Реферат Курсовая Конспект
ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ. - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка (~1745-1777) Наследие Мак...
|
(~1745-1777)
Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник Пашкевича и Андошкина, старший современник Бортнянского и Фомина). Его творчество относится к 60-70 гг. 18 века. Б. Асафьев назвал Березовского предвестником "нарождавшегося русского хорового стиля эпохи екатерининского классицизма" - композитор выдвигается в перелом от позднего барокко к классицизму.
Б. создал ряд выдающихся произведений; среди них истинный шедевр русского искусства 17 века - концерт "Не отвержи мере во время старости".
Б. - первооткрыватель, основоположник нового стиля православного церковного пения: класицистский подход к гармонии, тематизму и хоровой фактуре, органичное соединение такой музыки с традиционными старославянскими текстами. Первый отечественный музыкант, пытавшийся освоить оперный жанр ("Демофонт"), поднялся до уровни европейского композитора (звание члена Болонской академии).
Трудности в исследовании жизненного пути начинаются с выяснения года рождения. По одним источникам - это 1745 год (Болховитинов, Беликов), а по другим - 1743 год (Гаррас). Родился Б. в городе Глухов Черниговской губернии (Украина), который известен своими профессиональными певческими традициями - там была основана в 1738 голу хоровая школа, регулярно поставлявшая певчих Петербургской капелле. 1753-1758 гг. - Б. прошел полный курс обучения в духовной академии в Киеве. В 1758 году Б. покинул Киев и был зачислен в качестве певца в штат музыкантов и танцоров престолонаследника Петра Федоровича, где и начал свою придворную службу. Капельмейстер Летнего театр Цоппис заметил одаренность нового певчего и давал ему уроки композиции, вокальному искусству учился у Нугциани. Вокальные успехи стали настолько заметными, что ему было поручено выступать в нескольких спектаклях (Раупах "Альцеста").
Близкое знакомство с итальянской оперой-сериа оказалось вдвойне важным для Б. Одновременно с обучением и выступлениями в операх Березовский пел в придворном хоре, который был в 1763 году переименован в Придворную певческую капеллу (ок. 100 хористов, 12 В, 13 Т, 13 А, 15 Д).
Нет сомнений, что Б. уже сочинял хоровую музыку.
В первый доитальянский период: "Вси языцы восплещите руками", "Приидите и видите", "Тебе Бога хвалим", "Господь воцарися", (самый ранний доя отечественного музыкального искусства примар классицистского цикла и фуги баховского типа), "Хвалите Господа с небес", "Не отвержи мене во время старости" (др, концерт).
В 1766 году было принято решение отправить композитора для совершенствования своего мастерства в Италию, возможно не без содействия Галуппи (который в 1765 году был приглашен в качестве придворного капельмейстера при Екатерине II). Б. был первым из России, кто поехал в Болонскую академию (Dei Filarmonici). Как гласит предание, Б. учился у самого Дж. Мартини (или у кого-то из его ближайших помощников - Маттеи). Обучение было платным, занятия проводились только индивидуально, каждый, кто желал получить академическое звание должен был пройти низшее и среднее звенья, а затем в течение года показывать себя в творческой деятельности. И лишь потом его допускали к экзамену. В 1771 году Б. подал прошение о принятии его в члены академии. На испытании предлагалась мелодия григорианского хорала для полифонической обработки по правилам строгого письма на 4 голоса. Хорал помещался в T или В как cantus firmus. Полугодом раньше Б. экзамен держал Моцарт, а одновременно - Мысливечек. Оба получила звание члена болонской академии.
Находясь в Италии, композитор писал духовные концерты и отсылал их в Петербург, среди сочинений - Литургия Иоанна Златоуста для 4хголосного мужского хора. В 1772 году впервые обратился к крупному инструментальному жанру - соната для скрипки и чембало до мажор. Одновременно Б. совершенствовался в жанре опера-сериа (изучал оперные формы и инстрментовку самостоятельно) - опера "Демофонт" для Ливорно по заказу гр. Орлова. Опера знаменует собой завершение итальянского периода.
Б. вернулся в России в расцвете сил и таланта. Но его не продвигают по службе. Но тем не менее композитор продолжает активно сочинять хоровую музыку: "Во всю землю", "Творяй ангелы", "Хвалите Господа с небес".
Именно во второй петербургский период был создан шедевр отечественной музыки 18 века - концерт "Не отвержи мене во имя старости".
Время создания концерта противоречиво. С одной стороны, все данные говорят о сочинении его в последние годы жизни Б. (композиторская техника, образны строй). С другой стороны упоминание Штелином концерта в списке сочинений для придвоной капеллы не позднее 1768 года. Но на самом деле Б. было создано два концерта - один 8миголосный, другой 4голосный.
• Известный нам концерт относится к классицизму в отечественной музыке 18 века. Но он отражает многие тенденции отечественного и западноевропейского искусства, например впитал украинскую и русскую песенность: Главная тема - классична по структуре, близка и украинским думам, и русским лирическим и некоторым историческим песням, разновидностям покаянных стихов. Начальная интонация - русская протяжная песня "Не шуми, мати, зеленая дубровушка", украинская дума - "Гей, як на славни Украини". Есть связь и с партесными барочными творениями (Титов), также использует риторические фигуры - Возшествие, Низшествие, Колесо (Дилецкий " Грамматика мусикийская").
• Есть связь концерта с заподноевропейским мотетным пассионом - хоровой, широко распространенный в Италии до 19 века. Хоровые номера таких пассионов обычно составляют 4 хоровых жанра: introitus (вступительный хор), turbae (хор толпы), choralis ( молитвенный хорал), chorus madrigalis (обобщающий хор). Существует и общность драматургическая. Текст 70 псалма исполняется в православной службе в последнюю неделю перед страстной, в то время, когда в католических соборах исполняют Страсти.
• Музыкальная форма - образец классицистской стройности: порядок расположения частей, закономерность смены темпов и размеров (схема Галлуппи).
• Б. развивает идею интонационного единства сочинения: проводит тему непрерывной линией, преобразовывая ее, но сохраняя интонационную основу. Пример 1.
• Применяет принцип modus ostinato. Б. избегает механичности, хроматизмы то ощущаются на расстоянии, то в мелодическом движении, то в гармонической вертикали. Пример 2.
• Принципы соотношения текста и музыки очень многообразны.
•- Нормой служит - интонационное соответствие подъемов, ударений и спадов в старославянском тексте и в мелодии.
•- Вводит целый ряд приемов, которые потом широко распространились в хоровой и вокальной отечественной музыке: повторение и переинтонирование одинаковых слов, в результате - фраза высвечивается с разных сторон и получает объемность.
• эмфазис - нарочитое смещение музыкального акцента.
Прототипом русского хорового цикла является псалмовый мотет a cappella венецианской и болонской школы, на это указывает сходство структуры концертов, быстрота приспособлениям иностранных композиторов к традициям русского церковного пения a cappella. Галуппи по приезду в Россию творчески применил традиционную форму мотета к старославянским текстам, и его нововвдение удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов