод, почерпнутый также в народных традициях.

Основными народными сценами в опере являются пролог и эпилог.

Пролог - монументальная интродукция. В основе ее - две темы: протяжная и хороводная. Первая - тема бесконечного канона Зигфрида Дена. Развертывая интродукцию в форме двойных вариаций, Глинка заканчивает ее мужественной энергичной фугой. Героический запев тенора и характерные интонации, заимствованные из женского хора, с самого начала объединяются в главной теме, причем экспозиция заканчивается энергичной плясовой темой, имеющей характер припева.

Свободно сочетая в народном хоре принцип запева и припева с классической структурой фуги, Глинка создает новую форму "песни-фуги", основанную на народных традициях. Глинка впервые поставил форму классической полифонии на русскую народную основу. Римский-Корсаков справедливо отмечал о том, что свою задачу "связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака", сформулированную им уже на склоне лет, Глинка выполнил уже задолго до этих слов. Темп: Allegro пол=88. Ощущение медленного темпа приходит за счет того, что дирижерская и счетная доли равны половинке, а метрическая равна четверти, также за счет строения фразы-несколько тактов. Фактура близка канту - два тенора и бас, следовательно - кантовая основа. Соответственно, это ближе к военной песне, запевает воин, не же ли чем, к протяжной песни.

Хор "Славься" - народный "гимн-марш", сочетающий в себе черты распевности и движения. Неторопливая поступь народного шествия. Истоки мелодики лежат в знаменном распеве, в виват-кантах Петровской эпохи, воинских песнях 1812 года. Также переданы черты партесного стиля 17-18 века: голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии, с обилием терцовых удвоений. Господствует диатоника, плагальность, тема в до мажоре приобретает миксолидийский оттенок с опорой на доминанту лада. Типично русский склад подчеркивается приемами полифонического варьирования: юбиляции верхних голосов.

Общая форма сцены - вариации с акцентом на подголосочно-полифонических приемах развития.

В финале участвуют полный симфонический оркестр и два медных оркестра на сцене, хор, группа корифеев и воинов, колокола. В коде - аккорды III ступени.

 

С характеристикой народа тесно связан образ Сусанина - характеристика поражает силой правды и простоты. Глинка наделил трагического героя реальными чертами простого человека. Русский крестьянин, прямой и простодушный. Собирательный образ, несущий в себе лучшие качества народного характера. Только в его партии используются темы, звучащие в интродукции и эпилоге (сцена с поляками, 3д). И только здесь он ввел подлинный материал рнп: песню лужского извозчика ("Что гадать о свадьбе"), песню "Вниз по матушке по Волге". Новатор речитатива - приемы широкой, распевной декламации. Сочетая интонации народного говора и русской распевной мелодии создает особый вид ариозного пения, пронизанное народно-песенными оборотами.

1.Увертюра. Интродукция.

2.Каватина и рондо Антониды.

3.Сцена и хор. Диалог Сусанина с хором - 1 раздел - состоит из 4 варьированных строф-куплетоа, организованных по принципу запевала - хор. Хор как действующее лицо, сопереживает происходящему.

3.Хор гребцов - 2 раздел - контраст музыки вокальной и инструментальной, протяжной и плясовой. Куплетно-вариационная форма. Протяжная тема у А и Т в унисон связана с образом русских просторов, течением реки. Зерно - нисходящая квинта - душа русской мелодии, параллельно-переменный лад (до мажор - ля минор). 3 строфа - контрапункт протяжной и плясовой тем. На интонациях плясовой построен заключительный хор крестьян "К нам плывут ладьи" - кульминация радостного праздничного характера.

4.Финал 1д. 1 р. - рассказ Собинина (диалог с хором, героическая песня "Кличут в поле атаманы"; 2 р. - трио с хором " Не томи, родимый" (си бемоль минор, хор своими мольбами о скорой свадьбе вторит героям); 3 р. - трио с хором (си бемоль мажор, открывает суровая фраза хора "Да сгинет враг"; краткие хоровые реплики - терцовые удвоения родственны второй теме интродукции - тематическа арка).

5.2 действие. Полонез - танец-шествие с хором - двойная экспозиция: первая - оркестровая, вторая - оркестр + мужской хор. Средний раздел: хор женщин, плавный и текучий. Реприза - объединение двух хоров и оркестра. Тема мужского хора перешла к женскому хору с минимальными изменениями, лирическая тема у теноров и басов приобрела воинсвенные черты. В конце - унисон хора и оркестра на начальном мотиве полонеза.

6.Краковяк.

7.Вальс

8.Мазурка и финал. Первый раздел финала - хор гостей на новом варианте темы мазурки, второй раздел - двойной хор рыцарей и гостей - замешательство поляков. Третий раздел восстанавливает праздничную атмосферу бала.

9.3 действие. Антракт.

10.Песня Вани и дуэт.

11.Хор крестьян создает контраст между дуэтом и квартетом. Непрерывная цепь имитаций, основанных на попевки из 6 звуков. При каждом проведении меняют свой мелодический контур.

12.Квартет.

13.Сцена и хор. Сусанин с поляками. 2 раздел сцены - реплики поляков на теме полонеза, а затем мазурки.

14.Свадебный хор - женский - подруги Антониды. Глубокий контраст. Пентатоника. До мажор. Пятидольный размер.

15.Романс с хором. Хор - комментатор.

16.Финал.

17.4 действие. Антракт.

18.Ария с хором

19.Хор поляков - последнее проведение темы мазурки искажено. Появляются секундовые интонации. Впереди идет Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.

20.Ария Сусанина.

21.Финал.

22.Эпилог. Хор "Славься" (см. выше).

 


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).
Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его Очень тяжело переживал революцию, и имел пло

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.
Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам наро

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".
  (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка -

Жанр, форма, тонально-гармонический план.
Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями: • "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").
В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги