рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ. - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка Вторая Опера Глинки - "руслан И Людмила" - Высшее Проявление Его Ге...

Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам народного творчества; также толчком послужила поэма А.С. Пушкина. В процессе сочинения музыка опережала слова, как и в Сусанине. А. Полевой писал: "Опера почти закончена, а текста еще нет. Странный способ писать!". В поисках либреттиста Глинка остановился на Ширкове.

Одоевский и Сенковский - первые рецензенты оперы - считали ее естественным продолжением Сусанина, второй отраслью национального направления.

Опера сочетает в себе черты сказки, былины, лирической поэмы. Лирическая атмосфера господствует с жанрами монолога, признания и размышления. Но лирическая стихия - одна из форм воплощения былинной эпопеи. Таким образом, Глинка установил эпический строй оперы.

Для композиции оперы характерны:

- принцип репризности, симметричной завершенности формы. Объединение всех 5 актов связующей аркой: опера открывается увертюрой, тематический материал которой повторен в финале 5д., также в ней сосредоточен весь образно-тематический план композиции.

- закон симметрии отразился в общем сценическом замысле: крайние акты - картины Киевской Руси, между ними - котрастные сцены сказочных приклбчений героя. Каждый из этих актов - законченное целое, обрамленное вступительными антрактами.

- сквозные сцены использует в финалах, они продвигают действие вперед.

- динамизация достигается особыми средствами - вариационными преобразованиями. Тема остается неизменной, остальное варьируется. Наряду с вариациями строгого типа с неизменной структурой темы и остинатной мелодией, широко применяются в опере приемы свободного варьирония с полифоническим развитием тем, с активным преобразованием исходного образа.

- сопоставление двух линий, принцип контраста эпического симфонизма.

 

Народные сцены "Руслана" - яркое воплощение эпической образности, дальнейшее развитие ораториальных сцен "Сусанина". Впервые в русской опере Глинкатсумел претворить строй древней обрядовой песенности, былинный распев, который он почерпнул из истоков народного мелоса, из сказовой речи, из мелодий знаменного распева.

1.Гениальным обобщением этого явилась интродукция - "неповторимо прекрасное, глубоко народное по всему своему былинно-богатырскому складу музыкально-эпическое воплощение Киева..." (Асафьев). По структуре представляет собой динамизировнное рондо, пронизанное вариационным развитием, где ГТ, рефрен - запев Баяна "Дела давно минувших дней" -,получающий далее развитие у хора и солистов, а эпизодами - две песни сказителя.

1.Интродукция обладает чертами литургийности, подчинена традиции антифонного и респонсорного пения с перекличками солиста и хора, хора и групп корифеев.

1.Под звуки гуслей (арфа и фортепиано в оркестре) првец повествует о подвигах предков. Хор отвечает ему сдержанными репликами. Первая песня Баяна, в характере былинного сказа, предвещает грозные события, борьбу героя с таинственными силами мрака. Вторая - посвящение памяти Пушкина - вносит в праздничную картину момент лирического раздумья. Песням отвечают торжественные припевы хора - здравица князю и молодым. Широкая тема Баяна каждый раз по-новому интонируется в партии Ратмира, в полифоническом развитии у хора (канон в миноре) и в заключительном гимне толпы.

2.Каватина Людмилы. Хоровой раздел "Не тужи, дитя родимое" - пятидольный женский хор, объем мелодии - секста, ладовая переменность си минора и ре мажора связывает хор с первой песней Баяна. Темповое нарастание, переменный размер 5/4 на 2/4.

3.Финал. Второй раздел - хор "Лель таинственный" - открытие Глинки, связанное со сферой обрядово-языческий интонаций. Воззвание хора к Лелю перекликаются с архаикой главной темы интродукции, и усиливает ею. Заклинательный, стихийный характер, октавно-унисонное изложение, пятидольный размер в стремительном ритме, акцентами и трелями на каждой третьей доли, си мажор.

3.Хор написан в форме вариаций на неизменную мелодию, которую Глинку развил с высочашим мастерством, что ее называют "Глинкинскими вариациями". Мелодия с минимальными изменениями проводится в октавном унисоне хора. Варьирование - в оркестровой партии: ладогармонические, тембровые и фактурные изменения, в которых подготавливается момент покушения Людмилы: дикий мотив нисходящей октавы у скрипок, хроматическая гамма флейты (2ая вариация), си минор в третьей вариации (прследней). Баллада Финна из 2д. также пример глинкинских вариаций.

4.Заключительный ансамбль с хором - "О витязи, скорей во чисто поле!" - героика после оцепенения.

5.Рассказ Головы (2д.) исполняется мужским хором в унисон, соль минор. Печальное повествование о коварстве и злобе Черномора. Завершающий тему нисходящий мотив в объеме тритона сопряжен со стихией мрачной фантастики и перекликается с темой хора в финале 1д. "Скрой от ненастья". Форма глинкинских вариаций: тема проводится трижды в строго неизменном виде, а вариации носят чисто инструментальный характер, особенно примечательна последняя вариация с хроматической фигурацией флейты.

6.Персидский хор с его сплетением восточных и лирических интонаций вводит в атмосферу 3д. Волшебные девы Наины подобно сиренам поют и манят путников в свое царство, очаровывая их. Это еще один пример глинкинских вариаций на неизменную мелодию, которая повторяется абсолютно точно и даже с известной монотонностью. Она построена на опевании основных тонов трезвучий ми мажор и до диез минора. Бесконечно вьющийся восточный напев - четыре четырехтакта с синкопой в окончании. Хор отличается красотой звучания. 1 вар. - гармоническая фигурация деревянных духовых со сковзным пунктирным ритмом и легкой вершиной на каждой слабой доле такта. 2 вар. - дуэт орнаментального соло флейты и кантабиле виолончелей. 3 вар. - ладогармоническое варьирование, мрачное остинато виолончелей в до диез миноре. В 4 вар. неожиданно вторгается речитатив-заклинание Наины.

7.4д. - хор, фантастическое сражение Руслана с Черномором - вокально-симфоническая картина. Хор Черномора комментирует сражение. О новной материал сцены - целотонная гамма.

8.Финал 5д. не сразу вводит в атмосферу праздника, складывается из 3 разделов: оплакивание спящей княжны, возвращение Руслана и чудесное пробуждение, финальный хор и ансамбль.

8.В первом разделе велика роль хора, который создает лирико-драматическкю атмосферу действия. Первый хор "Ах, ты свет, Людмила" отличает сумрачная окраска ре минора, интенсивная динамика - духовой оркестр на сцене, интонации плача и жалобы. В четырех вариациях экспрессия нарастает. Примечательна 2 вар. - тема опускается в оркестр, а в хоре - скорбные возгласы ("Горе нам!"). В 3 и 4 вар. оркестровая партия отходит на второй план, уступая место речитативному диалогу - Светозара и Фарлафа. Тема превращается в остинато низких струнных, а затем предстает в сплетении хроматических гармоний параллельного фа мажора.

8.Хоровой речитатив "Ой, Фарлав!" служит переходом ко второму хору "Не проснется птичка утром". Тональность ля минор. Последнее звено в цикле глинкинский вариаций. Тема хора на мотиве гексакорда ля минора с опеванием тонической квинты. Звучание духового оркестра сообщает ей пасторальный, лирико-жанровый оттенок. Баркарольный размер 6/8. Хроматические мотивы в средних и басовых голосах (т.11-14). В вариациях тему окружает певучая фигурация флейты, убыстренная мелодия с мотивом сексы и альтерированной 4ст. Развитие во второй вар. прерывается пророческим возгласом - "Витязь молодой сон нарушит твой!".

9.Заключительный хор венчает оперу радостным прославлением богов, юной четы и Киева. Материал увертюры использован здесь не в полном своем объеме. ГП и СП проводятся в хоре и оркестре, вместо ПП возникает новая лирическая тема Ратмира и Гориславы, родственная турецкому танцу. Форма двойная трехчастная A B A' B' A" кода. Кода хора соотнесенатсткодой увертюры. Существенное отличие связано с исключением гаммы Черномора. Тема лезгинки звучит в контрапункте с ГП, а затем самостоятельно в качестве басового остинатного голоса.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).
Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его Очень тяжело переживал революцию, и имел пло

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").
Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народн

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".
  (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка -

Жанр, форма, тонально-гармонический план.
Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями: • "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").
В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги