рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944). - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка Родился В Семье Регента, Около 13 Детей В Семье, Из Них 5Ро Закончили Синодал...

Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его

Очень тяжело переживал революцию, и имел плохие отношения с советской властью.

 

Ранние духовные произведения навеяны строгими древними распевами (Киевский, Греческий, Знаменный, Болгарский) и просты по музыкальному складу. Поздние - на теже напевы, но с новыми приемами гармонизации.

Особое отношение к тексту, он всегда ясен.

Сочинения:

http://www.sedmitza.ru/text/412040.html

Расцвет творчества Чеснокова приходится примерно на десятилетие 1906-1916 годов. В этот период издается 48 опусов его духовных и светских хоров, которые получают широкое признание (всего им написано 55 опусов, из них примерно 15 светских). Одновременно распространяется слава Чеснокова как дирижера.

 

Наиболее существенным вкладом Чеснокова в светскую хоровую литературу являются его лирические миниатюры - "хоровые романсы" a cappella - жанр весьма характерный для хоровой музыки начала XX века.

соч. 13 - Три хора, для смеш. голосов a cappella

1. Весеннее успокоение, сл. Ф.И. Тютчева

2. Пантелей целитель, сл. А. Толстого

3. Ой, ка-бы Волга матушка

соч. 28- Три хора, для смеш. голосов a cappella

1. Теплится зорька, сл. К. Гребенского

2. Минувшие дни, сл. Шелли

3. Лес, сл. А. Кольцова

соч. 29 - Три хора, для смеш. голосов a cappella

1. Эльфы

2. Альпы, сл. Ф. Тютчева

3. Не цветочек в поле вянет, сл. А. Островского

соч. 31 - Три хора для смеш. голосов a cappella

1. Ночь, сл. М. Коханского

2. Дума за думой, сл. Ф. Тютчева

3. Дубинушка, сл. Л. Трефолева

соч. 32- Три хора для смеш. голосов a cappella

1. Святый Боже, сл. К. Бальмонта

2. Зимой, сл. К.Р.

3. За рекою, за быстрой, сл. народные

соч. 35 - Три хора, для смеш. голосов a cappella

1. Август, сл. С. Копыткина

2. По пути в Иерихон, сл. В. Крестовского

3. Москва, сл. Ф. Глинки

 

Довольно большое внимание композитор уделил женским хорам (преимущественно четырехголосным) с сопровождением фортепиано и нередко фисгармонии.

соч. 2- Три хора для женских или детских голосов в сопр. фо-но

1. Ночь, сл. А. Плещеева

2. Русалка,сл. М. Лермонтова

3. Крестьянская пирушка, сл. А. Кольцова

соч. 4- Три хора для женских или детских голосов в сопр. фо-но

1. Несжатая полоса, сл. Н. Некрасова

2. Листья, сл. Ф. Тютчева

3. Дядюшка Яков, сл. Н. Некрасова

соч. 14 - Шесть хоров для женских или детских голосов в сопр. фо-но

1. Горними тихо летела душа небесами, сл. А. Толстого

2. Могила, сл. А. Кольцова

3. Яблоня, сл. с. Потресава

4. Юность, сл. П.Я. (этого нет)

5. Распустилась черёмуха, сл К.Р.

6. Зелёный шум, сл. Н. Некрасова

соч. 34 - Девять хоров для женских или детских голосов в сопр. фо-но

1. Молитва, сл. А. Пушкина

2. Колокольчики звенят, сл . А. Пушкина

3. На старом кургане, сл. Н. Никитина

4. Утром зорька, сл. Скитальца

5. Лотос, сл. Г. Гейне

6. Ходят в небе потихоньку, сл. Г. Гейне

7. Тишь, сл. Я. Полонского

8. Солнце, солнце встаёт, сл. А. Федорова

9. Катит весна, сл. Г. Гейне

К этому же жанру примыкают "Детские песни" и "Галины песенки" для голоса с фортепиано.

 

Литературная основа.

При знакомстве с хорами Чеснокова поражает пестрота имен авторов их текстов: Копыткин, Гребенский, Коханский (малоизвестные); Пушкин, Тютчев, Шелли, Гейне, Бальмонт; Никитин, Полонский, Кольцов, Плещеев, Некрасов, Ф. Глинка.

При всем разнообразии избираемых автором текстов они объединяются некоторыми жанрово-стилистическими признаками:

• яркость и простота поэтических образов, особенно связанных с картинами природы,

• несложность эмоций,

• ритмическая ясность, легко запоминающаяся рифма.

Тяготение Чеснокова к таким текстам обуславливается детской чистотой, гармоничностью и бесконфликтностью его душевного мира.

Наиболее характерное настроение чесноковских хоров - мягкая, спокойная лирика - иногда приветливая, иногда с оттенком печали.

• Светлое созерцание - " Теплится зорька", "Ночь".

• Морские пейзажи: "Русалка", "Тишь"; знойная пустыня: "По пути в Иерихон"; "Альпы"; но более всего родной "дачный" пейзаж: "Теплится зорька", "Август", "Ночь", "Зимой".

• Народное веселье -"Ах, ты, береза", "Канава".

• Представление о смерти, как об умиротворенном слиянии с природой - "Весеннее успокоение".

• Размышления о конце жизни - "Дума за думой".

• Сострадание чужому горю - "Дубинушка"

 

КРУГ ЭМОЦИЙ - Возвышенное поэтическое созерцание, сердечное, степенное веселье, светлая грусть.

НОлюбой текст служил для композитора лишь средством для воплощения основного эстетического положения его творчества: наивысшая красота - певческий звук.

Общие тенденции творчества.

Основное значение произведений Чеснокова заключается в том, что в них запечатлелись лучшие традиции русского профессионального пения a cappella.

Некоторые высказывания из книги "Хор и управление им" помогают вернее понять общие тенденции творчества Чеснокова:

"Хор a cappella представляет собою полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении".

"Обладая диапазон в 4 1/2 октавы и богатством различнейших живых вокальных красок, хор является совершеннейшим коллективом по своим возможностям художественного исполнения".

Описание звучности идеального хора: "... тихие, но широкие и полнозвучные аккорды, как волны плавно катятся на нас, где чарует ровная полноценная звучность и удивительное слияние всех голосов в едином аккорде, мы не слышим в этой объединенной звучности не только отдельных певцов, но и отдельных партий хора, все слилось и уравновесилось, чтобы образовать прекрасную звучность аккорда".

Особенности хорового письма.

1. Основной в его творческом облике была исполнительская, а не композиторская сторона, и вторая всецело подчинялась первой.

2. Хоровая инструментовка. Раскрывает голосовое богатство русских певцов (в частности басов и октавистов). Стиль инструментовки сочетает в себе несовместимые черты: выявление стихии вокальности и инструментальные принципы организации хора. В рецензиях на концерты Чеснокова постоянно говорится, что хор под его управлением - это великолепный инструмент, на котором артистически играет дирижер, что каждый голос как струна в его руках. Некоторые приемы инструментовки связаны с кругом определенным художественных образов: - поручение басам ведущей мелодической линии, нередко с октавными удвоениями, противопоствение другим голосам - произведения мрачного, скорбного характера ("Дума за думой", "Весеннее успокоение"), или богатырско-героического плана ("Лес", ср. ч. хора "Москва"). - двухголосное четырехголосие - близость к народной песни.

3. "Поющая гармония", доминирующая роль аккорда и подчинение ему других компонентов музыкального языка ("слилось и уравновесилось").

4. Фактура: расположение аккорда по обертоновому принципу, то есть соблюдает большее расстояние между нижними голосами и уплотняет верхние голоса.

С этим связаны divisi басовой партии, когда баритонам поручается квинтовый тон аккорда, часто можно встретить параллельные квинты ("Дубинушка").

В партии сопрано в узловых моментах (начало хора, цезура, каденция) Чесноков нередко помещает квинтовый тон аккорда, подчеркивает ощущение реально слышимого обертона - отзвука баса.

Удвоение сопранового терцового тона тенорами на фоне квинтового звучания басовой партии ("Теплится зорька").

 

5. Фонизм (звучность) аккорда важнее функциональности, то есть гармония в целом неотделима от хорового тембра.

Например, тонические органные пункты дают возможность "позвучать аккорду в хоре", полюбоваться им ("Канава").

 

6. Многотерцовость структуры, любовь к нонаккордам.

7. Альтерированные доминанты ("Альпы", "Теплится зорька").

8. Использование акустических свойств гармонии. Воплощая образы уродливые, дикие, вводил ув.трезвучие; пустые квинты связывал с мрачностью, строгостью характера, иногда с близостью к народной песне ("Весеннее успокоение", "Тишь", "Лес").

9. Большетерцовое сопоставление тональностей, энгармонические и внезапные модуляции. Ради эффекта красочности нередко шел на риск в смысле трудностей интонирования.

Выбор тональностей.

Чаще всего выбирал тональности F и d.

C - тональность яркая, сверкающая, блестящая ("Да здравствует Россия", "Вдоль да по речке").

G - нарядная, роскошно красочная, особенно в сопоставлении с H ("Теплится зорька", "Ночь", "Утром зорька").

F - светлая, спокойная ("Август", "Пантелей-целитель").

Но не смотря на вышеизложенное, хоровой тембр для композитора важнее семантики тональности.

 

10. Мелодика и ритмика хоров в значительной степени подчинены гармонии. В основном мелодика малоподвижна и ритмически однообразна.

Мелодия вырастает из тонов распетой гармонии - композитор поручает верхнему голосу выдержанные звуки, раскрашивая их разными гармониями, любуется неожиданными сменами функции выдержанного аккорда.

 

11. Тонкое понимание вокальной специфики, бережность к певческому аппарату, осторожность к высоким регистрам в женском хоре, стремление использовать голоса в наиболее удобной, средней тесситуре.

Большое влияние на инструментовку хоровых сочинений Чеснокова влияет состав Синодального хора. Сравнительно низкая верхняя граница сопрано, осторожное отношение к тесситуре женского хора, расчет на огромные возможности мужского хора - вокальная структура Синодального хора.

 

Обработки народных песен.

соч. 52- Три русских песни, для хора

1. Во субботу день ненастный, для 2-х гол. и 4-х гол. хора

2. Лучинушка и Дубинушка, для баса соло и 4-х гол. хора

3. Канава, для 6 запевал и 4-х гол. хора

соч. 55 - Пять рус. нар. песен для смеш. голосов a cappella

1. Во поле березонька стояла

2. Ходила младешенька по борочку

3. Сама садик я садила

3. Ах, вы сени мои, сени

5. Эй, ухнем

 

Лучшими обработками являются написанные им в 1922 году 3 хора соч. 52. В первых двух хорах композитор применяет ряд приемов, не свойственных его хоровому письму оригинальных сочинений:

- мелодическая самостоятельность голосов,

- насыщенность партий характерными песенными попевками,

- разнообразие мелодико-ритмического рисунка,

- движение параллельными трезвучаями,

- унисонные и октавные концовки.

 

В "Канаве" солисты выступают на гармоническом хоровом фоне - приемы исполнения частушки, солисты поочередно щеголяют друг перед другом.

Типичной чертой является двухголосное четырехголосие - двухголосие с дублированием сопрано тенорами и альтов басами, иногда встречается трехголосное шестиголосие.

Обычно пишет для хора с солистами и иногда начинает произведение с сольного запева (запев трех басов и трех теноров в "Дубинушке", запев сопрано в хоре "За рекой за быстрою").

Обращается не к старинным крестьянским песням, а к более современным, распеваемым также и в городе ("Ах вы, сени"). Отсюда в обработки проникают некоторые городские черты:

- двухголосие более гармонического, чем полифонического склада;

- гармонический минор;

- обороты функциональной гармонии.

В более поздних обработках теряется непосредственная связь с народным исполнением из-за пышного хорового изложения. Таков весь op. 55, а особенно хор "Сама садик я садила". Использует куплетно-вариационную форму, варьирование хоровой инструментовки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").
Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народн

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.
Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам наро

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".
  (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка -

Жанр, форма, тонально-гармонический план.
Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями: • "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").
В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги