Реферат Курсовая Конспект
Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора. - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка (1751-1825) Бортнянский - Единственный Русский Композитор 18 ...
|
(1751-1825)
Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью.
Список сочинений Бортнянского, насчитывающий около 200 названий, включает 6 опер, более 60 хоровых концертов, 8 сонат для клавесина и клавесина со скрипкой, ряд камерных инструментальных ансамблей, кантат и т.д. Почвой, на которой сформировалось творчество Бортнянского, был русский классицизм. Классицистская стройность и уравновешенность формы сочетаются в ней часто с мелодикой сентиментального типа. Можно говорить о своеобразном взаимопроникновении классицизма и сентиментализма у Б. Искусство его глубоко национально. Даже в духовных композициях у него встречаются самые простые мелодические обороты песенно-романсного типа.
Родился в Глухове в семье мещанина, приехавшего на Украину из Польши. В семилетнем возрасте был взят на воспитание в ППК, с которой оказалась связана вся дальнейшая его жизнь. Об учителях юного Б. Мы ничего не знаем. Обладая прекрасным голосом и артистизмом, он уже в отроческие годы выступал в придворных оперных спектаклях и дворцовых концертах. По настоянию Галуппи, состоявшего в 1765-1768 гг. капельмейстером при дворе, Б. был направлен для совершенствования в Италию в 1768 году. Начался итальянский период его жизни (1769-1779). К этому времени относятся его первые крупные сочинения в оперном жанре ("Креонт", "Алкид", "Квинт Фабий"), Ave Maria для дуэта женских голосов с сопровождением струнных и двух валторн, Salve Regina для контральто соло.
Следующий период начинается по возвращению на родину с 1779 году. Это время его работы в ППК в качестве капельмейстера и одновременно служба при дворе наследника Павла. В этот период были написаны все камерные инструментальные произведения, а также три его оперы на французские тексты.
Последний период - от середины 90х годов до конца жизни, когда Б. возглавил капеллу, почти всецело посвятил себя работе в области церковной музыки.
В этой области Б. оставил обширное наследие. Собрание его духовных сочинений включает:
- 35 однохорных концертов.
- 10 двухорных концертов.
- 14 "Хвалебных".
- 2 литургии.
- 7 четырехголосных и 2 восьмиголосных "Херувимских".
- около 30 других песнопений, ряд обработок старинных распевов.
Часть сочинений не вошла в этот список.
Наиболее крупными по масштабу и значительными являются КОНЦЕРТЫ. Структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Наиболее типично для него последование трех частей по принципу быстро-медленно-быстро. При этом первая часть и по масштабу, и по своей весомости занимает главное место в цикле. Часто она содержит некоторые черты сонатности, но после проведения контрастной темы в тональности доминанты или параллельного мажора - ПП, происходит возвращение в основную тональность, без тематической репризы.
Форма хорового концерта отличается большей текучестью, постепенностью переходов, чем в инстр. сочинениях. Она складывается из нанизывания ряда самостоятельных тематических построений - черты барочного мышления.
Главным формообразующим принципом остается чередование tutti и небольших концертирующих групп голосов, которые обозначаются solo, но собственно к сольному пению он не прибегает, сохраняя верность древним традициям церковно-певческого искусства. В таких эпизодах голоса группируются по 2-3, иногда возникают переклички парами голосов. Б. не придерживается обязательного трехголосия, которое было нормой для партесного концерта.
У него есть ряд четырехчастных циклов с чередованием частей: медленно - быстро - медленно - быстро. При таком построении вторая часть выполняет функцию скерцо в сонатно-симфоническом цикле.
Гомофонно-гармонические по фактуре, концерты содержат довольно развитые элементы полифонии, от небольших имитационных построений до фуги, достигающей масштабов самостоятельной части. Как правило, это финалы концертов. Но у Б. нет ни одной строгой фуги, написанной с соблюдением всех композиционных правил. Возможно, композитор заботился о ясном донесении текста, поэтому голоса вступают один за другим иногда с большими промежутками. При повторении этого же текста, композитор прибегает к стреттным построениям.
Новый и интонационный строй его музыки, в концертах встречаются порой черты оперности, мелодика кантов и псальм, народно-песенные обороты, особая роль украинской песни. Все эти компоненты образуют особый интонационный сплав, имеющий мало общего с древней церковной традицией.
Условно концерты можно разделить на ранние (1-15) и поздние (16-35). Ранние концерты отличаются светлым гимническим характером, в них часто слышатся отголоски жанров марша, канта, различных танцев, трехчастные композиции. В поздних - ведущая роль переходит к лирико-филосовским образам, четырехчастные циклы.
Двухорные концерты Б. по своей структуре аналогичны однохорным, но их образный строй более однообразен.: преобладает торжественный тон. Добивается особого эффекта с помощью приемов антифонного изложения. Создает различные контрасты между группами голосов, солистов. Строгая аккордовая фактура одного хора иногда расцвечивается фигурациями другого. Но полифонии в двухорных композициях меньше.
"Хвалебные" следует отнести к торжественным концертам, одинаковы по структуре и музыкальному материалу.
В "Херувимской" Б. возвращается к простой строфической форме, характерны возвышенная простота, спокойствие, разнообразны по тематизму и форме изложения.
2 литургии на 3 и на 2 голоса предназначались для сельских и небольших городских церквей. Несложные по фактуре произведения.
Особое место занимают Б. занимают обработки старинных распевов - знаменного, киевского, болгарского и греческого. Композитор стремился сделать их близкими и доступными для слушателей, воспитанных на современном мелодико-гармоническом мышлении. Мелодия распева помещалась вверху и обычно удваивалась в терцию альтом, что сближает обработки с псалмами и кантами. Строгая аккордовая фактура с ритмически синхронным движением всех голосов.
Также Б. принадлежат несколько светских кантат, гимнов и песен.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов